Лондон, 24 октября 2008 г.
В ближайшее время в Лондоне, впервые в новейшей истории, должна начаться коммерческая рекламная кампания, направленная на убеждение людей отказаться от веры в Бога. Сбор дотаций на оплату баннеров уже начался, и до конца месяца надписи «Бога, похоже, не существует. Расслабься и получай удовольствие!» появятся на бортах знаменитых лондонских двухэтажных автобусов. Эту акцию можно расценить весьма однозначно: потребительская философия, давшая трещину в период усиления экономического кризиса, пытается отыграть утраченные ею позиции в сознании обывателей.
Автором кампании стала колумнистка издания The Guardian Эриэн Шэрайн, проанонсировавшая инициативу в одной из своих колонок. Читатели газеты весьма активно отреагировали на предложение эксцентричной журналистки и начали охотно предлагать ей денежные средства на покупку рекламного пространства. После этого стихийно оформившийся оргкомитет обратился за помощью к Британскому гуманитарному обществу с просьбой помочь в организации технической стороны сбора добровольных пожертвований от атеистов. Всего за два дня было собрано более 20 тысяч евро, которых хватит на то, чтобы рекламные баннеры продержались на 30 лондонских автобусах в течение четырех недель. Сбор средств продолжается – атеисты хотят, чтобы рекламная кампания по отказу от религиозных взглядов переместилась на мониторы, расположенные в салонах общественного транспорта британской столицы. По словам организаторов, цель их акции – освободить британцев от страха перед высшими силами и познакомить их с атеизмом как «новой, альтернативной и освобождающей религией».
Кроме автобусов, рекламная кампания будет идти и в интернете – в популярной социальной сети Facebook уже создано соответствующее сообщество, где ведутся антирелигиозные дискуссии и также собираются пожертвования на атеистическую рекламу. «Наша задача – сделать так, чтобы день стал веселее», – объясняет свою активность г-жа Шэрайн. «Мы просто хотим, чтобы люди начали размышлять, а ведь это – яд для религии», – вторит ей профессор Ричард Дейкинс, активно занимающийся пропагандой антирелигиозных взглядов. «Похоже, что все проблемы британского общества побеждены и последней из них остается вера в Бога. Однако подобные рекламные акции ее вряд ли искоренят – для более эффективного достижения поставленной цели я рекомендовал бы Британскому гуманитарному обществу подать петицию в парламент с требованием запретить использование понятия «Бог» как неполиткорректного», – иронизирует по этому поводу глава аналитического отдела компании CrossMediaCommunications Александр Якуба.
«В родовом обществе единственной непререкаемой ценностью является род, в традиционном – бог и церковь, в обществе модерна – идеология. А основная характеристика общества постмодерна, в котором мы живем, – полное отсутствие какой-либо общезначимой непререкаемой ценности. Ницшеанский человек, отвергнувший Бога (идею высшего порядка), не поднялся выше и не стал сверхчеловеком, но напротив – опустился ближе к животным. В атомизированном обществе одинаковых и одиноких, где нет общей идеи, где родственные, семейные связи становятся все призрачнее, человек предоставляется сам себе. Но он не становится от этого сильнее или счастливее. Напротив, он ощущает внутреннюю пустоту. На вопрос «Иметь или быть?» современный человек все чаще отвечает «иметь». Освободившись от таких «пережитков», как мораль, семья, религия, эти люди смогли предложить взамен лишь «расслабься и получай удовольствие». Неутешительный итог многотысячелетней истории человеческой культуры», – констатирует психолог Станислав Бышок.
Анатолий Поморцев / РБК daily