Доверие к совести
В отношении братии преподобный оптинский старец архимандрит Моисей держал себя необыкновенно мудро. По природе горячий, он совершенно переделал себя и приобрел замечательную кротость. Если же находил на него гнев, он торопился уйти, смирял себя молитвой и возвращался успокоенный. Не любя выказывать власть, он, однако, не упускал ее из своих рук и крепко держал монастырь. При чрезвычайной своей деятельности в нем не было никакой суетливости; все, казалось, шло само по себе, невидимо руководимое одной волей. Мелочными подробностями при назначении послушаний он не стеснял; к неудачам других относился с совершенным спокойствием и покрывал их любовью.
Помня твердо слово Златоуста: «О исправлении того только должно сомневаться, кто в аде находится с бесами», — преподобный Моисей имел необоримое доверие к совести человеческой.
Одного печника, много раз обманывавшего его и много раз им прощенного, эконом хотел прогнать. Печник обещал исправиться; у него не было и рубашки на теле, а только кафтан, и старец Моисей жалел его.
— Когда же исправится, батюшка, — уговаривал эконом, — он известный негодяй!
— Как? — ответил отец Моисей. — Человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй! Сам ты негодяй, ступай!
Крутых, строгих мер преподобный не употреблял и говорил, что нужно подождать, пока Господь коснется сердца человека. Вообще же он приноравливался к характеру и духовной степени каждого.