На выезде из Бахчисарая формируется колона. Одна за другой подъезжают машины. На дороге плечистые парни, перетянутые ремнями. Выходя из машины, казаки обнимаются, трижды целуются по православному обычаю.
- Христос Воскресе!..
- Воистину Воскресе, братцы!..
Бабульки, проходя по улице, украдкой крестят казаков в спину. На здоровенных славянских парней заглядываются девчонки. Чуть поодаль, на автобусной остановке малыш-карапуз застыл на месте, открыв рот. Нерусские при виде спокойной силы ускоряются – спешат пройти мимо, и сразу хватаются за телефоны.
Крест в Эски-Кермен |
На выезде из города подразделение ожидает местного атамана
Сергея Юрченко – полковник задерживается: с утра в
офисе бахчисарайского историко-культурного заповедника
идут сложные переговоры. Юрченко появляется злой и с ходу
выдыхает:
- Достали, враги. Петров (директор заповедника –
Ю.П.) ноет – рассказывает об исторической ценности
именно этого участка городища, сбушники прессенгуют. И
батюшки уже: а может не надо? Наверное, позвонили откуда
следует, попросили успокоить… Музейщики обещали
прислать милицию. Так что братцы – всеобщая
готовность…
- Да ладно, мы еще у милиции не спрашивали где нам на нашей православной земле кресты поклонные устанавливать, – заволновались казаки.
- Да у них же теперь на неделю первомай – по 02 звонить все равно что в рельсу… (Дружный хохот) Будем ставить, и все тут… Пусть с меджлисом сначала разберутся – законники, где ж они были со своей исторической ценностью когда татары эсэсовца Крымала хоронили на территории объекта ЮНЕСКО, а памятник убийцам святого игумена Парфения русских не оскорбляет? Или одноухий Али, который бесчинствовал на феодосийской дороге – стольких православных порубил – это можно? А парк под мечеть рубить – в порядке вещей? Пусть сначала с меджлисовцами разберутся – а потом уже права качают. Поставим. Отобьемся…
- Конечно поставим, – Юрченко разводит руками. – А как же иначе.
Шутки закончились… Православный крест на господствующей высоте в окрестностях села Холмовка решили установить казаки красномаковской сотни – здесь на небольшом участке вокруг древнего городища Эски-Кермен – сразу три фермерских хозяйства – православные со своими семьями работают на земле, разводят скот, помогают сотрудникам заповедника охранять общественный порядок в горах, следят за сохранностью христианских святынь. (Здесь несколько десятков пещерных древних христианских монастырей и скитов, были случаи когда фрески варварски уничтожались мусульманами). С недавнего времени казаки начали осваивать новую для себя специальность: экскурсоводов-краеведов.
- Не знал, что доживем до такого момента, когда придется доказывать очевидное, – сокрушается атаман Красномаковской сотни Михаил Шеремета. – Сейчас в интернете столько всякого мусора, что диву даешься – активно муссируется тема, что татары – потомки феодоритов, что в этих городах жили их предки. Туристы приходят, спрашивают, приходится объяснять, что это не так. Мусульмане как раз и уничтожили православный город, а все население перебили. Если кто и может сейчас считать себя потомками тех древних людей – так это немцы – здесь как раз и была Готская епархия, и резиденция митрополита. А вандалы делают все, чтобы о христианском населении стереть память. Как-то приходим – стоят двое – отбивают роспись древнюю со стены пещеры. Взяли… Смотрим – татары. Теперь пришлось закрыть решетками церкви – а это главные достопримечательности этих мест – храмы Донаторов и Трех всадников. Батюшка приезжает, открывает – служит, и снова на замок. Если бы не успели вовремя – так уникальные фрески безвозвратно погибли бы!… Теперь вот решили православную территорию обозначить, чтобы не возникало у туристов вопросов, кто здесь жил, и какой веры были древние феодориты…
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Эски-Кермен расположен в юго-западной части горного Крыма, в 6 км к югу от села Красный Мак, на плато столовой горы, вытянутой по оси север-юг. Длина плато 1040 м наибольшая ширина – 170 м. Северный и восточный склоны имеют крутые обрывы до 30 м по вертикали. В конце VI в. здесь была основана византийская пограничная крепость, в которой находился гото-аланский гарнизон. Крепость была прекрасно укреплена. На пологом южном склоне в скале вырублена дорога, ведущая к главным городским воротам. Особенно был усилен южный узел обороны у главных городских ворот, в противоположном конце плато был устроен Северный дозорный комплекс, по краю над обрывами расположены казематы, помещения для стражи, контролировавшие подходы к крепости. В VIII в вспыхнуло восстание против хазар – как утверждают историки из-за притеснения местного христианского населения иудеями. Но после непродолжительного сопротивления сами защитники крепости открыли городские ворота. Эски-Кермен захватили хазары, вероятно, разрушившие систему обороны. К концу Х-ХIII вв. Эски-Кермен представлял собой небольшой город с прямоугольными жилыми кварталами, наземными и пещерными христианскими храмами. На самом высоком месте плато стояла базилика, построенная в VI в. и погибшая вместе с городом в конце ХIV в. во время набега на Крым Едыгея, именно кочевники-ордынцы полностью уничтожил христианское население города.
… Подготовительные работы продолжались три дня – все это время на скале работали профессиональные альпинисты – готовили место, чтобы основательно закрепить православный символ. Крест из моренного дуба получился тяжелым – больше четырехсот килограммов. Скалолазы при помощи специального снаряжения соорудили лебедку. Через ущелье на высоте семидесяти метров перекинули навесные мосты из крепких веревок. По ним казаки вскарабкались на вершину…
Осторожно, чтобы не уронить святыню, православные на руках пронесли крест к скале, закрепили тросы. Почти два часа понадобилось, чтобы поднять его на высоту и намертво закрепить над обрывом.
- Здоровые парни, – восхищались туристы.
- А мы не знали, что здесь в Крыму есть казаки, думали только татары, – призналась девушка из Таллина.
С чувством выполненного долга казаки располагаются у костра на обед – поспел кулеш – походная каша. С этой полянки хорошо просматривается и вершина и поклонный крест. Спрашиваю у Сергея Юрченко:
- Меджлис не свалят?
- Ты что, смеешься – специально место такое неприступное выбрали. Без специальной подготовки туда не подняться…
- Что они там тебе впаривали в музее?
- Да так, пообщались – они нам аргументы против, мы контр-аргументы – за. Петров, мол, это территория историко-культурного заповедника – все работы нужно согласовывать. А я ему: с кем? Директор ханского дворца татарин – с ним? Так он уже не первый год рядом с директорским кабинет занял – его все в городе называют не иначе как смотрящим, или меджлисовским комиссаром. Глава администрации лидер меджлиса… Кто согласует? И как всегда не оригинальны – провоцируете меджлис… А мы уже спровоцированы – достойные ученики меджлиса – действуем теперь их же методами. Так что, нас можно поздравить с первым самозахватом под святыню…
Черный поклонный крест теперь хорошо видно со всех
близстоящих скал. Для туристов это всего лишь новая
достопримечательность, для казаков и всех православных
– символ христианской веры. Ближе к вечеру в
окрестностях Эски-Кермена появился отец Виктор –
настоятель храма из Холмовки, небольшой деревеньки, что в
нескольких километрах – посмотрел, оценил высоту,
представил как туда подниматься и тяжело вздохнул –
ведь именно ему летом освящать крест придется. Казаки уже
и время подгадали – детские международные игры
Крым-Сич, которые запланированы на конец июля.
Впервые опубликовано в газете
"Русичи",
г.Севастополь