Форт-Росс – бывшее русское поселение и крепость на побережье северной Калифорнии (США), в 80 километрах к северу от Сан-Франциско, основанное Русско-американской компанией в начале XIX в. В сентябре этого года над Фортом Росс нависла угроза закрытия, однако губернатор Калифорнии решил сохранить это уникальное место. О значении Форта Росс для сохранения исторической памяти о русском присутствии в Америке мы беседуем с архиереем Русской Православной Церкви, который управлял Патриаршими приходами в США в течение девяти последних лет – епископом Зарайским Меркурием, викарием Московской епархии, ныне – председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации, наместником Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря (г. Москва).
– 13 сентября этого года было объявлено, что власти Калифорнии в целях покрытия дефицита бюджета могут закрыть Форт Росс в числе других ста калифорнийских парков. Но, слава Богу, уже спустя две недели губернатор штата Арнольд Шварценеггер сообщил, что необходимые средства для сохранения национальных парков в этом году отыскать все-таки удалось. Знаменательно, что против закрытия Форта Росс выступил посол России в США Сергей Кисляк, который назвал его живым символом позитивного развития российско-американских отношений. Несомненно, что исчезновение Форта Росс привело бы к потере одной из самых славных страниц в истории нашего народа, а этого нельзя допустить.
– В материалах СМИ упоминалось о том, что эта крепость – то самое место, с которого началась православная миссия в Америке.
– Православная миссия в Америке началась не с Форта Росс, а с острова Кадьяк, когда по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) в 1794 году в Русскую Америку для проповеди христианства и крещения жителей Аляски и прилегающих к ней островов прибыла Духовная миссия, в состав которой входили десять монахов из Валаамского монастыря. Среди них был и прославленный ныне преподобный Герман Аляскинский. Благодаря их святой ревности и подвижническим трудам свет Евангельской проповеди распространился между алеутами и другими народностями этого края: несколько тысяч язычников приняли христианство, была возведена церковь, основана школа для обучения детей местных жителей. Ныне обретенные мощи преподобного Германа Аляскинского покоятся в православном храме Воскресения Христова г. Кадьяка на одноименном острове.
Русское поселение Форт Росс было основано уже позже прибытия в Америку православных миссионеров, в 1812 году, русским купцом, мореплавателем и исследователем Америки Иваном Александровичем Кусковым. Форт Росс, как явствует из его названия, представляет собой не только поселение, но и крепость, под защитой которой находились прибывшие в Америку торговые люди, продовольственные запасы, товары и пушнина, принадлежавшие Российской американской компании.
В крепости была построена часовня Пресвятой Троицы, это первое православное церковное здание на Американском континенте к югу от Аляски. Старая деревянная часовня, к сожалению, погибла при пожаре в 1970 году, однако спустя несколько лет была воссоздана в прежнем ее виде.
В наше время Форт Росс – это историко-культурный заповедник, который сохранил духовную атмосферу эпохи русских морских открытий и распространения света Святой Руси на далекий американский континент.
Форт Росс стал островком русской культуры в Америке. Рядом с крепостью появилась первая в Калифорнии судостроительная верфь. Были устроены молочный и кожевенный заводы, ветряная мельница. Сразу же был заложен фруктовый сад – посажены первые персиковые деревья. Росли в нем и более привычные русскому человеку яблони, груши, вишни. Окрестные поля поселенцы засеяли рожью и пшеницей, а на своих огородах выращивали картофель, репу, бобы, капусту, дыни, арбузы. Из России был завезен и скот. Жители Форта добывали морских бобров – каланов, чьи шкурки были главным товаром Российской американской компании, ловили рыбу, охотились на диких зверей в местных лесах.
– А в каком состоянии вы застали Форт Росс?
– В наше время крепость Форт Росс является частью национально-природного парка штата Калифорния. К счастью, она не исчезла в многонациональном плавильном котле, каким всегда была Америка, но сохранила свою самобытность, свой русский лик. Этому немало способствовали русские фольклорные и музыкальные фестивали, ежегодно проводимые в Форте Росс 4 июля, в День независимости США. В этот день многие русские люди, проживающие на Западе Америки, съезжаются в Форт Росс на свой праздник, называемый «День памяти». Приятно видеть множество детишек, одетых в русские народные костюмы, которые водят хороводы и поют песни, какие пели их далекие предки.
По сложившейся традиции праздник начинается с богослужения в часовне Пресвятой Троицы. Крестным ходом паломники следуют на старое русское кладбище Форта, где служится заупокойная лития, за которой поминаются основатели Форта Росс и усопшие предки русских американцев.
– Что вам особенно запомнилось
при посещении русской крепости в Калифорнии?
– Во время своей архипастырской поездки в город Сан-Франциско, где у нас находится приход, я счел возможным посетить и Форт Росс. В это замечательное место мы отправились вместе с генеральным консулом России и настоятелем нашего прихода.
Мы отслужили молебен в часовне, а затем пошли на кладбище, где похоронены наши соотечественники, послужившие делу духовного просвещения и установления добрых связей России и Америки. Самое сильное впечатление на меня произвело именно это кладбище – старый погост с покосившимися крестами. Удивительное чувство охватило душу, когда после совершения панихиды мы стали обходить могилы, – а были как раз пасхальные дни, – и у каждой из них петь «Христос Воскресе из мертвых…» Даже теперь, когда вспоминаю это, слезы наворачиваются на глаза, – люди вдали от своей Родины, от своей Церкви, на далеком континенте, в чужой земле, слушают глас пасхальных песнопений. Поэтому, конечно, Россия не может и не должна оставлять место, связанное с нашей исторической памятью, и русские кости, которые лежат в этой земле.
Потом мы возвратились в сам Форт Росс. В музее Форта прекрасный директор, очень милая и тактичная женщина. Конечно, туристический бизнес тут поставлен очень хорошо. Но характерно то, что в нем работают люди, которые любят русскую культуру. Среди них есть и американцы, и наши соотечественники, которые уже давно стали американцами. Именно здесь мне довелось впервые увидеть довольно необычное явление: традиционный русский костюм, из-под которого выглядывают американские кроссовки, и при этом полное отсутствие русской речи у наряженного так человека, однако все это вместе, удивительным образом, замечательно сочетается.
– Часовня в Форте принадлежит Русской Православной Церкви Заграницей? Какие отношения сложились у епархий РПЦЗ и РПЦ на это исторической территории?
– Часовня Пресвятой Троицы принадлежит Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви за рубежом, с которой после ее воссоединения с Московским патриархатом у нас сложились прекрасные отношения. Я был там еще до воссоединения, и в часовне Пресвятой Троицы служили представители РПЦЗ, но наши прихожане все равно приезжали на праздник. Теперь в этот «день живой истории» представители и нашего прихода, и Православной Церкви в Америке приезжают в Форт Росс, совершают там богослужение и крестный ход. И алеуты приплывают на своих челноках и даже просят освятить их челноки. Вот такой замечательный праздник получается для всех. Отрадно, что в нем прекрасно сочетается современность – ее черты встречаешь повсюду, и вместе с тем мысленно как бы переносишься в те далекие годы, когда видишь, как на солнышке женщины зажигают фитили для старинных пушек, подобно тому как во время обороны Форта Росс при наступлении неприятеля женщины зажигали фитили для пушек, а мужчины палили из них. У нас, кстати, тоже была возможность пострелять из такой пушки.
Но самое главное, что здесь, в простой деревянной часовне Форта Росс, совершается литургия.
И надо с благодарностью отнестись к американским властям, которые поддерживают этот заповедный уголок, дорогой всем нам. Поскольку русская диаспора рассеяна по всей Америке и недостаточно сплочена, содержание Форта средствами одних только наших соотечественников покрыть было бы невозможно.
– Когда угроза закрытия нависла над Фортом Росс, атаман Калифорнийского казачьего круга Олег Лихарев в интервью «Эхо Москвы» выразил надежду, что Русская Православная Церковь поможет сохранить этот уникальный комплекс, в том числе – материально. Может ли РПЦ оказать такую помощь?
– Нам как патриотам своего Отечества очень дорог Форт Росс – этот островок русской культуры в Америке, и мы готовы оказать содействие русским американцам в его отстаивании, если это потребуется. Однако насчет материальной помощи Форту, думаю, вряд ли Русская Православная Церковь сможет отыскать требуемые на его содержание деньги. Как утверждают американские власти, для поддержания нормального функционирования Форта Росс требуется от 300 до 800 тысяч долларов в год, а по российским меркам деньги это немалые, ведь материальное благосостояние нашего населения во много раз ниже, чем благосостояние русских американцев.
Интервью подготовила Юлия Зайцева