Санкт-Петербург, 22 сентября 2008 г.
Право современных детей на религиозное воспитание, в том числе школьное, предусмотрено рядом международных документов, утверждает финский теолог, доктор наук Юри Комулайнен.
"Международные документы о правах ребенка утверждают право на здоровое возрастание, в том числе и в области религии", - заявил Ю.Комулайнен, выступая на XIV богословских собеседованиях Русской Православной Церкви и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии в Санкт-Петербурге.
Он отметил, что хотя декларации прав ребенка ООН "немногословны" в отношении религиозного воспитания, однако они закрепляют за детьми право на "гармоничное и нормальное развитие в области религии". Так, в 1959 году Генассамблея ООН определила, что ребенку нужно обеспечить возможность развиваться в том числе и "духовно" - "здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства". Конвенция о правах ребенка от 1989 года предполагает уважение права ребенка на "свободу мысли, совести и религии".
"Можно было бы утверждать, что в заявленные права ребенка все равно входит право получать религиозное воспитание", - цитирует ИНТЕРФАКС мнение теолога.
Ю.Комулайнен также рассказал о том, что, хотя в последние десятилетия в Финляндии пути Церкви и школы во многом разошлись, в финских классах, однако, преподают религию "в соответствии с верой ученика" и "в положительном духе свободы вероисповедания".
"Целями учебных программ ставится поддержание духовного возрастания ребенка. В этом смысле между школой и Церковью не существует принципиальных разногласий. Например, в содержание евангелическо-лютеранских курсов для младших классов входят такие важные для Церкви темы, как "Бог - Отец и Творец, Благословение Господне и учение Иисуса о Божией заботе", - сообщил он.
Эти темы, по его словам, включены в учебную программу "Доверие и безопасность", само название которой также указывает на ее взаимосвязь с "духовным возрастанием ученика".
Православная Церковь в Финляндии, подчеркнул Ю.Комулайнен, еще более отчетливо проводит эту взаимосвязь, называя целью преподавания православной веры "укрепление и поддержку православной самобытности ученика".
"Православное образование стремится передавать традицию своей Церкви глубже, чем это делают в Евангелическо-лютеранской церкви", - отметил финский теолог.