Состоялась конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова»

Москва, 15 мая 2009 г.

Конференция «Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова)» состоялась 14 мая в Москве, в конференц-зале гостиницы «Даниловская», сообщает Благовест-инфо. По благословению Патриарха Кирилла церковный форум был организован Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП).

Как напомнил в начале конференции профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, в 2007 г. отмечалось 200-летие со дня рождения святителя Игнатия (Брянчанинова), однако возможность провести общецерковный форум появилась только сейчас.

Свое вступление А.Осипов начал с утверждения о духовной деградации современного российского общества, о «кризисе понимания того, что именно есть православная духовность». Именно в этом ключе наследие свт.Игнатия имеет огромное значение для Русской Православной Церкви (РПЦ). «Святитель Игнатий не просто свят и велик. То, что сделал он для нашей Церкви, больше никто не сделал - переложил святоотеческие творения на язык, доступный современному человеку», -- сказал А.Осипов, характеризуя духовный уровень этого человека (как, впрочем, и уровень человека XIX в.) как «нулевой и даже ниже».

Перед началом выступлений были зачитаны приветствия Патриарха Кирилла и президента ФАП Сергея Щеблыгина. Первый доклад сделал правящий архиерей епархии, в которой родился будущий святитель Игнатий, - архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) выбрал тему «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов».

«Вопрос о послушании сейчас ошельмован и искажен», - начал докладчик и посвятил свое сообщение критике младостарчества. В частности, он подверг подробному разбору недавно вышедшие две брошюры некоего иеромонаха Дормидонта - «апологета младостарчества» - о послушании. В противовес этому автору, приписывающему святителю Игнатию ревизию святоотеческого учения о послушании, архиепископ утверждал, что наше время, как и эпоха современников свт.Игнатия, имеет все признаки духовного оскудения: «В наше время в Церкви распространяется внешнее восприятие христианства, растет лицемерие, ложь. Христианство теряет силу, не становится «солью земли». Утверждения о расцвете духовной жизни сейчас не соответствуют действительности».

Говоря о разных степенях послушания, архиепископ Максимилиан отметил, что высшая его форма - послушание старцу - в наше время невозможна, прежде всего потому, что старцы «практически отсутствуют». Кроме того, нет и «ревностных послушников», как и необходимых «внешних условий для жизни в полном послушании». «Немощный старец, немощный послушник» - эта унылая пара, по слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), более всего характеризует потуги младостарческой практики. Что же делать желающим подвизаться на ниве христианского послушания? Для них сегодня доступен только такой тип послушания, как «жизнь по совету с единомысленным братом», в качестве которого могут выступать опытные духовники (докладчик назвал только два имени: упоминавшийся уже почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и духовник Свято-Троицкой лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Главное, от чего предостерегал вологодский архиепископ, - это «суррогат, профанация послушания», а также слепая «вера в старца», независимо от его поведения. Например, критикуемый Дормидонт, по словам докладчика, считает, что духовным отцом может стать даже монах, который «в своей келье с удовольствием слушает низкопробную музыку и смотрит низкопробные боевики».

В заключение архиепископ призвал со смирением признать факт духовного оскудения и «благодарить Бога, что Он воздвиг такого подвижника, как святитель Игнатий».

Выступление наместника Сретенского ставропигиального монастыря, архимандрита Тихона (Шевкунова) полемически перекликалось с докладом архиепископа Максимилиана. Кратко напомнив биографию свт.Игнатия, который уже в 25 лет стал игуменом, настоятелем монастыря, духовным отцом для многих монашествующих и мирян, о.Тихон заметил, что, появись такой человек в наше время, он непременно был бы назван «младостарцем» (каковым, кстати, и считали его современники-оптинцы, не пустившие Игнатия в свою обитель на покой, отметил архимандрит). Упомянув о той клевете и поношениях, ненависти и зависти, которые терпел свт.Игнатий в течение всей жизни, докладчик заметил, что «проблема младостарчества была во все времена». И во все времена необходимо «необычайно осторожно» относиться к выбору духовника, особенно – в наше время, учитывая прерванную традицию духовной жизни. Не исключая возможности настоящего послушания и в наши дни, о.Тихон напомнил, что свт.Игнатий выступал против «послушания без рассуждения» и против духовного руководства со стороны недостойных пастырей. Так и сейчас – людям, «истосковавшимся по духовному руководству», архимандрит порекомендовал искать духовника, являющего «глубокое смирение», уважение к воле пасомого.

Вторая часть выступления о.Тихона была посвящена вкладу свт.Игнатия в становление монашеской традиции в России. В первую очередь, речь шла об особой «влюбленности» святителя в св.отцов и о труде переложения их творений для современного читателя. Чтобы показать, насколько важен этот труд для человека ХХ и ХХI в., о.Тихон привел красноречивый пример: он рассказал историю своего покойного друга, который, страдая алкоголизмом, пропил не только все личное имущество, но и храмовую утварь. Единственное, с чем он не мог расстаться и что помогло ему в конце концов «очнуться», - это был «Отечник» святителя Игнатия.

Докладчик считает важным подчеркнуть, что пастырская, просветительская, миссионерская деятельность святителя нуждается в подробном изучении, при этом необходимо открыто признать, что при жизни Игнатия она встречала не только почитание, но и резкое неприятие. В целом же, от имени современного монашества архимандрит Тихон принес глубокую благодарность свт.Игнатию, что стало лейтмотивом его доклада.

«Святитель Игнатий – это величайший дар нашей Церкви. Он не был понят и по достоинству оценен современниками. Значение его личности раскрывается не сразу», - отметил в своем выступлении архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков). Будучи правящим архиереем на той кафедре, которую получил на склоне лет святитель Игнатий, он сделал доклад «Богословский ответ на вызовы современной общественной жизни в творениях и деятельности святителя Игнатия Брянчанинова Кавказского периода». С докладом «Старец и ученик. Заметки преподобномученика Никона (Беляева) в книге свт.Игнатия Брянчанинова «Приношение современному монашеству» выступил наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Прозвучали также сообщения профессора А.Осипова «святитель Игнатий о молитве», потомка рода Брянчаниновых, экономиста Ольги Шафрановой «О назначении настоятелей монастырей», протоиерея Максима Хижия «Новые материалы к жизнеописанию свт.Игнатия по документам российских архивов».

15 мая 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×