ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ЗАСНЯТЫЕ НА КАМЕРУ
Принцип, по которому полиция ищет потенциальных преступников, удивителен – если раньше человек, замысливший убийство, тщательно скрывал любые детали своего плана, то теперь предварительно он снимает видеоролик о своих намерениях, выкладывает его на YouTube и, заручившись поддержкой виртуальных друзей, отправляется «на дело». Абсурдно? Если цель преступления – безнаказанное убийство конкретных людей, абсурдно. Но ставшие, к несчастью, уже почти обыденными, расстрелы своих коллег и одноклассников в учебных заведениях, преследуют другую цель. Преступник знает, что будет убит или готовится сам в финале покончить с собой. Но уверен он и в другом – что о нем и о его ненависти узнает весь мир, что его имя прозвучит в эфире десятков телеканалов, и в бессчетном числе интернет-форумов и блогов.
Россия в этом смысле «не отстает» от Европы. Преступников, выкладывающих видеозаписи своих «подвигов» в Интернете, хватает и у нас, и, к несчастью, это не интервью с обещаниями, а съемки уже совершенных злодеяний. Так, на прошлой же неделе, пока Европа пыталась понять причины финской трагедии, Мосгорсуд вынес решение по делу банды подростков-скинхедов, задержанных благодаря тому, что они снимали преступления на видео и размещали эти записи в Интернете. Жертвой именно этой банды стал известный шахматист из Якутии Сергей Николаев, а среди видеофрагментов, которые попали в СМИ оказались шокирующие кадры избиения беременной женщины. (см. здесь). Не так давно в одной из многочисленных телепередач о криминальных происшествиях можно было увидеть запись на камеру мобильного телефона еще одной жуткой сцены – двое подростков избивают бомжа, который впоследствии скончался от этих побоев в больнице. В отличие от «идейной» националистической подоплеки скинхэдов, здесь мы видим просто убийство для развлечения. Размещая такие видео в Интернете, преступники хотят прославиться, и более того, есть такие, которые не просто «хвалятся» содеянным, а специально готовы убивать ради получения редких кадров. «В следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Магаданской области рассказали газете, что продолжают “раскручивать” дела троих магаданских подростков, которые убивали беспомощных пенсионеров и снимали сцены насилия на камеры мобильных телефонов. Они хотели разместить эти записи в интернет-рубрике “шок-видео”, но не успели. Милиционеры задержали подростков “по горячим следам” после второго убийства», – пишут «Новые известия».
Психологи, комментируя действия «убийц с видеокамерами», в первую очередь называют важной мотивацией таких преступлений демонстративность. Преступники гордятся своими поступками, хотят, чтобы о них знали все. Особенно это касается агрессивных подростков, для которых выложить в интернет-форум такое «доказательство» своего превосходства хоть над кем-то – способ самоутвердиться.
ПОНИЖАЮЩАЯ СЕЛЕКЦИЯ
Казалось бы, Интернет в данном случае ни при чем – ведь подростковые банды и маньяки-убийцы существовали всегда. Но Интернет и телевидение позволяют на порядки увеличить аудиторию свидетелей. При этом информационная среда стала морально нейтральной. Считается, что снимать и показывать зрителю можно и нужно все, чем подробнее, тем лучше.
Желание превратить абсолютно любое событие в мультимедийный сюжет постепенно даже оформляется в технологию работы журналиста. Если раньше их задачей было создание текстов и репортажей, а съемкой занимался оператор, то теперь предполагается, что один человек будет создавать и видеоряд, и текст, и фото – так, как это происходит в блогосфере. «AFP закупило маленькие легкие видеокамеры, дающие профессиональное качество съемки для пишущих журналистов, BBC организовала деск, который собирает пакеты информации и выпускает мультимедиаистории, CNN в содружестве с одним из производителей телефонов оснастила своих корреспондентов такими аппаратами, которые позволяют писать стендапы без операторов и даже выходить в прямой эфир с вытянутой руки», – пишет издание iToday.ru. С одной стороны, все это дает возможность оперативно показать зрителю самые разные события. С другой – возникает вопрос: а все ли может и должно появляться в СМИ?
Ведь заснято и превращено в видеоклип может быть и убийство, и авиакатастрофа, и грязный скандал. В данном случае и криминальные сводки на всех телеканалах со смакованием убийств и несчастных случаев, и развлекательные реалити-шоу, где герои прилюдно выясняют отношения, делают одно и то же – понижают и снимают у зрителя барьеры допустимого. Сидя перед телеэкраном, телезритель спокойно ужинает, глядя на те самые телекадры, где подростки методично забивают до смерти свою жертву, пьет чай под отчеты оперативников о том, сколько ножевых ранений нанесли очередному убитому, и с интересом отвлекается от дружеской беседы, чтоб посмотреть, как выглядит место падения разбившегося самолета.
По сути, нет таких сфер жизни, которые не превращены в развлекательную видеожвачку. Наоборот, такие, казалось бы, неприятные для зрителя темы, как смерть, потеря близких, сюжеты о тяжелых болезнях и несчастьях, становятся самыми рейтинговыми. Потому что подаются в манере «посмотрите-ка, что бывает», превращаются в балаган. Так, за просмотром фильма ужасом зрители спокойно жуют поп-корн, в то время как настоящая эмоциональная вовлеченность должна вызывать тот самый катарсис, который изначально и был целью трагедии как жанра. У нынешней информационной среды задачи совершенно противоположные – никакого катарсиса. Удивить, испугать, шокировать – вот этого сколько угодно. Потому после любых трагических репортажей идут бодрые рекламные ролики, да и сами специалисты-рекламщики признают, что чем более провокационны ТВ-сюжеты, тем эффективнее работает в таком «информационном обрамлении» реклама.
Киновед Даниил Дондурей называет это явление «понижающей селекцией», когда ТВ и Интернет своими сюжетами и способами их подачи объявляют моральные и психологические барьеры нормального человека несуществующими, стараются «отключить зрителя от моральных табу», и полагает, что такое «гниение ценностного капитала» куда опаснее, чем любые экономические кризисы. Причем «слом табу» вовсе не означает чего-то из ряда вон выходящего. Просто день за днем то, что еще вчера было неприемлемо, становится обыденным.
Взять хотя бы пресловутое видеонаблюдение. Еще совсем недавно жизнь под прицелом видеокамер считалась уделом заключенных в тюрьме, а сейчас под предлогом борьбы с террором жители всех крупных городов вне зависимости от их желания оказались «под колапком». Не так давно я брала интервью у одного из руководителей международной компании-производителя устройств для хранения данных, и по его словам сектор видеонаблюдения является сегодня одним из важнейших потребителей этих систем – камеры устанавливаются повсюду, а вместе с ними и электронные архивы. Предприятия начинают считать необходимостью электронную слежку за сотрудниками, а граждане – за собственными детьми. Так, на прошлой же неделе по Первому каналу можно было увидеть восторженный телерепортаж о том, как в одном из детских садов Казани вместе с воспитателями за детьми через Интернет наблюдают и сами родители. Говорили о прозрачности педагогического процесса, о том, что график работы современных родителей не дает проводить много времени с детьми, а камеры позволяют наблюдать за своим ребенком из любой точки мира. А вот о том, что работать или с детства жить в условиях тотальной слежки, унизительно, не прозвучало ни слова.
НЕБОГАТЫЕ И НЕЗНАМЕНИТЫЕ
Даже если не брать в расчет предельные случаи, когда Интернет становится трибуной для сумасшедших преступников, желание прославиться и хотя бы на миг привлечь к себе внимание, стать пусть каплей, но все же входящей в Мировой океан информации, движет миллионами интернет-пользователей, снимающих на свои видеокамеры и мобильные телефоны все на свете. Счетчик числа просмотров своего видеоролика, фотографий, число читателей блога – вот оно, мерило популярности. Создаю контент, следовательно – существую. Именно виртуальный мир для огромного числа людей становится местом, где они смогут получить свою «минуту славы» и доказать всему миру, что они что-то значат. Достаточно присмотреться к большинству площадок интернет-общения – это отнюдь не место мирного информационного обмена, а огромная электронная ярмарка тщеславия, где каждый хвастается, чем может. Подростки-«беспредельщики» – видеозаписями драк и избиений, модницы – фотографиями свежекупленных обновок, любители истории – своей начитанностью и знанием «первоисточников». «Посмотрите – а у меня новая покупка на e-Bay» – «А у меня – новая любовная история на сайте знакомств» – «А я путешествовал вот в таких интересных странах!» Скучающие офисные служащие с интересом рассматривают фотосессию подвешивания новогодней елки к потолку или подборку самых нелепых уличных объявлений. В Сеть выкладываются откровения о своей семейной жизни, фото любимой машины и любимой кошки, репортажи о поездке в отпуск, отчеты о проведенном дне рождения и приснившихся снах. А дальше – обсуждения, отзывы, «плюсики» или критика от старых «френдов» или случайных гостей. Мало кто ведет закрытые интернет-дневники с ограниченным кругом посетителей. Основная масса интернет-пользователей делится личным «контентом» со всем миром, размещая его в открытых форумах и блогах.
В немалой степени этим виртуальным откровениям способствует идеология успешности, которая не первый год культивируется в общественном сознании. Поскольку кинозвездами и олигархами всем стать явно не суждено, возникает целая система заменителей, и «минута славы» является ее частью. Пусть в реальной жизни я не герой, зато у меня интересный ЖЖ. Пусть мое настоящее имя ничего никому не говорит – зато в своем интернет-форуме я признанный и уважаемый эксперт. Или популярный остроумный персонаж. Или эпатажный эксцентрик. Главное – чтобы удалось произвести впечатление своими репликами, фотографиями, видеороликами. С одной стороны, Сеть действительно дала возможность плодотворного общения для миллионов – а с другой, количество борцов за виртуальные победы так велико, что волей-неволей напрашивается вопрос – почему полем для их самореализации стало виртуальное пространство? Почему это вообще так гипертрофированно важно – заявить всему миру о себе с экрана компьютера? И потратить на это довольно много времени – либо рабочего, если походы в виртуальность происходят в офисе, либо личного, свободного времени, на отсутствие которого принято в основном жаловаться.
УСПЕХ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Интернет здесь, конечно, вовсе не причина, а просто инструмент. Люди буквально задавлены со всех сторон агрессивной пропагандой некоей успешности. Вы просто едете на машине или на автобусе по улице – и почти каждый рекламный щит взывает к вашему тщеславию. Купите машину, квартиру, дорогой костюм и часы – и докажите себе, что вы «право имеете» и уважаете себя. Не можете стать «победителем» в реальности – добро пожаловать в реальность номер два – можете побороться за виртуальные лавры.
Причем пропагандируется россиянам не успех в понимании «первого среди равных», а в понимании «иди по головам, иначе окажешься неудачником». Именно об этом резко высказался в своем недавнем интервью режиссер Сергей Соловьев, создатель культовой «Ассы»: «В мировой практике нет ни одного по-настоящему хорошего фильма, который отстаивал бы буржуазные ценности. Потому что есть капитализм как система хозяйственности, а есть буржуазность как система человеческих ценностей. И вот мы сейчас – отвратительное, дикое мелкобуржуазное общество. С абсолютно мелкобуржуазными личностными установками. Это то, от чего сходил с ума Александр Блок, от чего сходил с ума Толстой, от чего многие сходили с ума. А мы это сделали национальными личностными приоритетами. Мы же додумались первыми, что главный критерий состоявшейся человеческой личности – это успех. Ну что может быть гадостнее? Гадостнее для просто философии жизни человека на земле. Ничего не может быть! Мы же с утра до ночи вдалбливаем: как быть успешным. Да ясно, как быть успешным! Встав на труп товарища, ты становишься на десять сантиметров выше. Ну, это же все давно, до нас, придумано! И никакой другой формулы успеха нет!». И добавил, что, несмотря на всю свою нелюбовь к цензуре, «если бы можно было ввести антибуржуазную цензуру на какое-то время, я бы не выходил с кастрюлей на голове на улицу протестовать по этому вопросу, бия ложкой себя сверху».
Не удивительно, что там, где формула успеха – «неудачник я или право имею», кто-то решает это право продемонстрировать, идя по трупам уже в прямом смысле. В этом смысле трагедия в Финляндии и ее российские «аналоги» – к сожалению, не исключения, а самые что ни есть прямые следствия из этой, на первый взгляд, жизнеутверждающей идеи успешности.