Братья сослужители и возлюбленные о Господе чада!
Расстояние и пропасть между Богом и человеком, образовавшиеся вследствие человеческого греха, упразднились полным восприятием Единородным Сыном и Предвечным Словом Божиим человеческого естества.
Воплощение Сына, по «благоволению Божию», то есть согласно первому и всецелому желанию, упраздняет любые расстояния, соединяет небо и землю и связывает творение с Творцом!
«Днесь благоволения Божия предображение и спасение человеков проповедание», – воспевала Церковь на праздник Введения Пресвятой Богородицы, открывавший, благодаря посвящению блаженной Марии храму и Ее подготовки к тому, чтобы стать вместилищем невместимого Бога, путь к Божественному Домостроительству по плоти и предвозвещавший наше спасение.
«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает», – снова воспевала Церковь на праздник Благовещения, когда совершилось от Святого Духа бессеменное зачатие Непостижимого в святой утробе Богоматери, и Божественное естество начало «составляться» с человеческим, и Бог стал Человеком, «чтобы мы стали богами», по выражению святителя Афанасия Великого.
Итак, «благоволение», которое приветствовалось на праздник Введения, и спасение, которое «стало главизной» и явилось при Благовещении, ныне, в великий и святой день Рождества Христова, стало осязаемой действительностью! Днесь «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1: 14) и ангелы торжественно празднуют это событие, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»! (Лк. 2: 14)
Воплощением и Вочеловечением Слова уже потенциально совершилось спасение рода человеческого. Поскольку те, кто, уверовав во Христа, живут жизнью, согласно этой вере, заповедям и всему учению Иисуса, возносятся благодаря такой богоугодной жизни и становятся друзьями и общниками Бога! Они становятся «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1: 4), богами по благодати! И это происходит исключительно в Церкви, где человек возрождается во Христе, усыновляется Отцом в святом крещении и далее, благодаря святым таинствам и возделыванию добродетели, наполняется Божественной благодатью и Духом Святым и возрастает «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4: 13), до тех пор, пока не скажет с апостолом Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Совершенствующихся таким образом Христос считает не просто Своими друзьями или братьями, а признает их членами Своего тела. Потому с высоты Креста Он говорил Божией Матери о евангелисте Иоанне: «Жено, се сын Твой», а Иоанну: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19: 26–27).
Итак, Рождество широко отверзает человеку дверь для того, чтобы стать Христом и богом по благодати, и именно ради этого «празднует в радости вся тварь, и небеса с нами веселятся» (стихира на хвалитех 28 декабря) в этот знаменитый и спасительный день!
С этими радостными и вселяющими надежду словами, с теплыми праздничными поздравлениями и сердечными патриаршими пожеланиями мы обращаемся по случаю «главного праздника» с освященной кафедры Вселенского Патриархата на Фанаре ко всем в мире любезным и желанным чадам святейшей Матери-Церкви, к священнослужителям всех степеней, монашествующим и мирянам, начальствующим и подчиненным, малым и великим, ко всем в напастях, скорби, нужде и испытании сущим.
Пусть родившийся в вертепе и в яслях возлежавший Предвечный Сын Божий и нас ради Сын Человеческий соделает всех нас достойными Своей умалительной любви и Своего святого и полоняемого домостроительства по плоти!
+ Патриарх Константинопольский
Варфломей
Фанар, Рождество Христово, 2009 года
Перевел с греческого Анатолий Чуряков