«Мы воспринимаем эту икону как прообраз Русской Церкви»

Беседа с иереем Николаем Савченко, и.о. настоятеля Успенского собора РПЦЗ в Лондоне

– Отец Николай, вы сопровождали в России Курскую-Коренную икону Божией Матери – святыню Русского Зарубежья. Что в эти дни произвело на вас самое сильное впечатление?

– Наверное, самое сильное впечатление – это огромное количество народа, которое собиралось, чтобы почтить икону. В городе Курске на молебне, проходившем на площади перед кафедральным собором, было больше 50 тысяч человек. А когда икона находилась в Москве, то каждый день к ней приходило порядка 15 тысяч человек, в отдельные дни – около 20 тысяч. Больше людей пропустить было просто невозможно. Они шли, начиная с семи часов утра и до позднего вечера, в отдельные дни храм закрывался очень поздно – около полуночи. Рано утром обычно приходили работающие, днем – больше пенсионеры и паломники из других городов, а вечером – родители с детьми и много молодежи. Поразило такое обилие народа, который терпеливо переносил все трудности, связанные с необходимостью дождаться своей очереди, чтобы приложиться к святыне. Как правило, стоять в ней приходилось около трех часов, и люди переносили все это без ропота, без раздражения, подходили к иконе со слезами на глазах. Видно было, как они почитают Матерь Божию, насколько готовы трудиться и претерпевать лишения ради того, чтобы почтить Ее. Знаменательно, что к иконе приходило большое количество молодежи. Это свидетельство того, что Церковь в России уже давно состоит не только из бабушек, но она все больше прирастает молодым поколением, и этот процесс уже, вероятно, не остановить, что очень отрадно. Это мои самые сильные впечатления.

– Курская-Коренная икона местом своего постоянного пребывания имеет здание Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Совершаются ли паломничества к этой святыне паствой Русской Зарубежной Церкви?

– Скорее справедливее сказать, что икона прибывает к нам. Начиная с 60-х годов XX века она покидала Нью-Йорк много-много раз. Вряд ли существует хотя бы один приход в Русском Зарубежье, куда бы еще не доставляли Курскую-Коренную икону, за исключением, может быть, только совсем новых, образованных за последние год-два. Ее возили и по Европе, и по Америке, и в Австралию, и на Святую Землю. Несколько лет назад она находилась некоторое время и в нашем лондонском приходе.

К сожалению, мы в Зарубежье в некотором роде даже привыкли к этой святыне. Тем более отрадно видеть, как люди в России с трепетом и благоговением ее встречают. В последний день пребывания иконы здесь, когда совершалось патриаршее богослужение в Курской Коренной пустыни, вокруг обители стояли многотысячные толпы людей, которых не пропускали в монастырь, так как было уже просто невозможно вместить всех. Они терпеливо стояли, молились и слушали доносившиеся из динамиков звуки службы. Это, конечно, нас сильно вразумляет. Мы видим, что народ русский готов претерпеть ради Христа, и это вселяет надежду на то, что Россия и дальше будет шествовать путем духовного возрождения.

– Местом пребывания иконы изначально была именно обитель в Курске. Сейчас Курская-Коренная, как историческая святыня Русского Зарубежья, остается за рубежом. Будет ли передан в Россию список чудотворной иконы, с тем чтобы она хотя бы таким образом вернулась к нам?

– Да, сейчас этот вопрос обсуждается. В первый же день пребывания святыни в Курске Святейший Патриарх Кирилл подарил архиепископу Курскому и Рыльскому Герману икону Божией Матери «Знамение» в окладе, с тем чтобы верующие молились перед ней в то время, когда сама святыня покинет Россию. Мы, конечно, понимаем, что здесь, в России, икону чтит огромное количество верующих людей, гораздо большее, чем у нас, но, к сожалению, так оказалось, что Курская-Коренная икона – последняя святыня Русского Зарубежья. В России много святынь, а у нас их, в общем-то, почти нет. Зарубежье волей-неволей наследует эту проблему западного мира, когда мало святости и слишком много разнообразных соблазнов. Мы, в данном случае, вдобавок испытываем удаленность от Родины и порой даже отсутствие возможности услышать родной язык. Вокруг чуждая культура, которая становится все менее христианской, а духовная атмосфера все более душной и спертой. В ней все больше греха и безразличия к вечным вопросам бытия. Из-за этого повсеместного духовного оскудения мы не готовы расстаться с нашей последней святыней. Конечно, очень жаль, что в Россию так и не смогли доставить мироточивую Иверскую (Монреальскую) икону Божией Матери. Так попущено было, чтобы хранителя ее убили, и она была похищена. Это было тягчайшей трагедией для нас, но так судил Господь. Видимо, мы слишком привыкли к святыне.

– Каково, на ваш взгляд, значение события принесения в Россию Курской-Коренной иконы?

– Мы воспринимаем эту икону как прообраз Русской Церкви. Курская-Коренная икона была татарами рассечена на две части, так и Церковь была разделена надвое большевиками. Как икона соединилась, обрела целостность, так объединилась и наша Церковь. На доске иконы остался след от былого раскола для того, чтобы люди видели, что за злодеяние было совершено и какое затем произошло чудо. При объединении двух частей Русской Церкви тоже какой-то зримый след от былого разделения остается, и он служит напоминанием о милости Божией, даровавшей нам в России и Русском Зарубежье чудо обретения духовного единства. Было бы хорошо, если бы Курская-Коренная икона почаще привозилась в Россию и в Курск, в частности. Хотелось бы, чтобы и святыни из России привозились в страны Запада, что объединяло бы не только нас, но и укрепляло единство с верующими других Поместных Православных Церквей.

Пребывание Курской-Коренной иконы в России, все те отрадные события, свидетелями которых мы были в эти дни, говорят о духовном возрастании народа нашего земного Отечества. Сейчас это начинают осознавать все больше и больше людей на Западе, особенно консервативные христиане. Некоторые принимают Православие, и мы ожидаем увеличение количества таких обращений. К сожалению, в настоящее время христианские Церкви Запада – Англиканская, Епископальная, Лютеранская – переживают тяжелейший духовный кризис, в первую очередь связанный с вопросами нравственности. Они все больше провозглашают грех нормой. Католическая Церковь также испытывает последствия реформ, ведущих в сторону значительного упрощения, так что у католиков уже мало что остается от нашего общего исторического наследия. Возможно, именно поэтому наиболее мыслящие и нравственно чуткие люди на Западе с надеждой смотрят на Православие и на Россию.

С иереем Николаем Савченко
беседовала Ольга Кирьянова

28 сентября 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Николай Авдулов 3 октября 2009, 23:34
Я много размышлял над судьбой России и нас, русских, в ХХ веке. Столько "волн" иммиграции - в годы революции, в 30-ые, во время м после войны, во времена перестройки.. И большинство иммигрантов несли с собой православную культуру и веру православную.

Правильно, бездуховность на Западе, особенно у нас, в США, пугает. Страна называется христианской, говорят, что живут по христиански, а на самом деле и понятия не имеют о христианской жизни. Подавляющее большинство христиан - сектанты (протестанты разных мастей и "евангельские") и католики, православных очень мало. Но может быть Господь нас так и рассеял по свету, чтобы везде были престолы храмов православных и "малые стада" православных, которые и держат этот мир, и не дают ему ухнуть в бездну безбожия?

В России православие возраждается, крепнет, там найдутся делатели, и в первую очередь - из молодёжи. Как это отрадно сознавать! А в зарубежье - каждый православный на счету, да и рост нашей церкви - дело здесь непростое. И появление святынь из России было бы очень отрадно, может быть и не только погостить..

Анастасия 2 октября 2009, 22:21
Слава Богу за все!
Лизавета 1 октября 2009, 23:56
Виталий, думается, что эмигранты первой (да, в общем-то, и второй) не могут вернуться в Россию в силу состояния здоровья. Это люди весьма преклонного возраста, они просто физически не в состоянии. Да и возвращаться им некуда...
Из молодых потомков эмигрантов, возвращающихся в Россию, можно назвать графиню Толстую-Милославкую. Она вышла замуж за русского мужчину и живёт сейчас в Москве.
Ирина 1 октября 2009, 17:25
Оговорюсь сразу,к сожалению не могу назвать свою семью глубоко верующей,но с радостью скажу что мы на пути к ХРАМУ!Была моя знакомая в паломнической поезке в Курск,привезла в подарок две иконки,было приятно очень - спасибо ей.А мои уже взрослые дети очень живо заинтерисовались что же это за иконы,откуда,какая у них история...И еще,побывала дочь в Италии в католическом Храме.Говорит - холодно там и все чужое!А у нас даже в небольшой церкви чувствует себя как дома - светло и радостно на душе...
Вот вы просите,ГОСПОДИ ПОМОГИ!,государсто пусть поможет,обязано ведь! А ВЫ зачем рядом,кому ваши дети дороже чем вам???
Виталий30 сентября 2009, 20:28
Одну мысль затронули, которую хочется оформить в вопрос для эмигрантов (1,2 и пр волн, но 1ой особенно): а чего вы там за бугром до сих пор сидите? Вроде и коммунисты с СССР сгинули, и границы открыты, а возвращаться для отстройки России не хотите. Почему?
Сожалеете, что за границей никому святость не нужна, грех нормой становится. Так приезжайте в Россию - здесь святость нужна!! Нужна как никогда!! И здесь еще грех не стал нормой, но без вас может и такое быть. Тем более, что вы видели своими глазами весь процесс "нормализации" греха.
Лизавета30 сентября 2009, 02:52
Свежие данные от батюшки: в Курск люди в очереди к иконе стоят по 12 часов (!), в час проходит по 2 тысячи человек. Нам в Зарубежье такое и не снилось! Святынь у нас, как правильно сказал отче, очень мало. И доступ к ним очень свободный. То есть, сложно людей удивить приездом иконы или мощей, как-то прохладно мы к этому относимся. А жаль...
Марина28 сентября 2009, 19:11
Радует что столько православных пришли поклониться святыне! Когда всюду насилие над нашими душами и нравственное растление детей и молодежи, только упование на заступничество ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ помогает жить. Сейчас читала статьи о современных мультфильмах, фильмах, передачах которые призваны темными силами на погубление душ наших детей, стало так страшно, что сижу и плачу горькими слезами. Как спасти их, как защититься от этого насилия? Опять возник вопрос- почему государство нас не защищает, испокон веков -это прямая обязанность- защищать граждан !В нашем приходе тоже увеличилось количество верующих, многие ещё неосознанно ищут защиты от того ужаса в котором мы живем! СПАСИ ГОСПОДИ нас !
Арбузов Вятский28 сентября 2009, 08:48
Подписываюсь под каждым батюшкиным словом и свидетельствую что так оно и есть! И про икону всё верно и про духовный кризис Запада всё верно и про то что в России ЕСТЬ живая вера - всё верно!

Мне всегда приходится спорить именно со "свежими русскими" из России что вера в России всё таки возрождается... Вчера после службы например в трапезной по этому поводу дискуссия была. Мне говорят - (люди из Ру и Украины) - мол - народ ходит только свечки ставить и прочее - а я говорю - а здесь и свечки ставить НЕ придут! Тут отходят ОТ храма вообще, а у нас хоть и с трудом и по-захожански - а всё же идут К храму. Два противоположных таки процесса. А то что всё не идеально и много всякого - так мы же люди и где Православие - там и борьба, там и искушения, но - всё таки! Всё таки "через тернии - к звёздам" - а идут люди ко храму тысячами. Да и не надо быть таким пессимистом - грех даже, словно мы не желаем возрождения Православия. Идут люди! Идут к храму и к Церкви! Россия еще поживёт - что мы сами всё её хороним прежде смерти?

И подписываюсь под словами что хорошо бы и на Запад Святыни из России привозить - в "пустыню" нашу, хоть бы глоточек водички... пожалуста.

АВ
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×