Библия, изложенная для семейного чтения.
Книга Иудифи

"И,
И, вынув голову из мешка, показала ее и сказала им: вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, - и Господь поразил его рукою женщины. Иудифь 13:15
В восемнадцатый год царствования царя Навуходоносора, после великих побед, одержанных им над Мидийским царем Арфаксадом, последовало «повеление совершить, как он сказал, отмщение всей земле» — пойти войной на все государства Малой Азии и соседние государства за то, то они отказали ему в помощи, которой он от них требовал во время войны с царем Мидийским. По окончании совещания с сановниками своими Навуходоносор, призвав «главного вождя войска своего, Олоферна, который был вторым по нем», повелел ему выйти «против всей земли на западе за то, что не повиновались слову уст его», и объявить им, «чтобы они приготовляли землю и воду», потому что он с гневом пойдет на них, покроет «все лице земли их ногами войска» своего и предаст «ему их на расхищение». И что «долы и потоки наполнятся их ранеными, и река, запруженная трупами их, переполнится». Пленных же их рассеет он «по концам всей земли», а непокорных повелел Олоферну не щадить, но предавать «смерти и разграблению».

«И выступил в поход Олоферн со всем войском своим и с ним вышли союзники, которым от множества не было и счета». И шел, опустошая все на пути своем, «выжег жилища их и разграбил стада их, опустошил их поля и избил всех юношей их острием меча. Страх и ужас напал на жителей приморской страны, обитавших в Сидоне и Тире, на жителей Сура и Окины и Иемнаана, и все обитатели Азота и Аскалона сильно испугались его».

Услышав об этом, испугались также и сыны Израиля «и трепетали за Иерусалим и храм Господа Бога своего; потому что недавно возвратились они из плена». И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля и смирили души свои с великим усердием: и прилежно и единодушно взывали к Богу Израилеву, чтобы Он, на радость язычникам, не предал детей их на расхищение, жен их в добычу, городов наследия их на разорение, святынь их на осквернение и поругание. А Иоаким, великий священник, и все предстоящие пред Господом священники, служители Его, препоясав вретищем чресла свои, приносили непрестанные всесожжения, обеты и доброхотные дары народа».

Таким образом, прибегнув к Богу и положась на Его помощь, иудеи решили сопротивляться страшному врагу и стали готовиться к войне.

(Иудифь. 2, 1, 4, 6—9, 11, 19—20, 26—28; 4, 2—3, 9, 12, 14)

Узнав об этом, разгневался Олоферн и, призвав к себе вождей Аммона, Моава и правителей приморской страны, спросил их: скажите мне, сыны Ханаана, что это за народ, который осмеливается сопротивляться мне?

Тогда Ахиор, предводитель всех сынов Аммона, рассказал Олоферну всю известную ему чудную историю Богом хранимого народа, то наказываемого Богом, когда он уклонялся от пути, завещанного ему его Богом, то осыпаемого благами, когда он обращался к Богу своему, «потому что с ними Бог, ненавидящий неправду», и заключил свой рассказ следующим советом:

«И теперь, повелитель-господин, если есть заблуждение в этом народе, и они грешат пред Богом своим, и мы заметим, что в них есть это преткновение, то мы пойдем и победим их. А если нет в этом народе беззакония, то пусть удалится господин мой, чтобы Господь не защитил их, и Бог их не был за них, и тогда мы для всей земли будем предметом поношения».

Услышав это, вознегодовал Олоферн и все приближенные его на дерзкий совет Ахиора: «Кто ты такой, Ахиор, с наемниками Ефрема, что напророчил нам сегодня и сказал, чтобы мы не воевали с родом Израильским, потому что Бог их защищает? Кто же бог, как не Навуходоносор? Он пошлет свою силу и сотрет их с лица земли, и Бог их не избавит их. Но мы, рабы его, поразим их, как одного человека, и не устоять им против силы наших коней. Мы растопчем их; горы их упьются их кровью, равнины их наполнятся их трупами, и не станет стопа ног их против нашего лица, но гибелью погибнут они. А ты, Ахиор, высказавший слова эти в день неправды твоей, от сего дня не увидишь больше лица моего, доколе я не отомщу этому народу, пришедшему из Египта. Когда же я возвращусь, меч войска моего и толпа слуг моих пройдет по ребрам твоим, и ты падешь между ранеными их».

И приказал Олоферн отвести Ахиора в город Иудейский — Ветилую, чтобы он был вестником и свидетелем исполнения слов его. Иудеи же с радостью приняли его, когда услышали рассказ о происшедшем между ними и Олоферном. «Тогда народ пал, поклонился Богу и воззвал: Господи, Боже Небесный! воззри на их гордыню (врага) и помилуй смирение рода нашего, и призри на лице освященных Тебе в этот день. И утешили Ахиора и расхвалили его».

Между тем Олоферн «вывел всю свою конницу пред лице сынов Израилевых, бывших в Ветилуе, и, расположившись в долине, полки его овладели водами и источниками вод сынов Израиля», чтобы, истомив их жаждой, заставить сдаться.

Вскоре, видя себя окруженными неприятельскими несметными полчищами, дошедшие до изнеможения от жажды, жители Ветилуи действительно уже готовы были сдаться, что и высказывали правителю города Озии и старейшинам.

«Озия сказал им: не унывайте, братья! потерпим еще пять дней, в которые Господь Бог наш обратит милость Свою на нас, ибо Он не оставит нас вконец. Если же они пройдут, и помощь к нам не придет, — я сделаю по вашим словам».

(Иудифь. 5, 3, 17, 20—21; 6, 2—6, 10, 18—20; 7, 6, 17, 30, 31)

В это бедственное время, когда неминуемая гибель угрожала иудейскому народу, спасение его возникло в лице доблестной женщины — чистой и высокой душою и богобоязненной Иудифи.

Оставшись вдовой после мужа своего Манассии (из одного с нею колена и племени), молодая Иудифь, «красива видом и весьма привлекательна взором», жила в своем городе Ветилуе и, не снимая одежд вдовства, проводила богоугодную жизнь в посте и молитве. «И никто не укорял ее злым словом, потому что она была очень богобоязненна».

Узнав об обращении народа к Озии с предложением сдать город неприятелю и об ответе Озии, она призвала к себе Озию и двух старейшин города и сказала им: «Неправо слово ваше, которое вы сегодня сказали перед народом, что сдадите город нашим врагам, если на этих днях Господь не поможет нам. Кто же вы, искушавшие сегодня Бога и ставшие вместо Бога посреди сынов человеческих? Вот, вы теперь испытуете Господа Вседержителя, но никогда ничего не узнаете; потому что вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его? Нет, братья, не прогневляйте Господа Бога нашего! Ибо если Он не захочет помочь нам в эти пять дней, то Он имеет власть защитить нас в какие угодно Ему дни, или поразить нас перед лицем врагов наших. Не отдавайте же в залог советов Господа Бога нашего: Богу нельзя грозить, как человеку, нельзя и указывать Ему, как сыну человеческому.

Посему, ожидая от Него спасения, будем призывать Его к себе на помощь, и Он услышит голос наш, если это Ему будет угодно».

Припомнив при этом, как Господь испытывал и праотцев их, Иудифь прибавила: «Как их искушал Он (Бог) не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему».

Наконец, со святым дерзновением истинной веры, Иудифь объявила Озии и старейшинам, что она совершит дело, которое пронесется сынами рода Иудейского из рода в род, и что в продолжение дней, после которых они решили отдать город врагам, Господь посетит Израиля ее рукою.

— Сегодня ночью я выйду из города с моею служанкою, — сказала Иудифь, — только не расспрашивайте меня о моем предприятии, пока оно не совершится.

«Ступай с миром, и Господь Бог пред тобою на отмщение врагам нашим!» — сказали ей на ее слова Озия и старейшины «и вышли из шатра ее и пошли к полкам своим».

Иудифь же, отпустив начальников, «пала на лице, громким голосом воззвала к Господу и сказала: Боже, Боже мой, услышь меня вдову! Господь — имя Тебе; сокруши же их (врагов) крепость силою Твоею, и уничтожь их силу гневом Твоим, ибо они замыслили осквернить святилище Твое, поругаться над мирным селением имени славы Твоей и железом сокрушить рог Твоего жертвенника. Воззри на превозношение их, пошли гнев Твой на главы их, дай вдовьей руке моей крепость на то, что задумала я. Устами хитрости моей порази раба перед вождем, и вождя перед рабом его, и сокруши гордыню их рукою женскою; ибо не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое; но Ты Бог смиренных, Ты помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных. Так, так, Боже отца моего и Боже наследия Израилева, Владыка неба и земли, Творец вод, Царь всякого создания Твоего! Услышь молитву мою, сделай слово мое и хитрость мою раною и язвою для тех, которые задумали жестокое против завета Твоего, святаго дома Твоего, высоты Сиона и дома наследия сынов Твоих. Вразуми весь народ Твой и всякое племя, чтобы видели они, что Ты Бог, Бог всякой крепости и силы, и нет другого защитника рода Израилева, кроме Тебя».

(Иудифь. 8, 7—8, 11—17, 27, 32—35; 9, 1, 4, 8—14)

Укрепив свою душу молитвой, Иудифь оделась в лучшую одежду свою и ночью вместе со служанкою своею вышла из города по направлению к неприятельскому стану.

«Чья ты, откуда идешь и куда отправляешься?» — спросили Иудифь воины, состоявшие в передовой страже ассириян, когда она приблизилась к ним.

«Я дочь Евреев и бегу от них, потому что они будут преданы вам на истребление, — отвечала Иудифь. — Я иду к Олоферну, вождю вашего войска, возвестить слова истины и указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всею нагорною страною, так что не погибнет из мужей его ни один человек и ни одна живая душа».

«Когда эти люди слушали слова ее и всматривались в лице ее, она показалась им чудом по красоте, и они сказали ей: ты спасла душу твою, поспешив прийти к господину нашему; ступай же к шатру его, а наши проводят тебя, пока не передадут тебя ему на руки. Когда ты станешь перед ним, не бойся сердцем твоим, но выскажи слова твои, и он тебя облагодетельствует».

И Иудифь в сопровождении стражи направилась к шатру Олоферна. Услышав о появлении женщины из Ветилуи, он вышел к ней и, пораженный ее красотой, стал расспрашивать ее о причине ее прихода к нему. Тогда она сказала ему, что она «раба благочестива и день и ночь служит Богу Небесному», получила извещение от Бога своего, что иудеи будут преданы в руки Олоферна, и потому пришла к нему для избежания смерти. Вместе с тем она предупредила Олоферна, чтобы он, если не хочет быть отражен и безуспешен, не делал нападения на Ветилую до тех пор, пока иудеи не прогневают Бога, решившись употреблять пищу, запрещенную законом Моисеевым, ибо «меч не имеет силы над ними, если они не грешат пред Богом своим». Но так как они уже готовы нарушить закон, вынуждаемые недостатком в воде и пище вследствие осады, то как только соделают этот грех, то «в тот же день будут преданы тебе на погубление, — продолжала Иудифь. — Вот почему я, раба твоя, бежала от них, и Бог послал меня сделать вместе с тобою такие дела, которым изумится вся земля, где только услышат о них. Теперь, господин мой, я останусь у тебя; только пусть раба твоя по ночам выходит на долину молиться Богу, и Он откроет мне, когда они сделают свое преступление. Я приду и объявлю тебе, и ты выходи тогда со всем твоим войском, и никто из них не противостанет тебе. Я поведу тебя чрез Иудею, доколе не дойдем до Иерусалима; поставлю среди его седалище твое, и ты погонишь их (иудеев), как овец, не имеющих пастуха».

Понравились слова эти Олоферну и приближенным его; они говорили: «От края до края земли нет такой жены по красоте лица и по разумным речам».

Очарованный Иудифью Олоферн доверился ей и предоставил поступать, как ей будет угодно. И пробыла она в неприятельском лагере в отдельном шатре три дня, а по ночам выходила в долину Ветилуи и «выходя, молилась Господу, Богу Израилеву, чтоб Он направил путь ее к избавлению сынов Его народа».

В четвертый день Олоферн сделал пир, на который пригласил и еврейскую женщину, к которой «подвиглось сердце» его, и сказал ей: «Пей же и веселись с нами. А Иудифь сказала: буду пить, господин, потому что сегодня жизнь моя возвеличилась во мне больше, нежели во все дни от рождения моего».

Но, присутствуя на пиру, Иудифь не прикасалась к роскошному угощению, но ела и пила то, что было приготовлено служанкой ее. Олоферн же «любовался на нее и пил вина весьма много, сколько не пил никогда, ни в один день от рождения», так что когда кончился пир и все разошлись, то его в бессознательном состоянии уложили в шатре на постели.

При нем осталась одна Иудифь. В эту минуту представилась для нее возможность исполнить задуманное ею намерение.

«Господи! — воззвала она к Богу в эту решительную минуту, — Господи, Боже всякой силы! призри в час сей на дела рук моих к возвышению Иерусалима, ибо теперь время защитить наследие Твое и исполнить мое намерение, поразить врагов, восставших на нас».

«Потом, подойдя к столбику постели, стоявшему в головах у Олоферна, она сняла с него меч его и, приблизившись к постели, схватила волосы головы его и сказала: Господи, Боже Израиля! укрепи меня в этот день. И изо всей силы дважды ударила по шее Олоферна и сняла с него голову и, сбросив с постели тело его, взяла со столбов занавес. Спустя немного она вышла и отдала служанке своей голову Олоферна», поспешила с нею в Ветилую, пользуясь данным ей разрешением выходить вне стана на молитву. Приблизившись к воротам своего родного города, Иудифь закричала сторожившим их: «Отворите ворота! с нами Бог, Бог наш, чтобы даровать еще силу Израилю и победу над врагами, как даровал Он и сегодня». И когда, услышав голос ее, отворили ворота и сбежались все жители города и старейшины, то Иудифь сказала им громким голосом: «Хвалите Господа, что Он не удалил милости Своей от дома Израилева, но в эту ночь сокрушил врагов наших моею рукою. И, вынув голову из мешка, показала ее и сказала им: вот голова Олоферна, вождя Ассирийского войска, и вот занавес его, за которым он лежал от опьянения, и Господь поразил его рукою женщины. Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лице мое прельстило Олоферна на погибель его».

В изумлении преклонился народ и единодушно воззвал к Господу: «Благословен Ты, Боже наш, уничиживший сегодня врагов народа Твоего!» А Озия сказал Иудифи: «Благословенна ты, дочь, Всевышним Богом более всех жен на земле, и благословен Господь Бог, создавший небеса и землю и наставивший тебя на поражение головы начальника наших врагов; ибо надежда твоя не отступит от сердца людей, помнящих силу Божию, до века. Да вменит тебе это Бог в вечную славу и да наградит тебя благами за то, что ты жизни твоей не пощадила при унижении рода нашего, но выступила вперед, когда мы падали, ты, право ходившая пред Богом нашим».

«И весь народ сказал: да будет, да будет!»

И Ахиор, призванный из дома Озии, увидев голову Олоферна и узнав, что совершила Иудифь, «припал к ногам ее, поклонился ей и сказал: благословенна ты во всяком селении Иуды и во всяком народе, которые, услышав об имени твоем, изумятся».

«И видя все, что сделал Бог Израилев, искренно уверовал в Бога и присоединился к дому Израилеву».

(Иудифь. 10, 12—16; 11, 10—11, 15—21;
12, 7—8, 10, 16—20; 13, 2, 4—9, 11, 14—20; 14, 6—7, 10)

Между тем Иудифь, приказав повесить голову Олоферна на городской стене, предложила на другой день, когда настало утро, чтоб иудеи, взяв оружие, вышли отрядами на всходы горы с той целью, чтобы неприятели скорее и неожиданнее узнали о смерти своего вождя и смутились. Так и было. Увидев иудеев, ассирийские начальствующие поспешили отправиться за приказанием в шатер Олоферна и с ужасом узнали о том, что совершила еврейская женщина. «И душа их сильно смутилась», и напал страх и трепет на бывших в шатрах, «все они бросившись бежали по всем дорогам равнины и нагорной страны. И расположившиеся лагерем в нагорной стране около Ветилуи также обратились в бегство». Тогда иудеи погнались за ними и со всех сторон стали наносить им поражение, покуда они не прошли за Дамаск и за пределы его. Прочие жители Ветилуи напали на стан ассирийский, разграбили его и весьма обогатились: тридцать дней занимались они собиранием добычи, оставшейся после бегства войска Ассирийского. Иудифь присуждено было отдать шатер Олоферна со всеми бывшими в нем драгоценными вещами. Затем весь народ и старейшины его, жившие в Иерусалиме, и самый великий священник Иоаким пришли приветствовать избавительницу народа Израильского.

«И сбежались все жены Израильские видеть ее (Иудифь), и благословляли ее и составили из себя для нее хор; а она взяла в свои руки обвитые виноградными листьями жезлы и дала женщинам, бывшим с нею, и возложили они все на себя масличные венки. Она (Иудифь) шла впереди всего народа в хоре и вела за собою всех жен и начала пред всем Израилем благодарственную песнь, и весь народ подпевал эту песнь.

Воспою Господу моему песнь новую. Велик Ты, Господи, и славен, дивен силою и непобедим! Да работает Тебе всякое создание Твое: ибо Ты сказал, — и совершилось; Ты послал Духа Твоего, — и устроилось, — и нет никого, кто противостал бы гласу Твоему. Горы с водами подвигнутся с оснований, и камни, как воск, растают от лица Твоего, но к боящимся Тебя Ты благомилостив. Мала всякая жертва для вони? благоухания, и всякий тук ничтожен для всесожжения Тебе, но боящийся Господа всегда велик».

Прибыв в Иерусалим, где иудеи праздновали избавление свое от врага перед святилищем в продолжение трех месяцев, Иудифь все драгоценности Олоферна, полученные ею, «отдала в жертву Господу». По возвращении же в Ветилую жила она в имении своем и «была в свое время славною во всей земле». «И состарилась в доме мужа своего, прожив до ста пяти лет» и по смерти своей похоронена была в пещере мужа своего, Манассии. «Дом Израиля оплакивал ее семь дней. И никто более не устрашал сынов Израиля во дни Иудифи и много дней по смерти ее».

(Иудифь. 14, 19; 15, 2—3, 5—6, 11—14; 16, 13—16, 19, 21, 23—25)

13 февраля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×