Благодать, милость и мир вам от Господа
Христа, и от нас отеческое благословение!
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет
разума…
Тропарь Рождества Христова
Преподобные и благочестивые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры!
Евангелие вечерни праздника Рождества Христова (см.: Лк. 2: 1–20) говорит нам, что весть о Рождестве Христа, возвещенная ангелом Господним пастухам из Вифлеема, сопровождалась славой Господней, которая осияла пастухов, когда ангел Господень стоял рядом с ними. Итак, весть о Рождестве Господнем передается внезапно через слово небесное и видение небесное; Бог Слово, невидимый плотскими очами, непознаваемый умом, неосязаемый руками, делается Человеком, Которого видят глаза, слышат уши, понимает ум и осязают руки.
Для чего это? Для того чтобы даровать нам, людям ограниченным и смертным, славу Его безграничную и вечную. Чтобы возвести нас в Его святость, – нас, впадших в грех. Чтобы даровать нам жизнь вечную, – нам, смертным. Чтобы научить нас смиренному послушанию и благодарности Богу, – нас, непослушных и неблагодарных. Правитель мира, всемогущий и прославляемый ангелами, сделался Человеком бедным и смиренным слугой, чтобы освободить нас от рабства желания материальных благ, и от тирании гордости, и от пустой славы.
Святое Евангелие от Матфея (см.: 2: 1–12), читаемое во время рождественской литургии, говорит нам о том, как Спасителя Иисуса Христа, рожденного в Вифлеемской пещере, почитают три мудреца, три волхва с Востока. Путь волхвам указывает чудесная необычная звезда, которая приводит их в Иудею, в Вифлеем. Евангелие также рассказывает нам о встрече этих трех волхвов с царем Иродом, который, услышав, что волхвы с Востока прибыли поклониться новому, рожденному недавно Царю, пришел в волнение, как и весь Иерусалим. Эта тревога Ирода достигла своего апогея в избиении 14 тысяч младенцев в Вифлееме и его окрестностях, совершенном с намерением убить новорожденного Младенца Иисуса. Но все, что написано в Святом Евангелии о Рождестве Спасителя Иисуса Христа, имеет и духовное значение.
Место, где рождается Спаситель, и то, каким образом Он рождается и как Его принимают одни люди и отвергают другие, то, каким образом волхвы приходят с Востока, ведомые звездой, и поклоняются Младенцу Иисусу, дары, которые они преподносят, – все это имеет глубокий духовный смысл и открывает нам свет разума, то есть свет спасения и освящения нашего в Иисусе Христе Сыне Божием, Который сделался Человеком из любви к людям и для их спасения.
Спаситель Иисус Христос рождается на земле от Девы без семени отца. Праведный Иосиф – не Его отец по плоти, но приемный отец; это нужно для того, чтобы Матерь Божия имела защиту от людского осуждения, от злословящих о том, что Ребенок якобы родился вне брака. В то же время праведный Иосиф – отчим Иисуса, покровитель и защитник Его, потому что Младенец Иисус, как и любой ребенок, имеет потребность как в материнской любви, так и в любви отчей. Ему было необходимо воспитываться в семье, поскольку это образ жизни, благословленный Господом.
Все же следует ясно сказать, что Рождество Иисуса Христа – сверхъестественно и выше нашего понимания, то есть необычно, несмотря на то, что подчас и говорится об Иисусе, как о ребенке, живущем в семье, то есть о сыне Иосифа и Марии. Рождество Христово сверхъестественно и превосходит земное человеческое представление о нем, поскольку Тот, Кто рождается на земле от Матери без семени отца, есть предвечный Сын Бога Отца, Который рождается предвечно от Отца Небесного без матери. Этим чудом зачатия и рождения Спасителя Христа как Человека от Святого Духа и от Девы Марии соединяется жизнь небесная и духовная с жизнью земной. И именно через само рождение по плоти Иисуса Христа закладывается основание для нового рождения, то есть рождения свыше или рождения от Святого Духа. Сын Божий воплощается, становится Человеком «от Духа Свята и Марии Девы», чтобы мы, люди, рожденные от жены, родились снова в Духе Святом, то есть в крещении. Впрочем, вплоть до IV века празднование Рождества Христова соединялось с празднованием Крещения Господня, потому как именно в рождении Сына Божия от Святого Духа и от Жены полагается начало духовному рождению человека, дарованному в крещении водой и Духом Святым, являющее собой тайну усыновления человека по благодати (см.: Ин. 1: 12).
Спаситель воплощается и рождается как человек от жены из глубин человеческого естества, из чрева Девы, потому что Господь желает обновить мир изнутри его в согласии с волей человека и полным участием человека в своем спасении. Рождество Спасителя Иисуса Христа имеет место только после того, как зачатие Его произошло по свободному соизволению Матери Божией. «Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1: 38), – сказала Дева Мария из Назарета архангелу Гавриилу, принесшему благую весть. Таким образом Рождество Спасителя Иисуса Христа – это свет спасения человека и свет свободы человека в отношении его к Богу. Бог не спасает нас против нашей воли, но только в соработничестве с нами, изнутри нас, в согласии с желанием нашей души. Он не хочет только предстоять нам, но Он желает присутствовать в нас по благодати, быть жизнью нашей жизни, нас обновлять и нас просвещать изнутри, даровать нам залог вечной небесной жизни еще во время этой земной нашей жизни, начиная с таинства святого крещения.
Поэтому свет разумения, о котором говорит тропарь Рождества Христова, – это свет, который просвещает внутренний состав человека, мысли и чувства, душу и тело, жизнь и его деятельность.
Но Рождество Спасителя Иисуса Христа от Жены имеет еще и другой смысл, а именно: как однажды через женщину вошел в рай соблазн греха непослушания, так как Ева была первой, которая позволила диаволу обмануть себя, так ныне через воплощение и рождение Христа через Жену приходит и спасение, в том смысле, что Ева новая, то есть Дева Мария, рождает Сына Божия как Человека со смиренным послушанием, исполняя волю Божию дать спасение людям.
Спаситель Иисус Христос приходит в мир не как зрелый человек 30 или 40 лет, но как Младенец. Он – Бог-Дитя. Это указует нам на великую тайну – что есть человек-дитя, а именно: никто не может стать настоящим человеком, если не был прежде ребенком.
Почему так? Потому что если кто-либо не прошел через состояние ребенка, тот не почувствует и не переживет вполне тайну родительской любви. Итак, только через рождение Сына Божия на земле как Младенца раскрывается тайна родительской любви Бога Отца ко всем людям, рожденным от женщины.
Спаситель Иисус Христос рождается в пещере, в недрах земли, чтобы освятить и землю. Он пришел в мир, чтобы освятить не только душу и тело человека, родившись от Марии Девы, но и всю Вселенную.
Спаситель наш Иисус Христос, рожденный в пещере, положен затем в ясли, потому что ясли имеют здесь и духовный смысл. Пророк Исаия говорит: «Вол знает хозяина своего, и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает» (Ис. 1: 3). Исходя из этих слов пророка Исаии, очень часто в христианской иконографии рядом с яслями, в которые положен Младенец, изображаются вол и осел, которые, будучи бессловесными животными, более послушны хозяину своему, чем множество людей, которые забывают часто о Боге, Властителе своем, и больше не любят подобных себе.
Положение Иисуса Христа в ясли после рождения Его как Младенца имеет еще и другой духовный смысл. Ясли – это место, где животные принимают пищу. Другими словами, нас поучают, чтобы не жили только телом, питаясь только пищей земного преходящего мира, но питались бы Богом Словом, Который стал Человеком, то есть, чтобы мы напитывались и духовной пищей, духовными смыслами святого Евангелия, присутствием жизни и любви Христовой в святой евхаристии. Итак, освящение человека питающей его любовью Бога Отца, телом и кровью Христовой в святой евхаристии – вот в чем глубокий смысл тайны положения в ясли Христа. Поэтому икона Рождества Христова в пещере помещается в жертвеннике храма, где уготовляются дары для святой евхаристии.
Спаситель Иисус Христос почитается волхвами, мудрыми людьми, пришедшими издалека, людьми неизвестным, тем самым Господь дает назидание людям известным, тем, кто был рядом, и которые не приняли Иисуса Христа; никто из тех, кто был с Ним из народа, не принес Ему дары. Царь Иудеи, родины Христа, пытается убить Младенца, но другие цари, иноземцы, принесли Ему дары. Через это тайное, неожиданное действо святое Евангелие Рождества Христова показывает нам, что Господь желает сделать из людей дальних людей близких, призвать и другие народы к спасению, а не только избранный народ. Чужих Господь делает друзьями и почитателями Иисуса, пришедших издалека паломников Господь делает ближайшими свидетелями божественности и царственности Младенца Иисуса.
Дары, принесенные волхвами, также означают многое. Золото – царский символ – говорит о царском достоинстве. Ладан указывает на Младенца как на будущего Великого Священника, Который принесет жертву Господу, будучи Сам жертвой жертв, а смирна свидетельствует о том, что Иисус пройдет через смерть, чтобы даровать людям воскресение и жизнь вечную.
Вот так, возлюбленные верующие, свет разумения, лучащийся из таинства Рождества Спасителя Иисуса Христа побуждает нас еще больше любить Господа и наших близких.
Дорогие христиане!
В это время празднования Рождества Господня мы слышим множество прекрасных колядок о рождественском Деде Морозе. Но вот что ново: появляется в обществе этакий секуляризованный и коммерциализованный Дед Мороз, символ индивидуалистического потребления и материализма. Все же подлинный смысл рождественского деда лежит в отчей любви Бога Отца, любви, явленной в мире Рождеством Его предвечного Сына, Спасителя мира.
Дед Мороз приходит из страны отдаленной. Обычно говорится, что он приходит с Севера, где царят холод и мрак. В символическом смысле он приходит оттуда, где существует запредельная тварному миру тайна, место недоступное и необъяснимое здравым смыслом. Дед Мороз предстает перед нами чудесным образом, который контрастирует с холодом и мраком, а именно: лик его излучает свет, душа – внутренний жар, он приносит столько милостивой любви и выказывает такую щедрость, что мрак, заброшенность и холод побеждаются его добротой и душевным теплом.
Тем самым Дед Мороз показывает нам еще раз, что любовь Бога Отца сильнее греховного мрака и холодной отстраненности человека от Бога и отчуждения людей друг от друга.
Рождественский добрый Дед Мороз – это любовь доброго Бога Отца, Отца светов, от Которого нисходит «всякое даяние доброе и всякий дар» (Иак. 1: 17), и Который даровал нам Своего Сына как Спасителя (см.: Ин. 3: 16).
Таким образом рождественский Дед Мороз, который персонифицирует любовь Отца Небесного, понуждает нас быть добрыми, отвечать на доброту Божию своей добротой к Нему и ближним, отвечать молитвой благодарения и добрыми делами, дарами, в которых выражена признательность к Богу, и дарами нашей любви для всех бедных и нуждающихся, больных и старых, сирот и путешествующих.
Рождество Спасителя Иисуса Христа понуждает нас также к радости и надежде, потому что, вопреки всем трудностям, грехам и злу, в мире все еще существует надежда и радость для людей, если люди любят Бога и своих близких.
Итак, Рождество Спасителя Иисуса Христа показывает нам, что мы не одиноки, что Сын Божий с небес спускается к нам, на землю, становится Человеком, чтобы людей возвести на небо, соединить их навечно с Богом милостивым и святым. Потому воспевает ныне Церковь: «Христос раждается – славите. Христос с небесе – срящите. Христос на земли – возноситеся!»
Возлюбленные верующие!
Возлюбленные верные!
На протяжении всего юбилейного 2009 года православный румынский народ с великой радостью и с большой духовной пользой чтил святителя Василия Великого и всех святых Каппадокийских отцов. Новый 2010 год был провозглашен Священным Синодом Румынской Православной Церкви «Годом Символа веры и автокефалии Румынской Православной Церкви».
В грядущем 2010 году мы призваны еще глубже проникнуться православной верой и чаще свидетельствовать о ней как о свете христианской жизни и основе нашего спасения, залоге вечной жизни.
Также в 2010 году с признательностью помянем всех служителей святых алтарей и наших церковных учреждений, клириков и мирян, которые на протяжении 125 лет, с 1885 года – года признания автокефалии нашей Церкви – вплоть до настоящего времени способствовали сохранению и укреплению православной веры в румынском народе, развитию христианской румынской культуры, укреплению нашего национального единства, диалогу и сотрудничеству нашей Церкви с другими Церквами и христианскими народами, а также воспитанию румынского достоинства.
В начале 2010 года будет опубликована «Энциклопедия румынского Православия», и, надеемся, появятся многие другие книги о Символе веры, об истории и жизни Православной Румынской Церкви.
В ночь с 31 декабря 2009 года на 1 января 2010 года призываю всех вознести молитвы благодарения за все блага, полученные от Бога в ушедшем году, и просить Его помощи в том, чтобы нам богатеть добрыми делами веры в году новом.
Не забудем в наших молитвах румын, оказавшихся за
границами Румынии, которые радуются, когда чувствуют
поддержку и любовь всех жителей страны.
Будем культивировать дар национального единства и мира
между людьми, будем трудолюбивыми и милостивыми, соединим
свободу с ответственностью, чтобы творить добро повсюду.
По случаю святых праздников Рождества Господа нашего Иисуса Христа, нового – 2010-го – года и Крещения Господня обращаюсь ко всем вам с самыми теплыми пожеланиями мира и здоровья, счастья и большой помощи от Господа во всех добрых делах!
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь
Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами!» (2
Кор. 13: 13).
Ваш ко Христу Господу молитвенник
+ ДАНИИЛ,
Божией милостью Архиепископ Бухарестский,
Митрополит Мунтенийский и Добруджийский,
Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынской Православной Церкви
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, 2009 г.
Перевод с румынского Владимира Мухина