Святитель Амвросий в Медиолане (таково латинское название современного Милана) признавался святым еще при жизни. Широкое почитание святителя Амвросия как на православном Западе, так и на православном Востоке возникло сразу же после его кончины, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития. Подвижническая жизнь, увенчанная высокими добродетелями, блистательное красноречие и христианское мужество, наконец, многие сочинения принесли святителю Амвросию заслуженную славу не в одной только Италии и Галлии, но и в Греции, Малой и Передней Азии, в Египте и других странах.
Амвросий Медиоланский почитается как святой Православной (память 7/20 декабря) и Католической Церквами (память 7 декабря). Миланцы свято чтят своего небесного покровителя, мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии», как часто называют Милан, административный центр крупного региона страны – Ломбардии.
Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio – посередине, planum – равнина, т.е. «посреди равнины»).
Статус города как одного из главных городов Римской республики, а впоследствии и империи быстро укрепился, и вскоре город стал административным центром Цизальпинской Галлии. С распадом империи в IV веке город становится столицей западной части Римской империи. Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт»), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию.
Амвросиева базилика – самая красивая из сохранившихся церквей романского периода – приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году. В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками – Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями.
Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба, в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».
Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия. После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий.
Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини. Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.
В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей – матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке – символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке – в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.
В миланской базилике можно обнаружить и самые ранние изображения святого Амвросия: на мозаике «Золотое небо» (около 470 г.) в капелле Сан-Витторе; на уникальном «Золотом алтаре» (около 840 г.), на мозаике IX века в центральной апсиде базилики и на кивории, датируемом второй половиной XI века. На мозаике капеллы святой представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием; он облачен в хитон, фелонь, на груди святителя крест; черты лица его индивидуализированы. Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем» – его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо.
Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия. Об этом же говорят и старые путеводители по Милану. Так, англичанин Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.
В западной иконографии святитель Амвросий нередко изображается с роем пчел у его ног, что напоминает о чудесном предзнаменовании будущего, которым было отмечено рождение святителя. Святой Амвросий родился в семье галльского наместника около 340 года. По преданию, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца, но не причинили ему никакого вреда. Пчелы улетели, оставив на детских устах мед, что заставило отца мальчика воскликнуть: «Нечто великое суждено моему сыну!»
Из жития святого, написанного в 412–413 годах его секретарем Павлином Медиоланским, известно, что местом рождения святителя является Августа Треверорум – современный Трир в Германии. Εго родители происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям. Семья будущего святителя приняла христианство в начале IV века. Старшая сестра Амвросия, Марцеллина, в 353 году постриглась в монахини. Мученица Сотерия (Соферида), пострадавшая в 304 году за исповедание христианства при гонениях во времена Диоклетиана, была двоюродной бабушкой Амвросия.
После смерти отца в 352 году семья будущего святителя переселилась в Рим, где юноша получил превосходное образование. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на латинском и греческом языках, увлекался философией и литературой. Первой должностью на государственной службе была должность адвоката, а позже – должность советника. Около 370 года будущий святитель был назначен на пост консуляра (губернатора) провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане.
В 374 году, после кончины епископа Авксентия I, сторонника арианства, в Медиолане началась острые споры между православными и арианами, за которыми последовали и беспорядки. На правах градоначальника Амвросий появился в соборе, где выбиралась кандидатура нового епископа. Желая предотвратить столкновения, Амвросий обратился к народу с призывом к спокойствию. В разгар споров о предстоящей кандидатуре и во время его речи с амвона вдруг послышался детский возглас: «Амвросий – епископ!» В этих словах ребенка собравшиеся усмотрели знамение свыше, и этот детский возглас был подхвачен всем народом. Представители обеих партий решили единодушно избрать на епископскую кафедру именно Амвросия, даже несмотря на то, что он еще был не крещен – практика позднего крещения в то время была широко распространена даже в христианских семьях.
Взойдя на епископскую кафедру, Амвросий пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни. Поначалу, не будучи слишком сведущим в богословских трудах, епископу Амвросию приходилось усердно и с азов изучать Священное Писание. Прошло некоторое время, и Амвросий вскоре стал одним из лучших эгзегетов и проповедников в Европе. Превосходное образование Амвросия позволило ему не только глубоко изучить подлинники произведений восточных отцов Церкви, но и продолжить их учение.
Одной из главных забот епископа Амвросия была борьба с влиянием арианства и утверждение Никейского символа веры. Авторитет святителя был настолько высок, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого. Решительное слово святителя было непререкаемым даже для его противников. А блестящие проповеди Амвросия привлекали в Церковь множество неофитов, среди которых был и 32-летний Августин, будущий святой, принявший святое крещение от Амвросия на Пасху 387 года. Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в империи. После того как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию и предложил публично покаяться. И император покаялся, повергшись ниц пред дверьми храма. Святитель допустил его до причастия, но не в алтаре со священнослужителями, как ранее, а перед алтарем, вместе с прочими мирянами. Авторитет епископа в народе был таков, что император вынужден был подчиниться.
Вести о добродетельном и мудром, но суровом епископе распространились далеко за пределами Медиолана. Слушать Амвросия приходили даже ученые мужи из Персии. Силой слова, а не меча убедил Амвросий царицу воинственного германского племени маркоманов отказаться от набегов на Медиолан и принять христианство. Царица сама приняла крещение, убедив также в его необходимости и своего супруга. После этого события маркоманы подписали мирный договор с Римом.
Богословские труды святителя («Изъяснение символа веры», «О воплощении», «О таинствах», три книги о Святом Духе и две книги о покаянии и проч.) раскрывают самую суть христианского учения, показывая его преимущества перед язычеством.
Последние годы жизни епископ Амвросий больше занимался литературным творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. Перу святого Амвросия принадлежит множество литургических гимнов. Ему же приписывается и создание самого известного гимна латинской Церкви – «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»). Святитель Амвросий также был автором 42 гекзаметров в подписях к фрескам базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.
Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили святому Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввел в богослужебную практику Запада антифонное пение.
С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии. Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви, с ее сильно развитым экклезиологическим измерением, – говорил 27 августа 2008 года в своем докладе в Московской духовной академии епископ Франко Джулио Брамбилла, декан Богословского факультета Северной Италии. – Изучение амвросианского обряда и его духовная практика до сих пор представляют собой один из основных мотивов амвросианского теологического самосознания, особенно в эпоху, когда секуляризация пытается размыть все существующие различия»[1].
Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики: во имя святых мучеников Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская – ныне церковь святого мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382–386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.
Последователями богословских идей святителя Амвросия в Италии были «амвросианцы» – члены католических духовных объединений «Братья святого Амвросия», основанного в 1337 году, и «Монахини святителя Амвросия», ставшего женским монашеским орденом.
В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538–1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека, доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.
В библиотеке хранятся редкие материалы, рассказывающие, как в последующие столетия после кончины святителя Амвросия постепенно достраивалась Амвросиева базилика, как украшалась она внутри и приобретала новые архитектурные компоненты. Так, слева и справа над ее крышей сегодня видны две выступающие разновысокие колокольни. Они свидетельствуют о долгом споре, продолжавшемся с начала VIII по XII столетие, между «канониками Церкви» и монахами-бенедиктинцами. Причем в современных справочниках о Милане совершенно разнятся данные о начале и завершении строительства этих колоколен, а также и о том, кому же все-таки из спорящих сторон принадлежала «самая высокая» и более «низкая, но строгой формы». Эти колокольни своей высотой якобы отражают уровень вкладов одних и других в дело развития христианской жизни в Милане.
В последнее десятилетие расширились контакты и двусторонние отношения между архиепископатом Милана и Русской Православной Церковью. В начале декабря 1997 года в Милане проходили торжества по случаю 1600-летия блаженной кончины святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В этом празднестве по приглашению архиепископа Миланского кардинала Карло Мария Мартини приняла участие делегация Русской Православной Церкви, в составе которой был и архиепископ Берлинский и Германский Феофан, совершивший при большом стечении православных паломников молебен у мощей святителя Амвросия. Во время встречи кардинала Мартини с делегацией Русской Православной Церкви обе стороны подчеркнули значение святителя Амвросия как святого неразделенной Церкви.
По истечении десяти лет своеобразным продолжением взаимного диалога 1997 года явилось проведение в сентябре 2008 года международного форума «Амвросианские чтения», где обсуждалась тема просветительской деятельности святителя Амвросия Медиоланского и современных проблем просвещения. «Чтения» проходили на базе созданной в 2006 году в Милане православной Амвросиевской общины, находящийся в юрисдикции Московского Патриархата и расположенной по адресу:San Vito al Pasquirolo – Largo Corsia dei Servi, 4, напротив Corso Europa, 14, метро San Babila (красная линия). Прихожанами этой общины, возглавляемой протоиереем Николаем Макаром, бывшим проректором Киевской духовной академии и семинарии, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.
В первых по счету «Амвросианских чтениях», оставивших заметный след в религиозно-культурной жизни Милана, на правах гостей участвовали представители курии Милана: монсиньор Джордано Ронки – хранитель миланских святынь, дон Джанфранко Боттони – заведующий отделом экуменизма и диалога курии, а также ученые-богословы из России, Украины и разных городов Италии.
Не иссякает поток православных паломников к мощам святителя Амвросия, который в равной мере почитается и на Западе, и на Востоке. Вот и 13 декабря 2008 года находящийся с визитом в Милане митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил молебен у мощей святителя и возглавил служение всенощного бдения в местной Амвросиевской общине. Здесь же будут творить церковную память святителя Амвросия и 7/20 декабря, на следующий день после памяти святителя Николая Чудотворца. В соседстве этих двух великих святителей в православном календаре усматривается глубокий смысл – их крепкое духовное родство в любви к Богу и людям.