Не сотвори себе кумира

В 2010 году выдающийся математик Григорий Перельман отказался от премии в $1 млн за решение одной из математических задач тысячелетия. Свой отказ он объяснил просто: «У меня есть все, чего я хочу». Четырьмя годами ранее он отказался от премии Филдса, которую в сфере математики принято приравнивать к Нобелевской. «Меня не интересуют деньги или слава. Я не хочу быть выставленным перед людьми, как животное в зоопарке, – заявил тогда Перельман. – Я не герой математики. Я даже не так и успешен, вот почему я не хочу, чтобы все на меня смотрели».

Каких только версий не строили тогда журналисты, пытаясь дать правдоподобное объяснение «странному» поступку гения! А ведь он всего-навсего верно исполнил вторую заповедь известного всем Декалога.

Слава, для которой создан человек, зачастую оказывается недостижимой именно потому, что мы в большинстве случаев ищем популярности, а не чести. Известность и признание, поклонники и премии оказываются самым серьезным врагом всякого рода таланта. Так что гению лучше было бы и совсем не знать их.

Существует философская притча о пользе подобной наивности. Однажды муравей повстречал на лесной тропинке сороконожку и заговорил с ней:

– Ах! Как легка и грациозна твоя походка! Открой секрет, мне, колченогому рабочему муравью. Как ты успеваешь уследить сразу за всеми своими ногами? Должна же быть какая-то схема?

Сороконожка задумалась, посмотрела на свои ноги и... не смогла сдвинуться с места. Сначала это ее напугало, затем рассердило:

– Отстань, невежа, со своими расспросами!

И, не обращая более внимания на поклонника, продолжила путь, перебирая лапами с ловкостью виртуоза, что вызвало у муравья новый приступ восторга.

Можно поставить маленький эксперимент и подшутить над приятелем, который умеет делать что-то мастерски, например, виртуозно играет на гитаре. Для этого достаточно попросить его объяснить, как он это делает. Пусть исполнит сложный пассаж медленно и осознанно. Забавно будет наблюдать его смущение, ведь сделать это практически невозможно – не проще, чем сохранить естественное выражение лица, глядя на себя в зеркало.

Попросить человека: «Скажи что-нибудь» – это верный способ заставить его замолчать. Высшие творческие акты относятся к числу тех действий, которые могут осуществляться во всей полноте лишь бессознательно. Их сложность и скорость слишком высоки для понимания. Так пушкинский импровизатор из неоконченного романа «Египетские ночи», способный в одну минуту сочинить великолепный экспромт на заданную тему, признается: «Всякий талант неизъясним... Никто, кроме самого импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждою внешнею волею – тщетно я сам хотел бы это изъяснить».

Начинающий музыкант снова и снова проигрывает заданное упражнение с одной целью – заставить сознание заскучать от монотонности происходящего и отвлечь его от выполняемого действия. Как только «правая рука» перестанет «знать, что делает левая», появляется мастерство. В этом суть любого упражнения – будь то тренировка по боевым искусствам или обучение вождению автомобиля.

Практика психоанализа тоже исходит из этой особенности сознания и бессознательного. Врач, используя метод толкования сновидений или свободные ассоциации, выясняет содержание комплекса, который сформировался в бессознательном пациента и вызвал невроз. После того, как эта задача выполнена, психоаналитик приступает к лечению. Пациенту просто-напросто объясняют суть и происхождение работающего в нем болезненного механизма. Сознание человека обращается на этот механизм и блокирует его, точно так же, как вопрос муравья парализует сороконожку.

Однако любой метод может быть использован не только в благих целях. Так похвала, обращенная к таланту, и в особенности тонкая и предметная лесть, обращают сознание художника к тем механизмам в его душе, которые и привели к появлению шедевра. В результате наиболее яркие способности, составляющие творческую самобытность личности, оказываются заблокированы. Приступая к созданию нового произведения, такой человек сознательно пытается воспроизвести то, что вызвало наибольший восторг публики и начинает плохо подражать самому себе. Так наступает смерть мастера. «Премии только мешают, – говорил Хемингуэй. – Ни один сукин сын, получивший Нобеля, не написал после этого ничего путного, что стоило бы читать». Единственным средством, способным реанимировать талант, является «рецепт сороконожки». Нужно презреть популярность, забыть слова похвалы и вспомнить «первую любовь свою», как это делал пушкинский Сальери:

Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыки, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался

Одной музыке...

Премии и награды, популярность и всенародное поклонение, помимо прочего, разрушают плодотворную наивность и блаженное неведение таланта относительно его судьбы, лишая гений важного качества – дерзновения. Так, рассуждая о пользе и вреде истории для жизни, Фридрих Ницше замечал, что великие герои прошлого могут вдохновлять человека «деятельного и мощного», который «нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками». Но те же самые герои могут быть использованы и против души с яркой художественной индивидуальностью. «Бессильные и малохудожественные натуры», «кружась с необыкновенным усердием в какой-то идолопоклоннической пляске вокруг плохо понятого монумента», говорят: «Смотрите! Великое уже существует... Не обращайте внимания на тех, кто чего-то ищет, к чему-то стремится!»

Поэтому каждый художник должен помнить: кумир, сотворенный для тебя или из тебя, противодействует твоему таланту. И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева.

Сергей Мазаев

29 февраля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена23 февраля 2013, 00:59
что же касается творческих процессов, связанных с созданием идей и образов - сочинение стихов, музыки, танцев, спектаклей, научный поиск... - там всё сложно и непонятно) да, внимание к механизму этих процессов может нарушить их - но каким образом, неизвестно. они происходят бессознательно, и в то же время в них не только возможна, но и желательна высокая осмысленность, осознанность. присутствуют некоторые автоматические навыки, но не из мозжечка. ) а когда эта работа становится автоматизированной в значительной степени - она уничтожается, теряет ценность, перестаёт быть творчеством.
и уж точно проблемы в этой области не имеют ничего общего с помехами, которые возникают от внимания к сложным и быстрым движениям.
Елена23 февраля 2013, 00:58
а вот творческое вдохновение - это уже совсем не сюда.
что спортсменам, а также балетным и цирковым артистам внимание зрителей может мешать - это известное явление. и действительно, причина тут - в том, что человек сам начинает обращать внимание на свои действия, осознавать их. то есть, вместо мозжечка, органа, заточенного под управление движениями, включает не приспособленный к этому неокортекс. ну и, конечно, дело сразу идёт хуже. то же бывает и с музыкантами-исполнителями. а вот с певцами - пожалуй что и вообще не бывает, потому как управление голосовыми связками и всем речевым аппаратом уже по природе нашей человеческой подвязано не только на мозжечок, но и на высокую кору. зато актёрам сложно: их творчество особенно хрупкое, поскольку тут на мозжечке вообще никуда не уедешь /кроме только двигательной составляющей в запоминании текстов/, требуется в основном неокортекс и лежащая под ним лимбовая система, отвечающая за эмоции. и никакого автоматизма.
Елена23 февраля 2013, 00:57
вообще-то автоматизм музыкантов - это закрепление двигательных навыков в мозжечке. тут некоторая /не полная/ аналогия с автоматизмом, например, теннисистов, акробатов, танцоров: за их быструю реакцию и безупречную координацию движений отвечает тоже мозжечок. в нём нервных клеток до 40 миллиардов, а в нашем драгоценном человеческом неокортексе, высокой коре больших полушарий - только до 15 миллиардов. вот по этому самому и невозможно осознанно выполнить сложные движения так же хорошо, как они выполняются на автомате. неокортекс, если его к этому делу подключить, мозжечку только мешает работать. ) за этим самым музыканты и отрабатывают автоматизм исполнения сложных пассажей - чтобы движения в мозжечок крепко записать и тем создать основу для осознанной работы уже над высоким смыслом и выразительностью. в спорте же достигнутый автоматизм реакций и координации позволяет, например, вырабатывать стратегию и тактику игры в том же теннисе.
примерно сюда же, соответственно, и боевые искусства, и вождение, и всё такое.
Элис 9 октября 2012, 10:07
Статья и правда интересная, и прежде всего некоторыми интересными наблюдениями о том как надо относиться к славе и популярности. Перельман в ней как-то "в нагрузку". чувствуется, что автор плохо знает научный мир, да и мотивы Перельмана ему не известны.
Вместе с тем полезно, а еще полезнее читать отзывы. Это как из анекдота. посмотреть на тех кто смотрит.
Лариса22 июля 2012, 00:48
Странно, что автор цитирует Ницше. Я не думаю , что Ницше может быть авторитетом для православных. Как известно Ницше был авторитетом для Гитлера. А у православных есть свои приоритеты - это писания святых отцов. А Ницше зачем цитировать? Он что такой неприрекаемый авторитет для православных? Весьма странно это .
миша 9 марта 2012, 21:00

Прочел статью и все коментарии.
Статья понравилась и судя по коментариям не только мне. Я просто столяр и том, что он отказался от премии узнал из этой статьи. Люди пишут - живет с мамой на пенсию, мог мол и маму порадовать - подумайте: разве для матери воспитавшей такого сына - важны его деньги. Поставте себя на ее место.
Конечно мог потратить на доброе дело. Но кто из нас возьмет на себя такую ответственность(и ответит перед Господом), что он распорядится ими благочистиво. А когда найдется( найдеся много желающих), мы же с вами, будем ругать и его, и того кому деньги доверили(вспомните наш бюджет).
Не дали по тому, что книгу не написал. Так не стал людям мозги морочить. Ищите кого другого. Было-бы хуже еслиб книгу написал, перед вручением премии отказался.
Согласен с теми кто пишит - его деньги, ему и решать, он решил так. Когда Господь даст вам - вы решите сами. Но одним желание - другим возможности, а самым упертым - грабли. Это я о себе.
Сергей 6 марта 2012, 11:23
К сожалению, информация о присуждении премии в миллион $ Г. Перельману не совсем точна.
Приведу цитату из интервью одного из крупнейших математиков современности, академика РАН Владимира Игоревича Арнольда: "Он вовсе не отказывался, ее ему не присудили, потому что он не написал о своем решении теоремы книги. А теперь такую книгу (о решении Перельмана) пишет в США китайский математик Яо, многое укравший у других ранее и получивший Фильдсовскую медаль и премию. За эту книгу они и собираются дать ему миллион долларов (по Уставу Фонда - через два года после публикации книги). Другая фирма уже заплатила ему другой миллион - за то, чтобы он книгу о работе Перельмана написал.
Все подробности вы можете найти в 15-страничной статье об этом в журнале The New Yorker от 28 августа 2006 года".
(см. http://www.linux.org.ru/forum/talks/4971682)
Егор 5 марта 2012, 15:58
Пример с гитарой неудачен.Любой музыкант преспокойно проиграет произведение в сколь угодно медленном ритме. А вот если заставить его объяснить, какой палец что делает - вот тут действительно можно добиться ступора, потому что комментировать полурефлекторные действия действительно очень трудно.
Андрей Д. 3 марта 2012, 14:09
Какими бы причинами не юыл вызван поступок Перельмана, я его приветствую. Есть масса противоположных примеров: было у человека 10 миллиардов $, не те акции купил, осталось только 9 миллиардов. Он выбрасывается из окна небоскреба и никто этому не удивляется, вроде как это нормально.

Хоть один отказался от миллиона, должен же в этом мире быть хоть маленький пример человека, не помешанного на служении маммоне.

Константин 3 марта 2012, 13:47
"И важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева."
Не понятно?
По заповедям (законам) НАРОДА ИЗРАИЛЕВА призывает тебя жить автор статьи. И ни слова нет в этой статье о ЗАПОВЕДЯХ БОЖИХ.
Светлана. 3 марта 2012, 01:36
Все предлагают отдать премию. А кто-то задумывался что такое отдать один миллион? Это сколько народу ляжет на этом пути. В прямом и переносном смысле.
математик 3 марта 2012, 01:25
Статья красивая, но то, что написано о мотивах Перельмана, не совсем верно. Кто читал выдержки из инервью с ним тех времен, знает. По-моему, он просто не хотел иметь ничего общего с теми людьми, с которыми общался во время своей работы в Америке. С ведущими учеными в этой области. Он работал для науки, а увидел много неприятного, интриг, политики, и не захотел принимать от таких людей никакой награды. Насколько я понимаю, Перельман считал, что если то, что он сделал, важно, то люди оценят это и без премии.
Олег 2 марта 2012, 15:37
Константин,если уж миром правят(к сожалению)экономические отношения,то пусть деньги приносят пользу людям,а не работают на собственное воспроизводство.
Олег 2 марта 2012, 15:28
Юрий,согласен с вами.
Олег 2 марта 2012, 15:25
Взял бы лучше эти премии и на благотворительность пожертвовал.А то как раз пиар и получается.
Василий 2 марта 2012, 08:42
Очень полезная статья. Сам физик, страдаю этой болезнью, можно сказать професиональной. Лучшие работы были написаны лет 8 назад, когда на славу было наплевать, так как собирался вернутся в Россию, естесвенно сменив професию. Но сложно бросить науку. Борюсь с болезнью с переменным успехом. Еще раз спасибо.
Александр Бутов (г. Москва) 1 марта 2012, 21:02
АВТОРУ:

Уважаемый Сергей!

Пожалуйста, перечитайте последнее предложение Вашей статьи еще раз.
На мой взгляд, его стоило бы чуть-чуть подкорректировать, дабы оно звучало совсем иначе, т.е. максимально правдиво.
Для этого следовало бы заменить окончание последнего предложения "известная заповедь народа Израилева"
словами "известная Божия заповедь народу Израилеву".

Храни Вас Господь.
Роман 1 марта 2012, 18:04
Лер я всего лишь пытался показать что заповеди тут не при чем. Котлеты отдельно мухи отдельно. P.S. Зря вы так про журналистов. Мазаев сейчас ведь тоже в роли журналиста выступает.
М. Грач 1 марта 2012, 15:13
Перельман действительно исполнил заповедь. Намеренно или нет - это другой вопрос. Заповедь - закон естества. Поэтому неважно, с какими намерениями ты исполняешь закон. Исполнил - получил благо. Не исполнил - получай слабость и смерть.
Лера 1 марта 2012, 14:22
Роману: Ваш совет для всех хорош. :) Сами вы разве забыли, как журналисты умеют все выворачивать наизнанку? Перельман далеко не псих, чтобы всерьез считать, будто он может управлять Вселенной. Я читала, например, такой его ответ: "Моя теория может помочь лучше понять, как устроена Вселенная, а вы хотите, чтобы я гонялся за миллионом?" А вообще он отказывается общаться с журналистами - вот они и приписывают ему свои фантазии. Не могут же они провалить задание своего главреда!
Александр Гэ 1 марта 2012, 12:19
Правильно. Когда творишь твори! Когда моешь посуду мой ее! Молишься Богу - молись. Не мешай себе делать дела.
Роман 1 марта 2012, 02:47
Сергей Мазаев будьте трезвее))). Все намного прозаичнее. Герой Вашей статьи в своем интервью сказал:"Зачем мне миллион долларов? Я могу управлять Вселенной".Заповедями тут и не пахнет.
Валентин29 февраля 2012, 19:22
При своей гениальности Григорий Перельман остался верным сыном своего народа и своих родителей.Поэтому Бог его не оставляет.
для Ксении29 февраля 2012, 19:15
имеется ввиду вторая заповедь, данная Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх 20:4-5).
Антон29 февраля 2012, 18:49
Все-таки здесь смешаны два явления. Одно духовного плана - это изменение разума, творчества и мотивации из-за рецидива тщеславия, вызванного общественным признанием и похвалами. А другое явление из области нервной деятельности- это автоматизм действий. Есть люди, для которых похвала и слава ничего не меняют в отношении к предмету. Такие люди не больны тщеславием. У них к этой страсти иммунитет.
Мотивация Перельмана в отказе от премии неизвестна. Она может быть вполне рациональна («У меня есть все, чего я хочу»), прямо как у Шерлока Холмса («Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак»). Может быть обусловлена и психологией (не все любят общество и повышенное внимание), проникнута своей философией (вспомните Диогена) или высокими идеалами (альтруизм или упомянутые в статье 10 заповедей). Можно только гадать. Но в любом случае, поступок Перельмана высвечивает современные жизненные стереотипы, заставляет задуматься и этим заслуживает уважение.
Ксения29 февраля 2012, 18:43
Скажите, пожалуйста, о каком принципе говорится в конце? "важнейшим жизненным принципом для тебя должна стать известная заповедь народа Израилева" Спасибо большое за статью!!! Сайт очень полезный, особенно для людей, которые ищут себя !
Константин29 февраля 2012, 17:52
для тех кому "лучше было бы взять эти деньги и раздать нуждающимся"
Когда Господу нашему Иисусу Христу некая женщина принеся драгоценный сосуд с мирром и разбив его помазала этим мирром Христу ноги и отерла своими волосами, некто по имени Иуда Искариотский сказал - "не лучше ли было продать это мирро, а вырученные деньги раздать нищим." Но сказал он это не потому что о нищих заботился, а потому что был вор.
Не наше это дело смотреть как кто то распоряжается своим талантом и деньгами своими. Каждый даст ответ за себя.
Простите если кого зря обидел.
Андрей29 февраля 2012, 14:05
Очередная интересная статья автора. Относительно Григория Перельмана есть одно замечание, возможно, не в тему. В одном из интервью он сказал, что разработанный им математический аппарат позволит лучше понять устройство Вселенной – и это важнее денег. Видимо, у этого человека система ценностей осознанна и отличается от общепринятой в миру.
Артем29 февраля 2012, 13:49
С Сальери несовсем понятный пример! Моцарт по тексту был больше свободен от амбиций
Саша29 февраля 2012, 12:59
если потросят показать свой талант на людях, то почему бы не собраться с духом и не показать? ведь, например священник в Церкви может тоже стеснятся говорить перед большим количеством прихожан, но с Божьей помощью, собирается с силами и быступает с проповедью. не будет же он стесьнятся и убегать, тогда вся паства разойдется.
странный пример с Перельманом.
Павел29 февраля 2012, 12:51
Действительно, очень сильно. Ещё хотелось бы добавить в связи с Великим постом: ведь Евангелие призывает делать добрые дела без осознания этого ("правая рука не знает, что делает левая"); и, в то же время, призывает к покаянию - осознанию своих злых дел/грехов. Насколько близко тому, что хотел донести автор!
М. Грач29 февраля 2012, 12:46
Почему бы не отдать премию на доброе дело? В принципе, Перельман это и сделал:
Институт Анри Пуанкаре в Париже и американский Математический институт Клэя (Массачусетс) учредили специальную должность для молодых и талантливых математиков. Зарплаты для них будут выплачиваться из Премии тысячелетия, от которой отказался Григорий Перельман. Назначенные на новый пост ученые будут занимать его от полугода до года, а вакансия будет финансироваться в течение пяти лет из призового фонда.
Валентина29 февраля 2012, 12:40
Насколько я знаю, Перельман живет вместе с мамой на ее мизерную пенсию и, если это так, могу предположить как не помешали бы ей эти деньги, хотя бы малая их часть, как не помешали бы они огромной армии больных и нуждающихся. И не гордыня ли это, такой демонстративный отказ от честно заработанных денег?
Марина29 февраля 2012, 12:20
Спасибо! Очень умная статья.Какие,оказывается, тонкие механизмы действуют в человеческой душе.
Юрий29 февраля 2012, 11:40
А почему бы не взять как все премию и не отдать ее на доброе дело? Был бы как все, не так заметем. А получилось, что все о нем только и говорили (и вот опять статья). Тебе не нужна, но если Бог дал тебе талант (понимайте и так и так), а ты не взял, это правильно?

Независимо от истинных причин поступка использовать его как пример несколько странно.
Юрий29 февраля 2012, 11:15
Очередной раз поражаюсь глубокими, умными статьями на этом сайте! Нет не хвалю и не льщу, благодарю!
наталья29 февраля 2012, 10:15
К падению нашему- тщеславие и гордость наш верный спутник.
Георгий29 февраля 2012, 09:25
Вообще согласен: и пред зеркалом трудно удержаться, и когда просят сказать что-нибудь - мычу протяжно:)) Наверно и лесть действительно губит талант через душу..
Но я не Перельман и таланта в себе ещё не раскрыл, и не знаю - раскрою ли. А самое главное - полезно ли будет такому как я его раскрывать..:))
Спаси Господи за просвещение!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×