Митрополит Волоколамский Иларион прочитал для студентов РПИ лекцию о взаимоотношениях веры и знания

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Москва, 20 декабря 2010 г.

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 401 px. Размер файла 71703 b.

Человек, приходя в Церковь, ищет знания – для того, чтобы на нем, как на некоем фундаменте, основывать свою веру. Но, к сожалению, получив базовый набор представлений о таинствах и обрядах, многие останавливаются в своем поиске и постепенно утрачивают и интерес к познанию, и, как следствие, веру.

В прошлом такой проблемы, пожалуй, не существовало: традиции жизни в Церкви передавались человеку в семье и в школе на уроках закона Божия. Духовное образование даже для мирян было систематическим и сопровождало в течение жизни. Теперь система духовных школ возрождена, но она нацелена более на тех, кто решил стать монахом или священником. Светское же образование пока только ищет способы реформирования, чтобы преодолеть стену непонимания между наукой и религией.

Такие православные вузы, как Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный институт святого Иоанна Богослова, пытаются органично сочетать принципы академической науки с преподаванием богословских дисциплин – пока таких учебных заведений немного, и они только начинают разрабатывать свое ноу-хау.

Одним из интересных начинаний в этой сфере стала программа РПИ, в рамках которой перед студентами с лекциями выступили известные православные богословы, священнослужители и публицисты. Они представили современное видение проблем религиозности и нравственности в нашем обществе.

Кульминацией этого цикла лекций стала встреча с молодежью митрополита Волоколамского Илариона, темой которой стала проблема взаимоотношения веры и знания. Анализируя возможности соприкосновения этих двух сфер человеческого бытия, митрополит Иларион заметил: «Нет такого человека, который был бы абсолютно чужд религии. У каждого в душе есть религиозное начало. И тот, кто занимается наукой, не только профессионал, но и живая человеческая личность, в душе которой происходит некий религиозный поиск».

Современная наука отходит от теории прогресса и линейных систем восприятия мира, а потому она не может быть нейтральной в духовно-нравственном отношении. По словам митрополита Илариона, «есть удивительные примеры того, как наука соприкасается с верой в тех сферах, которые относятся к области таинственного». Говоря иными словами, наука все чаше подходит к той грани, за которой ее привычный инструментарий не работает, и выход из этого тупика может дать только вера.

Таким образом, становится понятно, что барьера между верой и наукой нет, хотя в советские годы нам пытались доказать обратное. В каком-то смысле ученому даже проще стать верующим человеком. Понимание научной картины мира, понимание исторических и эстетических основ культуры человечества помогает понять символический смысл обрядов и таинств Церкви. Фундаментально образованный человек уже никогда не задаст вопрос, зачем нужно посещать храм каждое воскресение, ведь Бог в душе.

Неслучайно многие представители советской интеллигенции пришли к вере именно через глубокое проникновение в предмет своих научных исследований и передали этот бесценный дар другим людям. «Были такие люди, как, например, Алексей Федорович Лосев или Сергей Сергеевич Аверинцев, которые передавали религиозные знания через философские рассуждения, через литературоведение, через исследования о философах, писателях и поэтах прошлого… Книга Аверинцева “Поэтика ранневизантийской литературы” открывала окно в мир ранневизантийской духовной литературы через призму литературоведения. Каким образом он передавал эти сведения? Автор, например, рассказывал об акафисте Пресвятой Богородице, брал греческий текст и рассматривал его структуру, как строятся рифмы в этом сочинении, описывал образный строй, рассказывал о кондаках Романа Сладкопевца. Через это литературоведческое по сути исследование перед людьми раскрывался богатый и прекрасный мир раннехристианской поэзии. И эта книга служила для многих людей введением в литургическое богословие», – сказал владыка Иларион.

В свою очередь, вера может направить научный поиск в нужное русло. «Наука, не регулируемая нравственными постулатами, способна разрушить человеческое бытие», – подчеркнул митрополит Иларион, напомнив о новых проблемах, которые ставят перед обществом открытия науки, например, в области атомной энергии или генной инженерии. Решать эти проблемы предстоит именно молодому поколению – а потому всестороннее изучение их особенно важно для нынешних студентов.

Митрополит подчеркнул, что «ответственность за Землю как за наш общий дом лежит на каждом из нас. У нас одно будущее, и во многом оно будет зависеть именно от диалога людей веры и людей науки». Возвращение к постулатам христианской нравственности может дать ориентир ученому в современном стремительно меняющемся мире. «Ключевой мировоззренческий вопрос, который должны ставить пред собой все люди: готовы ли мы принять на веру то, что называется Божественным откровением, и читать Библию не просто как человеческую книгу или собрание древних историй и мифов? От ответа на него зависит все остальное», – констатировал владыка.

Сами же студенты, которые собрались на лекцию митрополита Илариона, интересовались вопросами более насущного характера. Например, как найти работу после окончания РПИ и как будет реформирована система образования; насколько оправдано стремление соответствовать европейским стандартам для православных учебных заведений. Митрополит Иларион, который является ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры, отметил в Болонской системе ее «эффективность и направленность на развитие мыслительного процесса».

По словам владыки, сейчас часто образование сводится к пассивному усвоению студентом информации, когда от молодого человека требуется только связно воспроизвести то, что ему рассказали на лекциях. Постепенная же дифференциация знаний и специализация, которая предусмотрена на ступенях бакалавриата и магистратуры в Болонской системе, призвана научить мыслить самостоятельно и еще со студенческой скамьи начать заниматься тем, что станет будущей профессией. «Это именно то, чего не хватает многим нашим учебным заведениям, и в частности нашим духовным школам», – заключил митрополит Иларион.

Антонина Мага

20 декабря 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×