Этой весной в Тракайском историческом музее-заповеднике в Литве среди прочих древностей из частных собраний граждан России, Украины, Канады и Литвы можно было видеть и иконостас из Соловецкого монастыря: семь вертикальных досок с 22 самостоятельными изображениями. Тот самый, вокруг возвращения которого России вот уже несколько лет не утихают споры.
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – самый северный из православных монастырей Руси – был основан в первой половине XV века трудами и молитвами преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В 1485 и 1538 годах монастырь выгорал дотла так, что из доныне сохранившихся икон, написанных специально для него, древнейшие не могут быть старше середины XVI века.
Мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия покоились за алтарями Преображенской и Успенской церквей монастыря. В 1547 году основатели монастыря были прославлены в лике святых, и тогда же, в 1548–1549 годах, по благословению игумена монастыря Филиппа (Колычева) над могилами святых были построены часовни с небольшими иконостасами. Представленный на выставке в Литве – один из них.
В 1558–1566 годах в монастыре был сооружен каменный Преображенский собор с Зосимо-Савватиевским приделом, и 8 августа 1566 года в этот придел были перенесены мощи преподобных, а вместе с ними и иконостас. В 1668–1676 годах Соловецкий монастырь, не признавший церковных реформ патриарха Никона, был осажден стрельцами царя Алексея Михайловича. Из осажденного монастыря постепенно ушли почти все иноки, державшиеся старообрядчества. Они уносили с собой дорогие их сердцу реликвии. Среди прочего и тот самый иконостас, который впоследствии долгое время считался бесследно исчезнувшим.
Беглецы селились в основном в Предуралье и Зауралье. В Центральную Россию старообрядцы с Урала смогли вернуться лишь в XIX веке. С одной из таких групп переселенцев в Центральную Россию попал и Соловецкий иконостас. С конца XIX века до 1945 года он украшал молельный дом общины старообрядцев «старо-поморского согласия», обитавших в одной из глухих деревушек. В 1945 году во время очередной атеистической компании молельный дом был разорен, но старообрядцы смогли спрятать иконостас на чердаке в доме одного из членов общины. Ни тогда, в 1945 году, ни позже старообрядцы не желали отдавать иконостас в какой-либо из государственных музеев. И это чуть не погубило бесценную реликвию.
В 60-х годах в доме, где хранился иконостас, после смерти хозяина появился новый жилец. Уникальные доски приглянулись ему как материал для домашних поделок. Он выбрал несколько, сострогал в некоторых местах красочный слой и сделал из икон… полки для коровника. Так безвозвратно погибли шесть вертикальных досок иконостаса.
Оставшиеся семь досок в конце 60-х годов приобрел у богохульника коллекционер из Литвы Каролис Циеминис, руководитель лаборатории клеточной инженерии АН Литвы.
По его просьбе иконопись промыли, укрепили и подретушировали реставраторы из Центральных реставрационных мастерских имени академика Грабаря. После распада СССР сохраненная русская реликвия оказалась за границей – в Литве, а позже хозяин увез ее с собой дальше на Запад – в Канаду.
В 2001 году владелец Соловецкого иконостаса выставил его на аукцион в Нидерландах. Покупатель нашелся быстро – некий азиатский коллекционер, готовый выложить около двух миллионов долларов. Но живущий в Голландии русский бизнесмен Константин Макаренко убедил владельца реликвии попробовать вернуть ее в Россию.
«В ноябре 2001 года я сообщил о существовании древнего иконостаса Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и администрации президента России, о нем стало известно и Министерству культуры, – рассказывает Константин Макаренко. – Поначалу многие решили, что иконы во время Второй мировой войны вывезли фашисты из какого-то советского музея. Но после ряда проверок, в том числе через Интерпол, стало ясно, что сохраненный старообрядцами иконостас вообще никогда не выставлялся в музеях…».
Подлинность иконостаса подтвердили авторитетные эксперты из музеев Московского Кремля. По их мнению, «подобных памятников – трехчиновых иконостасов – сохранилось чрезвычайно мало. Обнаружение комплекса такой полноты и уровня исполнения является неоценимым вкладом в историю русского искусства».
Тогда в Нидерландах был создан специальный фонд для сбора средств на покупку реликвии. Любопытно, что первые деньги в фонд поступили не от русских бизнесменов, a от голландских компаний.
«Я искренне желал бы, чтобы эта древнерусская святыня вернулась туда, где и должна находиться, – на Соловки, – говорит Каролис Циеминис. – Я был в Соловецком монастыре, хорошо знаю и ценю русскую культуру.
С Соловецким иконостасом я встретился более 30 лет назад совершенно случайно. Ждал поезда на глухой станции. Рядом было старое кладбище. Я пошел гулять по тропинкам, читая надписи на надгробиях. Там познакомился с местным жителем, который предложил купить что-нибудь из “старины”. Пошли смотреть. Оказалось, у нового знакомого – горького пьяницы – огромное количество икон, старинных церковных книг. На столе лежали старые сухие доски. Перевернув одну из них, я увидел коричневые от времени лики. Сразу почувствовал: вещь незаурядная. Хозяин сказал, что часть таких досок уже обстрогал…»
Свое желание продать иконостас г-н Циеминис объясняет так: «Я уже немолодой человек, у меня обнаружили рак. Перенес множество операций, а лечение требует больших денег. Не хочу умирать на слитке золота».
Патриарх Алексий II направил тогда, в 2002 году, президенту России письмо с просьбой дать поручение правительству, a также обратиться к представителям российского бизнеса оказать содействие в возвращении Соловецкого иконостаса в Россию. Соответствующее поручение правительству было дано. Министерство культуры заручилось поддержкой руководителей крупных компаний. Очень кстати оказался и намечавшийся визит президента России в Нидерланды.
Директор Государственного историко-культурного заповедника «Московский Кремль» Елена Гагарина в письме голландскому фонду по возвращению Соловецкого иконостаса в Россию выразила готовность включить замечательный памятник в собрание музеев Кремля.
В Нидерланды из России один за другим потянулись «тяжеловесы» от бизнеса. Все наперебой заявляли о желании купить соловецкую реликвию и подарить ее российскому государству, но платить не спешили: намекали на то, что хорошо бы за участие в столь благородном деле получить от государства лицензии и льготы.
Время шло. Намеченный визит президента России в Нидерланды не состоялся: ему помешала трагедия «Норд-Оста». А представители российского бизнеса «вдруг» потеряли интерес к Соловецкому иконостасу. На деньги же, собранные голландскими компаниями, в Гронингене прошла выставка, где и продемонстрировали реликвию.
По завершении выставки владелец иконостаса решил все-таки выставить его на аукционе «Сотбис» в Лондоне, а позже на аукционе в столице Исландии Рейкьявике.
Чтобы реликвия не оказалась безвозвратно потерянной для России, с призывом срочно собрать средства выступила первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Российский Союз промышленников и предпринимателей выразил готовность помочь выкупить иконостас.
Архангельская епархия обратилась к правительству. Министерство культуры заявило, что Россия сможет принять участие в конкурсных ситуациях, связанных с продажей иконостаса, и фактически подтвердило очередную готовность группы бизнесменов профинансировать эту операцию.
Однако вскоре Министерство культуры изменило свое решение на том основании, что у экспертов возникли сомнения, действительно ли это тот самый Соловецкий иконостас. А раз подлинность иконостаса сомнительна, то и вопрос об участии государства в его возвращении снимается сам собой. Впрочем, говорили в министерстве, любое возвращение в Россию наших икон свято, и если кто-то купит и вернет их Церкви, то это будет очень благородный поступок.
В марте 2005 года право распоряжаться реликвией владелец иконостаса передал канадской корпорации «Tamoikins Museum – Tamoikin Inc.», подчеркнув, что это вовсе не означает продажу иконостаса компании Тамойкиных. Ее президент Дмитрий Тамойкин, в свою очередь, подтвердил, что и он, и владелец всячески лоббируют возвращение иконостаса на родину.
С Михаилом Тамойкиным, вице-президентом этой компании, я встретилась в Киеве во время круглого стола по обсуждению методики экспертиз предметов коллекционирования, разработанной и запатентованной его фирмой.
«Мы 14 лет посвятили изучению особенностей хранения, перемещения, регистрации, а также искусствоведческой, материаловедческой и ценовой экспертизам предметов коллекционирования, – рассказывает Михаил. – Наша корпорация с помощью коллектива специалистов из России, Украины, Литвы, Канады разработала и в 2004 году защитила патентами собственную методологию по аттестации произведений искусства. Наша методика выгодна всем – ученым, музейным хранителям, искусствоведам, оценщикам, юристам, дилерам и самим коллекционерам. Не выгодна только тем, кто занимается производством и сбытом фальшивок и заинтересован в теневых операциях и коррупции…».
Михаил познакомил меня с любопытным документом. Это письмо живущего в Нидерландах русского бизнесмена Константина Макаренко, того самого, что уговаривал владельца иконостаса вернуть реликвию в Россию. Из письма видно, что чиновники Министерства культуры в подлинности иконостаса на самом деле не сомневаются, вот только их не слишком устраивает его цена. И еще – возможность участия в сделке конкретных бизнесменов.
Специалисты фирмы «Tamoikins Museum – Tamoikin Inc.» уверены в подлинности иконостаса.
Это же подтвердила и очередная экспертиза, проведенная учеными из музеев Кремля и другими известными специалистами. Доказано: семь досок иконостаса написаны высокохудожественно артелью новгородских иконописцев во второй половине XVI века исключительно по заказу Соловецкого монастыря. Единственный негативный отклик эксперта Попова профессионалы не приняли, так как он «сделан заочно на основании визуального анализа иллюстративного материала»: в отличие от других специалистов Попов не изучал иконостас «вживую».
В Управлении по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры, узнав об очередном доказательстве подлинности иконостаса, ответили: «В подлинности мы никогда не сомневались, нас всегда смущала завышенная оценка этого иконостаса и жажда нажиться на нем всех, кто вокруг. В одной из экспертиз говорилось, что он имеет отношение к Соловкам. Они что, видели, как этот иконостас выглядел в XVI веке? Главное, что он имеет отношение к России. Про желание Березовского купить иконостас я слышу в первый раз. Если бы он купил, какая разница, не в ритуально-сатанинских же целях он его хотел (если хотел) приобрести…»
Пока Соловецкий иконостас выставлен в Тракайском музее. Дата аукционных торгов будет объявлена позже.
Так возвратиться ли Соловецкий иконостас в Россию?