Если читатель предполагает, что эта сцена происходила в средневековье, где-нибудь на сельском празднике в глухой деревушке Горной Шотландии, то он ошибается. Все описанное имело место в марте прошлого года в центре Москвы, в самом начале улицы Новый Арбат, и называлось празднованием дня святого Патрика (далее – ДСП). Наблюдать шокирующее зрелище могли тысячи горожан, которые, откликнувшись на активную рекламу предстоящего действа, пришли на него целыми семьями. Конечно, формально программа праздника не включала в себя группового эксгибиционизма, наоборот, все выглядело вполне пристойно: парад с участием клубов любителей средневековой истории и поклонников кельтской культуры. К сожалению, проявление любви к кельтам и их истории вылилась в нечто иное, культуре прямо противоположное.
О ДСП, прочно вошедшем в реестр столичных массовых мероприятий, уже говорилось и писалось много. Дискуссия о целесообразности его проведения, поначалу шедшая весьма бурно, понемногу стихает. Не нашли поддержки призывы его запретить, не получила широкого отклика и идея «оцерковить» это празднество посредством служения православного молебна просветителю Ирландии. В итоге, когда приходится слышать или читать о том, что москвичи в очередной раз отпраздновали ДСП, возникает ощущение некоей раздвоенности. С одной стороны, апостольский подвиг святого древней неразделенной Церкви вызывает благоговейное почитание. С другой – для верующего человека однозначно неприемлемо Великим постом, который в это время идет и у православных, и у католиков, увеселительное зрелище, а именно в таком формате нам предлагается отмечать ДСП. В нынешнем году, кстати, «патричный» парад приходится и вовсе на Крестопоклонную неделю. Конечно, далеко не все отмечающие ДСП жители столицы и примкнувшие к ним энтузиасты из других городов считают себя православными. Рискну предположить, что католиками эти люди себя считают еще в меньшей степени. Процент этнических ирландцев среди участников московского ДСП ничтожно мал: ирландская диаспора в Москве составляет, по разным данным, не более 2000 человек, а с нарастанием экономического кризиса, вероятно, еще уменьшится.
В православном церковном календаре 4/17 марта, на которое приходится ДСП, отмечено другим, думается, более значимым для жителей столицы событием – днем преставления благоверного князя Даниила Московского. Здравый смысл подсказывает, что отмечать именно эту дату у москвичей куда больше оснований; по крайней мере, русский святой князь имел прямое отношение к истории нашего родного города. Проблема в том, что здравый смысл часто оказывается не у дел, когда ему противостоит чей-то весомый коммерческий интерес. Устраивать в день памяти преподобного князя Даниила парад старинных автомобилей, выставку собак и выступление военных оркестров, как это намечено на грядущий ДСП, как-то не с руки. Нет и не было у нас на Руси таких традиций. А вот поле для спекуляций на памяти древнего просветителя Ирландии оказывается весьма обширным. Помимо собак и оркестров, это «патричные»(!) вечеринки в клубах и барах с непременным зеленым пивом, открытки и сувениры с якобы символикой праздника, а на самом деле изображением мифологических персонажей, рожденных на Западе невежеством и суевериями. Все это, к большому сожалению, находит потребителей среди той части молодежи, которая и без того не слишком духовно просвещена.
Прошлогодний «патричный» парад на Новом Арбате, по сообщениям информагентств, охраняли две тысячи милиционеров. Где были эти блюстители правопорядка, когда подвыпившие разнузданные юнцы, оголив зады, позировали перед десятками фото- и видеокамер СМИ? Ведь чтобы прекратить глумление, хватило бы максимум троих сотрудников. В итоге в подсознании наших юных сограждан, пришедших поглазеть на занимательное зрелище, так и осядет мысль о том, что праздновать праздник христианского святого можно и так – разнузданно, в безобразном пьяном разгуле.
Возмущение хулиганством, по логике вещей, должны были бы в первую очередь выразить московские ирландцы, а вместе с ними подлинные любители культурных традиций Зеленого острова. Насколько я знаю, такого рода протестов не последовало.
Остается практически без внимания еще одна негативная сторона этого насквозь коммерциализованного действа. Одной из главных задач государственной информационной политики в настоящее время является формирование положительного образа России в мире. Некогда СССР устойчиво ассоциировался у западного обывателя с морозом, водкой и белыми медведями, свободно разгуливающими по улицам городов. В определенной степени эти представления живы и сейчас, поскольку усердно поддерживаются частью мировых СМИ как свидетельство искони присущей России дикости и отсталости. В нашей стране сейчас на самом высоком уровне говорится о том, что эти устоявшиеся стереотипы необходимо ломать. Для этого привлекаются PR-специалисты международного класса, тратятся немалые средства. Боюсь только, что одного такого странного праздника, после которого интернет пестрит фотографиями наших молодых сограждан, обнажающих телеса среди бела дня в самом центре Москвы, достаточно для того, чтобы свести на нет львиную долю усилий по созданию положительного образа России.
Грядет очередной ДСП. Он вновь пройдет в самом центре первопрестольной, и нет никакой гарантии, что на Новом Арбате не повторится прошлогоднее безобразие. В этой связи возникает сомнение в целесообразности проведения шоу с таким размахом и столь непредсказуемыми последствиями в самом сердце столицы, неподалеку от Кремля. Если власти города так заинтересованы в нем, то почему хотя бы не перенести все из центра подальше, за пределы Садового кольца? Думаю, никто не сочтет себя обиженным. Не уверена, что ради какой угодно акции, связанной с русским святым, если бы таковая проводилась в Ирландии, стали бы перекрывать одну из центральных улиц Дублина.
Исход дела зависит от доброй воли людей, принимающих решения. Хочется верить, что в конечном итоге коммерческие интересы не перевесят в их сознании другие ценности – чувство патриотизма и желание того, чтобы твою страну уважали.
Это позволит нашей молодежи сделать выбор - либо с пьяными, вонючими отморозками, или с благородными, достойными сынами своего Отечества.
Да и у властей появится выбор, кому давать зеленый свет.
В России есть свои святые, много святых - спросите ирландцев - а омечают ли они день какого-нибудь нашего святого. я могу с уверенностью сказать что нет, спросите их о столице России - наверника большенство даже и не знает где Россия находится. а мы то что....что мы всё откого-то перенимаем, всё нам кажется что где-то лучше, а свои сокровища попираем. Люди просто не знают что по настоящему представляет из себя западная жизнь, а это сплошной ужас и моральное разложение, растление физическое и духовное, язычество в самой грубой его форме.
Наивные мы. Уровень нашего развития высокий, мы по себе другие страны судим - наивно. Нужно своё, Святую Русь, хранить. Мы не понимаем как мы богаты - у нас столько храмов, монастырей, батюшек чудесных, люди возвращаются к православной вере - вот чудо.
Во- вторых, ведь так не отмечают день святого, так отмечать - это смеятся над святынею, это грех в перую очередь. почитать святого - это в первую очередь молится ему, призывать его на помощь, сходить в храм и заказать молебен святому - вот это почитание, а не устраивать языческие зрелища.
если это культурный праздник....ну и проведите его культурно - собрались, песни по-пели, на музыкальных инструментах по-играли, документальный фильм по-смотрели и разошлись по домам, зачем же упиваться и обнажаться то..
такие празднества нужно запретить, а вместо таких празднеств лучше устроить день покаяния по всей России - чтобы в этот день все россияне выходили на площади и все хором произносили бы слова исповеди - это может быть и не реально, но толку больше бы было. Ведь в старые времена когда весь народ каялся, Бог миловал и отводил беды. а мы в беде, просто не видим этого - ослеплены мерцающими огоньками лукавого запада (как в каком-то мультфильме (не помню сейчас)...следовал огонькам и в болото попал).
Господи, спаси и помилуй Россию.
Во-первых все что сказала автор Ольга Кирьянова - правильно,
Во-вторых - Иван, а почему вы так бурно отреагировали? Какие вам требуются выводы? И если вы настолько полны благими намерениями и жаждой справедливости то почему вы то сами не выступили с открытой критикой?
В-третих, Иван а что вы сделали сами, как я понял в суды подавать - вы против, стрелять в хулиганов никто и не предлагал, если вы не заметили... В КоАП РФ предусмотрены соответствующие санкции за подобные правонарушения.
А вот в отношении организаторов есть предложение возложить всю материальную ответственность - моральный ущерб, и прочее на них, поскольку именно они не смогли обеспечить культурное празднование. Могли бы наверно заключить договор с частными охранными предприятиями для обеспечения спокойного празднования, раз уж так захотелось. Пусть недовольные граждане обратятся в суд с соответствующими требованиями. Бездействие милиции если оно имело место также может быть обжаловано в порядке ч.2 ст.46 Конституции, согласно которой - "Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".
Не согласны? тогда зачем всё это? людям нервы помотать, на гнев развести?
А если это обращение к организаторам, то надо это указывать, а то я сдуру на свой счет принял...
День св. Валентина, Хеллоуин, день св. Патрика... Список можно продолжить. Какой "праздник" мы стащим на западе в следующий раз?
Сути дела это не меняет, но, если не ошибаюсь, Крестопоклонная неделя - следующая.
Хотя сейчас день св. Патрика являет собой не только католический день поминовения святого, но и является своеобразным "Днем Ирландии" во всем мире, днем ирландской культуры, если хотите, все-таки мне кажется, что такое "празднование" стоит упразднить. Как человеку, глубоко уважающему и любящему ирландскую культуру, мне обидно и неприятно смотреть, как пьяные молодые люди оголяют то, что у нормальных людей принято прятать, как эти же люди буянят и безобразят. Я несколько лет подряд достаточно регулярно посещаю концерты и мероприятия, связанные с Ирландией и ирландской культурой, посещала и парад. В этом году я на него точно не пойду, так как на официальной части наверняка опять будут платформы "Пепси", "DHL", и прочая и прочая (причем тут Ирландия, у кого бы спросить?), а на неофициальной - опять будет огромное количество пьяных юных и не очень юных дураков.
Я за то, чтобы день св. Патрика отмечался в России. Но я против, чтобы он отмечался ТАК.
А о святом Патрике и о том, что он может сказать русскому человеку, можно почитать книжку протоиерея Шабанова "Святой Патрик, епископ и просветитель Ирландии". Если начинать знакомство с ним именно с его агиографии, а не с описания пивных вечеринок, возможно, у кого-то что-то в голове и изменится...