Евангельский человек
Под именем монаха преподобный старец Моисей Оптинский разумел не только подвижника, в смысле бдения, поста, уединения, телесной молитвы и других дел самоумерщвления, но человека евангельского, по слову преподобного Пимена Великого, научившегося умерщвлять не тело, но страсти; человека, разумно управляющего собою, согласно изречению святого Максима Исповедника: «Телу определи труд по силе его и весь ум твой обрати внутрь».
Это последнее — обращение ума внутрь, т.е. внимание, — и составляет истинный подвиг разумного монаха. Постоянно ведет он борьбу со страстями душевными и телесными; при должном воздержании неослабно хранит свои чувства и их органы и очищает сердце от страстных помыслов молитвою и самоукорением; следует евангельским заповедям и советам и таким образом стремится к ЧИСТОТЕ сердечной, к желаемому бесстрастию, к отрешению мысли от здешнего миpa; живет сердцем в будущем, в обетованном Спасителем пакибытии (см.: Mф 19, 28).