Москва, 15 мая 2009 г.
Презентация книги Андрея Зайцева «Митрополит Антоний Сурожский: жизнь, творчество, миссия» состоялась 12 мая в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына и стала поводом для дискуссии об актуальных проблемах современного православия, в которой принял участие игумен Петр (Мещеринов). Книга написана православным публицистом, она вышла в 2009 г. в издательстве «Эксмо», в серии «Золотой фонд христианства» и является первым сочинением на русском языке об одном из самых известных православных деятелей ХХ в., чьи проповеди, как говорится в аннотации, вдохновляют уже несколько поколений верующих, сообщает Благовест-инфо.
То же произошло и с автором книги: он рассказал, что небольшая книжечка проповедей митрополита Антония первой попала к нему в руки, когда он юношей пришел в Церковь в 1991 г. «Я понял тогда, что он говорит именно со мной. Я не знал его лично, но, скажу смело, история нашей 15-летней дружбы не прошла даром. Мой долг перед его памятью – рассказать о том, как сам митрополит Антонии отвечал на многие главные вопросы», - так объясняет Андрей Зайцев историю создания книги. Она, несмотря на название, не является ни биографическим повествованием, ни исследованием богословского наследия Сурожского святителя. Автор построил книгу как публицистический диалог с митрополитом Антонием: выбирая актуальные темы современного православия, А. Зайцев характеризует узловые вопросы, учитывая важнейшие события церковной жизни последних лет, произошедшие уже после кончины митрополита Антония (2003 г.), и тем самым как бы задает эти вопросы владыке. Ответами являются отрывки из его проповедей, докладов, из архивных материалов личного фонда архиерея, которые помогают найти подход к решению этих проблем, дают ответ в духе Евангелия. Такой подход одобрила в своем предисловии к книге известный переводчик и издатель трудов митрополита Антония Елена Майданович.
Представление об авторском выборе тем дают названия следующих глав: «Во что верит современный человек?», «Почему православие невозможно без встречи со Христом», «Православие и Запад – две вещи несовместны», «Почему в Церкви слишком часто ищут «старцев», «Как сделать из ребенка христианина и чего не нужно для этого делать» и т.д. Например, говоря о том, насколько слова митрополита Антония актуальны для современной Церкви, А. Зайцев привел его высказывания из главы «Должна ли Церковь говорить о политике». «Митрополит Антоний никогда не отрекался от Русской Церкви, не покидал ее в самые тяжелые времена. Но в то же время он видел всю боль Русской Церкви, предугадывал проблемы, с которыми она встретится во время свободы и говорил о том, как в период возрождения сохранить независимость от государства, самостоятельность», - представлял книгу ее автор.
С темой церковно-государственных отношений в немалой степени было связано выступление игумена Петра (Мещеринова), руководителя Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития молодежи Данилова монастыря. Одна из глав книги А. Зайцева «Соборное начало в Церкви» стала поводом для его размышлений о созидании приходской жизни как подлинно общинной. По словам о. Петра, для Русской Церкви сегодня важен уникальный опыт митрополита Антония, создавшего Сурожскую епархию РПЦ именно как настоящую христианскую общину и сумевшего избежать главных опасностей общинного устроения: акцента на противопоставлении «внешним» и диаспоральной замкнутости. «Практическая экклезиология» митрополита Антония действительно была диаспоральной, но не в этническом смысле, а в плане «свободы от церковно-имперских «симфоний» и прочих «комплексов полноценности», отметил о. Петр. Что же касается элемента противопоставления, то главе Сурожской епархии удалось «поставить его на свое место: через внимание к Слову Божию и через подлинную евхаристичность» утвердить противостояние «не людям, не иным христианским конфессиям, а падшему миру сему».
Говоря о возникновении и эволюции христианской общинности, о. Петр отметил, что «естественное» складывание общины происходит, как правило, в периоды гонений. В «мирное» же время, когда Церкви ничто не угрожает, а государство настойчиво предлагает ей свою дружбу, центр жизни человека естественным образом смещается в семью и социум, а в общинах появляется «элемент искусственности». Как митрополит Антоний справился с этой проблемой? Урок его «пастырского императива» состоит в том, что он созидал «новую, несоветскую традицию солидарности между людьми», основанную на «великом уважении к человеку и его свободе». Имея в виду этот вектор, заданный митрополитом Антонием, стоит ли сейчас выдвигать задачу построения церковной общины в числе первоочередных? Не важнее ли сосредоточиться на миссионерской работе, а община сложится «сама собой», если вырастут в приходе зрелые христианские личности? Как можно опереться на уникальный опыт митрополита Антония в наши дни? Эти вопросы возникают у о. Петра при чтении и обдумывании книги Андрея Зайцева.
С первой книгой о митрополите Антонии поздравил автора сотрудник Синодальной богословской комиссии, православный публицист Александр Кырлежев, лично знавший владыку Антония. По его словам, в отличие от единственной английской книги о Сурожском митрополите, написанной секретарем епархии Джилиан Кроу, работавшей бок о бок с героем своего повествования, работа А. Зайцева отражает восприятие его наследия «человеком нового поколения». И в этом смысле рецензент нашел, что эта книга «более про Зайцева, чем про митрополита Антония». А. Кырлежев полагает, что книгу существенно дополнила бы биографическая справка о митрополите Антонии (в приложении содержится автобиографический рассказ митрополита Антония «Без записок»). Он выразил надежду, что подробная биография владыки будет создана к его 100-летию, которое будет отмечаться через 5 лет, в июне 2014 г.
В интервью «Благовест-инфо» Андрей Зайцев пояснил, что он не собирался писать биографию Сурожского архиерея. Ему важно было создать «личностный», публицистический текст, показывающий, «что значит слово митрополита Антония для молодого православного человека в сегодняшней России». Автор стремился «повернуть наследие митрополита Антония к современному миру, чтобы мы поняли, что это не какие-то тексты, которые можно только копировать и цитировать, а живое дыхание человека, что слово владыки важно, актуально и необходимо нам сейчас». Упомянув одно из самых любимых понятий митрополита Антония, А. Зайцев сказал: «Идея этой книжки – создать повод для встречи, личной встречи читателя с митрополитом Антонием. Очень надеюсь, что читатель, заглянув в мою книжку, захочет почитать тексты митрополита Антония, что книга послужит отправной точкой для тех, кто будет писать дальше».