Переход на нравственный бизнес – реально ли это?

«Да!» – отвечают участники круглого стола, проведенного на тему «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» в рамках ХIХ Рождественских образовательных чтений. Но для этого нужно, чтобы каждое объединение бизнесменов в финансовой, банковской и проектной сфере ставило целью проверять все свои действия и проекты на соблюдение нравственных законов, заповедей Божиих.

Участники круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты в России»
Участники круглого стола «Православный банкинг и финансовые инструменты в России»
Организаторами встречи выступили представители как Церкви, так и финансовых кругов: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, Клуб православных предпринимателей, Ассоциация российских банков, Институт экономических стратегий РАН.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин
Дискуссии за круглым столом положил начало протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, отметивший, что заявленная тема возникла относительно недавно, но она приобретает все большую значимость в обществе.

– Мировой экономический кризис, – подчеркнул он, – еще раз напомнил всем нам о том, что финансовая сфера – это, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сфера нравственного риска». В ней присутствует огромный капитал, который, как принято считать, должен приносить новый капитал. Проблема денег, не связанных с трудом, – нерешенная нравственная проблема современного мира, и искать ответ на нее следует совместно представителям экономического и экспертного сообществ, религиозным общинам, лидерам общественных сил.

Вместе с тем, как обратил внимание отец Всеволод, тема православного банковского продукта все еще воспринимается как «экзотическая».

– Я практически уверен в том, что если сегодня потребителю предложат этот продукт, то он вряд ли найдет массовую поддержку, – заметил он. – И дело в том, что многие православные люди, в том числе глубоко воцерковленные, слишком привыкли существовать в условиях некоей раздвоенности: нравственные правила – для религиозной жизни, а вот в области жизни практической действуют иные правила. И все же молодое поколение общественно активных людей, склонных выстраивать свою жизнь в согласии с принципами православного вероучения, может со временем принять идею о том, что православный банковский продукт более приемлем, чем отличающийся от него.

Сегодня в нашей стране, как отмечалось на круглом столе, после долгих лет засилья коррупции, взаимного недоверия и обмана начали прорастать робкие ростки православного отношения к ближним не на словах, а на деле.

Так, в Клуб участников проектного процесса, который помогает подготовить проекты к рассмотрению на кредитных комитетах и организует финансирование проектов, приходит все больше порядочных людей, уставших бояться нечестных партнеров. Они готовы публично заявить о строгом выполнении заповедей Божиих в бизнесе и о своем желании объединить усилия с другими православными бизнесменами в выработке особого регламента работы, более открытого и препятствующего злоупотреблениям. А Совет по православным финансовым услугам и продуктам подготовил специально к Рождественским чтениям презентацию, в которой подробно рассматривается механизм создания и внедрения таких услуг и продуктов в повседневную практику.

На встрече прозвучали различные точки зрения по проблематике православного банкинга и необходимости создания соответствующих специализированных банков, при этом все собравшиеся были единодушны в том, что эта тема требует первостепенного внимания и ее значение со временем будет только возрастать. Вот некоторые мысли и оценки участников круглого стола.

Павел Шашкин, ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика»:

Протоиерей Всеволод Чаплин и Павел Шашкин – ответственный секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси
Протоиерей Всеволод Чаплин и Павел Шашкин – ответственный секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси
– В условиях экономического кризиса конфессиональные экономика и банкинг приобретают новое звучание, новое наполнение. Совершенно очевидно, что, когда подорвано доверие ко многим финансовым институтам, люди стремятся найти в конфессиональном банкинге ту точку стабильности, точку доверия, которая могла бы существенным образом позитивно повлиять на их жизнь.

Естественно, было бы неправильно оставлять за скобками этого процесса ведущие религиозные организации страны, такие как Русская Православная Церковь, в первую очередь. Нужны ли нам православные банки как самостоятельный вид финансовых институтов? Вряд ли это возможно сегодня, но нам совершенно точно нужны честные и ответственные банкиры, необходима культура взаимовыручки и взаимоподдержки, в том числе в реализации бизнес-проектов. Наконец, нужна сильная нравственная мотивация в достижении экономических целей. Такую степень взаимного доверия, как показывает практика, могут дать только вера и традиция, которые людей объединяют.

Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков
Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков
Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков:

– Когда говорят о православном банке, главный стержень здесь в том, что его работу должна пронизывать нравственность, человечность. И эти элементы призваны развиваться, расширяться. Ведь банк должен работать, прежде всего, для человека, и только потом через это достигается прибыль, доходность и т.д.

Три года назад наша ассоциация одобрила Кодекс этических принципов банковского дела. Там подробно расписано, по каким направлениям должен банк реализовывать эти принципы. Прежде всего, благотворительность. Это общеизвестно, традиционно; мы можем привести массу примеров того, как банки занимаются добрыми делами. Через систему кредитования все более реализуется поведение социально ответственного банка: не навязывание кредита людям любой ценой, поставив их потом в тяжелейшие условия, а всемерная поддержка людей, обеспечение их подробной информацией.

Следующее направление – вклады. Вспомните, как в 1990-е годы несчастные вкладчики штурмовали банки, чтобы получить свои деньги. После принятия закона о страховании вкладов положение принципиально изменилось. В последние годы у населения появилось доверие к банкам – ведь это факт, что в кризис вклады растут невероятно быстрыми темпами.

Важное направление – финансовая грамотность, осознанная деятельность человека во взаимоотношениях с банками. Многие из-за недопонимания идут в суды. А мы создали службу финансового омбудсмена в рамках Госдумы. Ее задача – до суда примирить клиента и банк, исходя из принципов нормальных, человеческих взаимоотношений.

Опираясь на профессиональные ассоциации, российские банки должны «раскручивать» и развивать вот эти черты человечности. Это будет серьезным шагом на пути применения православных этических норм в банковской деятельности.

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков, депутат Государственной Думы:

– Сегодня в сфере социально-банковского взаимодействия скопилось много проблемных вопросов. Один из них – проблема недобросовестных заемщиков. Нам крайне необходимо внедрять в жизнь нравственное отношение и банкиров, и заемщиков, и клиентов к выполнению своих обязательств. Даже если мы сейчас ужесточим законодательство, мы проблему не решим. Поскольку в основе лежат все-таки нравственные принципы, которые в значительной степени нивелированы в нашем обществе – в кризисный период это особенно проявилось.

На мой взгляд, ошибочен постулат о том, что Церкви не надо создавать свой финансовый институт. Церковь осуществляет в нашем обществе важнейшую миссию, и для того, чтобы вести эту миссию успешно, наступательно, приобщая население к православным ценностям, необходимо иметь мощную финансовую опору. Сейчас же работа Церкви строится в основном на пожертвования.

Надо создавать соответствующий институт. Важно, что доверие населения к Церкви намного больше, чем к гражданским институтам, и многие православные могли бы стать вкладчиками такого банка.

Этот финансовый институт демонстрировал бы пример работы другим институтам. Сила примера здесь даже намного важнее, чем сила закона. Если бы православный банк реально показывал, какие должны быть проценты от вкладов, как добросовестно работать с клиентом, как оформлять кредит, график платежей, если бы он демонстрировал прозрачность своей работы, то и другие банки были бы вынуждены в условиях конкуренции работать по тем же принципам.

Владимир Сидоров, исполнительный директор Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка»:

Владимир Сидоров, исполнительный директор Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка»
Владимир Сидоров, исполнительный директор Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка»
– Ярким примером потребности в кодексе поведения в сфере предпринимательства явился принятый несколько лет назад на Всемирном русском народном соборе «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

Известно, что опыт ведения православного банкинга сегодня существует. Причем существует в рамках целого государства, которое называется Кипр. Там очень влиятельна Православная Церковь, и она является одним из крупнейших финансовых деятелей этого острова: на 720 тысяч человек полмиллиарда евро выданных кредитов в год – это серьезная вещь. Естественно, нам нужно изучить этот опыт, подробно рассмотреть, каким образом ведется эта деятельность.

Хотел бы упомянуть о проектном подходе, который может быть применен к сфере православного банкинга, параметры которого мы пытаемся нащупать в рамках нашего круглого стола. Речь идет о создании церковно-государственно-частного партнерства, в котором существовала бы взаимозависимость между участниками договорного процесса контрактных отношений – нечто вроде концессии.

Примеры в российской практике уже существуют. У нас есть обращения со стороны губернаторов, в частности в Архангельской области есть такой «континент», который называется Соловецкий монастырь. Ведь это явление, которое не может быть превращено в некую «туристическую аттракцию», как это пытаются сделать сегодня. Здесь Церковь могла бы предъявить спрос на оказание чисто финансовых договорных услуг. Та же модель церковно-государственно-частного партнерства отрабатывается в Ростовском государственном историческом заповеднике. Но если существует понимание на уровне региональных властей, то на уровне федеральных властей и федерально значимых финансовых институтов такое понимание пока не отработано.

Я убежден, что именно на базе проектного подхода может возникнуть и понимание концепции православного банкинга, и возможное развитие конкретных механизмов его реализации. У меня тут список уникальных церковных объектов – есть чем заняться банкирам! Нужно сформулировать принципы, параметры и утвердить нравственное начало.

Максим Тууль, председатель правления «Надежный банк», директор Клуба участников проектного процесса:

– Я хочу поспорить с отцом Всеволодом о том, что будто сегодня нет спроса на православный банкинг. Долгий опыт работы в банковской сфере привел меня к выводу, что сегодня отсутствует доверие населения к государству, я уже не говорю о доверии к бизнесу. Для этого есть объективные причины. Но самое страшное – отсутствие доверия банкиров друг к другу. В рамках нашего клуба мы часто занимаемся формированием банковских пулов или банковских синдикатов. 90% времени у нас уходит на то, что мы пытаемся убедить банкиров сесть за один стол друг с другом.

Здоровый бизнес устал сегодня жить по «волчьим законам», он ищет объединяющие основы. Недаром появляются разные клубы и ассоциации, которые основываются на неких внутренних принципах.

Православный банкинг своим примером, своим успехом может и должен стать объединяющим началом, внедряющим в среду взаимоотношения между людьми, основанные на морально-этических принципах. А далее такой инструмент будет расширять нравственную сферу вокруг себя, заставляя все новых участников понять, что для успеха и доверия нужно честное ведение дел. Возможно, что в результате возродится «принцип гильдии», когда слово члена гильдии было тверже стали, а изгнанный из гильдии разгильдяй и обманщик был пожизненно заклеймен и больше никогда не мог появиться в бизнес-сообществе.

Роман Белоусов, руководитель Совета по православным финансовым услугам и продуктам:

– Мы сегодня много говорили о возможности создания православного банка. Банк называется православным не только потому, что его акционеры являются православными или в его названии есть это слово, но, прежде всего, потому что он предоставляет соответствующие услуги и продукты.

Конечно, нужно четко осознавать те продукты, которые может предоставить православный банк своим клиентам. На сегодняшний день первый шаг в этом направлении сделан: совместно с Клубом православных предпринимателей и Советом «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси создан Совет по православным финансовым услугам и продуктам. Это некая общественная инициатива, основная площадка для обсуждения и создания продуктов, которые впоследствии смогут предложить банки (кстати, не только православные банки, но и те, которые согласятся предложить своим клиентам продукты, основанные на православных принципах).

Сегодня всем нам нужно переходить от таких отдельных встреч (хотя и они, безусловно, необходимы!) к кропотливой ежедневной работе. Приглашаю всех к работе в рамках совета по разработке услуг, которые будут представлены бизнес-сообществу.

Дмитрий Любомудров, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Клуба участников проектного процесса:

– Что мы, православные банковские менеджеры, можем продемонстрировать в качестве альтернативы современной неустойчивой финансовой системе? Это называется проектный подход и система прямого распределения рисков. Здесь ничего нового нет, но такой подход нужно реализовывать на практике. Люди принимают не краткосрочное участие в проекте, а «закладываются» на весь его жизненный цикл, что делает их партнерами в истинном смысле этого слова. Взаимное участие в рисках, взаимная ответственность и активное соучастие в проекте – таков инструмент, который может предлагаться и продвигаться православным сообществом.

Православный банк должен обслуживать не только православных бизнесменов, а любых деловых людей, которые подпишутся под принятым им кодексом – полной прозрачности и пониженной рискованности. То есть нам нужен агентский банк (швейцарские банки потому и устойчивы, что исполняют поручения клиентов – и уже 300 лет так работают). Такой банк не может обанкротиться – ведь он только выполняет поручения клиентов за определенную комиссию. В ходе проектного процесса предприниматели должны сами принимать на себя определенные риски. Банк, конечно, помогает им оценить этот риск и берет на себя обязательство по должному контролю всего процесса.

Мы с коллегами уже 15 лет работаем в этой сфере, и у нас есть специальные технологии, которые применялись в крупнейших казначействах, сравнимых по уровню с федеральным казначейством. Наши подходы показали свою эффективность в кризис. И мы стремимся преодолеть стереотип, будто русский православный человек очень далек от банков, денег, экономики – мол, пусть об этом думает государство… Ничего подобного! Думать об этом должны все мы, православные, и помогать друг другу таким образом. Иначе будут выстраиваться очереди из православных у липовых банков.

Если мы сумеем создать хотя бы одну такую «территорию доверия» в виде православного банка под эгидой патриарха и докажем на деле, что этот банк является низкорисковым и прозрачным, тогда мы покажем всему обществу, что возможна православная альтернатива! Возможны православные механизмы!

Отрадно также, что, как показал данный круглый стол, расширяется общественная база Рождественских чтений, которые, по словам отца Всеволода, все больше превращаются из «собрания православных педагогов» в деловой форум для обсуждения насущных проблем жизни России и мира.

Галина Фомина, вице-президент Национального банковского клуба Ассоциации российских банков:

– Мы рады, что инициатива нашего клуба по проведению этой встречи вылилась в серьезные и плодотворные для банковского и финансового сообщества страны дискуссии. Почему мы действуем совместно с Церковью? Потому что Церковь и общество – одно единое целое, и потому что каждому человеку нужно быть нравственно здоровым.

Национальный банковский клуб очень заинтересован в сотрудничестве с Клубом православных предпринимателей, и мы уже наметили серьезные вопросы для взаимодействия. И, безусловно, сегодня на первый план выходят вопросы нравственности, социальной ответственности бизнеса. Недаром практически каждый банк фактически имеет свою социальную ответственность: заботится о детских домах, строительстве храмов, деятелях искусства и так далее, а многие компании стали включать в свою миссию вопросы, связанные со стандартами социальной и духовно-нравственной ответственности. Нынешний круглый стол дает нам вектор для подготовки большого финансового форума в нашей стране.

***

После трехчасовой дискуссии участники круглого стола пришли к заключению, что духовная роль Русской Православной Церкви, участие религиозных организаций в финансовой деятельности сегодня, как никогда, востребованы обществом и могут стать объективным примером ответственного и честного хозяйствования. Создание тех или иных финансовых инструментов с учетом норм православной этики действительно может стать реальностью. Многие банки, в том числе ведущие, открыты такому диалогу и готовы применять эти инструменты в своей работе, после того как их предложения будут одобрены патриархом Кириллом. В ближайшем будущем пакет таких предложений, подготовленный совместно с Патриаршим советом «Экономика и этика», будет представлен вниманию Его Святейшества.

Василий Писаревский

1 февраля 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга31 января 2014, 13:00
Я, православная пенсионерка - за! Понимаю - это риск! И все же я бы рисковала со своими, верующими, а там как Бог даст! В этом вопросе много граней: их перечисление можно прочесть в комментариях выше, но если строить свою работу как перед лицом Бога, то и результат будет Богу! Я бы первая доверила свою пенсию такому банку, к государственным и частным доверия нет.
Алексей28 ноября 2012, 13:31
А не проще вернуться к десятине? Каждый приход заводит кассу взаимопомощи, прихожане друг-друга знают напрямую или опосредованно, священник(и) также знают свою паству в лицо. Во-первых община бы укрепилась, а во-вторых, если кому-то из из прихожан понадобится помощь, то всегда можно этот вопрос решить сообща.
Татьяна18 ноября 2012, 16:43
Почему закрывают почтовые отделения в населенных пунктах, где они зачастую являются единственной ниточкой связующей их с государством и его финансовой системой?
Такие банки, как банк Тинькофф, например, через почту активно продают свой продукт. Напористо, деловито, по-протестантски? И очень надеется найти в России покупателей - рынок? История 19-н.20 века обогащений зарубежных граждан на рынке России вдохновляет?
Государство боится, что не сможет создать конкуренцию (все силы брошены на газофикацию?) или финансовой статистики численности населения (результаты переписи не опубликованы?)? Спаси Бог.
Андрей26 апреля 2012, 16:15
Анастасия, а сбор средств на храм, это тоже 100% шизофрения ? Чем принципиально отличается сбор средств на 1 конкретное дело (строительство храма) от того же самого, только работающего постоянно и собирающего средства для многих дел ? Замените заевшееся английское слово "бизнес" на русское "дело", а "банк" на "хранилище средств". Что в этом такого антихристианского ? А выставлять сумасшедший процент можно и не только в банке, но и в душе, когда за свою помощь ожидать от другого гораздо большего чем сам дал.
Константин14 сентября 2011, 19:12
Cпаси нас Господи! воистину царство антихриста его незагорами!

Мф 21, 13 и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

Мк. 11, 17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Лк. 19, 46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.

Ио. 2, 16-17 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
Татьяна 1 июля 2011, 12:16
Ассоциацию провославного банкинга, я приветствую ,это здорово.
Личено для Всеволода Чаплина.
Кулакова Татьяна Фёдоровна, инвалид-детства, колясочница, мне 62г
г. Москва ул. Болотниковская д. 33 корп. 2 кв. 186 тел.8 499 317-01-19 в марте перенесла инсульт лежала в неврологии № 79
ул Миллионщикова д 1 и мне нужен спокойный образ жизни, дома условий нет, я семье мешаю, город мне условия не создал, я
незнаю что мне делать, очень нуждаюсь в помощи, в сборе денег, на покупку квартиры, сколько можите. Ваше святейшиство Всеволод Чаплин, я вас умоляю, ради всех святых помогите мне пожалуйста рабе болящей Татьяне, не дайте погибнуть, мои реквизиты: ОАО Сбербанк России Данское отделение лицевой счёт 42307 810 6 3811 4755055 Кулакова Татьяна Фёдоровна. С уважением к вам и храни вас Господь.
Татьяна.
Anastasia15 апреля 2011, 16:41
ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНК-ШИЗОФРЕНИЯ 100%,ПОКАЙТЕСЬ!!
Андрей16 марта 2011, 14:53
Если церковь занялась ростовщичеством,то это уже не церковь,она уже не помнит того что говорил Иисус, и тогда пора принести крест назад. Я не хочу служить церкви которая занимается ростовщичеством.
Виталий28 февраля 2011, 14:41
мда...
даже затрудняюсь представить, что у нас следующее захотят сделать "православным"
сам Спаситель сказал: "кесарево кесарю, а Божие Богу"
не надо этих замесов бизнеса и веры
работаю у т.н. "православного" бизнесмена
стыдно кому сказать, что он имеет отношение к православию
хочется бежать от такого не оглядываясь
так некуда
кризис, видите ли
потому что та же банковская система и создала этот кризис загребущими ручками масонов
вот и интересно как будет вести себя т.н. "православный" банк в очередной грязной банковской афере по выкачиванию денег из простых людей?

будут вопросы, пишите
shevimi@mail.ru
Александра19 февраля 2011, 09:23
И на проповеди в церкви будет звучать уже не: покайтесь грешные ибо близится Великий час расплаты!!! А вкладывайте свои сбережения в наши банки ибо и церковь теперь не дом Божий, но вместилище ваших капиталов!!!
Сергей18 февраля 2011, 10:24
Многие одобряют создание православного банка,плохо изучали Библию.Это прямая дорога в АД.ОПОМНИТЕСЬ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!!!
Едена17 февраля 2011, 19:34
Я,ЗА!Православный Банк внушит большое доверие людей, если будет помогать Россиянам. И себе деньги заработает, для того чтобы встать во главе Государства Российского. Мне это нравится.
аркадий17 февраля 2011, 16:01
главная задача РПЦ — как преодолеть ДУХОВНУЮ пустоту атеизма и дремучее БЕЗРАЗЛИЧИЕ к "религии", созданную коммунистической властью и до сих пор ничем не заполненную.
Чтобы уяснить себе размеры и мертвящее значение этой пустоты, давайте выпишем некоторые её симптомы/следствия (и именно СИМПТОМЫ, а не самостоятельные проблемы, как будет показано ниже), которые видны, как говорится "невооружённым глазом" (не в порядке важности, а в алфавитном):
1. Аборты.
2. Алкоголизм.
3. "Диалог" с инославными.
4. Гомосексуализм.
5. Наркомания.
6. Порнография.
7. Преподавание секса в школах.
8. Преступность.
9. Проституция.
10. Разводы.
11. Сектантство, западные конфессии.
12. Экуменизм.
13. ... и т.д. — этот список можно продолжить .
вместо этого Чаплина беспокоит отсутсвие православных банков, введение дресс-кода, дружеского сожаления о поведении Ксениии Собчак и желании видеть ее среди ПРАВОСЛАВНОЙ молодежи.
что это курс такой, или ....скрытая провокация, направленная на отторжение от РПЦ не только ее приверженцев, но и другой более значительной части нашего общества. неужели история с 1917 г. ничему не научила наше священноначалие.
ГОСПОДИ образумь меня несмышленного православного и дай смирение.
Сергей Леонидович Зарубин17 февраля 2011, 13:25
Православный Банк конечно должен внушать большое доверие, однако всегда делишки ведут отдельные людишки(на какие цели могут уйти ссуды и прочие выделения Ден.Масс, вот здесь и зарывается вопрос в песок !!!!). Не будут же сидеть монахи и протоиереи на бухгалтерии , это будут обыкновенные твари Божие! А всякий микроб в чашечке Петри развивает колонии этих паразитов. Лучше если Церковь будет ЧИСТО заниматься Душевным кормлением Масс Граждан и прихожан.
анатолий17 февраля 2011, 12:07
нельзя служить Богу и маммоне одновременно
Сергей Владимирович Оболенский16 февраля 2011, 10:09
Банки и Православие абсолютно разные вещи. А вот РПЦ как общественная религиозная организация может заниматься любыми вопросами. Если РПЦ занимается банками, финансовой деятельностью, торговлей, то значит нужно честно признаться, что РПЦ коммерческая организация. А если это общественная религиозная организация, то коммерции, финансовой деятельности и торговли не должно быть. Церковь должна жить на приношения прихожан. И работать так, чтобы прихожане с удовольствием несли свои дары. Церковь должна заботиться о нравственности прихожан, а не о своем кармане.
Андрей15 февраля 2011, 22:06
Считаю, что православный банк необходим хотя бы потому, что прцент пользования кредитом в нашей стране в разы отличается от процента кредита за рубежом. Если законы экономики везде одинаковы, то отчего такая разница? При этом цены в розничной торговле в России уже выше западных, а уровень зарплаты не идет ни в какое сравнение с зарубежной. Что это, как не грабительство? Я первый открою, если позволят, счет в православном банке, поскольку устал от откровенного вымогательства в виде ипотеки и других "кредитов", использующих безвыходное положение своих граждан (или уже не своих?). А знакомым, стонущим под игом банкиров-рэкетиров, посоветую перекредитоваться в православном банке. И таких найдутся миллионы! Вот чего боятся нынешние банкиры, а потому и шумиху подымают, вспоминая писание.
Максим Воробьёв12 февраля 2011, 15:48
Я ревностный Православный,мирянин.Горячо поддерживаю это начинание.Мы с женой любим детей,у нас есть уже двое сыновей,но мы хотели бы ещё.Но для этого нужно улучшить жилищные условия.У нас комерческая недвижимость,(курортный бизнес).Усть возможность,реальная,разширения.Нужнны денги на развитие.Кредит,в ныне существующей системе-для нас не реально,(Справки о доходах нет,под залог недвижимоссти не можем,-не совершеннолетние дети).Наше "предприятие"экономически выгодно. Мне представляется наше сотрудничесво с банком,"под крышей"Париарха,реалным и успешным.
Евгений11 февраля 2011, 13:31
ответ р.Б.Владимиру: не нужно, пожалуйста, решать за Господа - что он благословит, а что нет.
Банки - это просто инструмент финансовой системы, он предоставляет услуги. Как и, к примеру, сапожник, починяющий сапоги или электрик, ремонтирующий электропроводку. И все должны кормиться со своего дела и кормить своих детей!
Православный банк - это необходимость для Православной России, я бы первый перевел расчетный счет в такой банк! И радовался бы, что та прибыль, которую получает банк с моих операций, идет не на обогащение неправославных, невоцерковленных и закушавшихся банкиров.
Церкви, братьям и сестрам во Христе я доверяю, а если кто и оступиться-не страшно, одумается...вспомните отречение апостола Петра.
Православный банкинг - да это пример для всех, что Православная Церковь - это не только старые бабушки со свечками, это - сама жизнь! Наша жизнь!
раб Божий Евгений
AnnA10 февраля 2011, 16:58
Банк Православный создать идея правильная. Но главная проблема в том, что люди, которые сейчас занимаются банкингом не способны осуществить то, о чем они так красиво говорили. Одно лишь хочется сказать-некоторые банковские служащие, "унюхав", что кризис значительно уменьшит их возможности решили сыграть новую игру только теперь привлекая средства православия. Банковский бизнес - дело тёмное у банкира всё переводится на звонкую монету, а монета эта за несколько минут может оказаться на другом континенте и работать на другого хозяина. Хочется надеяться, что православные воцерковленные специалисты (которые не были допущены к обсуждению), в том числе и аналитики будут иметь возиожность подкорректировать мечты сегодняшних банкиров и Православный банк состоится. Интересно, а почему не пригласили Геращенко- уж этому человеку можно доверить даже свои последние деньги.
Александр 9 февраля 2011, 13:42
Часто по работе приходится работать с банками. Прочитав предыдущие комментарии, думаю, дело не в том, что банк занимается ростовщичеством. Это его суть как экономического инстутута. Если этого не будет, то это уже фонд, и давайте его так и назовем. А "православные риэлтеры" и т.п. - чем лучше? Что такое "православный" - это знак качества? гарантия? Православной может быть или Церковь, или человек как член этой Церкви. Все остальное может быть "общественным", "коммерческим", "благотворительным" и т.п.
Суть Православия - правильно славить Бога - это путь к спасению. Да, есть нечестность, обман в общественных и экономических институтах Но это не повод Церкви заменять их. Это повод обращаться к людям, - чтобы менялись сердца, помышления тех, кто ими руководит. Внутреннее воздействует на внешнее. А если есть потребность защищать наших граждан от произвола (особенно стариков и малоимущих), то делать это надо, создавая соответствующие организации, в которых будут высокие морально-нравственные устои. А иначе, простите, под вывеской "православный" может оказаться нечто, совершенно чуждое по духу Православию.
татиана 8 февраля 2011, 23:16
не нужно забывать,что духовенство-это тоже человеки и ничто человеческое им не чуждо1
Все эти два года я чувствую какое-то нервное движение в церковной жизни Млсквы.Именно Москвы.Это может быть инфекция денежная у всех? Только недавно делили церковную утварь,старинные Иконы,которые могут нынче украсть из Храма оченьпросто,да еще и жизнь чью-нибудь прихватят.Хочется о духовном!!! Видеть глаза не алчные,а в которых вселенская любовь..
Еще об электронных картах- весь мир вводит это.Одни боятся котроля,но ведь Господь все и так все про всех знает.Мы призваны будем пострадать за Христа.Писание исполнится вновь,так кто же хочет скрыть свои счета в банках?Не лукавые ли люди. Вот интересно,как бы в похожей ситуации действовали наши российские святые.Приведите пример.Что-то нитак...помогите разобраться,а то мы можем во искушение впасть.Обсуждение,осуждение-это уже теряется Божия Благодать.Церковь-это мать родная,которая примет и утешит,а нас втягивают в различные дебаты,противостояние вызывающие в обществе.Помогите,объясните и наставте на путь истинный
Сергей Ж. 8 февраля 2011, 16:05
Согласен с Виктором К. полностью, и кроме того сам работал в банковской сфере, там соблазны очень велики, и я считаю, что из православия ни в коем случае нельзя делать приставку "Православный банкинг, факторинг, клининг, и т.п." а дальше что? это безумие, в конце концов на этом будут просто спикулировать, и тем самым дискредитировать Православие.
Rebel 7 февраля 2011, 11:43
Для Ольги
Ага банк будет деньги Ваши тратить на благотворительность. Вы часом банк и благотворительный фонд не попутали? Читайте внимательнее.

комментарии тут модерируются, поэтому постараюсь помягче выражаться. Церковь - ради денег, похоже решилась на нарушение собственных канонов - печально это.
Дмитрий 6 февраля 2011, 00:07
Согласен с комментариями, что Православный банк это крайне сомнительная идея. Если есть православные банкиры (просвещёные, а не просто крещёные), пожалуйста, объединяйтесь, друг за друга ручайтесь и друг друга выручайте, не давайте кредиты на непотребные проекты, прощайте долги и ищите пользы ближнего. Что мешает? Люди о таком замечательном предприятии наверняка быстро узнают посредством Интернет-СМИ и от довольных клиентов. А вот "Официальный Православный Банк," это действительно может очень плохо закончиться. Даже если банк будет процветающим, то соблазна для немощных может быть столько, что уж лучше "не есть мяса вовек." А если какой-нибудь случится скандал (ведь люди несовершенны, может не на ту кнопку клавиатуры нажмут и не тот продукт или не вовремя купят или продадут, потеряют миллиард-другой, да мало ли что), то Церковь после этого в такой грязи вываляют, что никаким Тайдом потом не отмоешься.
Зарубина Елена 5 февраля 2011, 20:02
Я простой обыватель,но мне кажется должны работать так все банки,а если это не так,то это значит, что -что то не так с нами,с теми кто так работает.А каким будет банк провославным,масульманским или частным,должны так все работать не зависимо от вероисповеданий,в какой стране мы живем,Мне видется это как использование имени ПРАВОСЛАВИЕ своего рода как рекламный ход,простите ,я конечно ,не очень удачное сравнение подобрала,ведь мы ,без сомненья в сердце ,верим в то, с чем соприкасается Православие.Вот если бы все это экономически очень хорошо обосновали и просчитали ,показали,что это так выгодно для всех,думается найдется масса людей, кто захочет так и работать и зарабатывать,и в нашем правительстве в первую очередь.
Руля-мракобес 4 февраля 2011, 17:45
Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют
и где воры подкапывают и крадут,
20
но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль, ни ржа не истребляют
и где воры не подкапывают и не крадут,
21
ибо где сокровище ваше,
там будет и сердце ваше.
Сергей 3 февраля 2011, 23:43
Православные храмы существуют. Про православные мечети, синагоги, банки, корабли и пр. как-то слышать не приходилось. Сугубо удивлен реплике Владимира: "Ведь все пенсионные фонды ведут экономическую деятельность на фондовой бирже(ценные бумаги), а от них зависит пенсия нам и нашим родным." Это врядли. Старики не нужны нашему государству. Хочешь жить - паши до самой смерти. Твоей пенсии не хватит, чтобы оплатить даже комуналку.
Владимир К. 2 февраля 2011, 20:39
И по Божественному Писанию, к числу возбранённых дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужаго, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора (6-е правило св. Григория Нисского).************ В этом правиле ростовщичество перечислено среди бесспорно возбранённых проявлений любостяжания в одном ряду с воровством, гробокопательством и святотатством.
Так где же истина?
Сергей Новиков 2 февраля 2011, 20:34
Не согласен с комментариями, что Церкви вообще не нужно вмешиваться в финансовую сферу. Наоборот, преобразование окружающего мира, в том числе и банковской сферы, в соответствии с Православным учением - достойная и полезная задача.

Мне кажется очень важным тезис отца Всеволода о том, что даже глубоко верующие люди не всегда задумываются о том, каковым должно быть христианское поведение вне духовной плоскости - например, в деловых вопросах. Думаю, что тема правильного православного отношения к различным феноменам современности изучена далеко не достаточно. И эта публикация является важным подспорьем в выработке такого отношения к сфере банковского дела.

Спасибо за содержательный материал!
Е.Н. 2 февраля 2011, 19:17
Как бы не дискредировать православие через подобные проекты! В реалиях современного государства, когда и речи нет о настоящем рынке, когда мы живем в олигархически-бюрократическом государстве, подобные проекты рискованны, ибо живущие ныне по совести коммерчески неуспешны
Юрий 2 февраля 2011, 13:47
Если банковская деятельность - это, в частности, выдача денег под процент, который, кроме покрытия расходов банка обеспечивает также его прибыль за счет заемщика, то мне сложно понять, как может существовать "православный банкинг". Наживание на другом человеке. Кредиты стимулируют потребительский спрос, давая возможность купить то, что человек купить сам не может. То есть через банки навязывается дух потребительства. Состыковка финансов с житейскими нуждами людей, на мой взгляд, возможна при помощи специальных фондов, которые будут выдавать беспрцентные займы на необходимые вещи тем, кто в этом нуждается, например, для покупки автомобиля для небольшой семьи или микроавтобуса для многодетных семей, на покупку того, что именно действительно необходимо православному человеку или семье. А вот как совместить дачу денег в рост (ростовщичество) с духом православия - я не знаю, у меня это не укладывается в голове.
Владимир 2 февраля 2011, 05:03
Слава Богу!!!Наконец началась подвижка в этом направлении. От банковской системы сейчас много зависит жизнь наших граждан.Потребительские кредиты почти все получают и если банки начнут по совести ,а не в угоду своим интересам,помагать деньгами пюдям так это прекрасно.И в других экономических инструментах тоже не мешало начать катохизацию.Ведь все пенсионные фонды ведут экономическую деятельность на фондовой бирже(ценные бумаги), а от них зависит пенсия нам и нашим родным.Так если там люди начнут действовать по совети, вот и улучшение пенсионного обеспечения.И так во всём.Мы все всё покупаем и пользуемся финансовыми услугами.
Владимир К. 2 февраля 2011, 03:09
Иисус Христос пришел не для того чтоб строить банки и зарабатывать капиталы!!! Одумайтесь! Капитал и любая другая мирская ценность только отягощает путь ко спасению, а чаще всего ведет к другим «вратам»…". Я последнее время вообще не могу понять Чаплина. То он "Дрэсс Код" для женщин вводит, то уже пропагандирует "Православный банкинг". Господь такие дела не благословит. Это просто рекламная акция и маркетинговый ход. Да, человек будет надеяться, что в банке с такой вывеской его не обманут. Но ведь никто не отменял законы рынка, банковской системы. Но самое главное, задача церкви спасение души человеческой, а не участие в финансовых схемах для получения прибыли. Не может управляющий банком, априори, не думать о выгодных схемах и не понимать условий и правил участия в банковской системе, а значит места для Бога у него будет все меньше и меньше. Высокодуховный и искренне верующий человек не сможет думать, в достаточной степени, о деньга, а не о спасении так чтобы банк не прогорел. Законы, по которым действуют и банкротятся банки одинаковы, что для обычного банка, что для банка с вывеской "Православный Банк". Есть Да и Нет, остальное от лукавого. Господи! Как ты нас еще терпишь и прощаешь?! Помилуй и спаси нас Господи, грешных и недостойных рабов твоих. р.Б.Владимир
Sergey 2 февраля 2011, 03:07
Во всех индустриально развитых странах, все претензии которые предъявляются современных "злым" росийским комерциальным банкам, были решены и решаются правительствами и законами этих стран. При чем здесь Православие? Не мешайте две вещи. Обычно так выходит что именно мирское "поборет" духовное. Банки везде и всегда были для того чтобы делать деньги это гинетически дьявольская установка. Не лезте туда.
Олег 1 февраля 2011, 13:24
Взаимопроникновение церкви и бизнеса - это палка о двух концах. На одном конце - нравственный фундамент деловых взаимоотношений, а на другом - коммерциализация и обмирщение религии. На мой взгляд, последнее мнение будет иметь место как среди неправославных людей - как источник ехидства и цинизма, так и среди радикально-консервативных православных - как источник расколов.

Заявляющие о православности своего дела бизнесмены должны осознавать, что в случае провала своего дела, а бизнес - всегда риск, они нанесут удар не только по своей деловой репутации, но и по православной церкви.

А потому, на мой взгляд, со стороны церкви должны быть адекватные меры ответственности. Например, у бизнесмена, открыто заявляющего о православности своего дела, должен быть православный священнослужитель - поручитель, поручающийся за православность этого бизнеса, своего рода "крёстный отец" бизнеса. За провал которого, этот священнослужитель должен нести церковное наказанеие.

Это подразумевает, что у бизнесмена должен быть духовник, который доверял бы ему настолько, что мог бы за него поручиться.
Марина 1 февраля 2011, 13:17
Желаю помощи Божией!
Поддерживаю!
Александр Петрович 1 февраля 2011, 13:07
Бог в помощь Вам, Ассоциация Православного Банкинга, в этом трудном деле. Если это поможет людям спасать свои души и строить свое дело, свое ремесло то почему бы и нет ?

2) А как вы предполагаете противостоять банкам-хищникам, которые поглощают все, что "плохо лежит", например поступок Альфа-Банка в связи с покупкой Банка Москвы или с попыткой разорения этим же банком(и попыткой купить)ФГУП -производителя радаров для СУ-35 ?
Александр 1 февраля 2011, 12:06
Россия сейчас переживает культурный слом и потому мы имеем кризис личности во всех сферах. Приведу пример. Здание ассигнационного банка в Санкт-Петербурге арихитектора Кваренги. Изначально здание было в два этажа (Спб, Садовая 21). Но со временем надстроили третий. После ассигнационного там находился государственный банк Российской Империи, в подвалах которого хранился золотой запас страны. Служащие банка, которые жили рядом ходатайствовали о том, чтобы на третьем этаже оставить помещение для храма. Храму было отведено лучшее центральное место в здании. Это был прекрасный храм Св. Благоверного Князя Александра Невского. Сейчас здание занимает Университет Экономики и Финансов. На месте храма находится актовый зал университета,где в алтаре - сцена и президиум. Недавно там был сделан ремонт, заменены кресла, побелен потолок и отциклеван пол. Это к вопросу о базовых ценностях. Если речь идет о том, чтобы сделать православный продукт, то он так и останется продуктом в красивой упаковке не касаясь души человека. У служащих госбанка была потребность в молитве, желание заступничества Св. Бл. Князя и потому они на свои деньги обустраивали храм, молились в нем и в том же самом здании выполняли свою работу. Это скорее тот путь, которым нужно идти не смешивая духовное и мирское.
Ольга 1 февраля 2011, 11:42
Глубоко приветствую создание православного банка,которому можно доверить пенсионные сбережения,собственные вклады и быть уверенными,что они будут использованы не на приобретение оружия и наркотиков,а также на финансирование террористов,алкоголь и табак,криминальную фармацевтику и прочие сверх прибыльные формы бизнеса,а на истинную благотворительность:воспитание молодого поколения ,развитию духовных ценностей и обеспечению достойной старости и многое полезное для человека,а для Бога приятное....Ольга
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×