Прежде всего следует ответить на вопрос, кто это – мы?
Мы – это абсолютное большинство родителей в России. А также: педагоги, воспитатели, учителя средней и высшей школы, юристы, священнослужители, деятели культуры, ученые, религиозные лидеры коренных народов России. Нас много, и с каждым днем становится все больше, по мере того, как люди узнают, что такое ювенальная юстиция.
а) не снижает растущую в последнее время волну насилия против детей;
б) не уменьшает уровня преступности среди самих несовершеннолетних2;
в) не решает эффективно проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.
В чем же плюсы ювенальных судов? Они заключаются в более внимательном отношении к тому обстоятельству, что на скамье подсудимых оказался ребенок, чем в обычных судах. То есть, эти плюсы могут быть реализованы, и действительно реализуются практикой особых исправительных мер, принимаемых в отношении несовершеннолетних преступников. Но и теперь всем известно, что дети не сидят в одних тюрьмах со взрослыми. Следует и еще улучшать законодательство в этой сфере, до тех пор, пока наши «исправительные» заведения (не только детские, но и взрослые) не станут отвечать своему наименованию.
Единственный резонный аргумент в устах лоббистов ювенальной юстиции – то соображение, что «не может судья быть специалистом во всех областях»3. Действительно, было бы хорошо, если бы разные «специалисты» судили мужчин и женщин, детей и стариков, государственных коррупционеров и пенсионеров, укравших батон хлеба. Но к специальной судебной системе все это не имеет никакого отношения. Если же нас убеждают в том, что обычный суд якобы непоправимо травмирует психику ребенка, – которая, очевидно, уже была травмирована, раз он пошел на преступление, – то следует сказать, что еще прежде она была травмирована телевидением и молодежной субкультурой, не говоря о таких распространенных у нас явлениях, как детское бродяжничество.
За всеми разговорами о гуманности скрывается один непреложный факт: ювенальные суды можно использовать не только для отвода от наказаний несовершеннолетних преступников (польза чего сама по себе сомнительна), но и для изъятия детей у родителей при «ненадлежащем» воспитании, включая и недостаток материальных средств, надлежащую меру которых будет устанавливать ювенальное правосудие. К чему это приведет в России с ее, мягко говоря, небогатым населением и милицейско-судебным произволом, вообразить легко.
Итак, наше решительное несогласие вызывает не какой-то безотчетный страх перед новым или неведомым, а, напротив, точные данные о применении на практике того, что недобросовестные пропагандисты пока расхваливают в теории. Мы против того, чтобы:
- государство и международные структуры брали на себя роль традиции в определении норм семейных отношений;
- несовершеннолетние правонарушители, легко уходящие от ответственности, стали основной рабочей силой наркодельцов и террористов;
- суды решали судьбы семей, признанных неблагополучными по критерию материального достатка;
- прокуроры и судьи рассматривали законность родительских методов воспитания;
- воспитатели и педагоги были судимы за попытки дисциплинарного воздействия на воспитанников и учеников;
- дети были наделены правом давать юридическую оценку любых поступков собственных родителей;
- родители, воспитатели, учителя лишились всякой возможности пресекать, когда это требуется, силой явления детского алкоголизма и разврата;
- дети коренных народов России, отнятые у законных родителей, массово поставлялись за рубеж, где им, якобы, гарантированы достойные условия.
Вместо всего этого мы предлагаем следующее:
- Направить государственные средства на решение проблемы беспризорности, ориентируясь на опыт 1920–1930-х гг.
- Ужесточить наказания за преступления в отношении несовершеннолетних (в том числе со стороны родителей) до меры, позволяющей квалифицировать эти преступления как тягчайшие.
- Улучшить систему детских исправительных учреждений.
- Создать федеральную целевую программу по финансовой поддержке малоимущих семей, многодетных семей и приютов семейного типа.
- Вернуть школе воспитательные функции в объеме, позволяющем регламентировать меры дисциплинарного воздействия на учеников.
1 Прежде всего конвенция ООН по правам ребенка.
2 Это признают сами сторонники ювенальной юстиции. См., напр.: http://www.t-sluzhenie.ru/node/308
3 Там же.