«Православные русские почитают святость храма Божиего»

Беседа с протоиереем Михаилом Протопоповым, благочинным штата Виктория Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ

31 мая, в неделю святых отцов семи Вселенских Соборов, русская православная община в городе Ворнамбул (Австралия) отметила свой престольный праздник и 10-летний юбилей храма, переданного РПЦЗ англиканской общиной. О жизни православных приходов Австралии, ситуации в христианских инославных общинах, взаимоотношениях между православными и инославными – беседа с благочинным штата Виктория, окормляющим приход в Ворнамбуле, протоиереем Михаилом Протопоповым.

– Отец Михаил, можно ли переход бывшего англиканского храма в Ворнамбуле в собственность русской православной общины назвать единичным подобным случаем?

– Нет, нельзя. В русской православной диаспоре, а также у сербов, греков, румын, болгар и других православных практика приобретения и использования опустевших неправославных храмов и превращение их в функционирующие приходы Православной Церкви была весьма распространена в XX столетии.

Почти все наши русские православные приходы в Австралии были основаны при оставленных католиками или англиканами церквях. Поначалу это происходило потому, что русские православные общины не имели материальной и финансовой возможности строить свои собственные церкви. В городах Аделаида, Перт и Брисбен русские православные приходы были сформированы при опустевших англиканских церквях. То же произошло и в Тасмании. В Сиднее первый русский православный храм был переделанной домашней церковью, но некоторые из других сиднейских приходов использовали церковные здания, первоначально принадлежавшие инославным.

– А как общины неправославных христиан воспринимали прибывающую русскую православную диаспору?

– Англикане очень много помогали русским православным, прибывшим в Австралию в 1920-х годах. В начале 1920-х и в течение всего XX столетия многие влиятельные англиканские священники были активными антикоммунистами, и, таким образом, были всегда точки соприкосновения между РПЦЗ и местными христианскими общинами.

Сегодня мы не имеем никаких серьезных связей ни с англиканами, ни с католиками, потому что они слишком далеко ушли от того, что так или иначе объединяло нас в прошлом. Так что мы сейчас в основном общаемся с ними по вопросам приобретения их храмов, от которых они сами отказываются.

В 1920-х годах англикане создавали новую «Книгу общей молитвы», содержание которой во многом было близко Православию. Митрополит Антоний (Храповицкий) даже говорил, что, если бы англикане приняли новую «Книгу общей молитвы», тогда различие между православными и англиканами было бы минимальным, и, возможно, они могли даже быть признаны как равные нам. К сожалению, они не приняли новую «Книгу общей молитвы», и поэтому единство между нами так никогда и не было достигнуто.

– Как православная община получила храм в Ворнамбуле?

Загрузить увеличенное изображение. 900 x 600 px. Размер файла 157088 b.  Интерьер церкви РПЦЗ в Ворнамбуле
Интерьер церкви РПЦЗ в Ворнамбуле
– Русская православная миссия в Ворнамбуле начинала свою деятельность, арендуя опустевший католический храм. Через год местная англиканская епархия предложила нам свой храм. Представители англиканской епархий решили, что им больше невыгодно поддерживать этот храм в виду значительного снижения числа прихожан. Причиной оттока от Церкви активных прихожан у англикан стало введение разных современных новшеств, вроде женского духовенства и подобных. После некоторых переговоров представители англиканской епархии с радостью отдали храм нам.

– Духовный кризис инославных христиан, приведший к закрытию англиканских и католических церквей, проявился в основном в провинции, или подобное происходит и в больших городах?

– Конечно, подобное происходит не только в сельских районах, но имеет место и в больших городах. Наш собор Покрова Пресвятой Богородицы в Мельбурне некогда был процветающим пресвитерианским собором и, по сути, тоже перешел к РПЦЗ из-за того, что лишился своих прихожан.

Продажа церковной собственности в больших масштабах – признак того неоспоримого факта, что австралийское общество живет сейчас, можно сказать, в постхристианскую эпоху. Все больше людей теряют связь с Богом, утрачивают свое религиозное сознание и духовность. 50 лет назад австралийское общество было намного более религиозным. Чада Католической Церкви начали активно отступать от веры со времени II Ватиканского Собора 1962 года.

Число прихожан Англиканской Церкви начало резко снижаться после того, как появилось допущение гомосексуалистов в духовенство, были признаны однополые браки, женское духовенство и даже женский епископат.

Закрытие англиканских, протестантских и католических храмов в сельских населенных пунктах и городах по всей Австралии происходит также вследствие того, что они испытывают огромный недостаток в священниках, монашествующих и семинаристах.

Особенно сильно отходят от веры католики. Те люди, которые были когда-то преданы своей вере, те люди, которые основывали эти храмы, сейчас ушли далеко от Католической Церкви, и вполне возможно, что их дети росли, вообще не зная христианства. Так что среди их молодежи сейчас едва ли можно найти кого-нибудь, кто пошел бы учиться в семинарию или думал бы о поступлении в монашество. Без серьезной семинарии и монашества Католическую Церковь вряд ли может ожидать светлое будущее.

Очень печально, что католические и англиканские церкви оставляются и просто продаются. У нас в храме в Ворнамбуле сохранились красивые старинные витражи, на которых есть надписи в память об основателях этого храма, и антикварная мебель, на которой тоже написаны имена первых прихожан, о вере которых теперь забывают их собственные дети. А мы, православные русские, помним этих прихожан и основателей церкви, поскольку они являются для нас «основателями святаго храма сего».

– По сравнению со столь печальным положением в Католической, Англиканской и Протестантской Церквах в Австралии, как выглядит ситуация в Православной Церкви?

– Православные Церкви в Австралии постоянно активно росли в течение всего XX века. Сейчас в Австралии 500 тысяч прихожан Константинопольского Патриархата – это самая крупная Православная Церковь здесь. Русская община насчитывает 200 тысяч человек, из которых 150 тысяч – православные прихожане. Постоянно росло и растет число прихожан других Православных Церквей: сербов, арабов, румын, болгар, македонцев и т.д.

– В наше время инославные христианские Церкви принялись за модернизацию церковной политики, литургики, миссионерской работы, церковной практики, при этом говорится об охлаждении к вере католиков, протестантов, англикан. Православная же Церковь отличается своим традиционализмом, и все больше людей приходит в ее храмы. Выходит, сама статистика свидетельствует о том, что радикальная модернизация церковной жизни наименее всего нужна, а, возможно, и вредна.

– Люди ценят в Православной Церкви постоянство; они видят духовность, они понимают, что мы не изменяем нашим правилам и традициям, а скорее изменяется индивидуально каждое отдельное чадо святой Церкви, чтобы жить по христианским заповедям. Это очень положительное качество Православной Церкви. Людям нравится традиционализм, они любят сохранять то, во что верят, и они расценивают традицию как очень важный аспект религии.

Православная Церковь становится весьма популярной, поскольку другие христианские Церкви теряют людей. А теряют людей они потому, что на высшем, официальном, уровне потеряли духовность. Многие инославные христианские Церкви потеряли свою идентичность, они не имеют теперь никакого богословия. Все, что они имеют теперь, – это некий вид социального обеспечения, гуманитарный общественный клуб.

– А в РПЦЗ были случаи продажи своей церковной собственности?

– Когда была основана Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ, то были построены маленькие временные церкви. Позже появились более основательные церковные здания. Но даже те маленькие временные домовые храмы никогда нами не продавались и не закрывались. Их не раз ремонтировали, заново благоукрашали, так что они действуют до сего дня.

Например, церковь святого Владимира – первая русская православная церковь в Сиднее – была когда-то скромной домовой церковью, но теперь, спустя много лет и после проведенной реконструкции, это прекрасный храм, который гордится своими куполами, золотыми крестами и великолепно украшенным интерьером.

Мы, православные русские, глубоко почитаем святость храма Божиего и неприкосновенность церкви. Как мне кажется, к моему сожалению, в Англиканской Церкви все меньше и меньше людей понимает это. Сейчас инославные продают свои храмы даже под ночные клубы, рестораны, бары и другие неприличные светские заведения. В Мельбурне есть дорогой ресторан под названием «Часовня на Часовне» (Chapel on Chapel). И это действительно бывшая англиканская часовня, которая располагается на улице Часовни (Chapel Street) в пригороде South Yarra. Были случаи, когда англикане, католики или протестанты превращали свои прекрасные старинные каменные соборы в жилые дома и квартиры и даже театры.

Беседовал Симеон Бойков

30 июня 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Валентин20 июля 2009, 15:51
Cetnic Найдите и посмотрите планету православия...
Наталия 9 июля 2009, 14:36
Мои родные, мои младшие племянники уже несколько лет живут в Австралии, мой старший сын иногда летает к ним гостить, они медики - педиатры, когда Австралия горела, я горячо молилась, чтобы и мои любимые не пострадали и все, попавшие в зоны огня, выбрались бы благополучно. Православная Церковь должна распространиться на все континенты, где обитают люди, на все острова. Только Православным единением в Церкви можно надеяться на будущее обетование в Боге, с любовью, прошу Ваших молитв: Наталия,сыновья Андрей и Владимир
Arbuzov 2 июля 2009, 14:10
Спасибо огромное за публикацию данной статьи! Отцу Михаилу многая лета! Православным Австралии привет от Православных Британии! Всё очень похоже на нас, как и ситуация в стране в целом в отношении веры. Обидно читать когда подчас расписывают Британию как страну традиционно религиозную во главе с Королевой и Англиканской Церковью. Обидно потому, что знаю каково приходится верующим в этой стране. Действительно пытающимся быть верными тому что они исповедуют. И ситуация не становится легче – хотя надо сказать что последнее время в прессе пытаются напомнить людям о религии. Но всё это конечно по нужде – вынуждены уже прибегнуть ко всем доступным средствам, так как развращение общества и спаивание и обнаркоманивание достигли уже рекордных размеров. Обидно также и потому, что нам Православным достаётся почитай больше всех – но никто и нигде за нас не замолвит словечко! Обидно и то, что англичане в большинстве своём черпая инфо из своей прессы не видят в Русском Православии ничего кроме бороды. А нам – достаётся и от своих и от чужих. Приедешь в Россию и коли скажешь в храме что из Англии – народ бросается врассыпную со словами (шёпот в спину): «Антихрист!» А в самой Англии боишься заикнуться о своей «религиозности» не говоря уже о каких-то правах. Так например у нас в Манчестере мы не смогли повесить подаренную нам Икону Спасителя на стене храма – соседям может не понравится. Начнутся проблемы. Могут вообще закрыть. В Пасхальную службу мне приходится отвечать за порядок и вот и трясёшься чтоб соседи не прибежали не устроили скандала что «русские по ночам кричат в своём храме» - спать не дают. Короче – проблемы и в личном плане и в любом другом – список длинный. Напоминаю также читателям в России что именно простые работяги как правило являются стабильными прихожанами здесь и именно они все пашут с утра до ночи – забывая порой о себе настолько, что приходится им напоминать, и именно они отсылают свои пОтом заработанные деньги обратно в Россию же и жертвуют на храм. «Новые» русские заезжают на кадиллаке на Пасху – мужчины прячутся в сторонке, женщины на высоких каблуках говорят нам что надо делать и что не надо, как «полагается» в Церкви и как нет – и затем год их опять не видно. Надо конечно и им должное отдать – не было бы «новых» русских – не выжили бы и простые русские. И они свой Крест несут – помоги им Господи! Однако конечно весь груз ежедневной работы в Церкви лежит на простых работящих людях. Они и на работе в три ноги и в храме в три ноги бегают. Поэтому хотелось бы чтобы русские в России понимали бы каково им достаётся. И не думали бы что здесь рай земной или рай так сказать - церковный. Немало проблем здесь и внутрицерковных. Трудно – одним словом. И вот несмотря на это – Православие процветает и живёт – а всё «ихнее» - деградирует постепенно. Вот и не надо никаких долгих богословских доказательств чья вера вернее. Ясно всё без слов. Время - самый строгий судья! Духовно ТОЖЕ приход держится на русских – имею в виду на россиянах. Русский здесь вообще НЕ национальность – а культурная принадлежность. Когда я пишу – русский – читайте – украинец, грузин, армянин, литовец – короче ВЕСЬ бывший СССР – а порой как исключение конечно и англичанин или шотландец любящий Россию! Есть конечно в Церкви и англичане – особенно если настоятель англичанин, но без русского вливания оно всё почему то не выдерживает испытания временем. Если конечно настоятель англичанин САМ питается русским духом и подлинным духом Православия в том числе – как например отец Андрей Филиппс публикуемый здесь – то дело движется нормально. Однако отец Андрей не поленился выучить наш язык! Что для нас всё равно что нам выучить японский! Я долго не мог в это поверить разговаривая с ним – но время показало – Всё понимает и даже «наши» - русские проблемы! Но он конечно – феномен. Православие НЕ национально – это понятно – НО однако Церкви делятся по национальному признаку и поэтому невольно так получается что там где греки или русские там есть некоторая надежда на устойчивость и выживаемость прихода как такового. Почему и отчего тема отдельной статьи. Однако ЦЕНТРОМ вокруг которого собираются остальные являются как правило славяне или греки. Могли бы быть и друге нации – арабы или армяне и даже англичане например – они тоже духовно одарённые нации, но там нет той – как бы сказать – физической силы, материальной поддержки да и просто количественной. Нас ведь еще и много! Но сложно всё и у нас. Бес не спит. Католики и протестанты им уже побеждены. Так что теперь МЫ – на очереди! Как например недавно у нас в Лондоне прогремел раскол как оно известно. Так что всё очень и очень сложно здесь и морально и физически. Поэтому конечно – что скрывать – хочется нам какой-то помощи с России – пусть и даже моральной. Самой пусть бы и минимальной. Хотелось бы также чтобы побольше публиковалось в России правдивых материалов о жизни Русской Церкви за границей! Приглашаю также желающих знакомиться с моими материалами на русских сайтах и знакомиться и обмениваться опытом. Многие издательства русские – наши именно т.е. Православные мне например просто не отвечают когда я присылаю материалы какие-то. Но возможно это просто качество им не нравится – здесь пусть будет моя вина. Но ведь я не только за себя тут ратую. Вообще говорю. Мне также думается что дело ведь не в литературных шедеврах – а в живом обмене опытом и общении. Принципиально не хочу свой сайт – хочу быть с нашими людьми. На наших форумах в России – как например форум «Наша Вятка»,"Сеятель" и др. а также сайт Вятский Епархии. Всем всем всем говорю и повторяю – время впереди идёт смутное и сложное – легче НЕ будет нам Православным – необходимо НАМ обьединяться и друг другу помогать по всему миру! А чтобы правильно помогать надо не парадные отчёты читать – а знать реальное положение вещей – хотя бы отчасти. Таким вот живым и правдивым словом прозвучало здесь интервью отца Михаила Протопопова. Побольше бы таких материалов и СПАСИБО еще раз! Арбузов Вятский.
Надежда 2 июля 2009, 08:44
Большая благодарность за эту статью! Я никогда не была за границей России, но всегда с большим уважением относилась к Православию русскому вне нашей Родины. В церкви особенно чувствуется молитвенная связь всех православных христиан, помоги нам всем, Господи! Очень жаль, что пустеют храмы других конфессий; но в Евангелии сам Спаситель говорит о том, что лишь "малое стадо спасется". Желаю всем православным христианам терпения, доброго здравия и вечного спасения!
Cetnic 2 июля 2009, 00:14
Спасибо за статью. Интересно, а Православие расширяет свое присутствие только за счет эмигрантов из православных стран или австралийцы, отпавшие от католицизма и англиканства, так же переходят в Православие? Есть ли новообращенные из числа эмигрантов из Китая, Филиппин, арабских стран и т.п. Успешна ли миссия? Каковы отношения между различными православными патриархатами, действующими в Австралии? Было бы интересно узнать об этом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×