Предисловие к странному празднику,
или О ценностях подлинных и мнимых

Десяток разгульных подвыпивших молодцев с грязными засаленными волосами в коричневых полотняных рубашках и клетчатых килтах с гоготом задирают подолы, позволяя всем желающим лицезреть нижние части своего тела, не прикрытые даже намеком на нижнее белье. Их молоденькие простоволосые спутницы в длинных платьях лишь смущенно хихикают, не выражая никакого удивления или порицания.

Если читатель предполагает, что эта сцена происходила в средневековье, где-нибудь на сельском празднике в глухой деревушке Горной Шотландии, то он ошибается. Все описанное имело место в марте прошлого года в центре Москвы, в самом начале улицы Новый Арбат, и называлось празднованием дня святого Патрика (далее – ДСП). Наблюдать шокирующее зрелище могли тысячи горожан, которые, откликнувшись на активную рекламу предстоящего действа, пришли на него целыми семьями. Конечно, формально программа праздника не включала в себя группового эксгибиционизма, наоборот, все выглядело вполне пристойно: парад с участием клубов любителей средневековой истории и поклонников кельтской культуры. К сожалению, проявление любви к кельтам и их истории вылилась в нечто иное, культуре прямо противоположное.

О ДСП, прочно вошедшем в реестр столичных массовых мероприятий, уже говорилось и писалось много. Дискуссия о целесообразности его проведения, поначалу шедшая весьма бурно, понемногу стихает. Не нашли поддержки призывы его запретить, не получила широкого отклика и идея «оцерковить» это празднество посредством служения православного молебна просветителю Ирландии. В итоге, когда приходится слышать или читать о том, что москвичи в очередной раз отпраздновали ДСП, возникает ощущение некоей раздвоенности. С одной стороны, апостольский подвиг святого древней неразделенной Церкви вызывает благоговейное почитание. С другой – для верующего человека однозначно неприемлемо Великим постом, который в это время идет и у православных, и у католиков, увеселительное зрелище, а именно в таком формате нам предлагается отмечать ДСП. В нынешнем году, кстати, «патричный» парад приходится и вовсе на Крестопоклонную неделю. Конечно, далеко не все отмечающие ДСП жители столицы и примкнувшие к ним энтузиасты из других городов считают себя православными. Рискну предположить, что католиками эти люди себя считают еще в меньшей степени. Процент этнических ирландцев среди участников московского ДСП ничтожно мал: ирландская диаспора в Москве составляет, по разным данным, не более 2000 человек, а с нарастанием экономического кризиса, вероятно, еще уменьшится.

Скорее всего, наши молодые сограждане – а именно они преимущественно являются зрителями и участниками ДСП – вообще не задумываются над тем, какой смысл имеет празднуемое событие. Для большинства оно просто повод погулять и, увы, основательно выпить. Но тогда причем здесь святой Патрик? Возникает парадоксальная ситуация: день памяти святого отмечают люди, совершенно не почитающие его.

В православном церковном календаре 4/17 марта, на которое приходится ДСП, отмечено другим, думается, более значимым для жителей столицы событием – днем преставления благоверного князя Даниила Московского. Здравый смысл подсказывает, что отмечать именно эту дату у москвичей куда больше оснований; по крайней мере, русский святой князь имел прямое отношение к истории нашего родного города. Проблема в том, что здравый смысл часто оказывается не у дел, когда ему противостоит чей-то весомый коммерческий интерес. Устраивать в день памяти преподобного князя Даниила парад старинных автомобилей, выставку собак и выступление военных оркестров, как это намечено на грядущий ДСП, как-то не с руки. Нет и не было у нас на Руси таких традиций. А вот поле для спекуляций на памяти древнего просветителя Ирландии оказывается весьма обширным. Помимо собак и оркестров, это «патричные»(!) вечеринки в клубах и барах с непременным зеленым пивом, открытки и сувениры с якобы символикой праздника, а на самом деле изображением мифологических персонажей, рожденных на Западе невежеством и суевериями. Все это, к большому сожалению, находит потребителей среди той части молодежи, которая и без того не слишком духовно просвещена.

Прошлогодний «патричный» парад на Новом Арбате, по сообщениям информагентств, охраняли две тысячи милиционеров. Где были эти блюстители правопорядка, когда подвыпившие разнузданные юнцы, оголив зады, позировали перед десятками фото- и видеокамер СМИ? Ведь чтобы прекратить глумление, хватило бы максимум троих сотрудников. В итоге в подсознании наших юных сограждан, пришедших поглазеть на занимательное зрелище, так и осядет мысль о том, что праздновать праздник христианского святого можно и так – разнузданно, в безобразном пьяном разгуле.

Возмущение хулиганством, по логике вещей, должны были бы в первую очередь выразить московские ирландцы, а вместе с ними подлинные любители культурных традиций Зеленого острова. Насколько я знаю, такого рода протестов не последовало.

Остается практически без внимания еще одна негативная сторона этого насквозь коммерциализованного действа. Одной из главных задач государственной информационной политики в настоящее время является формирование положительного образа России в мире. Некогда СССР устойчиво ассоциировался у западного обывателя с морозом, водкой и белыми медведями, свободно разгуливающими по улицам городов. В определенной степени эти представления живы и сейчас, поскольку усердно поддерживаются частью мировых СМИ как свидетельство искони присущей России дикости и отсталости. В нашей стране сейчас на самом высоком уровне говорится о том, что эти устоявшиеся стереотипы необходимо ломать. Для этого привлекаются PR-специалисты международного класса, тратятся немалые средства. Боюсь только, что одного такого странного праздника, после которого интернет пестрит фотографиями наших молодых сограждан, обнажающих телеса среди бела дня в самом центре Москвы, достаточно для того, чтобы свести на нет львиную долю усилий по созданию положительного образа России.

Грядет очередной ДСП. Он вновь пройдет в самом центре первопрестольной, и нет никакой гарантии, что на Новом Арбате не повторится прошлогоднее безобразие. В этой связи возникает сомнение в целесообразности проведения шоу с таким размахом и столь непредсказуемыми последствиями в самом сердце столицы, неподалеку от Кремля. Если власти города так заинтересованы в нем, то почему хотя бы не перенести все из центра подальше, за пределы Садового кольца? Думаю, никто не сочтет себя обиженным. Не уверена, что ради какой угодно акции, связанной с русским святым, если бы таковая проводилась в Ирландии, стали бы перекрывать одну из центральных улиц Дублина.

Исход дела зависит от доброй воли людей, принимающих решения. Хочется верить, что в конечном итоге коммерческие интересы не перевесят в их сознании другие ценности – чувство патриотизма и желание того, чтобы твою страну уважали.

Ольга Кирьянова

14 марта 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктор29 марта 2009, 13:37
Какие проблемы - нужно просто провести в этот день ВсеМосковский Крестный ход к мощам Святого князя Даниила например от Храма Христа Спасителя через Большую Полянку к Данилову Монастырю с пением тропарей святому князю. Объединить в этом ходе центральные приходы, собрать весь цвет православной молодежи, пригласить священство, офицеров. Наберется до десятка тысяч человек, думаю.
Это позволит нашей молодежи сделать выбор - либо с пьяными, вонючими отморозками, или с благородными, достойными сынами своего Отечества.
Да и у властей появится выбор, кому давать зеленый свет.
Сергей24 марта 2009, 02:28
Просто у тех, кто все это организовал, в угоду собственных коммерческих интересов, напрочь, отсутствует страх Божий, искринне жаль этих людей, делающих это осознано, и тех кто не осознано пляшет под их валынку.
Ольга23 марта 2009, 21:05
Считаю, что все дело в уровне культуры, воспитания и образования тех, кто участвует в подобных "праздниках". Если бы они знали историю своего народа, историю религий, историю других народов, наверное, они бы не стали участниками подобных мероприятий. С другой стороны, человек многого может и не знать, но и в данном случае участвовать в каки-либо празднованиях, о сути которых он ничего не знает, благоразумный человек не стал бы.
катя23 марта 2009, 18:03
прочитала я статью и подумала...зачем России перенимать что-то у кого-то. Я с уважением и почитанием отношусь ко всем православным святым и святым признанными Православной Церковью.
В России есть свои святые, много святых - спросите ирландцев - а омечают ли они день какого-нибудь нашего святого. я могу с уверенностью сказать что нет, спросите их о столице России - наверника большенство даже и не знает где Россия находится. а мы то что....что мы всё откого-то перенимаем, всё нам кажется что где-то лучше, а свои сокровища попираем. Люди просто не знают что по настоящему представляет из себя западная жизнь, а это сплошной ужас и моральное разложение, растление физическое и духовное, язычество в самой грубой его форме.
Наивные мы. Уровень нашего развития высокий, мы по себе другие страны судим - наивно. Нужно своё, Святую Русь, хранить. Мы не понимаем как мы богаты - у нас столько храмов, монастырей, батюшек чудесных, люди возвращаются к православной вере - вот чудо.

Во- вторых, ведь так не отмечают день святого, так отмечать - это смеятся над святынею, это грех в перую очередь. почитать святого - это в первую очередь молится ему, призывать его на помощь, сходить в храм и заказать молебен святому - вот это почитание, а не устраивать языческие зрелища.

если это культурный праздник....ну и проведите его культурно - собрались, песни по-пели, на музыкальных инструментах по-играли, документальный фильм по-смотрели и разошлись по домам, зачем же упиваться и обнажаться то..

такие празднества нужно запретить, а вместо таких празднеств лучше устроить день покаяния по всей России - чтобы в этот день все россияне выходили на площади и все хором произносили бы слова исповеди - это может быть и не реально, но толку больше бы было. Ведь в старые времена когда весь народ каялся, Бог миловал и отводил беды. а мы в беде, просто не видим этого - ослеплены мерцающими огоньками лукавого запада (как в каком-то мультфильме (не помню сейчас)...следовал огонькам и в болото попал).

Господи, спаси и помилуй Россию.
Алексей22 марта 2009, 15:25
По поводу возражений в адрес представителей Православной Церкви, я хотел бы сказать следующее:
Во-первых все что сказала автор Ольга Кирьянова - правильно,
Во-вторых - Иван, а почему вы так бурно отреагировали? Какие вам требуются выводы? И если вы настолько полны благими намерениями и жаждой справедливости то почему вы то сами не выступили с открытой критикой?
В-третих, Иван а что вы сделали сами, как я понял в суды подавать - вы против, стрелять в хулиганов никто и не предлагал, если вы не заметили... В КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции за подобные правонарушения.
А вот в отношении организаторов есть предложение возложить всю материальную ответственность - моральный ущерб, и прочее на них, поскольку именно они не смогли обеспечить культурное празднование. Могли бы наверно заключить договор с частными охранными предприятиями для обеспечения спокойного празднования, раз уж так захотелось. Пусть недовольные граждане обратятся в суд с соответствующими требованиями. Бездействие милиции если оно имело место также может быть обжаловано в порядке ч.2 ст.46 Конституции, согласно которой - "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
Алексей18 марта 2009, 21:53
Да,простит меня св.мученица Татиана,но в православном(официально)государстве,имею в виду светское,день ее памяти отмечается,да и раньше,судя по историческим описаниям,не должным образом.Прежде всего упоминается широкая и бесшабашная,студенческая пирушка.Думается,что граф Шувалов,посвящая университетский храм св.мученице,предвидя будущее,сломал бы голову выбирая небесного покровителя данного храма.Прошу простить,за строгость суждения.
Иван16 марта 2009, 22:33
Вопросы автору: какой вывод из статьи? что можете предложить? стрелять в богохульников? В суды подавать? Подайте пример, начните сбор подписей и.т.д...
Не согласны? тогда зачем всё это? людям нервы помотать, на гнев развести?
А если это обращение к организаторам, то надо это указывать, а то я сдуру на свой счет принял...
Инга16 марта 2009, 19:08
Я вот всё никак не пойму, что же это у нас за привычка такая - мусор собирать? Почему мы тащим из-за границы всё самое глупое и плохое? Я не имею ввиду святого Патрика, просветителя Ирландии - святого, достойного всяческого уважения и почитания. Я имею ввиду тот вариант празднования памяти святого, который абсолютно чужд росссийским религиозным традициям (да и ирландским, скорее всего, тоже)...
День св. Валентина, Хеллоуин, день св. Патрика... Список можно продолжить. Какой "праздник" мы стащим на западе в следующий раз?
Ольга16 марта 2009, 18:40
"В нынешнем году, кстати, «патричный» парад приходится и вовсе на Крестопоклонную неделю".
Сути дела это не меняет, но, если не ошибаюсь, Крестопоклонная неделя - следующая.
Ольга16 марта 2009, 13:55
На мой взгляд этот день - благодатная почва для деятельности православных молодежных организаций Москвы. Почему бы им не взять в свои руки этот праздник, приурочив к нему сугубое чествование, например, святых Древней Церкви, просвещавших кельтов и другие европейские племена. Можно было бы организованно, например в форме заявления, выступить с протестом против навязанного нам ДСП и предложить свой, альтернативный. Провести его, например, в том же Коломенском или Кузьминках. Администрация парков будет только рада. Устроить силами наших православных молодых исполнителей концерт духовных песнопений раннего средневековья (точно знаю, что есть люди, которые этим занимаются и вполне качественно), даже подготовить небольшое театрализованное представление на тему миссиионерского подвига святого Патрика или любого из, увы, малоизвестных христианских подвижников Европы первого тысячелетия. Все это вполне реально и дало бы право заменить нашим праздником совершенно левое шоу, которое не делает чести нашему городу.
Наталья16 марта 2009, 12:45
Хотя я не являюсь глубоко религиозным человеком, я согласна с тем, что данное действо отвратительно и позорит город.
Хотя сейчас день св. Патрика являет собой не только католический день поминовения святого, но и является своеобразным "Днем Ирландии" во всем мире, днем ирландской культуры, если хотите, все-таки мне кажется, что такое "празднование" стоит упразднить. Как человеку, глубоко уважающему и любящему ирландскую культуру, мне обидно и неприятно смотреть, как пьяные молодые люди оголяют то, что у нормальных людей принято прятать, как эти же люди буянят и безобразят. Я несколько лет подряд достаточно регулярно посещаю концерты и мероприятия, связанные с Ирландией и ирландской культурой, посещала и парад. В этом году я на него точно не пойду, так как на официальной части наверняка опять будут платформы "Пепси", "DHL", и прочая и прочая (причем тут Ирландия, у кого бы спросить?), а на неофициальной - опять будет огромное количество пьяных юных и не очень юных дураков.
Я за то, чтобы день св. Патрика отмечался в России. Но я против, чтобы он отмечался ТАК.
Анна16 марта 2009, 12:32
Да, что-то сродни дню хеллувима. На самом деле у нас так много cвятых и вообще праздников, но такого размаха празднования не удосуживался
Дмитрий15 марта 2009, 17:53
Особенно больно от таких "празднований" и такого "почитания" дня св. Патрика тем, кто изучает и любит кельтскую церковь и святость. Действительно, св. Патрик и сотни других угодников Ирландии учили совершенно другому. И мыслящей молодежи стоило бы дать почитать жития и учения таких ирландских святых, как св. Патрик, св. Финиан, прозванный учителем святых Ирландии, подвизавшийся сразу с 3000 учениками; св. Киеран, составивший строгий аскетический устав; св. чудотворец Кевин, долгое время проведший в затворе; св. Энда, основавший множество монастырей; св. Сенан, "первенец из святых Ирландии" и многих других. Это вполне может открыть глаза на многое, и даже, надеюсь, оживить душу. Примерно в то же самое время по соседству с Ирландией, "островом святых и ученых", в Англии, особенно в правление благоверного короля Альфреда Великого, его законы обращали особое внимание на соблюдение церковных праздников и постов. Например, они предписывали соблюдать Страстную и Пасхальную недели, 12 дней Рождества (Святки), день Успения Божией Матери 15 августа, праздник свв. Петра и Павла 29 июня, праздник апостола англов - св. Григория Двоеслова - 12 марта. Те, кто отказывались соблюдать Великий пост, должны были платить штраф.
Галина14 марта 2009, 23:08
Неужели мэрия Москвы не видит, что празднование в таком виде дня св.Патрика - это разновидность гей-шествия? В таком виде ведь этот праздник нтгде не проходит. Только в Москве. Это же так забавно за спиной Лужкова показать ему язык! Вспомните репетицию лишившегося помещения оркестра под видом похорон в кинофильме "Веселые ребята". То же самое и здесь. И пока мэрия будет готовиться к отражению натиска содомитов в мае, они весело и легально проводят свои шествия 17 марта. А май - это дымовая завеса. Разнузданность мартовских шествий будет наростать год от года. Они же не глупые, чтобы не понимать, что к восприятию непристойности некоторых надо приучать постепенно. Наиболее наивные, кто верил, что это празднование дня св. Патрика, отойдут, и останутся те, кто реально знал для чего это делалось с самого начала. А потом уже и в мае глупо будет запрещать что-либо.
Виктория14 марта 2009, 20:35
В любом случае у нас все-таки не Ирландия. Конечно. выпивохам лишь бы повод предложить, но уж ради этого перекрывать улицы?! Я понимаю, если бы еще в нашей стране жили ирландцы, но ведь их же нет, разве что сотрудники дипслужб и корреспонденты - все равно не наберется и сотни. В обшем, налицо еще один происк глобалистов, которые хотят насадить на нашу страну чужие ей обычаи. Кстати, недавно слышала, в Штатах в целях политкорректности ирландцам кое-где запретили праздновать ДСП. А вот тут-то их можно пожалеть. Из-за этой дурацкой политкорректности можно растерять все национальные традиции.
Ольга14 марта 2009, 13:23
Вот удивительно. Живу много лет в католической стране, и в день Св. Патрика сталкивалась только с его литургическим поминовением на Мессе. Увы, те, о ком пишете, богохульственно используют имя Св. Патрика, чтобы не назвать этот день "праздником пива", что официально выглядело бы не совсем пристойно... Остается только найти ответ на вопрос -- почему?
А о святом Патрике и о том, что он может сказать русскому человеку, можно почитать книжку протоиерея Шабанова "Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии". Если начинать знакомство с ним именно с его агиографии, а не с описания пивных вечеринок, возможно, у кого-то что-то в голове и изменится...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×