Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 4

Часть 1, 2, 3

III. Письма[1]

"Прп.
Прп. Нил Синайский. Фрагмент иконы сиайских отцов XIII в.
Письма преп. Нила наиболее полно представлены в издании Leo Allatius’а[2], которое вошло в издание Миня[3]; они подразделяются на 4 книги. Всего имеется 1061 письмо. Значимость этого богатого наследия преп. Нила никто не может поставить под вопрос, ибо, как утверждает автор статьи о преп. Ниле в «A Dictionary of Christian Biography», «нет более богатого источника для иллюстрации жизни того времени, т. е. конца IV века, нежели эта переписка, которую преп. Нил вел со всеми слоями общества, начиная от императора и кончая простыми и неизвестными монахами»[4].

С другой стороны, письма преп. Нила свидетельствуют и об огромном авторитете, которым он пользовался в широких кругах современного ему общества. Поэтому на VII Вселенском Соборе при решении вопроса о почитании икон обе спорящие стороны в своих диспутах искали поддержку в трудах преп. Нила, которого все ценили. Два его письма – епарху Олимпиадору[5] и силенциарию Илиодору[6] – были прочитаны на четвертом заседании этого Собора (1 октября 787 года)[7].

Но, тем не менее, следует признать, что некоторые письма в той сокращенной форме, в которой они дошли до нас, не могли выйти из-под пера преп. Нила. Некоторые из этих писем состоят лишь из одного предложения с именем прилагательным (или с причастным оборотом) или же являются краткими сентенциями (нравоучениями) или извлечениями из других его писем и сочинений.

Другие письма преп. Нила, вследствие своего сходства с трудами некоторых отцов Церкви, а особенно с трудами святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Назианзина, дали повод к сомнениям в их аутентичности. Однако параллельные места, встречающиеся как в письмах преп. Нила, так и в трудах других авторов, еще не дают нам права считать сами письма недостоверными. Ведь преп. Нил, когда дело касалось догматических и экзегетических вопросов, в подтверждение своего мнения имел обыкновение приводить места из сочинений святых отцов. Эта его особенность четко прослеживается в письмах диакону Ксенодору[8] и пресвитеру Иерию[9], где преп. Нил, отвечая на вопросы Ксенодора и Иерия, опирается на епископа Цареградского свт. Иоанна Златоуста и приводит его мнение. Эти письма свидетельствуют о том, что преп. Нил стремился к тому, чтобы его наставления основывались на учении Церкви и святых отцов. Посему нередко берет он во внимание труды последних как самый надежный источник церковного учения[10]. Таким образом, параллельные места, цитаты и заимствования из трудов других святых отцов, с которыми мы встречаемся в письмах, не могут служить твердой основой для отвержения их аутентичности.

По своему содержанию письма преп. Нила могут быть подразделены на догматические, экзегетические и нравственно-аскетические.

Догматическими являются письма, направленные против язычников и иудеев, а также и против еретиков вообще, а в частности против гностиков, манихеев, оригентистов, новатиан, ариан или евномиан, македониан и аполлинаристов.

Кроме того, имеются письма, в которых преп. Нил доказывает существование Бога, повествует о Его свойствах, учит о Божественном Промысле, о троичности Лиц Божества, объясняет воплощение Спасителя, излагает учение о вечном девстве Богоматери.

Преп. Нил в письмах учит также и о том, что происхождение зла нужно искать в свободной воле. Говорит он и о первородном грехе, отчасти касается учения о Церкви и о его распространении святыми апостолами. Кроме того, имеются письма, в которых преп. Нил учит о бессмертии души, о воскресении мертвых и о вечном блаженстве.

Находим мы достаточное количество и такой переписки, в которой преп. Нил изъясняет Священное Писание. В одних письмах он толкует его аллегорически, а в других дает буквальную, историческую интерпретацию. Ветхий Завет преп. Нил обычно объясняет аллегорически. Однако он же сам в письме к пресвитеру Максиму обращает внимание на то обстоятельство, что аллегорическое истолкование событий прошлого вызвано потребностями «духовного поучения» и что тем самым он никоим образом не желает умалить их буквального смысла или же «отринуть историю». В некоторых экзегетических письмах мы встречаем этимологические объяснения ветхозаветных личных имен и топонимов.

Последняя группа писем – нравственно-аскетическая – знаменует собой богатейший и драгоценнейший вклад в древнехристианскую литературу. В этих письмах нашла свое полное отражение вся человеческая жизнь со всеми ее добродетелями и пороками. В них также указывается на то, как надлежит вести борьбу с греховными привычками и достигать духовного совершенства. Письма этой группы весьма полезны не только для монахов, но и для всех христиан.

Прежде всего, в этих письмах преп. Нил поучает нас вере в Бога и Христа Спасителя. Он часто укрепляет нашу надежду на милосердие и благость Божию, а особенно тогда, когда мы каемся в своих грехах, или когда подвергаемся искушению, или же когда нас гнетет та или иная скорбь.

Упование на Бога в письмах преп. Нила сопряжено со страхом пред Богом и с терпением. Преп. Нил неустанно призывает грешника к покаянию, живо рисуя ему силу покаяния. В этих письмах он говорит о грехах вообще и о том, почему Бог их попускает, а также описывает разные виды и состояния порочности. Преп. Нил часто указывает на главные грехи, которые необходимо всегда препобеждать в жизни. Таковы суть: безверие, хула, гордость, славолюбие (тщеславие), объедение (чревоугодие) и блуд, сребролюбие и гнев, печаль (уныние), страх и отчаяние. Наряду с этим он предлагает действенные средства борьбы с ними. В качестве таких средств он особенно отмечает веру во Христа, самоотречение, бдение, смирение, послушание, терпение и пост.

Борьба с грехами и бесами в учении преп. Нила всегда связана с упованием на стяжание вечного блаженства как награды за славную победу над ними, и это является укрепляющим стимулом в жизни.

В письмах указывается и на то, как должно переносить разные искушения. Преп. Нил учит, что разного рода скорби в сей жизни посылаются Богом для нашего спасения, и потому надлежит переносить их не только с терпением и верой, но и с благодарением и духовной радостью.

Для преодоления различных препятствий в духовной жизни преп. Нил неоднократно в своих письмах советует непрестанно пребывать в молитве, в пении псалмов и во внимательном чтении Священного Писания. Кроме того, он часто говорит как о любви к Богу, так и о любви к ближним и даже к врагам. Во многих местах преп. Нил чрезвычайно восхваляет милостыню и девство как плоды любви к людям и к Богу.

Среди писем есть и такие, которые предназначены исключительно для монахов. В них преп. Нил наставляет монахов, ободряет их и исправляет, а иногда и укоряет за скитания и непостоянство.

IV. Сентенции (нравоучительные слова) или изречения

Сентенции преп. Нила – это отдельные мысли, в которых ясно и кратко выражены морально-аскетические истины. Их число превышает 200.

1. Сборник, содержащий 99 изречений[11]

В рукописях, как сообщает Suaresius (Суаресиус)[12], этих изречений встречается 135. Последние 36 изречений были опущены, так как они представляли собой буквальные выдержки из других сочинений преп. Нила. Так, изречения 100–121 взяты из трактата «De voluntaria paupertate», а 121–135 – из трактата «De monachorum praestantia». Ф. Дегенхарт полагает[13], что эти нравоучительные слова преп. Нил написал в конце своей жизни, так как они содержат извлечения из трактата «О нестяжательности», а последний, как мы говорили выше, не мог быть написан ранее 427 года.

2. «Поучительные главы»[14]

Это сочинение в издании Миня состоит из 139 изречений, в конце которых добавлено еще 8 нравоучительных слов, взятых из диссертации Суаресиуса. О «Поучительных главах» преп. Нила мы находим свидетельства у святых отцов. Так, преп. Максим Исповедник (582–662) буквально цитирует одно изречение, а именно 28-е[15], под именем преп. Нила. Свт. Фотий в своей «Библиотеке» также упоминает об этом сочинении преп. Нила[16]. Говорит о нем и Никифор Каллист[17]. Таким образом, не возникает сомнений в том, что «Поучительные главы» написал преп. Нил.

Однако в новейшее время в связи с этими изречениями возникла трудная проблема их авторства, а особенно авторства гномического алфавита, то есть 24 изречений, с которых в издании Миня и начинаются «Поучительные главы». В некоторых рукописях они обозначены именем Евагрия Понтика. Поэтому ученые новейшего времени[18] склонны считать автором этих изречений Евагрия Понтика. Дегенхарт же защищает авторство преп. Нила, так как «живая форма, отличающаяся от сухой мудрости Евагрия, весьма напоминает стиль трактата преп. Нила “О восьми лукавых духах”». Барденхевер считает, что этот вопрос может быть разрешен лишь после тщательного исследования рукописей и сентенций Евагрия.

V. Утраченные и неаутентиченые сочинения
А. Утраченные сочинения преп. Нила

1. «О печали». В своем письме Полихронию сам преп. Нил говорит, что охотно исполняет его просьбу и высылает ему написанную для него самого и для его благочестивых друзей книгу «О печали»[19]. Это место свидетельствует о впоследствии утерянном сочинении преп. Нила.

Письмо Полихронию Haidacher (Хайдахер) включает в число неаутентичных писем, так как в нем находятся места, буквально заимствованные из предисловия к трактату свт. Иоанна Златоуста «О печали», предназначенного для монаха Деметрия. Но, как мы уже ранее отмечали, преп. Нил часто прибегал к буквальным заимствованиям из трудов святителя. Поэтому встречаемые нами общие им места не дают основания к отрицанию аутентичности письма Полихронию. Может быть Полихроний, как справедливо замечает Дегенхарт, был таким же глубоким почитателем свт. Иоанна Златоуста, как и Ксенодор, которому преп. Нил отвечал на вопросы словами святого Иоанна Златоуста. Преп. Нил поступал с цитатами из свт. Иоанна Златоуста точно так же, как это ныне делают поклонники какого-либо писателя. Свое сопроводительное письмо он написал словами учителя, который был одинаково почитаем и составителем письма, и адресатом[20].

2. Трактат «Против эллинов», о котором свидетельствует Никифор Каллист, по мнению сего последнего следовало бы поставить на первое место[21]. Интересно предположение К. Хойсси, что, возможно, у Никифора Каллиста речь идет лишь о каком-то сборнике писем преп. Нила, имеющих полемический характер[22].

3. Безусловно, перу преп. Нила принадлежит впоследствии утерянный «Комментарий к Песни песней». Об этом нам ясно свидетельствуют Прокопий Газский (VI век) и Михаил Пселл (XI век).

Прокопий Газский в своем труде «Комментарий к Песни песней»[23] 61 раз приводит цитаты с именем преп. Нила. Как само количество указанных мест, так и их объем заставляют нас сделать вывод о том, что Прокопий брал этот материал из утраченного «Комментария к Песни песней», написанного преп. Нилом. В качестве доказательства того, что автором упомянутого комментария является именно преп. Нил Синайский, а не какой-то другой Нил, служит то обстоятельство, что сам преп. Нил в своих письмах истолковывает некоторые стихи из Песни песней точно так же, как это процитировано у Прокопия.

Второе тому доказательство мы находим у Михаила Пселла. Ему принадлежит компилятивный труд «Ерминия»[24], во многих местах которого он приводит истолкование отдельных мест Песни песней. Это совместное изложение толкований трех святых отцов дает основание предположению, как кстати отмечает Барденхевер, что «все три упомянутых святых отца в истолковании Песни песней полностью или во всяком случае по большей части идут одним и тем же путем»[25].

4. Свт. Фотий в своей «Библиотеке»[26] приводит пять фрагментов из проповедей преп. Нила: два больших отрывка из его проповеди на Пасху и три более кратких – из проповеди на Вознесение. Все эти отрывки находятся у Миня в 79-м томе, посвященном преп. Нилу[27].

5. У преп. Анастасия Синаита (вторая половина VII века) в его «Вопрошаниях»[28] находится фрагмент, взятый из труда преп. Нила, написанного «Евкарпием монахом». Этот Евкарпий, несомненно, идентичен с Евкарпием, которого преп. Нил упоминает в письме, предназначенном для Пиония, сына Евкарпия. В нем преп. Нил называет Евкарпия «преблаженным» и «своим искренним другом»[29]

Б. Неаутентичные сочинения преп. Нила

1. «Tractatus moralis et multifarius»[30]. Это не что иное, как проповедь, о которой Дегенхарт говорит, что она «по своему языку и стилю настолько отличается от других произведений преп. Нила, что невозможно даже помыслить о его авторстве»[31].

2. «Справочная (настольная) книга стоика Епиктета»[32] представляет собой парафраз языческого произведения. В ней некоторые языческие места были заменены христианскими мыслями – и так получилась книга практической мудрости. Несмотря на то, что во многих рукописях этот парафраз приписывают преп. Нилу, ряд ученых (Барденхевер, Дегенхарт, Фесслер и др.) считают его неаутентичным. Подробную аргументацию этого мнения мы находим у Дегенхарта. Переработка языческого произведения сделана, прежде всего, очень грубо и не может относиться ни к одному периоду богословской деятельности преп. Нила. «Если бы, – утверждает Дегенхарт, – Нил когда бы то ни было в своей ранней молодости написал подобное произведение, то впоследствии наверняка бы его сжег»[33]. Кроме того, сделанные изменения и исправления в корне отличаются от стиля Нила и чужды его языку. Точно также и в содержании имеются места, которые не могут принадлежать перу преп. Нила. Тогда как Епиктет и парафраз повествуют о пользе театра, преп. Нил в своих письмах решительно доказывает его вред для души и предпочитает театру пребывание в церкви или у благочестивых монахов. Такое диаметрально противоположное рассмотрение одного и того же предмета никак не может быть приписано преп. Нилу, который, несомненно, постоянен в своих взглядах. Вероятно, автором этого парафраза был некий поклонник Епиктета; находясь среди монахов, он хотел обратить их внимание на свое произведение. Для этого он и использовал в своем фальсификате глубоко почитаемое и авторитетное имя преп. Нила. Дегенхарт сделал предположение, что автором этого парафраза мог быть монах Komasius, ранее бывший оратором, к которому преп. Нил в своих письмах обращается наиболее решительно, осуждая его приверженность идеям языческих писателей[34].

3. «De vitiis quae opposita sunt virtutibus». Это сочинение малого объема. Оно состоит из четырех глав. У Миня оно находится в качестве добавления к трактату «К монаху Евлогию»[35]. Хотя многие патрологи[36] считают это сочинение оригинальным, нужно все-таки признать, что аргументация Дегенхарта[37] касательно его неаутентичности весьма убедительна. «Этот трактат, – пишет Дегенхарт, – имеет целью вкратце показать пороки, противные добродетелям. Сочинение подобного рода должно быть извлечением из труда, более подробно рассматривающего данный предмет».

5. «De octo vitiosis cogitationibus»[38]. Среди доводов, приводимых против принадлежности этого сочинения преп. Нилу, особое внимание заслуживает то обстоятельство, что автор, вопреки обыкновению преп. Нила, ни слова не говорит о том, что именно побудило его в третий раз обратиться к одной и той же теме. Кроме того, в нем встречаются цитаты с именем их автора, что также указывает на образ написания, отличающийся от того, каким писал преп. Нил. Наконец, в этом сочинении встречается почетное наименование свт. Григория Назианзина «Богословом», что было усвоено ему лишь на Халкидонском Соборе в 451 году, то есть после преставления преп. Нила.

6. Похвальные стихи об аскетизме. В одних рукописях это произведение приписывается преп. Нилу, а в других оно приводится как сочинение Иоанна Геометра, под именем которого оно находится и у Миня[39].

Язык и стиль этих стихов каридинально отличаются от языка преп. Нила. В этом сравнительно небольшом сочинении, как утверждает Дегенхарт[40], мы наталкиваемся на многие мифологические места, которых нет не только в крупных трактатах преп. Нила, но и в его письмах. Подобный образ написания, сопряженный с суетной ученостью, всецело чужд преп. Нилу, и посему его авторство отвергается.

(Продолжение следует.)


[1] Лучшую классификацию писем мы находим у Й. Фесслера («Institutiones Patrologiae», t. II, Pars altera, 1896, с. 119–125). Эту работу мы взяли за основу при нашем обзоре писем преп. Нила.
[2] Известны три редакции писем преп. Нила: первое издание, насчитывающее 355 писем, принадлежит П. Поссинусу (P. Possinus, Paris, 1657); второе, самое полное, издание Л. Аллатиуса (Roma, 1668); третье, включающее в себя 316 писем, осуществил Никос Веис (он ошибочно указывает число писем 326). Последний кодекс писем, т. е. Веиса, основывается на рукописи XIII в., найденной в 1908 г. в монастыре св. Варлаама в Фессалии. К. Хойсси после детального сравнения всех кодексов приходит к выводу, что рукописи Поссинуса и Веиса проистекают из редакции, на которой базируется издание Л. Аллатиуса (см.: K. Heussi. Untersuchungen… S. 34–37).
[3] Migne gr. s., t. 79, col. 81–581.
[4] William Smith. A Dictionary of Christian Biography. Vol. IV, London, 1887, p. 44.
[5] Migne gr. s., t. 79, col. 577 BCD – 580 A.
[6] Ibid. Epist. lib. IV, 62, col. 580 BCD – 581.
[7] Mansi. Collectio sacr. conciliorum, 13, s. 31– 38.
[8] Migne gr. s., t. 79. Ep. lib. II, 293, col. 345 BC.
[9] Ibid. Epist. lib., III, 13, col. 373 BC.
[10] Цитаты и заимствования, подобные имеющимся у преп. Нила, – обычное явление у святых отцов. См. об этом: Leo Allatius. Diatriba de Nilus, Migne gr. s., t. 79, s. 48.
[11] Migne gr. s., t. 79, col. 1240 C – 1249 B.
[12] Ibid., col. 1249, прим.
[13] F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 14.
[14] Migne gr. s., t. 79, col. 1249 С–1264 A.
[15] См.: Loci communes (Maximus Confessor), Migne gr. s., t. 91, col. 725 D.
[16] Migne gr. s., t. 103, col. 672 C.
[17] Migne gr. s., t. 146, col. 1256 BC.
[18] См.: O. Bardenhewer. Gesch. der. altkir. Literat., Band IV, par. 52, S. 174 и F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 14.
[19] Epist. lib. III, 11, Migne gr. s., t. 79, col. 373 A.
[20] F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 17.
[21] См.: Niceph. Cal. Eccles. Hist., Migne gr. s., t. 146, lib. XIV, cap. LIV, col. 1256 B.
[22] K. Heussi. Untersuchungen…, S. 7.
[23] См.: Procopius Gazacus, Comment. in Cant. Cant., Migne gr. s., t. 87, col. 1545–1754.
[24] Migne gr., s. t. 122, col. 537–686.
[25] См.: O. Bardenhewer. Gesch. der. altkir. Literat., Band IV, par. 52, S. 176.
[26] Migne gr. s., t. 104, cod. 276, col. 245–257.
[27] Migne gr. s., t. 79, col. 1489–1501.
[28] Anastasius Sin., Migne gr. s., t. 89, col. 357 BC.
[29] Epist. lib. III, 31, Migne gr. s., t. 79, col. 385 D – 387 A.
[30] Migne gr. s., t. 79, col. 1279–1286.
[31] F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 18.
[32] Migne gr. s., t. 79, col. 1285–1312.
[33] F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 18–19.
[34] F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 20.
[35] Migne gr. s., t. 79, col. 1140–1144.
[36] Как, например, Suaresius, Fessler-Jungmann, Kihn и др.
[37] F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 20–21.
[38] Migne gr. s., t. 79, col. 1436–1464.
[39] Migne gr. s.t. 106, col. 867–890.
[40] F. Degenhart. Nilus Sinaita, S. 22.

Викентий Фрадински

профессор Белградского университета

Перевел с сербского Сергей Фонов

26 апреля 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×