Сергей Присекин родился в 1958 г. в семье художников. В 1983 г. окончил Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Народный художник России, академик Академии художеств России, профессор, президент фонда «Творчеством славим Отечество», член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Выдающийся мастер современного портрета и батальной живописи. Участник росписи храма Христа Спасителя. Автор монументального полотна «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», украшающего Большой Кремлевский Дворец, известного конного портрета «Маршалы Советского союза. Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский 24 июня 1945 года на Красной площади», конного портрета «Екатерина Великая в Германии», монументального полотна «И клятву верности сдержали… Смоленск, 1812 год» и многих других произведений.
- Сергей Николаевич, расскажите
о себе. С чего начался ваш профессиональный
путь? Как и почему возник интерес к
живописи? Догадываюсь, что это
связано с воспитанием в
творческой атмосфере вашей
семьи…
Сергей Присекин
- Сейчас, по прошествии десятилетий, когда за плечами есть определенный опыт,уже можно провести некоторый самоанализ и задуматься об истоках творческого пути. Выбор профессии (а профессия – это не просто род деятельности, но образ земного существования) был для меня скорее неосознанным решением. Разумеется, то, что я родился в творческой семье, значительно упростило мой выбор: мне было гораздо проще, чем многим моим сверстникам с похожими устремлениями. Ведь как много талантливых людей, разбросанных по нашей необъятной родине, которым сложно найти себя только лишь потому, что они выросли в менее благоприятных условиях – в иной среде, в ином окружении, с иными возможностями. Бывает, ловишь себя на мысли: а как же живут где-нибудь на периферии, где нет больших музеев, в которых можно с юности видеть подлинные произведения искусства в масштабе, где нет возможности найти для себя ориентиры, школу, обрести кругозор? Ведь мы всегда что-то познаем только лишь путем сравнения, и главное направление наших вкусов и интересов определяется в раннем детстве. В дальнейшем, начиная лет с десяти, с Божьей помощью, постепенно формируется собственный взгляд на вещи. Первые открытия и прозрения, сделанные в детстве, как правило, интуитивны, неосознанны, но именно они потом идут по пути качественного накопления и закладывают потенциал будущих возможностей. Разумеется, в первую очередь, здесь надо говорить о присутствии незримой руки Всевышнего, направляющей нас с первых шагов, столь важных для всего последующего пути. Но немаловажное значение для становления личности и, в частности, для выбора пути имеет и окружающая обстановка, условия воспитания. Для меня, конечно, было большим счастьем взрослеть в творческой атмосфере родительского дома. Мама закончила Полиграфический институт и работала как детский художник-график, была замечательным иллюстратором русских народных сказок и других детских книг. Папа – Николай Присекин – известный художник-баталист, монументалист, участник восстановления сгоревшей в 1967 году «Бородинской панорамы» Рубо, один из авторов знаменитой диорамы «Штурм Сапун-горы в Севастополе» и многих других талантливых произведений. Мне посчастливилось в детстве быть свидетелем рождения подлинного искусства, а в дальнейшем – продолжателем традиций исторической живописи русского изобразительного творчества. Я счастлив, что мне была открыта такая возможность. Папа всю жизнь проработал в студии М. Б. Грекова, и можно сказать, что я родился в стенах этого уникального учреждения и в теплом семейном кругу выдающегося коллектива незаурядных талантливых людей. Здесь я пребываю по сей день и считаю себя абсолютно счастливым человеком, имеющим возможность трудиться, совершенствоваться, расти и в духе здоровой соревновательности с товарищами-единомышленниками продолжать традиции, заложенные Рубо, Самокишем и Грековым еще в далекую эпоху грозовых лет становления нашего государства.
Сергей Присекин. "Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет" |
- Вы говорите о роли воспитания в творческом становлении личности. А каково, по-вашему, значение таланта, одаренности, не зависимых от среды и условий жизни? Вообще, в чем природа таланта?
- Никто не рождается великим художником. Возможность будущего раскрытия таланта может быть изначально заложена в человеке. Но не каждый может в себе увидеть, разбудить и воспользоваться этим даром, чтобы наиболее полно раскрыть свой внутренний мир, свое видение. Вообще, изобразительное искусство для меня – это не что иное, как уникальный метод познания окружающей тебя прекрасной действительности, мира, созданного Всевышним. Это возможность каждодневно созерцать, анализировать, пропускать через себя все это величие, неповторимость и непередаваемую красоту божественных творений. Искусство – это метод познания действительности, который позволяет не только совершенствовать самого себя, воспитывать свой дух, закалять душу, но и раскрывать глаза другим, вызывать чувство восхищения перед великим чудом творения. Это способность ненавязчиво провести по поверхности своего холста остановившийся взгляд зрителя. Художник – это в каком-то смысле поводырь, который выводит заплутавшего путника к созерцанию красоты нашего мира, открывшейся художнику по воле Всевышнего, и незаметно, не давлея над сознанием зрителя, приводит его к восхищению прекрасным творением Создателя. Через сюжет картины художник привлекает внимание зрителя к деталям, которые в обыденной жизни остались бы не замеченными. Будучи пропущенными через творческое видение и запечатленными на полотне, эти простые и обыденные, казалось бы, вещи оживают и останавливают взгляд зрителя, который, вдруг неосознанно открывает для себя глубину и неповторимость каждого штриха Создателя. В этом и есть великое таинство и значение изобразительного искусства: при помощи образного, пластического видения мира художник неосознанно передает его полноту, неповторимость, бесконечность.
Сергей Присекин. Золотая осень. Холст. Масло |
- Размах и насыщенность вашего творчества поистине впечатляет. Особый интерес вы уделяете историческому жанру. Как и почему вы обратились к истории?
- Мне бы хотелось задать вам встречный вопрос: что с вами происходило вчера? Чем вы занимались?
- Очень прозаическими вещами: детей лечила от гриппа, бегала по аптекам… – ничего интересного.
- Так это же актуальное событие! Событие, которое для вас как для мамы очень насущно на сегодняшний день. Вы к этому не можете отнестись поверхностно, этим заняты ваши мысли, неосознанно вы ощущаете в себе потребность проявлять заботу о ваших детях, и в этих естественных заботах не задумываетесь о том, что, как и всякий из нас, вы наделены потрясающим уникальным даром – памятью. Что такое память? Это способность, дарованная человеческому разуму, благодаря которой моменты нашего прошлого остаются живыми и актуальными для нас и сегодня. Прошлое неразрывно связано с будущим, поэтому память – это связующее звено между прошлым и будущим, позволяющее воспринимать время как осмысленный процесс. Для меня как художника очень важно и интересно обращаться к тем остановившимся мгновениям нашего прошлого, которые невидимыми нитями связаны с настоящим. Мама умиляется на здорового ребенка и радуется его утреннему пробуждению, – для меня это сюжет исторический. Я люблю историю с тех минут, когда в раннем возрасте я стал задумываться над тем, почему сегодня меня все еще волнует пережитое вчера, почему в новой реальности все еще живы прошлые события и впечатления? Мы наделены способностью анализа нашего прошлого, анализа, в процессе которого и осуществляется связь прошлого с настоящим и будущим. Поэтому с малых лет любой момент из прошлой жизни, любой фиксированный памятный сюжет я всегда рассматриваю через призму истории. Историческое видение важно для того, чтобы чувствовать взаимосвязь и осмысленность течения времени, где каждый момент имеет значение. Вот сейчас мы с вами разговариваем, у нас взаимодополняющие интересы, нам это приятно и нравится, и эта минута радости завтра для нас уже будет историческим фактом. Если подходить с этой точки зрения к любому сюжету – например, в работе над портретом современника, который через сто лет будет уже историческим свидетельством, – то творчество приобретает дополнительный смысл, связывающий наше мимолетное настоящее с будущим, вводя его в исторический контекст. Ведь и мы, созерцая полотна наших предшественников, воспринимаем не только красоту этих шедевров, но и ту историческую реальность, в которой они создавались. Люди прошлых эпох оживают, и мы видим, как они улыбались, какие носили прически и платья, что их волновало… Когда мы не просто пассивно созерцаем произведение искусства, но анализируем его, проводя сквозь историческое видение, то картина оставляет в душе совершенно другое ощущение – ощущение преемственности и неразрывности времен и эпох. История для меня интересна не как отвлеченная наука, не как школьный урок, но как путь к пониманию места человека в мире. Каждый шаг есть исторический момент, имеющий великую ценность. Мы не задумываемся над тем, откуда к нам приходит опыт, понимание, как надо и не надо жить. Благодаря нашей памяти – способности к историческому видению.
Сергей Присекин. Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года. 1985 г. Холст. Масло |
Мне запомнилось высказывание Ильина о различии христианских конфессий. Он говорил о том, что если католицизм ведет человека от воли к разуму, а протестантизм – от разума к воле, то православие исследует жизнь человека как биение сердца. И Библия, воспринятая сердцем, дает нам тот исторический контекст нашего существования, в котором человек предстает как путник на тернистом пути жизни. Так пусть же каждый наш шаг на этом пути будет ударом нашего сердца, а посохом – наша вера. Мы идем, спотыкаясь, разбивая в кровь свое лицо – и это только наш, ни за какие деньги не купленный опыт, через который, ошибаясь, мы приходим к осознанию нашего истинного предназначения. У каждого из нас есть в жизни момент, когда Господь нам вдруг открывает глаза на истинное положение вещей, другое дело, что не каждый остановится в потоке жизни, чтобы спросить себя: а правильно ли я живу? И только от нас зависит, сможем ли мы за короткий период, отпущенный нам в нашей мирской жизни, осознать, оценить и преумножить те дары, которыми мы награждены Отцом.
- Хотелось бы поговорить о Вашей деятельности, связанной с росписью храма Христа Спасителя. Как получилось, что именно Вы руководили бригадой художников, расписывающих один из сводов храма?
- Быть допущенным до стен главного храма – это великая честь для меня и, конечно же, уникальный и счастливейший момент моей жизни. Восстановление храма Христа Спасителя, как сказал Святейший патриарх Алексий, – это воссоздание утраченной святыни. Восстановление храма, который когда-то создавался тремя российскими царями, несколькими поколениями русских тружеников на деньги, собранные по копейкам со всего нашего народа и этим же народом поруганный и уничтоженный, – это наш долг перед отечеством и нашей историей. Вообще, нельзя не удивляться русскому характеру, таинственной природе нашего народа, в котором уживаются несовместимые вещи: невежество, талант, необузданность, широта души, дикость, агрессия. Удивительно то, что мы, будучи сравнительно молодой цивилизацией, уже умудрились чуть ли не трижды себя уничтожить. Поэтому люди, участвующие в воссоздании храма, чувствовали себя призванными на великое дело – исправление трагических ошибок и печальных парадоксов истории.
Сергей Присекин. Голландский натюрморт. Холст. Масло |
Участие в этом грандиозном деле, повторяю, было для меня счастьем. Я возглавлял одну из девяти бригад, которым были предоставлены центральные площади храма – площади главных четырех пилонов: своды, малые купола, большой купол и большой барабан. Сюжет нашей бригады, которая расписывала юго-западный свод, – это первый двунадесятый праздник после Пасхи – Пятидесятница, сошествие Святого Духа. Поскольку убранство храма – не выставочный зал, не ристалище творческих амбиций, то художникам важно было не увековечивать свои имена, а наоборот, выполнять работу в едином, нераздельном творческом ключе. В нашу бригаду вошли такие мастера, как народный художник России Александр Сытов, член-корреспондент Российской академии художеств Сергей Оссовский, заслуженный художник России Михаил Полетаев. У каждого из нас свой стиль, своя манера письма. Но мы были подчинены одному решению, принятому совместно, и работали как единое целое, растворив личные стилистические особенности в общей творческой задаче. Ведь пришедшему в храм с молитвой совсем не важно знать, какой художник какую часть расписывал. Мы по-своему воплотили библейский сюжет Исхода, когда люди ушли рабами, разноплеменным табором, а обретя единого и неделимого Бога в тяжелом изнуряющем походе, пришли народом. И для каждого из нас работа была личной молитвой, индивидуальным обращением к Богу. Ведь только Божией помощью можно объяснить, что это грандиозное дело осуществилось. Все мы свидетели зримого воплощения чуда! Подумайте, в 19 веке над этим храмом работали сотни художников, его воздвигали, украшали, расписывали более 22 лет, а мы воссоздали его не более, чем за три года. Чудо? Чудо.
Мне часто задают вопрос, что такое искусство. И я отвечаю: это каждодневное, мучительное, изнуряющее, дурацкое занятие смешивания на палитре окислов самых ядовитых минералов и металлов в какую-то грязную кашу. И вдруг, с помощью некоторых операций кистью, на белоснежном холсте появляется зримый, убедительный, живой образ. Как это происходит? Для меня это загадка до сих пор. Занимаясь творчеством на протяжении всей моей сознательной жизни, я не могу разгадать этой тайны. Поэтому, отвечая на вопрос о сущности искусства, я говорю: искусство – это каждодневное общение с чудом.
Беседовала Александрина Вигилянская