"Кавказ - это одна из первых областей христианской проповеди"

Интервью проректора Ставропольской Духовной семинарии игумена Романа (Лукина)

"Игумен
Игумен Роман (Лукин)
- Отец Роман, расскажите, пожалуйста о жизни Ставропольской Духовной семинарии.

- В ноябре нашей Духовной семинарии исполнилось сто пятьдесят восемь лет. Она появилась практически одновременно с учреждением Ставропольской епархии, которая тогда назвалась Кавказской и Черноморской. За время своего существования семинария претерпела два закрытия – в 1920 и в 1960 году. Из ее стен вышли несколько тысяч священнослужителей, несколько десятков иерархов и девять святых новомучеников и исповедников. Наиболее известный из них – священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Сто пятьдесят восьмую годовщину мы отметили уникальной акцией – пригласили провести уроки старейших священников епархии, выпускников нашей семинарии.

На сегодняшний день семинария активно занимается богословскими исследованиями, научной, историко-архивной работой. У нас недавно был создан специальный музей, по аналогии с церковно-археологическими кабинетами, существующими в московских духовных школах. Каждый день в нем бывает по три-четыре группы школьников из Ставрополя и других городов области.  Экскурсии проводят студенты, практически ровесники этих школьников, и, конечно, поэтому их слова воспринимаются с гораздо большим интересом.

Мы занимаемся подготовкой семинаристов к миссионерской работе. Вторая часть учебного дня воспитанников целенаправленно посвящена социальной работе и миссионерству. Мы стараемся пробудить в этих юношах ответственность за то великое дело православной проповеди, православной миссии, к которому они призваны.

- Зачастую духовные школы дают большой объем теоретической подготовки,  уделяя мало внимания практическим сторонам приходского служения, к которому в первую очередь готовятся будущие священнослужители. Как с этим обстоит дело у вас?

- В этом направлении мы делаем очень многое. В силу своего положения семинария у нас не оторвана от приходской церковной жизни: она находится в ограде кафедрального собора, рядом со зданием Епархиального управления. С одной стороны, здесь, может быть, есть некоторые минусы, но то, что воспитанники находятся в центре практической епархиальной жизни, конечно же, накладывает свой отпечаток на процесс обучения. Они участвуют во всех акциях, которые совершаются в епархии. В дополнительной части нашей учебной программы мы отражаем те предметы, которые считаем практически необходимыми. У нас есть дополнительный курс бухгалтерского учета, в котором преподаются азы этой непростой науки. Есть факультативный курс основ государственного права, который ведет юрист епархии. Он знакомит слушателей с тонкостями юридического оформления храма и прихрамовой земли, нюансами взаимоотношений с налоговыми органами. Мы стараемся более глубоко изучать основы ислама, причем именно практические его стороны, реально существующие у мусульманских народов Кавказа традиции. Пожалуй, мы единственное духовное учебное заведение России, где изучается даже арабский язык. Такое направление было характерно для Ставропольской Духовной семинарии с первых дней ее существования. Уже при ее создании в 1846 году в программу обучения были заложены калмыцкий, осетинский, кабардинский языки. Все это делалось для того, чтобы нести Свет Христовой Истины народам Кавказских гор.

"Посетители
Посетители музея семинарии
- Сколько сейчас учащихся в семинарии?

- У нас три отделения: пастырское – очное и заочное, иконописное и регентское. Всего учатся сто девяносто два человека на очном отделении и сто пятьдесят на заочном. Это представители практически всех епархий Южного федерального округа – Краснодарской, Ростовской, Бакинской. Большинство, конечно, из Ставрополья.

- Есть ли у вас воспитанники из числа коренных народов Кавказа?

- У нас учатся трое кабардинцев. Большинство кабардинцев мусульмане, но есть несколько сел, жители которых хранят Православие. Наши воспитанники - из смешанных семей, где один из родителей – русский. Нам, конечно, это очень приятно, хотя говорить о какой-либо открытой миссионерской деятельности среди мусульман ни в коем случае нельзя.

Если вас интересует исторический аспект, то надо вспомнить о том, что, как религиозное направление, ислам появился всего в седьмом веке. Кавказ, который традиционно считается мусульманским, на самом деле одна из первых областей христианской проповеди. Здесь пролегал путь апостолов Андрея Первозванного и Варфоломея. В Махачкале одна из древнейших мечетей стоит на фундаменте христианского храма четвертого века. В Карачаево-Черкессии в Нижнем Архызе сохранились древнейшие храмы православных алан, например, храм Великомученика и Победоносца Георгия, шестого века. Сейчас православными остались жители Осетии. Есть одно село, находящееся на границе Ставропольского края и Кабардино-Балкарии, население которого моноэтническое – кабардинское, но половина жителей православные, половина – мусульмане. У народов Дагестана ислам укоренился достаточно рано, скажем, в девятом веке он уже присутствовал на этой территории. А о той же самой Чечне, о ее полной исламизации, можно говорить только с восемнадцатого века. После татаро-монгольского нашествия, когда народы Чечни были лишены духовного окормления православными пастырями, они потеряли живую связь с Церковью. Вера на бытовом уровне у них еще оставалась, но она не была подкреплена церковной жизнью, участием в Таинствах Церкви. Этот процесс утраты православного христианского самосознания шел очень долго, несколько веков, но, поскольку «свято место пусто не бывает», здесь началось наступление ислама. Наиболее активную форму оно приняло лишь в восемнадцатом - девятнадцатом веках и было обусловлено конкретными историческими условиями – противоборством на Кавказе России и Турции, России и Ирана.

- Я слышала, что в Беслане после печально известных событий начался религиозный подьем, люди в огромном количестве идут  в храмы, крестятся сами, крестят своих детей…

- Статистики такой  не ведется, но очевидно, что всякая беда, всякая скорбь побуждает человека обратить свой внутренний взор к Богу. Конечно, более всего среди этих людей тех, кто пострадал сам, кто был в школе или у кого там оказались в заложниках родственники.

В Беслане население по вероисповедному признаку поделено примерно поровну: половина мусульмане, половина  православные. Даже в больницах число пострадавших обеих конфессий было примерно одинаковым. В Беслане у нас есть храм Великомученика Георгия Победоносца и аланский Свято-Успенский мужской монастырь. Он находится в самом центре города, рядом с железнодорожным вокзалом и с той самой школой. Правда, сейчас братия строит новый корпус и храм для себя в горном ущелье в окрестностях Беслана.  Многие люди из традиционно христианских семей, воспринимавшие Православие толькоы на бытовом уровне, сейчас действительно идут в храмы, воцерковляются. Это - реальный факт. Если они так поступают – это их выбор, который все должны уважать. 

- Каковы особенности пастырского служения в вашем многонациональном пограничном регионе, являющемся южным форпостом России?

- Особенности служения пастырского в том, что священнику, который безусловно должен быть деятельным миссионером, необходимо учитывать политическую специфику региона, когда неосторожно сказанное слово в адрес мусульман может вызвать по меньшей мере сильное недовольство. Надо вести проповедь очень тактично, с уважением относясь к вере тех народов, которые населяют наш регион. 

С проректором Ставропольской Духовной семинарии игуменом Романом (Лукиным) беседовала Ольга Кирьянова.

Ольга Кирьянова

Игумен Роман (Лукин)

12 января 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×