Антиохийский Патриарх о взаимоотношениях Православных Церквей
В православном монастыре Святой Феклы неподалеку от Дамаска 24 сентября состоялась церемония открытия скульптуры Христа, установленной при участии Международного фонда духовного наследия апостола Павла на средства российских меценатов. Российскую делегацию принял в своей резиденции Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV. На этой встрече у российских журналистов, освещавших событие, была возможность задать Патриарху несколько вопросов.
– Ваше Святейшество, как православные христиане Сирии воспринимают дар российского скульптора Александра Рукавишникова, насколько он вписывается в самобытный стиль древних восточных монастырей?
– Православные сирийцы очень бережно относятся к подаркам Русской Православной Церкви и Российского государства. Обратите внимание на драгоценные люстры, украшающие зал приемов нашей Патриархии. Они подарены российским императором Николаем II. И в наши дни Россия продолжает традицию помощи христианам Сирии. Пример тому – восстановленный на деньги русских меценатов монастырь Святого Павла в Каукабе. Надеюсь, что вы заметили, как народ радовался вчера при открытии памятника Христу в монастыре Святой Феклы. Думаю, мы нашли правильное место, священное, для этого скульптурного изображения. Скульптура Христа у нас теперь на самой высокой точке. Это говорит о том, как для нас важен этот подарок России. Кстати, в самой России подобные проявления религиозности еще несколько лет назад были невозможны.
В Сирии люди очень привержены своей культуре и истории, своей религии. Мы очень гордимся нашими монастырями. Как вы можете заметить, у нас есть свобода верований, свобода исполнения обрядов. Мы стараемся продемонстрировать свои традиции и культуру как можно большему числу людей, чтобы они оценили ее высокий уровень. Мы очень рады, что на этой земле люди имеют право верить в Бога в соответствии со своими традициями. В Сирии люди могут быть приверженцами той религии, к какой они принадлежат. При этом мы очень терпимы и уважительны друг к другу.
– Как вы оцениваете отношения Антиохийского и Московского Патриархатов?
– С давних времен между Антиохийской и Русской Православными Церквами сложились хорошие отношения. Мы стараемся поддерживать эти отношения и развивать их. Мы рады участию и присутствию Русской Церкви на сирийской земле. Мы надеемся на то, что отношения наших Церквей будут развиваться и дальше. Вне зависимости от возможных политических разногласий государств отношения Церквей должны быть дружескими. Мы считаем, что Церковь в России – также и наша Церковь.
Мы гордимся тем, что распространение христианства началось с этих земель. Никто не может это отрицать – ни те, кто был до нас, ни те, кто придет после. Мы надеемся, что каждый раз, когда будет приезжать делегация Русской Православной Церкви, о наших отношениях будет напоминать скульптура Христа в монастыре Святой Феклы. Если бы не было в нашем народе искренней веры, такие теплые взаимоотношения были бы невозможны.
– В ближайшее время в Константинополе под эгидой Вселенского Патриарха должна состояться встреча Предстоятелей всех Православных Церквей мира. Не могли бы вы сказать, какие темы там будут обсуждаться?
– Мы бы хотели, чтобы представители Православных Церквей больше собирались вместе, делились мнениями, больше пытались что-то сделать, что-то изменить к лучшему и поменьше обращали внимания на политику.