«А воз и ныне там…»

Центр конгрессов в Дохе
Центр конгрессов в Дохе
11–13 декабря в Дохе, столице Катара, состоялся четвертый ежегодный форум Альянса цивилизаций ООН – международной ассоциации, созданной в 2006 году по инициативе Генерального секретаря ООН в качестве форпоста против нарастающей волны взаимоотчуждения, ненависти и насилия. За прошедшие пять лет успехи в этой борьбе не были впечатляющими. Тем большая ответственность ложится сегодня на нас за ее продолжение. Наша задача, как сказано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», цитирующих Вл. Соловьева, не превратить землю в Царствие Божие, а удержать ее от сползания в ад.

Более 2 тысяч участников собралось здесь, где палевые пески пустыни встречаются с бирюзовыми водами Персидского залива, для разговора между нациями, культурами и религиями планеты Земля. Миллионный город без единой капли собственной пресной воды встречает нас теплым бризом, шелестом пальм и открытым доброжелательством жителей. В этой мусульманской стране каждый прохожий приветствует православного священника словами «Салям алейкум», а христиане – на улице, в порту, в магазине – «Эвлогите, абуна!» Большинство населения Катара – приезжие, временные работники из Ирака, Палестины, Судана, Эфиопии, Ливии, Туниса, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Сирии, Киргизии… «Все промелькнули перед нами». Только полиции нигде не увидишь: ни к чему.

Неудивительно, что в конференц-залах, холлах и переходах колоссального Центра конгрессов, словно в зеркале, отразилась вся жизнь страны. Вот за компьютером у стола регистрации трудятся три молодых девушки: у одной лицо скрыто и лишь глаза сверкают через узкую прорезь, другая одета как православная монахиня, а третья – по современному европейскому обычаю: в блузке и в брюках – но нет ни малейшего несогласия, отчуждения, дисгармонии ни в их облике, ни в разговоре, ни в поведении – приветливом, спокойном, полном достоинства и дружелюбия.

Та же атмосфера и среди рядовых участников форума. Но чуть только открывается пленарное заседание и президиум занимают всевозможные важные лица, как… начинается формальная говорильня и бесплодное сотрясение воздуха. Лишь изредка, когда с трибуны прорывается живая боль одного из упомянутых народов, в зале раздаются аплодисменты – не вполне уместный и бессильный жест сострадания…

* * *

Почему так? Это было ясно всем еще до начала форума и с тем большей очевидностью проявилось в Центре конгрессов. Мы собрались для межрелигиозного диалога, не так ли? Не маскируясь ли религиозными флагами, творят сегодня свои черные дела слуги сатаны? Не указано ли религиозное просвещение в числе приоритетных стратегических направлений Альянса цивилизаций? Не об этом ли говорит программа форума? Итак, где же религиозные лидеры? Где возглавители религиозных общин, патриархи и епископы, имамы и муфтии, раввины и ламы, способные говорить от лица верующих, рассеять ложь и высказать истину? Их нет. Пригласить их религиоведы от ООН не сочли полезным.

На трибунах и в президиумах – чиновники и парламентарии, председатели фондов и секретари ассоциаций, предприниматели и предпринимательши, профессора и журналисты – кто угодно, только не духовные лица. И этот печальный факт говорит об уровне межрелигиозной дискуссии гораздо громче, чем все тысячеваттные динамики Центра конгрессов, вместе взятые.

Одним из ключевых лозунгов нынешнего форума было доверие. В самом деле, восстановить и укрепить доверие между людьми, между верующими разных конфессий – важная и благородная задача. И к ее решению вполне можно было бы приступить, собрав вместе религиозных лидеров, всех тех, кому доверяют миллиарды верующих по всему миру, для честного и серьезного разговора с чиновниками, политиками и общественниками. Но неужели руководство Альянса цивилизаций не осознает, что их нынешний подход к межрелигиозной дискуссии подрывает остатки доверия в людях?..

Закономерным финалом была речь создателя и руководителя Альянса цивилизаций бывшего президента Португалии г-на Жорже Сампайо на пленарной сессии второго дня форума: его дежурные фразы об укреплении доверия, улучшении взаимопонимания, устранении отчуждения и т.п., словно в старом анекдоте про бездарного проповедника, летели в совершенно пустой зал: все разбрелись кто куда поговорить с друзьями за чашкой кофе, бокалом сока, холодными и горячими закусками или на свежем ветерке с залива. А мне запомнилась фраза, сказанная пожилым раввином Артуром Шнейером: «Пока религия не станет решением, она, безусловно, останется проблемой».

Иеромонах Макарий (Маркиш)

19 декабря 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Валерий27 декабря 2011, 10:46
Во многом прав Ярослав... Так все хитросплетено в нынешнем мире.. Что порой нам так тонко подменяют закон божий, законом человеческим, любовь - этикой и моралью... а это от того что сами мы в основной массе не сведущие даже в своей собственной вере - еще и пытаемся рассуждать о других... и вот в этом разрезе и стоит посмотреть на статью иеромонаха Макария. Давайте научимся смотреть внутрь, а не наружу... со своей душой не знаем как быть, как со своими страстями совладать и тут же пытаемся поправить все мироустройство... нашего ли ведомства замашки??
Елена22 декабря 2011, 07:43
Отец Макарий, спасибо за эту и другие статьи и за ваше служение Богу и людям! Ярославу: Где в статье отца Макария вы увидели призывы к "явному нечестию"?
Кравец Ярослав21 декабря 2011, 14:19
Интересно, отче, что вы скажете св. Екатерине, когда увидитесь с ней лицом к лицу? А что скажете всем мученикам, от "традиционных религий" пострадавших, начиная от св. Стефана аж до наших дней(от иудеев, магометан, язычников пострадавших). Что скажете всем Отцам 7 Вселенских соборов, которые тоже могли с Арием да с Несторием "традиционные ценности" отстаивать как то: борьба с блудом, алкоголизмом. непочитанием старших и т.д.. Что скажете? Что скажете св. Иоанну Златоустому, который говорил "Подлинно, целомудрие еретиков хуже всякаго распутства"(http://lib.eparhia-saratov.ru/books/08z/zlatoust/zlatoust1_1/52.html)? А св. Григорию Богослову? : «Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом ... Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» К сожалению, то что мы видим в церкви сейчас - банальная подмена христианства гуманизмом.
иеромонах Макарий21 декабря 2011, 13:08
К чему эта статья? - Объясняю. Скоро я умру (как, впрочем, и каждый из читателей), и Господь спросит меня на Страшном Суде: "Что сделал ТЫ, чтобы помочь Моим людям освободиться от рабства ненависти, злобы и невежества?" И дабы не остаться безответным перед Ним, я и написал эту статью.
Светлана21 декабря 2011, 12:22
Приятно, что "В этой мусульманской стране каждый прохожий приветствует православного священника словами «Салям алейкум»". Недавно мне одна мусульманка объясняла, что мусульманин по примеру Мухамеда не должен желать иноверным мира - и в приветствии лишь отвечать "и тебе того же"
православный20 декабря 2011, 16:57
Спаси,Господи!
lamps20 декабря 2011, 13:16
К чему эта статья, я так и не понял?!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×