Территория детства.
Свято-Алексиевская пустынь стала родным домом для трехсот детей

Ребята лихо подруливали на велосипедах к старому зданию гимназии, ставили их возле входа и спешили на занятия. Один малец все крутил педали и явно не желал слезать со своего двухколесного друга.

– Ванечка, – говорил пожилой мужчина, – пошли, пошли, родной мой. Заниматься надо, накатался уже…

Еще два мальчугана прикатывают на роликах, при полной защите на руках и ногах и шлеме на голове, деловито говорят что-то между собой о занятиях на аккордеоне и скрываются в здании гимназии. Судя по звукам различных мелодий, которые стали доноситься из окон, ребятня пришла на музыкальные занятия.

Ко мне вышла учительница информатики Лиза Файрузова, которая оказалась не так занята, как другие преподаватели в это время, и любезно согласилась провести небольшой экскурс по территории с населением в триста детишек, старинным храмом, несколькими музеями, гимназией, кадетским корпусом, мини-зоопарком, коровником, конюшней, полями и парниками. И все это обжитое пространство и очень живое хозяйство находится далеко от городов и деревень, в поле у окраины леса и зовется как древний монастырь – Свято-Алексиевская пустынь Ярославской епархии.

Знамение Господа

Настоятель Алексиевской пустыни иеромонах Петр в те времена был еще протоиереем Алексием Василенко, и в 1991 году его назначили служить под Переславлем Ярославской области в селе Новое. С пятью детишками и матушкой Людмилой скитался по углам, жилья в селе не было, на какое-то время снимал небольшой домик. Потом кто-то показал красивое место с заброшенным старым храмом. Батюшка решил по возможности начать эту церковь восстанавливать. И как-то постепенно всем семейством и перебрались из Нового сюда, за деревню Слободка. Посадили огород, отстроили дом и стали восстанавливать развалины, как выяснилось, монастырского скита. А потом стали одолевать отца Алексия сомнения: как ни старается он, а все не выходит отремонтировать храм, и хотел уже отказаться от задуманного, как вдруг… В день рождения – а он у отца Алексия совпадает с именинами, 30 марта, в день памяти Алексия, человека Божия, – пришли местные бабушки и принесли сверток. Со словами, мол, батюшка любит разную старину собирать, подарили свернутое жестяное полотно. Батюшка раскрыл, а там – икона Алексия, человека Божия. Он выглядел на иконе будто живой. Практически в полный рост, в разорванной рубашке, руки, сложенные на груди, и с невероятно чистым взглядом добрых глаз. Батюшка сразу понял, что не случайно он попал к этому разрушенному храму, не простое это совпадение, что в день его именин приносят икону святого, в честь которого сам он и назван. Господь указывал на необходимость, как бы ни было трудно, из запустения и руин восстанавливать храм.

Затем из документов выяснилось, что в XIX веке одна московская барыня построила в деревне Слободка кирпичный завод и из того кирпича выстроила несколько помещений для сестер Феодоровского монастыря из Переславля и возвела здесь храм в честь Алексия, человека Божия.

Прибежище потерянных детей

У Сергея Ж. пропала мама, отца убили из-за столичной жилплощади, квартиру у десятилетнего мальца взрослые ушлые дяди отняли, и он оказался на улице. Многодетная соседка с первого этажа пожалела и приютила у себя Сережу. Об этой истории рассказала отцу Алексию одна его духовная дочь Любовь Ивановна, батюшка предложил ей на летние каникулы привезти ребенка из московской духоты к ним в деревню, на свежий воздух. А вот обратно, в Москву, Сергей возвращаться уже не захотел, так полюбил он семью батюшки и всех, кто заботился о нем. Потом отец Алексий честь по чести оформил на мальчика опекунство. Так шестнадцать лет назад появился здесь в Свято-Алексиевской пустыни первый ребенок – из тех, кто оказался никому не нужным в большом и суетливом городе. Здесь он был обласкан и постепенно стал приучаться к настоящим школьным занятиям, которых ребенок был давно лишен. Пришлось Сергею наверстывать упущенное, а упущенного по школьной программе оказалось несколько классов. Сейчас первенец Свято-Алексиевской пустыни учится в техническом институте и работает в обители водителем.

Тогда, глядя на Сергея, отец Алексий стал думать о таких же брошенных и ненужных детишках, жалел их очень – и решил собирать к себе, учить, воспитывать, делать все, что отказались или не смогли сделать родные родители. Говорят, что земля слухом полнится; может, и правда, потому что вскоре повезли и понесли из разных уголков России батюшке детишек разных возрастов. Только вот у всех были на редкость одинаково тяжелые судьбы.

Одну девочку из Курской области сама воспитательница приюта, после которого детишки попадают в детский дом, со словами «пропадет же хорошая девочка», попросила забрать в Алексиевскую пустынь. Другая из Воронежской области приехала сама, маленькая девочка сделала большой поступок, на который не каждый взрослый способен. «Чтобы маме было не так тяжело…» Сгорел дом, жить стало негде, да еще второй маленький ребенок. Мама взяла ссуду на жилье, и каждая копейка стала в семье на счету. Девочка так решила помочь своей матери. При поступлении она прошла небольшой экзамен, потом была принята для обучения в гимназию. Здесь же она продолжила любимые ей уроки на фортепиано и еще стала ходить на занятия живописью. 

Чтобы защитить многих детишек от произвола мошенников и все делать по букве закона, в обители работает опытный юрист Олег Михайлович Трайнин. Ему, может быть единственному из всех в Свято-Алексиевской пустыни, известны все детали прежних жизненных злоключений прибывших ребят.

– У нас уже 12 лет существует гимназия, также есть реабилитационный центр, детский сад. В основном детишки попадают к нам сейчас через органы опеки. Однажды у нас появился мальчик. Он был весь в синяках. Видно, что избит мальчик был профессионально и жестоко. Он рассказал, что сбежал от побоев отчима. Мы сделали максимально все, что было в наших силах. Возбудили против отчима уголовное дело, мать, которая потакала насилию, ограничили в родительских правах. С виду семья была порядочная, интеллигентная, мальчик даже ходил в Православную воскресную школу. Там-то он и узнал из фильмов и из газет о существовании Пустыни. После очередного избиения от отчима он ушел из дома и попросил своего учителя воскресной школы помочь добраться до нас. Потом уже, как полагается, органами опеки он был официально направлен в обитель. Хорошо учился и закончил у нас 12 классов, сейчас учится в Московском Авиационном институте и живет с матерью. Уже после суда она стала навещать сына, никто не препятствовал этому, и отношения у них нормализовались. Ребенок должен жить в семье, другое дело, чтобы атмосфера семьи не была против него и не губила ребенка физически и духовно.

Другая история. Девочка живет вместе с отцом, потом отец пропадает и ребенок остается один. Какое-то время помогают соседи, появляются дальние родственники, как-то поддерживают ребенка и вскоре привозят девочку к нам. Девочка оказалась талантлива в сфере искусств, умело вышивает, да и просто нормальный, полный жизни ребенок. Наше реабилитационное учреждение не столько воспитывает, сколько помогает детям гармонично развиться без семьи и найти семью здесь.

– Кто-нибудь из ребят хотел уйти из Алексиевской пустыни обратно, домой?

– Из центра никто не уходил. Были случаи, когда мы сами ребенка возвращали в семью, после того как там смогли решить какие-то проблемы и все нормализовалось. А вот дети, которые приходят просто учиться в гимназию, порой не справляются с тоской по родным и возвращаются домой. Есть и другая категория детишек, которые не тянут программу. Ведь в гимназии идет углубленное изучение предметов. Много иностранных языков. Английский с первого класса, латынь, греческий, церковнославянский с пятого.

Все для детского блага

Была пятница, в трапезной подавали постный суп, и на столах было изобилие вареной горбуши, эту вкусную рыбу не часто увидишь в детских учреждениях. А здесь все продуманно, ведь в красной рыбе столько необходимых для растущего организма витаминов. Пока ребята трапезничали, одна из старших насельниц проводила небольшую беседу на злобу дня. Разговор шел об оскорбительном слове «козел». Вроде незамысловатое, просто слегка обидное слово, но, как оказалось, скрывает оно в себе нечто большее – при Своем Втором пришествии Христос отделит «овец от козлищ» и последних прогонит от Себя. Так вот одним словом можно записать человека в отверженные Богом, а себе приобрести грех осуждения. Ребята бойко работают ложками, потом пьют компот из сухофруктов и вроде остаются только слушателями, но на самом деле каждый начинает задумываться о словах, которые иногда как бы случайно вылетают и оскорбляют окружающих. Никто из них больше не назовет этим страшным словом своего товарища.

Алла три месяца назад приехала из Москвы в Алексиевскую пустынь с благотворительной помощью. Привезла детишкам печенья, разговорилась о жизни с иеромонахом Феодором, да и осталась. Вскоре нашли для нее работу, стала она заведовать рухольной, то есть гардеробом всех жителей Пустыни. Один раз съездила навестить родных и в московском метро поймала себя на мысли, как безвкусно одеты граждане. Совсем другое дело – одежда в Алексиевской пустыни, добротная, из натуральных материалов, с хорошим художественным вкусом.

Некоторые наряды на выход старшеклассницы делают под руководством настоящего художника по костюмам Ирины Борисовой. Она обучает премудростям кроя, шитья и вышивки. В этот день пятиклассницы работали над сумками-лакомками – традиционный элемент русской женской одежды. Венчальный русский костюм, созданный старшеклассницами, вызывал огромное восхищение. Уже готовые к показу на выпускном вечере, томились на плечиках платья, исполненные в сербских традициях.

– Можно? – зашла в мастерскую девчушка. – Мне бы фартук прострочить, порвался.

Девочки тут же берутся за работу.

В Пустыни ребята умеют многое: в поле поработать, в коровнике помочь, в конюшне прибрать, и в то же время находят время посидеть в библиотеке за книгой. Благо здесь она такая красивая, двухэтажная, с большим количеством книг – пятьдесят тысяч томов! Все это создает удивительное и редкое сочетание в людях, которые растут на земле, но высоки в своих духовных стремлениях.

Лет восемь назад учитель биологии принес четыре коробочки с засушенными бабочками, повесил в классе на стене и сказал, что мечтает о музее. Отец Алексий тогда сказал: «У многих дома в углу лежит какая-нибудь старинная вещь, а если нам все это собрать, то получится грандиозный музей». Сказал – и издал указ об открытии музеев. Вскоре появились стеллажи со старинными экспонатами, рассказывающими об истории обители, они располагаются при входе в административное здание. К библиотеке ведет вереница экспонатов этнографического музея. В географическом музее есть ослепительный морской зал. Он весь залит светом, и в зеркальных шкафчиках представлены чуть ли не все обитатели морских глубин. В этом музее хранятся вещи известного  путешественника Федора Конюхова. Он даже жил некоторое время в Пустыни и построил себе домик, теперь там тоже музей. Такие экспонаты, которые ребята Свято-Алексиевской пустыни могут видеть каждый день, узнавая о жизни через различные срезы истории и естествознания, не всегда можно встретить даже в столичных хранилищах.

Был банный день. Ребятня бежала мыться, сдавала грязное белье в прачечную и получала чистое по размеру. Я поинтересовалась у насельниц, почему сделана именно сауна, а не традиционная русская баня. «Так там пар, а вдруг детишки им ошпарятся…» – услышала я в ответ. Даже в такой, казалось бы, мелочи все предусмотрено и заботливо создано настоятелем священником Алексием Василенко, в монашеском постриге получившим имя в честь святого благоверного муромского князя Петра.

Несколько лет назад он даже смог организовать поездку детей на море. Потом отдыхать на море стали ежегодно. О предстоящей августовской поездке только и шел разговор  в этот вечер у ребят. Еще вспоминали прошлогодний отдых на море. Как иерей Евгений каждый день приносил с базара фрукты и все хотел ребят накормить витаминчиками про запас, чтобы зимой не болели. Как стали деньги кончаться и отец Евгений начал задумываться, на что жить дальше, как вдруг один за другим появились люди, кто с деньгами для детишек, кто с фруктами, а кто просто с незатейливой, но от всей души приготовленной едой…

Мой экскурсовод по Алексиевской пустыни Лиза Файрузова оказалась  мамой трех милых дочек и дипломированным специалистом в области мультипликации. Лиза окончила ВГИК, и по специальности она режиссер анимации компьютерной графики, мечтает подарить своим дочкам добрый мультфильм. Пока это планы. А в действительности недавно ею были сняты два документальных фильма об Алексиевской пустыни. В этом году на международном киноконкурсе «Славянская юность. Мечты и надежды» эти фильмы заняли призовые места. Утром, после молитв, Лиза отвела младшую дочку Матрону в садик и поспешила на работу.

Я уезжала из Пустыни, мимо цветущего луга, куда сестра Мартиньяна, работница детского сада, вывела погулять малышей. Она что-то  показывала Матроне и ее друзьям на зеленом листочке, может, Божью коровку, а может, просто каплю росы, в которой отразилось утреннее небо. Здесь начинался новый день, полный различных занятий, простых хлопот на земле и сердечных детских молитв.

Источник: «Благовест», Самара

30 июля 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×