Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.

«Главный интерес моей краеведческой работы – церковная история нашего края»

Беседа с А.А. Найденовым, начальником государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области

"Г.
Елец. Вознесенский собор
– Вы активно занимаетесь изучением церковной истории Воронежской и Липецкой епархий. Как давно у Вас возник интерес к этой теме?

– Интерес к истории страны всегда культивировался в нашей семье. Любовь к чтению исторической литературы привил мне отец еще в детстве. А в середине 1980-х годов девятиклассником я пришел во вновь созданный моим учителем в краеведении и сегодняшним коллегой Александром Юрьевичем Клоковым краеведческий кружок в школе. Вот тогда-то мы и стали активно ездить по родному Липецкому краю, знакомиться с его историческими городами – Ельцом, Задонском, Лебедянью, Данковом, старинными селами и сохранившимися дворянскими усадьбами. Затем появилось желание о виденных храмах и монастырях, усадьбах и отдельных памятниках истории и культуры узнать чуть больше, чем было написано о них в немногочисленных и достаточно «тонких» в те времена книжках по истории Липецкой области. Пришлось засесть в архивы и библиотеки, имевшие дореволюционные издания, посвященные истории и культуре нашего края, входившего в XVIII – начале XX веков отдельными своими частями в состав Тамбовской, Рязанской, Воронежской, Орловской и Тульской губерний. Все это сопрягалось с учебой на историческом факультете Липецкого государственного педагогического института, где краеведение стало для меня своего рода специализацией.

И уже в процессе погружения в изучение прошлого Липецкой области как-то сам собой выкристаллизовался, пожалуй, главный интерес всей моей краеведческой работы – церковная история нашего края.

Но чем больше читал и узнавал об истории Церкви на территории современной Липецкой области, тем отчетливее становилось понимание того, что тема эта – непаханое поле. В дореволюционный период наши предшественники, по сути, только начали изучение истории отдельных приходов, монастырей, ярких событий в церковной жизни, биографий деятелей Церкви, подвижников веры и благочестия. К сожалению, процесс этот был на долгое время прерван по идеологическим соображениям.

– Современные исследователи церковной истории в российской глубинке зачастую сталкиваются с отсутствием архивных документов, которые были просто уничтожены в советское время «за ненадобностью»…

– Действительно, главная беда советского периода нашей истории – практические полное уничтожение всех церковных архивов. Поэтому сегодня мы вынуждены буквально по крупицам собирать сведения по церковной истории нашего региона. Вот и получается, что целый пласт нашей истории, которая на протяжении столетий была неразрывно связана с Православием, еще совсем недавно был представлен несколькими книжками справочного характера и десятком статей, все – дореволюционного периода. Доходило до того, что по многим интереснейшим с исторической и архитектурной точки зрения, выдающимся по своему духовному значению храмам и монастырям вообще ничего нельзя было прочитать. В лучшем случае – был известен только год постройки или основания. А из нескольких десятков святых и подвижников, так или иначе связанных с нашим краем, «на слуху» были, пожалуй, только имена святителя Тихона Задонского да преподобного Амвросия Оптинского. Тогда-то, примерно в 1995 году, мы с Александром Юрьевичем Клоковым и решили восполнить эту лакуну в нашем краеведении, взявшись за сбор материалов для книги, которая, по нашему первоначальному замыслу, должна была носить справочный характер и аккумулировать краткие сведения обо всех святых и местночтимых подвижниках, а также о храмах, монастырях, часовнях и святых источниках за всю историю нашего края. Работа эта продолжается и в настоящее время.

– Вы автор книг, рассказывающих об истории храмов и монастырей Липецкой епархии. Вышло уже три книги серии – о Липецке, Ельце, а также о Троекуровском монастыре и его основателе преподобном Иларионе. Над чем Вы работаете сейчас?

– Как я уже говорил, в середине 1990-х мы стали собирать материал для книги обо всех православных святынях Липецкой области. Стали ездить в архивы, библиотеки, музеи Санкт-Петербурга, Москвы, Рязани, Тамбова, Воронежа, Орла, в которых отложились документы по церковной истории нашего региона. Регулярными стали поездки и по Липецкой области, в которых мы фотографировали сохранившиеся храмы и монастыри, святые источники, разговаривали со старожилами, помнившими закрытие храмов, их разрушение и т.д. Довольно скоро нам стало понятно, что собираемые таким образом материалы просто не уместятся в одной книге, как планировалось нами изначально. Пришлось разделить всю работу по территориальному признаку – по районам области. И в 2002 году, благодаря поддержке тогдашнего пресс-секретаря Воронежско-Липецкой епархии иеромонаха Митрофана (Шкурина), ныне игумена и наместника Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря, сконцентрироваться на подготовке к изданию первого тома из этой серии – «Храмы Липецка». Правда, книга эта увидела свет только в 2005 году, после создания Липецкой и Елецкой епархии, по благословению ее правящего архиерея епископа Никона (Васина) и при финансовой помощи администрации Липецкой области. В 2006 году вышел второй том, посвященный храмам и монастырям Ельца, в 2007 году начата работа над третьей книгой – «Храмы и монастыри Задонского района». Параллельно по заказу Троекуровского Свято-Димитриевского Иларионовского монастыря мы подготовили книгу об истории этой славной обители и жизнеописание затворника Илариона Троекуровского. Книга, кстати, к настоящему времени уже выдержала пять изданий.

– С какими еще церковно-краеведческими исследованиями смогут ознакомиться Ваши читатели?

– Впереди – продолжение работы по изданию серии о храмах и монастырях Липецкой и Елецкой епархии, которую хотелось бы завершить полностью, если даст силы Господь и продолжится столь необходимая поддержка со стороны духовных и светских властей. Но поскольку районов в Липецкой области почти два десятка, а в год у нас получается готовить и издавать по одному тому, то всю работу удастся в лучшем случае завершить только через семь–восемь лет. В планах еще несколько книг, посвященных отдельным храмам и монастырям епархии, чья обширная история просто не умещается в рамках сериальных томов. Ждет еще своего часа и книга о святых и подвижниках нашего края, материалы для которой все это время собираются в рамках работы епархиальной комиссии по канонизации святых, секретарем которой я являюсь.

Но, кроме указанных тем, есть еще множество белых пятен и неисследованных проблем в церковной истории нашего региона. Взять, к примеру, историю древнейшего города Липецкой области – Ельца, в которой переплелись судьбы многих подвижников веры, яркие примеры церковной благотворительности знаменитого елецкого купечества, множество церковных легенд и преданий.

– Кстати о Ельце… Он известен в русской истории тем, что здесь произошло чудо явления Богородицы Тамерлану, который после этого повернул назад, в Среднюю Азию. Недавно в СМИ появилась информация о том, что власти Ельца собираются раскручивать новый «бренд» города для привлечения туристов. При этом создатели концепции бренда собираются замолчать историю с явлением Богородицы, считая ее неполиткорректной. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

– Действительно, создание особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа «Елец» поставило насущную задачу разработки и продвижения некого туристического бренда города. Это, в общем-то, нормально и вполне в духе времени. Не вызывает сомнения и то, что заниматься продвижением бренда, его раскруткой должны специалисты в этом деле. Настораживает другое. То, что рекламщики (чей профессиональный уровень не хотелось бы подвергать сомнению) берутся на свое усмотрение просеивать историю Ельца с точки зрения соответствия или несоответствия ее отдельных фактов неким понятным только им параметрам бренда, не принимая во внимание ни мнение специалистов и жителей того же Ельца, ни многие серьезные аспекты, которые могут затронуть патриотические и религиозные чувства тех, кто проживает на этой земле.

К сожалению, пока научной и широкой общественности недоступны все подробности разрабатываемой концепции, но из некоторых выступлений представителей пиар-агентства в СМИ уже становится ясно, что как минимум один ее постулат заслуживает самого серьезного обсуждения в обществе с привлечением священноначалия Липецкой и Елецкой епархии и церковных историков. Речь идет о ставящемся под сомнение факте и нежелании включать в концепцию бренда информацию о явлении в 1395 году Божией Матери стоящему у стен Ельца Тамерлану. Согласитесь, для большинства русских людей, исповедующих Православие, такая позиция не что иное, как кощунство. Для нас факт явления Пресвятой Богородицы, отразившийся в русских летописях и церковных преданиях, воплотившийся в Елецкой иконе Божией Матери, образ которой известен на протяжении уже нескольких веков, давший наименование нескольким церковным престолам в Ельце и целому храму, возведенному в городе в честь 500-летия спасения Руси от Темир-Аксака, – так вот, факт этот не может быть подвергнут сомнению, как и сама наша вера. Так зачем же глумиться над тем, что свято для тысяч и тысяч людей? В угоду мифическим толпам туристов из мусульманских стран? О безнравственной стороне такого подхода я и не говорю. Но достаточно просто логически поразмыслить, чтобы понять: вряд ли вообще стоит предполагать большой поток туристов из Средней Азии. Ибо сложно себе представить, что мусульмане, избалованные многочисленными и лелеемыми святынями Востока, вдруг поедут в далекий Елец, чтобы увидеть древний русский и православный город с возвышающимися над ним десятками крестов на храмах и монастырях, откуда в 1395 году повернул назад безо всякой причины (если думать, что явления Божией Матери не было) обожаемый на Востоке Тимур. К тому для всех жителей Средней Азии наш Елец – один из многих городов, взятых и разграбленных «великим» Тимуром на своем пути. И ничего более.

Так стоит ли разрабатывать бренд Ельца с такими, мягко говоря, некорректными по отношению к самим себе положениями? К разработке концепции Ельца как туристического центра должны быть привлечены историки, краеведы, священнослужители, представители общественности. С их помощью может быть создан действительно взвешенный, исторически обоснованный «турпродукт», который и позволит тем же специалистам в рекламном бизнесе начать работу по продвижению бренда Ельца. Ведь этот древний и славный своей историей город, сохранивший многие святыни, свою историческую застройку и сам дух старого Ельца, должен и может стать признанным центром российского туризма и православного паломничества.

Беседовала Ольга Кирьянова

Ольга Кирьянова

А. А. Найденов

1 апреля 2008 г.

Рейтинг: 5.7 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×