– Ваше Святейшество! Скажите,
было ли для Вас все-таки неожиданным избрание
Патриархом?
– Решение Священного Синода об избрании меня Местоблюстителем Патриаршего Престола показало уровень доверия и поддержки со стороны очень уважаемых в нашей Церкви архиереев. После этого уже трудно было говорить о полной неожиданности избрания Патриархом, хотя, конечно, результаты Архиерейского и Поместного Соборов никто не знал. У меня было внутреннее спокойствие: предстояло сосредоточиться на главной задаче Местоблюстителя – оправдать оказанное доверие Священного Синода и вместе со всеми его членами наилучшим образом подготовить проведение Собора, на котором Господь и явит Свою волю, какой бы она ни оказалась. В момент, когда были оглашены результаты голосования и Блаженнейший митрополит Владимир обратился ко мне с положенным вопросом, принимаю ли я состоявшееся избрание, я отчетливо ощутил, какая огромная ответственность возлагается на меня Богом. Это чувство трудно передать словами. И вместе с тем, была в сердце уверенность, что если Господу было угодно указать на меня и возложить такое нелегкое послушание, то Он Сам и поможет его нести, ибо только на человеческие силы тут явно полагаться недостаточно. Кроме того, я видел в эти торжественные минуты лица членов Поместного Собора и осознавал, что молитвы всей Церкви, помощь архипастырей, духовенства, монашествующих, мирян будут надежной поддержкой в предстоящем служении.
– В чем Вы видите первоочередные задачи Церкви сегодня?
– Жизнь нашей Церкви преобразилась за время Первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия, и это мы с особенной силой ощутили в дни прощания с почившим Предстоятелем. Минувшие годы справедливо называют временем второго Крещения Руси, временем начала возрождения Русской Православной Церкви после десятилетий репрессий и всевозможных притеснений. Многократно увеличилось количество верующих, приходов, монастырей, учебных заведений, появились православные издательства, газеты, телеканалы. Зрелым и актуальным стало богословское осмысление современных проблем и свидетельство обществу о христианском миропонимании. Это свидетельство совершается и словом проповеди, и делом – церковным благотворительным и социальным служением. Согласно опросам общественного мнения, именно Церкви сегодня доверяет подавляющее большинство граждан стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата. Высокий уровень доверия был достигнут благодаря подвижническому труду множества священнослужителей, монашествующих, мирян, которые в тяжелых экономических и социальных условиях возрождали Церковь. Вот эту высокую планку, которую подняла энергия освобожденных от атеистического тоталитаризма людей, мы должны не только удержать, но и поднять выше.
Очень важно, чтобы верующие люди осознали, что служение Церкви – это общее дело всех ее членов, от мирянина до Патриарха. Ведь именно вовлечение народа Божия в церковное делание – и есть настоящее воцерковление, которое не сводится к усвоению каких-то внешних навыков, а означает живое чувство сопричастности верующего человека к жизни своей приходской общины и всей Церкви в целом.
Особенно это касается молодежи. Людям старшего поколения не всегда легко находить с молодыми общий язык. Иногда можно слышать и такое мнение: дескать, пусть они повзрослеют, столкнутся с проблемами – тогда сами придут в церковь. Это неправильно, молодые люди нужны Церкви сегодня. Надо смело привлекать их к трудам церковным, из объекта наших забот превратить нашу молодежь в субъект живой миссионерской деятельности, свидетельства о нашей православной вере и словом, и всей жизнью. Вот хороший пример: на недавних Рождественских чтениях выступали студенты, организовавшие общество «Старость в радость». Они оказывают помощь инвалидам и старикам в домах престарелых. Это – то самое, что завещал 900 лет назад своим сыновьям в «Поучении» великий князь Киевский Владимир Мономах: видеть в каждом старике своего отца, в старушке – мать, в сверстниках – братьев и сестер и относиться к ним, как к родным. И таких примеров – немало. Мы должны сделать так, чтобы миллионы людей, которые сегодня, отвечая на вопросы социологов, говорят, что «доверяют» Православной Церкви, завтра стали ее соработниками.
– Однако, Ваше Святейшество, ныне многие говорят и пишут как раз о деградации в последние два десятилетия общества, потере им нравственных ориентиров…
– Знаком с такой точкой зрения. Но если за семьдесят лет богоборчества не смогли вытравить из народной души веру в Бога, то и за двадцать лет «дикого капитализма» и пропаганды потребительского отношения к жизни, думаю, не удалось поколебать тысячелетние нравственные устои нашего народа. Конечно, сегодня доступность искушений и пороков, насаждение посредством многих СМИ пошлости, потребительства, культа денег перешли все мыслимые пределы. Но ведь подавляющее большинство людей, с которым мы встречаемся ежедневно и повсеместно – это порядочные, добросовестные труженики, в поте лица зарабатывающие хлеб свой насущный. Они содержат свои семьи, воспитывают детей, думают о своей земле, о родине, они отзывчивы к чужой беде, готовы к помощи и состраданию. Это наша опора. Даже если они еще и не живут полнокровной религиозной жизнью, их система ценностей по существу – православная, она сформирована нашей церковной традицией.
В прошлом году на праздновании 1020-летия Крещения Руси в Киеве я встречался с молодыми людьми, выступал перед стотысячной молодежной аудиторией на Крещатике. Из этого общения я вынес твердую убежденность, что наша молодежь – отнюдь не потерянное поколение, а люди, устремленные в будущее, открытые для Церкви и ее слова.
Возьмем еще один пример. И в России, и на Украине в прошлом году состоялись телевизионные проекты, в которых выбирали голосованием имена самых великих людей наших стран. «Именем Украины» стал князь Ростовский, Новгородский, а затем великий князь Киевский Ярослав Мудрый, «именем России» – его потомок, великий князь Владимирский, Киевский и Новгородский Александр Невский. Оба – защитники Отечества, оба – святые нашей Церкви. Если наши современники их чтят, значит, не распалась связь времен, а нравственные ориентиры – не утрачены.
– Ваша предыдущая церковная деятельность была связана в большой степени с международной деятельностью. Этот зарубежный «вектор» сегодня будет приоритетным?
– Русская Православная Церковь исполняет свою миссию в 65 странах мира, где есть ее приходы и епархии. Наша паства – украинцы, русские, молдаване, представители множества других народов – живут сегодня по всему лицу Земли, и долг Церкви – пастырски заботиться о них. Мы тесно сотрудничаем с Православными Церквами-Сестрами, ведем диалог с другими конфессиями, международными организациями. Но оба «вектора», внутренний и международный, взаимосвязаны. Уровень нашего международного влияния, нашего свидетельства напрямую зависит от того потенциала, богословского, интеллектуального, творческого, который мы имеем внутри нашей Церкви. Если мы хотим, чтобы в мире к нам прислушивались, необходимо этот потенциал укреплять и наращивать.
– Ваше Святейшество, Вы сказали, что прежде всего хотели бы навестить Киев, «мать городов русских». Чем для Вас является наша столица?
– Преподобный Нестор Летописец писал о Киеве как о месте, «откуду есть пошла русская земля». Здесь произошло главное событие в судьбе наших народов – Крещение Руси, здесь родилась наша Церковь, которая стала основой восточнославянской православной цивилизации, наследниками которой мы все являемся. Здесь же – изначальная кафедра Предстоятелей Русской Церкви. Отсюда, от древнейшей нашей святыни – Успенской Киево-Печерской лавры – по всей Руси распространилось монашество, а с ним – вера, просвещение, письменность, культура. Здесь же зародились наши летописание, богословие, книжность. Так что Киев – это начало всех наших начал. Не будем также забывать, что Москву основал великий Киевский князь Юрий Долгорукий, а первым московским святым стал митрополит Киевский Петр. Он перенес резиденцию Киевских первосвятителей в Москву, которая таким образом стала духовной столицей тогда еще единого нашего государства. Поэтому Московские Патриархи являются преемниками древних Киевских митрополитов, и при интронизации им вручается жезл святого митрополита Петра как символ духовной власти. Когда я принимал этот жезл из рук Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, я по-особому осознавал всю глубину той философии отечественной истории, которая стоит за этим обычаем. И уже в этот момент я ощущал внутреннюю потребность в скором времени посетить Киев, «святую землю» нашей Церкви, поклониться святым мощам Печерских преподобных, помолиться с нашими верующими.
– Для некоторых то, о чем Вы говорите, – это только прошлое, а нынешний день связывается с иными политическими предпочтениями. Сегодня в нашем государстве переписывается история, победы объявляются поражениями, друзья – врагами и наоборот. Гоголь после советской цензуры, когда замалчивалось в его наследии все, что прямо связано с православием и самодержавием, попал под цензуру националистическую. В изложении его творчества для школьников слова «русский», «Россия» заменяются на «украинский», «Украина» и т.д. Как к этому относиться?
– В России уже давно появилась «альтернативная» история, выходит множество «исторических» книг, основанных на небылицах. Запретить это явление невозможно, но к исторической науке оно не имеет отношения. История живет в нас, в настоящем. Историческое сознание наших народов формировалось тысячелетним единством в вере, единством в Церкви, в культуре, в испытаниях, общих трагедиях и победах. Оно хранит свою правду, и изменить его, манипулировать им очень непросто. В этом году весь мир отмечает 200-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, гениального писателя, классика и украинской, и русской, и мировой литературы. И в царское, и в советское, и в нынешнее время все российские школьники учатся патриотизму, стойкости, жертвенности на примере запорожских казаков, замечательные образы которых созданы Гоголем в повести «Тарас Бульба». Разве можно представить, чтобы юные англичане учились любить родину на примере французов, а те – на примере немцев? У нас же это ни у кого не вызывает недоумения, потому что мы по существу единый народ, мы связаны тысячами братских, родственных нитей.
Думаю, в угоду политической конъюнктуре переписывать историю, классиков – это недостойно наших великих народов. У нас общее прошлое и много одинаковых сегодняшних проблем.
– А какие бы Вы назвали?
– Назовем хотя бы одну – демографическую. И в России, и на Украине население ежегодно сокращается на сотни тысяч человек. Огромные пространства, плодородные земли, оставленные нам нашими предками, пустеют. Блаженнейший Митрополит Владимир сохранение народа назвал национальной идеей Украины, вокруг которой должно объединиться все общество. В России такую же точку зрения отстаивал А.И.Солженицын. Думаю, мы должны направить все усилия и Церкви, и наших государств, и общественности, чтобы переломить негативную тенденцию в демографии. Первые шаги уже сделаны: и в России, и на Украине начали стимулировать рождаемость материнским капиталом, выплатами серьезных пособий по рождению ребенка. И уже есть некоторые положительные сдвиги. Скажем, в России в прошлом году младенцев родилось на сто тысяч больше, чем в предыдущем. Но это только начало, проблема очень сложная. Она связана не только с состоянием экономики и социальной защищенности, но и с состоянием умов, с мировоззрением людей.
– Может ли Православная Церковь влиять на взаимоотношения между православными странами?
– И может, и должна, и влияет. Мы переживаем за наших верующих в Украине не меньше, чем за их собратьев в России или других странах. Мы молимся о том, чтобы украинское государство развивалось стабильно и мирно, чтобы было консолидированным украинское общество, чтобы государственная власть успешно отвечала на экономические и социальные вызовы, от чего напрямую зависит жизнь народа. Я убежден, что в силу ответственности перед нашей общей историей, перед многими поколениями наших общих предков, перед нашими отцами, которые миллионами гибли, защищая и Украину, и Россию, мы обязаны сделать все возможное, чтобы навсегда исключить конфликты между нашими странами в любых сферах: политической, экономической, гуманитарной. Мы должны совместно пресекать любые украинофобские или русофобские провокации. Все вопросы должны решаться в братской взаимопомощи, с опорой на плечо друг друга. Особенно это важно теперь, в период глобального кризиса: ведь только вместе мы сможем успешно преодолевать его тяжелые последствия. Я думаю, что время разделений уже минуло.
– Если во время Вашего визита состоится встреча с государственным руководством Украины, какие проблемы Вы хотели бы с ним обсудить?
– Прежде всего, те, которые волнуют Украинскую Православную Церковь, ее верующих. Это проблема статуса юридического лица для нашей Церкви, вопросы возвращения церковной собственности, экспроприированной богоборческим режимом, преподавания православных дисциплин в вузах и школах, содействия на законодательном уровне Церкви в выполнении ее миссии социального служения. Эти вопросы в той или иной степени касаются всего постсоветского пространства, но есть опыт их решения во многих странах, который и хотелось бы обсудить. Отдельный вопрос – это возрождение православного паломничества к древним святыням нашей Церкви. Ежегодно десятки миллионов россиян-туристов бороздят просторы Испании, Великобритании, Италии, Франции, знакомятся с культурой и историей этих стран, в то время как Киев и другие центры нашей Церкви и нашей культуры, не входят в число популярных маршрутов. Мы должны восстановить традиции православного паломничества, и Киев должен стать одним из мировых его центров.
– А вопросы расколов в Украине и единства Церкви?
– Безусловно, проблему расколов необходимо обсуждать и искать пути их уврачевания. Ведь расколы – это и страшный грех, и трагедия Церкви. Они ослабляют наше свидетельство об истине. Украинская Православная Церковь ведет диалог с нашими отпавшими братьями, ищет пути преодоления разделений. Но всем необходимо понимать, что расколы излечиваются не политическими, а церковными методами, а именно – на основе священных канонов Церкви. Лишь в этом случае единство будет восстановлено всерьез и надолго. Конечно, за время разделения накопились обиды, недопонимания, поэтому нужно время для восстановления доверия. Участие представителей государства в решении таких вопросов может быть только вспомогательным и очень осторожным. Известно, как в 1992 году государство пыталось «объединить» православие в Украине, в результате вместо одного раскола появились два.
– В связи с Вашим визитом многие журналисты в Украине стали опять писать о предоставлении автокефалии Украинской Православной Церкви.
– Вопрос об автокефалии встает в том случае, когда ее хотят не журналисты или политики, а сами верующие во главе со своими архипастырями и пастырями. Ситуация достаточно парадоксальная: верующие в подавляющем большинстве выступают за сохранение тысячелетнего единства Русской Церкви, архиереи тоже удовлетворены существующим статусом Украинской Православной Церкви как самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата с правами широкой автономии, наконец, Предстоятель Церкви, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир говорит о несвоевременности постановки такого вопроса – а политики и журналисты почему-то вновь и вновь говорят об автокефалии. Так для кого же автокефалия, если верующим она не нужна? И для чего? Не лучше ли нам приложить все усилия к тому, чтобы видеть Православие в Украине единым, цветущим, а с ним – цветущей и саму братскую державу. А уж затем, если жизнь это подскажет, вернемся к вопросу о статусе ее Церкви. Впрочем, любые вопросы, в том числе и политиков, и журналистов готов обсуждать, если понадобится. С радостью жду встречи с нашими верующими, и с великим, тысячелетним городом на Днепре.
– Спасибо, Ваше Святейшество, за беседу.
– И я благодарю вас, и призываю Божие благословение на труды пресс-службы УПЦ и всех православных журналистов.
Беседовал Василий Анисимов