Историческая амнезия

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 9-16 февраля. – Фонтан эмоций. – Бессовестный шантаж. – Бесконечное повторение. – Неизвестный алфавит. – Русские в России. – Чтобы не потонуло… - Вскормленные ненавистью. – «Варяг» и «Кореец». - Странные стройки. – В угоду всем. – Косово как Колизей. – Сретение Господне.

Самое шумное обсуждение на прошедшей неделе было связано с двухнедельной давности заявлением министра образования России о введении в школы – факультативно – предмета «Основы православной культуры». По сути, нынешняя неделя была лишь продолжением предыдущего фонтана журналистских эмоций по этому поводу. Вполне естественно, что преобладали эмоции негативные: злоба, страх, ирония. Публикации строились либо на развенчании каких-то логических тезисов, объясняющих необходимость введения нового предмета в школьную программу, либо на чисто эмоциональном, можно сказать рефлекторном, неприятии всего, что так или иначе связано с православием или же государственностью.

К первой категории можно отнести материал Акопа Назаретяна в «Столичной вечерней газете». Название статьи «Лучшее средство от терроризма – атеистическое воспитание» уже само по себе полемизирует с публикацией диакона Андрея Кураева более чем годовалой давности «Лекарство от экстремизма». Неясно, почему автор так долго размышлял, возможно, что он просто решил привязать свои размышления к взрыву вагона в московском метро. Для пущей убедительности.

В целом же материал построен на довольно абстрактном размышлении о том, что атеисты боятся смерти, в отличие от людей верующих, и потому взрывать себя не будут. При этом, как известно, православные также себя не взрывают – потому как самоубийство тяжкий грех. Однако автора это ничуть не смущает, и он, путая все что можно, смешивая все воедино, фактически косвенно перекладывает вину за взрывы на плечи людей верующих, в том числе, православных. И не задумывается как-то, что человека, лишенного веры, в том числе, в жизнь после смерти, мало, что может удержать от совершения многих самых безнравственных и низких поступков, в том числе, убийства, что мы сейчас можем наблюдать в секуляризированном обществе.

Автор «Независимой газеты» Игорь Шумейко в публикации «Толерантность по-министерски» просто начинает свои размышления с той исходной позиции, что введение в школу нового культурологического предмета - «хитрая диверсия врага», «агенты в Министерстве образования», или просто «нечаянная «медвежья» услуга. И главная проблема, по мнению автора в том, что, де, прежде придется изучать Ветхий Завет. Хотя, на самом деле, изучение Ветхого Завета обычно рекомендуется уже тем, кто преуспел и изучении Нового. Такая вот специфика. Тем не менее, сделав ничем не подтвержденное заявление, автор погружается в бездну своих личных воспоминаний, из которых следует уже совсем иная, не перекликающаяся с первым абзацем, тема. Автор призывает в союзники блаж. Августина, и, возомнив себя его правопреемником, буквально его устами заявляет, что, мол, «сумма благодарностей» не «перевесит сумму претензий»

Автор «Российской газеты» Маргарита Шиц в материале «Научите педагога» предметом своих нападок избрала учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры», мол, «по оценке многих, он сложен и скучен, материал в нем подается слишком морализаторски и нравоучительно». Сама журналистка, видимо, книгу в руках не держала, а потому и приплела тех самых «многих», которые и являются для нее негласным авторитетом. При этом, чисто теоретически, слово «многих» можно дополнить до полного словосочетания по-разному: «многих бандитов», «многих журналистов», «многих новорожденных». Так что, на кого из «многих» ссылается автор – неясно, но видимо, что «многих  противников введения нового предмета в школу». Какой же учебник автору импонирует? Новый учебник, в котором «налицо хотя бы один его плюс: он посвящен не одной, а всем четырем основным религиям в России». Опять же, почему это «плюс», а не «минус» автор ни пояснить, ни доказать не удосуживается. Это, видимо, аксиома. Для Маргариты Шиц. Просто она ее распространяет на всех.

Но больше всех отличился печально известный «Институт свободы совести». Как сообщает «Радонеж» эта странная организация «считает, что убийство таджикской девочки в Санкт-Петербурге – результат проекта введения предмета «Основы православной культуры». Оказывается, что все происходящее в стране, «результат проводимой в России «национальной» и «религиозной» политики, подменившей собою реализацию конституционных принципов в области свободы совести. С таким заявлением выступили 12 февраля «сопредседатели Института свободы совести» Сергей Мозговой и Сергей Бурьянов.  Среди факторов, нагнетающих атмосферу религиозного и националистического экстремизма, авторы заявления называют и проект введения Минобразованием России госстандарта по специальности «теология» и предмета «Основы православной культуры» в государственной системе образования».

Подобную наглость сложно оспаривать. Это то же самое, что доказывать сумасшедшему, что у тебя всего одна голова, а не две, как ему мерещится.  Самое отвратительное в этом то, что гибель ребенка сразу же используется подобными акулами пера и политики для шантажа государства, для проведения своей политики, для разрушения государства. Все может стать для таких людей поводом – смерть ребенка или сотен людей, страдания, боль. Все оказывается лишь средством и  строительным материалом. Цинизм апологетов «свободы совести» из одноименного института не останавливается ни перед чем: ни перед тем, что уголовное дело еще не доведено до конца (и по основной версии, национализм не имеют к происшествию никакого отношения, а дало все в наркоманских разборках), ни то, что в Санкт-Петербурге, где произошло убийство, от силы в трех школа преподавался предмет «Основы православной культуры». И конечно, никакого массового влияния на умы граждан не имел. Потому и стало такое возможным. Ни перед тем, что и в целом в стране предмет еще не введен в школьную систему. Больно и горько то, что понятия совесть и свобода в сознании этих людей так извращены, что для них все люди, как и для террористов, взрывающих вагоны и дома, всего лишь средство шантажа государства и власти. Никакой совести, никакой свободы, исключительно прагматическая выгода…

Как сообщает «Интерфакс» «с будущего учебного года в отдельных средних школах страны может начаться преподавание религиоведения». «Основы традиционных религий в разных школах нашей страны давно уже преподаются на факультативной основе, и теперь мы собираемся помочь учителям научно-методически, оснастив их учебным пособием», - сообщил «Интерфаксу» в понедельник заместитель министра образования РФ Леонид Гребнев. Однако пока «никаких решений о введении в обязательном порядке в российских школах какого-то курса, связанного с преподаванием материалов по какой-либо одной конфессии, не принималось», - сообщает РИА «Новости». Пока же «основы православной культуры могут вводиться в школах «только факультативно», - передает сайт «Newsru.cоm». По словам министра образования, «регион не имеет права приказать вводить для всех школ страны основы православной культуры». «Школа сама решает. Более того, решив это, школа дает право каждому ребенку посещать или не посещать, по его выбору, этот факультатив, и непременно с согласия родителей». При этом министр подчеркнул, что речь идет «об истории, культуре православия, а не о культе какой-то религии или конфессии». Причем, обо всем этом говорится уже год.

На сайте «Единое Отечество» можно прочитать материал «Известен ли нам алфавит родной культуры?», в котором рассказывается о пятых Красноярских краевых образовательных Рождественских чтениях. Также на чтениях зашел вопрос и о преподавании предмета «Основы православной культуры» в школе. На вопросы журналистов отвечает диакон Андрей Кураев. В частности, на вопрос «нужен ли такой предмет?», он отвечает: «Российский законодатель определил, что православие является неотъемлемой частью истории и культуры России. Поэтому мы не вправе давать детям ущербное образование. Ведь образование без серьезного знания того, что названо «неотъемлемой частью», есть образование неполное, урезанное. «Основы православной культуры» - это не религиозное образование, а культурологическое. Это изучение алфавита родной культуры. Альтернатива основам православной культуры одна: бескультурье во всех его проявлениях».

Другой темой, претендующей на повышенной информационное внимание предстоящей недели, станет тема, близкая теме образовательной, - место русских в своей собственной стране. Как сообщают авторы «Новых известий» Александр Колесниченко и Михаил Поздняев, проект закона «О русском народе» подготовлен к рассмотрению в Государственной думе. «Если закон будет принят, в стране появятся русские спецшколы, республикам в составе РФ запретят менять кириллическое письмо на латиницу, а мигранты, получив гражданство, будут считаться не более чем «интегрированными в русскую культуру». В статье «Русские в законе» далее сообщается, что «необходимость принятия такого закона председатель Комитета по делам национальностей Госдумы Евгений Трофимов объясняет тем, что «русские в России, в отличие от других крупных российских этносов, не имеют своей собственной национальной государственности». В конституциях республик в составе РФ, в уставах автономных округов «уделяется специальное внимание тому или иному народу, их существование как бы юридически подтверждается». А про русских – нигде ни слова!».

Авторы довольно нейтрально, разве что с легкими насмешками, рассказывают об инициативе депутатов. А затем приводят ряд комментариев, авторы которых в основном критически оценивают депутатскую инициативу. Подбор комментариев к публикации – это особое умение, цель которого создать у читателя нужное авторам мнение. Скорее всего, упомянутая статья является программной, первой в последующем ряду публикаций, которые будут открыто выступать против депутатской инициативы.

На сайте газеты «Россiя» размещена статья Константина Затулина «Москва – Третий Рим» – историческое задание для России». Автор отмечает, что сегодня «се крупные религиозные, цивилизационно-культурные центры и силы пытаются превратить Россию в поле для своей игры», при этом «объектом «миссионерских» усилий и культуртрегерства стала политическая элита России». Однако это все не так безобидно, как может показаться: «Кто только не апеллирует сейчас к национальному самосознанию. Немногочисленные, но имеющие финансово-политическую и аппаратную поддержку группы, утверждающие, что православие является источником всех бед России. Нас убеждают – все,  что угодно, лишь бы не православие. Стоило только заместителю министра образования РФ Леониду Гребневу заявить о том, что всякий гражданин России должен знать русский язык и что изучение школьниками основ православной культуры, своей традиции – это норма для нашей страны, он был подвергнут таким нападкам, каким не подвергали преступников и террористов. Другой вариант – нападкам подвергается не само православие как вероучение, а Русская православная церковь как организация».

Как утверждает автор, это происходит потому, что «в наше время, как ни в какое другое, страны православной традиции могут сохранить свою религиозную и национальную идентичность только благодаря России – до тех пор, пока она является пусть ослабленной и расчлененной, но мировой державой»... Православный мир не выживет без сильной России, а Россия не сможет вернуть себе статус самостоятельной мировой силы, не возглавив православный мир, не решив опереться на свою главную и единственную силу – православие. Эти аксиомы должны быть усвоены и политической элитой России». 

Это же подтверждают и исследования социологов. Как сообщает сайт «Благовест-Инфо» «исследование «Год православной России», посвященное отношению граждан России к религии вообще и к православию в частности, проводил в течение всего 2003 года «РОМИР Мониторинг». Результаты исследования размещены на сайте РОМИР. Респондентам был задан вопрос: «Какую религию Вы исповедуете?» 71% опрошенных ответил, что исповедует православие, 2% -- ислам, 3% -- другие религии, 23% -- не исповедуют никакой религии и 1% затруднился ответить… В то же время, сообщает РОМИР, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года свидетельствует о том, что частота посещения богослужений несколько возросла».

Тема дозволенного и недозволенного в культуре вновь обсуждалась на прошлой недели. Касалась она, как водится, скандальной выставки «Осторожно, религия!». Автор «Нового времени» Марина Колдобская в статье «Неосторожное обращение с религией». Автор повторяет то, что в течение года было сказано практически всеми пишущими на темы культуры и религии журналистами. Свою собирательную работу Марина Колдобская делает для того, чтобы жеманно заявить: «тоска», мол. Затем она вновь говорит о том, что никакой свободы в  обществе нет, а дальше и совсем не будет. И предлагает решать проблемы православного клерикализма (и где же она его видела?  Пусть назовет это тайное место, где он обитает) с помощью политических рычагов. По поводу вышеупомянутой статьи можно сказать только одно – тема самодуровской выставки старательно поддерживается на плаву в течение года с совершенно очевидными спекулятивными целями. Как героически завоеванная высота, с которой можно громко кричать о клерикализме. 

 На сайте  «Гражданского клуба» Максим Соколов также выступает с комментарием по поводу этой уже набившей оскомину темы. Он отмечает, что те, кто громко имениует себя художниками, таковыми, по сути, не является: «Если так сложилось, что уже не одно десятителетие мэйнстрим т. наз. «современного искусства» сводится к тому, чтобы как можно более эффектно нагадить в как можно менее подходящем для таких отправлений месте, то это уже вопрос не столько к инквизиции (что бы под таковой ни разумелось), сколько к деятелям современного искусства, установившим в качестве творческого канона, что действия, именуемые ими творческими и художественными обязательно должны иметь касательство к уголовному кодексу - а иначе это не искусство…  Глумливым пачкунам в тот момент, когда их глумления и кощунства начинают надоедать обществу, естественно тут же забыть, что только скандалами они и живы, и объявить себя веронезами и микельанджелами, гонимыми инквизиционным трибуналом, но непонятно, зачем почтенным искусствоведам озвучивать этот довольно искусственный (других, правда, нет, но это уже проблемы пачкунов) ход защиты».

А  в  «Российской газете» Мария Соколова в статье «Ударь, это будет красиво» рассказывает о том, известный своими кощунственными выходками Тер-Оганьян продолжает надругательство над чувствами людей. Но теперь уже в Праге. Материал републикован на сайте «Религия и СМИ». В конце материала социопсихолог Павел Левин рассуждает о том, «почему современное искусство оказалось вне этических норм».

На сайте «Литературной газеты» опубликован материал Александра Ципко «Газпром» против Русского Собора», в котором анализируется болезненная реакция НТВ «на открытие 3 февраля в актовом зале Троице-Сергиевой лавры VIII Всемирного Русского Собора»: «Ведущий новостной программы «Страна и мир» Алексей Пивоваров в этот же день издевательским тоном, с брезгливой улыбкой на лице сначала рассказал о несуразности, как он считает, словосочетания «русский собор», потом обрушил своё негодование на министра иностранных дел России, который позволил себе выступать на этом собрании «патриотов» и произносил славянофильские речи. Концентрация брезгливости на лице Пивоварова достигла высших пределов, когда он произносил слова «патриот», «православный мир». Автор считает, что «текст этого комментария создал или отредактировал руководитель программы «Страна и мир» Леонид Парфёнов», талант которого «питался и питается откровенной ненавистью к России и ко всему русскому».

Александр Ципко отмечает, что «наше НТВ является независимым только по названию», так как «существует на деньги «Газпрома», то есть государства». И при этом «оно разоблачает Россию, русский патриотизм, Русскую православную церковь за счёт русского национального богатства, за счёт русских денег». «Во-вторых, независимое телевидение не может, не имеет права игнорировать правила приличия, нормы общечеловеческой морали. … создатели программы «Страна и мир» как частные лица вправе даже ненавидеть и презирать Россию, где они живут. Но они обязаны с уважением относиться к гостям «этой» страны. Нельзя было с презрительной улыбкой говорить о событии, в котором принимают участие представители всех без исключения поместных церквей православия как мировой религии. Нельзя было с презрительной улыбкой и в презрительном тоне говорить о событии, которое происходит в святом для каждого русского человека месте, в Троице-Сергиевой лавре. Кощунственно издеваться, посмеиваться над иудеями, которые молятся у Стены плача в Иерусалиме. Кощунственно издеваться над мусульманами, которые совершают хадж в Мекку. Но почему у нас в России на телевидении принято считать признаком хорошего, «либерального» тона открытое и публичное глумление над православным клиром, над чувствами православных, над их святынями?!»

Далее автор отмечает, что «мнимая независимость некоторых программ НТВ на самом деле является глубинной зависимостью от русофобии, от непреодолимой, физиологической ненависти ко всему, что олицетворяет собой исконную, дореволюционную Россию и русский народ».  «Русофобия так же опасна и вредна, как и антисемитизм, и нынешние так называемые антикавказские настроения. Но сегодня, на мой взгляд, наибольшую опасность для духовного здоровья страны представляет ксенофобия наших либералов, которые обильно представлены в наших СМИ, информационных программах и которые пытаются своё болезненное отношение и к России, и к РПЦ навязать в качестве цивилизационной нормы».

Примером «искренней ненависти» к православной Церкви  и повышенным уровнем шизоидности на прошлой недели может по праву считаться материал в «Новой газете» Олега Чекрыгина, скромно именующего себя «бывшим священнослужителем». При этом материал пропитан таким истеричным раздражением в адрес Православной церкви, таким максимальным уровнем маразма, что никакая полемика со статьей такого уровня невозможна. Невозможна именно в силу ее идеологической запрограммированности (когда факты подгоняются под нужную идею, нагло искажаются, перевираются или просто выдумываются),  а также финансовой заинтересованности авторов, которые  «любят того, кто платит».

Во вторник в России отмечали день памяти поэта Александра Пушкина. «По традиции, в день гибели поэта на его могилу в Святогорском монастыре в Псковской области будут возложены цветы, монахи обители отслужат панихиду. В Москве в кафедральном Богоявленском соборе, где был крещен младенец Александр, также пройдет поминальная служба. В средней школе №353 имени Пушкина, построенной на месте флигеля, где родился поэт, откроется литературно-музыкальная гостиная».

Другой памятной датой на прошлой неделе стало столетие со дня начала первой для России в ХХ веке войны. «Февральской ночью 1904 года японские корабли атаковали российскую базу в Порт-Артуре. А в корейском порту Чемульпо японцы напали на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», - передает «Первый канал». Моряки крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», «поняв, что противник имеет численное превосходство, предпочли затопить крейсер и взорвать лодку, но не сдаться в плен». В этот день «во многих городах России чтили память русских моряков, в храмах служили молебны, а в селе Савино, где похоронен командир легендарного «Варяга» Всеволод Руднев, открыли музей».

На патриаршем сайте опубликован большой материал, посвященный 100-летию Русско-японской войны 1904-1905 гг.. В материале можно прочитать о героическом крейсере «Варяг», а также о судьбе Порт-артурской иконы Божией Матери. Также статья рассказывает и о святителе Николае  Японском, для которого «русско-японская война стала тяжелым духовным испытанием», и который «явил языческой Японии образец пастыря доброго, который «душу свою полагает за овцы».

На том же сайте сообщается о том, что «9 февраля, в день траура по всем погибшим в результате теракта, совершенного 6 февраля в московском метро, у храма Всех Святых на Соколе состоялась панихида по погибшим в московском метро, а также по участникам героической обороны Порт-Артура, героям крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», всем российским воинам и морякам Императорских армии и флота, защитившим и прославившим Россию в Русско-японской войне 1904-1905 годов, которая началась ровно 100 лет назад». Автор сообщения Евгения Жуковская сообщает, что «на территории храма Всех Святых на Соколе группой ветеранов Великой Отечественной войны по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был воздвигнут памятный крест «Георгиевским кавалерам – Героям Русско-японской и других войн» получивший позже статус православного мемориала «Примирение народов, воевавших в двух мировых, локальных и гражданских войнах и конфликтах XX столетия». У креста 9 февраля была отслужена заупокойная служба».

Далее автор рассказывает, что «православный мемориал постоянно кому-то «мешает»: «Почему-то именно на его месте хотят проложить дорогу и построить очередной торговый центр. Проект строительства торгового центра и дороги на днях был направлен некоей коммерческой фирмой «Инкомреалинвест» на утверждение городским властям. Его создателей не останавливает тот факт, что реализация проекта станет подлинным святотатством, ведь мемориал – это территория Всехсвятского приходского кладбища, которое находится в охранной зоне памятника архитектуры. … Строители «новой Москвы» хотят снести символические кресты и памятные плиты, установленные в память жертв Первой и Второй мировых войн, массовых репрессий, памятный знак «Воинам Российской армии и войск МВД, павшим в Чечне за единую неделимую Россию». Во время строительства торгового центра, которое может начаться уже весной 2004 года, «коммерсантами планируется вырыть огромный котлован шириной пятьдесят метров, край которого будет находиться в пяти-шести метрах от алтарной стены храма. Также планируется снести часть старинной ограды церкви – иначе на сможет работать тяжелая строительная техника. Устроить подобное кощунство могут лишь те, кому неведомо, что такое Родина, родной город, у кого нет корней, а значит – исторической памяти», - отмечает автор.

Однако историческая амнезия сегодня явление не просто обыденное, но и агрессивно насаждаемое. Примером тому может служить и ситуация, сложившаяся с выделением территории на Ходынском поле под строительство храма общества сознания Кришны, совершенно чуждой для России, как в историческом, так и в культурном аспекте, религии. На сайте «Радонеж» можно прочитать заявление председателя православного общества «Радонеж» Евгения Никифорова, профессора, руководителя Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея Лионского А.Л. Дворкина,  председателя союза православных граждан В.В. Лебедева и других. Тема заявления: «Почему православная общественность против строительства храмового комплекса кришнаитов на Ходынском поле». «Мы обращаем внимание, что храмовый комплекс «Общества сознания Кришны» будет строиться на Ходынском поле в Москве – месте всероссийской трагедии, отмеченном кровью наших православных предков. Там должна совершаться церковная молитва, а не идолослужения и сектантские радения! И тем более страшно, что деструктивная и тоталитарная секта, ставшая причиной уже стольких трагедий, воздвигнет свой комплекс в древнем районе нашей страницы, что поможет ей активно заниматься вербовкой все новых и новых адептов. Очевидно, что весьма немногочисленная секта планирует создание такого грандиозного сооружения «на вырост», чтобы за счет правительства Москвы избавиться от репутации маргинальности и деструктивности, и таким образом, развернуть широкую прозелитическую и коммерческую деятельность. Необходимо еще отметить, что происходящая из США псевдоиндуистская секта несмотря на свои рекламные заявления не принадлежит традиционному индуизму. Мы не оспариваем права индийской общины Москвы иметь свой собственный молитвенный дом. Но, во-первых, это должен быть храм одного из направлений традиционного индуизма, а не новоявленной тоталитарной экстремистской секты. Во-вторых, необходимо соблюсти принцип соразмерности: индуизм – не традиционная религия для России и индуистское культовое сооружение не может быть сравнимо по размерам с культовыми зданиями наших традиционных религий и уж, тем более, превосходить их. И в третьих, хорошо бы соблюсти принцип паритетности – т. е. получить от индийского правительства разрешения на строительство в Дели православного храма – ведь там проживает ничуть не меньше россиян, чем в Москве – индусов», - говорится в тексте заявления. Более подробно авторы документа должны были выступить на эту тему в Доме журналистов.

Но закаленные в борьбе с Православием в пользу любых других конфессий руководители дома журналистов отказались предоставить помещение для пресс-конференции. «Антикришнаитам» было отказано в предоставлении помещения, так как Союз журналистов России - светская общественная организация, куда входят представители всех конфессий», - сообщает сайт «Newsru.com», не поясняя, почему представителей православной конфессии в вышеозначенный дом не пустили.

Председатель Общества «Радонеж» Евгений Никифоров сказал по этому поводу: «Это, безусловно, анти-путинская провокация, - заявил Председатель Общества «Радонеж» Евгений Никифоров, - так как нас вынуждают обвинить власть в безответственности. Сколько еще нужно погубленных человеческих душ (а теперь уже и человеческих жизней), чтобы Правительство ответственно отнеслось к религиозным экстремистам и тоталитарным сектам?», - сообщает сайт «Религия в светском обществе».

На сайте «Единое Отечество» отмечено, что «по некоторым сведениям, участок на Ходынском поле принадлежит не Правительству Москвы, а военному ведомству. Кроме того, в печати прошло сообщение о том, что закладной камень кришнаитского храма будет заложен премьер-министром Индии. У православной общественности возникает законное подозрение в том, что разрешение на строительство храма связано со сделкой по продаже в Индию крейсера «Адмирал Горшков».

Со ссылкой на «Благовест-инфо», «Радонеж» сообщает о том, что «президент Национального совета Церквей Индии митрополит Гиваргезе мар Курилос обвинил власти страны в поддержке экстремистских индуистских организаций. Митрополит сделал это заявление на заседании генеральной ассамблеи НСЦ, которое проходит в южно-индийском городе Тирунелвени. «Нападения на христиан и другие меньшинства являются частью тайных планов националистических группировок», -- заявил иерарх». «На фоне этих сообщений все более странной выглядит история с выделением участка земли в российской столице для строительства кришнаитского храма и заинтересованность в этом проекте официальных индийских представителей. С протестами против готовящегося строительства индуистского центра неоднократно выступали представители православной общественности. Московкие власти, однако, продолжают реализацию вызывающей протесты москвичей затеи», - отмечено в конце сообщения.

Между тем, «к концу года на территории Ходынского поля будут сданы в эксплуатацию около 300 тыс. кв. метров жилья», - сообщает РИА «Новости». «Новый жилой микрорайон, общей площадью 414 тыс. кв. метров, появится на Ходынском поле к концу 2005 года. … Новый микрорайон будет представлять собой «дугу» жилой застройки более километра, обращенную к центру Ходынского поля. Здания будут образовывать полукружье, с внешней стороны это будут 23-этажные здания, а ближе к центру этажность будет постепенно снижаться. Таким образом, весь комплекс будет иметь форму большого амфитеатра, в центре которого будет расположена парковая зона». И, добавим, кришнаитский храм. А количество запроектированного жилья объясняет гигантские размеры будущего культового сооружения. На вырост.

«Депутаты Национального собрания - нижней палаты парламента Франции абсолютным большинством голосов одобрили сегодня законопроект, запрещающий ношение религиозной одежды и символов в государственных учебных заведениях», - сообщает сайт «Newsru.com». Теперь Германии, вслед за Францией, предстоит решить религиозный вопрос, - отмечает сайт «НТВ». «В среду в Германии администрации сразу нескольких федеральных земель будут обсуждать законопроект, запрещающий мусульманам появляться на публике в национальных одеждах».

Другой «гримасой политкорректности» на прошлой неделе стало заявление англиканской церкви о том, что «три Волхва, пришедших с Востока в момент рождения Мессии, чтобы поклониться Ему, на самом деле были женщинами. В Писании по отношению к Волхвам употреблен термин «Magi», объяснил секретарь Лондонского совета епископов Луи Хендерсон. По его мнению, это персидское слово не раскрывает ни числа людей, ни их пола. Поэтому совет, занимающийся исследованием Писания, допустил, что Волхвами могли быть женщины. Понятно, что никаких серьезных оснований для такого утверждения нет. Но экстравагантные англиканские библеисты в угоду феминисткам заявляют, что пол Волхвов абсолютно не принципиален. Как объяснил Хендерсон, это мог быть один мужчина и две женщины, или двое мужчин и одна женщина, сообщает «Седмица.Ru».

На официальном сайте Украинской Православной Церкви можно прочитать об участии представителей Греко-католической церкви в политике: «Руководитель УГКЦ кардинал Любомир Гузарь, видимо забыв, что президентская компания начинается в мае, 21 января от имени униатских епископов выступил с обращением к униатам и всем людям доброй воли относительно социально-политической ситуации в Украине. В нем он дает рекомендации о том, как нужно выбирать Президента… кардинал обращается с призывом: «Украинский народ, не бойся быть собою… Пусть с новой силой прозвучит в наше время духовная заповедь Владимира Мономаха: не дайте сильному погубить человека!» Любопытно, что в предыдущую предвыборную кампанию Гузарь уже выступал с призывами голосовать за определенные политические силы… Не менее любопытная ссылка на Владимира Мономаха: ведь известно, что творение великого князя, как и все древнерусские летописи, униаты, захватывая православные монастыри Украины, сожгли, как еретические и цитируемое «Поучение» сохранилось лишь в монастырях России, куда не дошла нога униата», - говорится в сообщении.

Притеснения сербов в Косове продолжаются, утверждает епископ Рашка-Призренский преосвященный Артемий. Материал «Косово распято на кресте» опубликован на официальном сайте Русской православной Церкви заграницей. «Косово и Метохия сегодня (причем это «сегодня» охватывает период с 1999 года года и все еще продолжается) больше всего напоминает римский Колизей первых веков христианства. В нем одновременно присутствуют мучители, мученики и звери. Это — кровавое зрелище, в котором звери терзают невинных христиан, а публика (то есть весь мир) следит за событиями через средства массовой информации и сама звереет от удовольствия. Этот кровавый пир как будто не имеет конца. В этой трагедии сербскому народу в Косово и Метохии отведена роль жертвы»,  сказал епископ Артемий.

Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу Финляндской Православной Церкви "Оrtodoksiviesti" (2004, №1) «История отношений наших Церквей восходит ко временам Сергия и Германа Валаамских» появилось на сайте «Епархия». В интервью идет речь о ситуации в Финляндии, о положении православных в Эстонии. Интервью блаженнейшего Патриарха Петра VII «Единство Поместных Церквей отражает духовное единство православных народов» размещено на официальном сайте Русской православной Церкви.

В воскресенье православные христиане отметили великий двунадесятый праздник - Сретение Господне. Кратко о нем говорится в сообщении РИА «Новости».  «Название праздника "сретение" означает «встреча». Поводом для его установления послужил случай с праведным старцем Симеоном, жившим при Иерусалимском храме. Работая над переводом Священного писания с еврейского языка на греческий, он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы, и хотел исправить текст. Тогда ему явился святой Ангел и сообщил, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества. На 40-й день после рождения младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в храм, чтобы по ветхозаветному обычаю совершить благодарственную жертву Богу за рождение первенца. Симеон, которому к тому времени исполнилось уже 360 лет, духовно узрел в младенце Спасителя и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром».

На сайте «Православной газеты»  можно прочитать о смысле и значении этого праздника.  «Созерцая картину Сретения Господня, невольно начинаешь завидовать тем избранникам Божиим, которые были участниками и свидетелями этого великого события. Как счастливы были люди, которые жили во времена земного служения Христа, могли видеть Его, слушать, следовать за Ним! Но ведь этого счастья пребывания со Христом не лишены и мы с вами. Возносясь на небо, Господь дал обещание: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И сегодня Он здесь, с нами, среди нас, по слову апостольскому, «не далеко от каждого из нас» (Деян. 17, 27).

Газета «Труд» также посвятила публикацию празднику Сретения Господня. В материале Марины Васильевой «Мы призваны к дивной встрече» также рассказано об истории события и установления праздника. Кроме того, автор цитирует слова приснопамятного митрополита Антония Сурожского: «На славянских языках слово «сретенье» имеет два значения: встреча и радость. И мы празднуем сегодня день, когда Спаситель Христос, придя на землю безответным, хрупким младенцем, был встречен ветхозаветной праведностью, ветхозаветной святостью и зрением - как Господь, пришедший на землю, как Спаситель мира... И все мы призваны к этой дивной встрече, и всем нам дано искать чистоту сердца, глубокую мудрость, которая открывается нам в Священном Писании, и ту чистоту и святость, которая дается только духовным подвигом».

Анна Гальперина

16 февраля 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×