Программа старения

...пусть будут дни их
сто двадцать лет

(Быт 6, 3).

Программа старения с точки зрения науки

Почти каждый исследователь проблемы старения человека убеждался в том, что наш организм обладает колоссальными возможностями самовосстановления и теоретически способен жить неограниченно долго. Можно сказать, что в нем нет никаких клеток, тканей или органов, которые в принципе не могли бы восстанавливаться. Складывается впечатление, что по непонятной причине наш организм в какой-то момент просто «решает» уйти из жизни — стареет и умирает, не исчерпав и малой части своего потенциала.

Несмотря на довольно большое количество доказательств в пользу запрограммированного старения, множество ученых сегодня отказываются принимать эту концепцию даже не из-за того, что такая программа еще в целом не найдена, а потому, что наличие программы самоубийства, заложенной в организм, породит в свою очередь целый ряд трудноразрешимых вопросов. Самый первостепенный из них можно сформулировать просто: откуда эта программа взялась?

Господствующая в современной биологии эволюционная теория развития живых существ постулирует, что в процессе естественного отбора сохраняются признаки, увеличивающие адаптацию, и устраняются уменьшающие. Старение, по определению, есть общее снижение адаптационных свойств организма и поэтому закрепиться в процессе эволюции не могло. Иными словами, любой школьник, изучивший теорию эволюции, ответит на вопрос: почему заяц быстро бегает? Он скажет: в процессе эволюции медлительные зайцы становились добычей хищников, тогда как более быстрые особи выживали и приносили потомство. Быстрота была адаптационным преимуществом и поэтому закрепилась в процессе естественного отбора. Но какое преимущество могли иметь стареющие зайцы перед нестареющими? Ведь если старение генетически запрограммировано, то в течение миллионов лет (по утверждениям ученых) эволюции неизбежно вследствие мутаций должны были появиться особи мало стареющие или вовсе не стареющие, и они в любом случае имели бы преимущество перед стареющими. Также непонятно, каким образом может в процессе естественного отбора закрепиться признак, который проявляется в пострепродукционный период жизни, когда особь уже не приносит потомство. И, наконец, самое главное: старение как биологическое свойство практически не проявляется в живой природе, то есть животные в естественных условиях погибают в основном еще до проявления признаков старения от хищников, инфекций, голода и т.п. Даже люди в средние века практически не доживали до старости — погибали от войн и эпидемий. Трудно удержаться от вопроса, сформулированного отечественным геронтологом Л.А.Гавриловым: «Неужели гарантированное уничтожение нескольких случайно уцелевших и обреченных в диких условиях стариков может быть достаточным эволюционным основанием для формирования и сохранения в геноме специальной программы самоликвидации?»[1].

Впервые на этот вопрос попытался ответить в 1882 г. немецкий биолог А.Вейсман, чье имя в СССР долгое время было символом лженауки — генетики. Он написал слова, которые правоверные марксисты объявили апологетикой человеконенавистничества: «Недееспособные индивидуумы не только бесполезны для вида, но даже вредны, так как занимают место дееспособных. Я рассматриваю смерть не как первичную необходимость, а как нечто возникшее вторично в виде адаптации. Я полагаю, что продолжительность жизни ограничена не потому, что неограниченность противоречит природе жизни, а потому, что неограниченная жизнь была бы роскошью, не дающей никаких преимуществ»[2].

Проще говоря, Вейсман считал, что старение и смерть являются приспособительным механизмом не отдельно взятой особи, а вида или популяции в целом. Так как каждая новая особь несет новые признаки, то чем быстрее идет обновление популяции, тем более популяция изменчива, а значит более жизнеспособна в изменяющихся условиях окружающей среды.

В последнее время все большее число сторонников приобретает гипотеза феноптоза, выдвинутая академиком В.П.Скулачевым, согласно которой старение и смерть эволюционно возникли как защита популяции от мутационного вырождения, так как с возрастом увеличивается вероятность появления мутаций.

Эти и подобные им точки зрения являются весьма спорными. Но ясно одно: живой организм не может просто так «изнашиваться» подобно неживому механизму, потому что обладает способностью самовосстановления. Или, как эту мысль образно выразил академик Скулачев: «Лошадь и телега не могут выходить из строя по одной причине».

Программа старения с точки зрения христианства

Многим исследователям, особенно в прошлые века, не давало покоя описанное в книге Бытия удивительное долгожительство допотопных патриархов, а еще более — его внезапное прекращение в последующих поколениях. Продолжительность жизни первых 26 поколений показана в таблице:

Продолжительность жизни в первых 26 поколениях

0

100

200

300

400

500

600

700

800

900

1000

Адам

                                                                                                                  930

Сиф

                                                                                                                 912

Енос

                                                                                                                905

Каинан

                                                                                                                 910

Малелеил

                                                                                                              895

Иаред

                                                                                                                     962

Енох

                                            365

Мафусал

                                                                                                                     969

Ламех

                                                                                              777

Ной

                                                                                                               905

Сим

                                                                         600

Арфаксад

                                                      438

Сала

                                                     433

Евер

                                                       464

Фалек

                             239

Рагав

                             239

Серух

                           230

Нахор

                   148

Фарра

                         205

Авраам

                     175        

Исаак

                     180

Иаков

                   147

Левий

                 137

Кааф

               133

Амрам

                 137

Моисей

               120

Нетрудно заметить явную разницу в продолжительности жизни до Ноя и после него. Вплоть до Ноя, включая и его самого, срок человеческой жизни примерно одинаков: от 900 до 970 лет. После же Ноя продолжительность жизни все время снижается: Ной (10-е поколение) прожил 959 лет, а ко времени Моисея (26-е поколение) век человеческий сократился до 120 лет. После него в Библии уже не упоминается ни одного случая, чтобы человек прожил более 120 лет.

Первое упоминание о старости и старении встречается в Библии в истории Авраама: Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных (Быт 18, 11). До этого же мы нигде не находим, чтобы люди старели. Как говорится в 5 главе книги Бытия, патриархи производили потомство в весьма позднем возрасте. К примеру, Мафусалу и Ламеху было почти по двести лет, когда у них родились дети, и в тексте ясно сказано, что у них были дети и позже. Ною уже исполнилось пятьсот, когда родились трое его сыновей. Более того, в этом же возрасте ему был поручен сложнейший труд — построить и снарядить ковчег, дело, которое никак не могло быть возложено на немощного старика. Из этого следует, что первые поколения людей не только жили чрезвычайно долго, но и оставались молодыми, в биологическом смысле, всю свою жизнь. Возможно, старость для них была весьма коротким периодом перед смертью.

На основании этого можно предположить, что во времена Ноя произошло некоторое событие, повлиявшее на продолжительность жизни. В библейском тексте это событие ясно обозначено. Во времена Ноя, говорит книга Бытия, Бог прогневался на людей за неправедное их поведение и постановил: ...не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками... потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3). Обычно этот отрывок толкуют, следуя профессору А.П.Лопухину, то есть сто двадцать лет — это «срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей, в течение которого праведный Ной пророчествовал о потопе и делал соответствующие к нему приготовления»[3], из чего делается вывод, что ковчег строился 120 лет.

Но если мы сопоставим следующие, последовательно идущие, отрывки из книги Бытия: Ною было пятьсот лет и родил Ной...: Сима, Хама и Иафета (Быт 5, 32); И сказал... Бог Ною: ...Сделай себе ковчег из дерева гофер (Быт 6, 13–14); Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю (Быт 7, 6), то убедимся, что Ной строил ковчег и пророчествовал грядущий потоп никак не более 100 лет. Поэтому следует скорее согласиться с мнением Иосифа Флавия, который усматривал в этих словах буквальный смысл — сокращение человеческой жизни до 120 лет. У этой точки зрения есть еще один весомый аргумент: на сегодняшний день официально признанная и документально подтвержденная максимальная продолжительность жизни человека составляет 122 года (француженка Жанна Луиза Кальман 1875–1997). Достоверность сведений о якобы имевшей место большей продолжительности жизни подвергается сомнениям. И хотя после Ноя максимальная продолжительность жизни не установилась сразу на 120 годах, а снижалась постепенно, это говорит только о том, что пророчество исполнилось не сразу.

Как бы то ни было, на основании исследования Священного Писания трудно допустить, что старение есть просто «изнашивание» организма, иначе как тогда объяснить громадную разницу в продолжительности жизни до Ноя и после него? Христианское учение однозначно указывает на то, что человеческое тело было сотворено Богом потенциально бессмертным. Так, 123 правило Карфагенского собора гласит: «Если же кто речет что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема»[4]. Старение есть свойство, появившееся после грехопадения прародителей и претерпевшее, по всей видимости, изменение после потопа. Только остается открытым вопрос: выражено ли это свойство как генетическая программа? Но вот что можно утверждать достаточно определенно:

1) последствия прародительского греха, по учению Церкви, передаются по наследству из поколения в поколение;

2) старение есть последствие прародительского греха и одновременно биологическое свойство организма;

3) биология на сегодняшний день знает только один способ сохранения и наследственной передачи биологических свойств —генетический.

Если удастся найти и расшифровать гипотетическую программу старения, то блокирование этой программы будет гораздо более удобным и легким способом победы над старением, чем бесконечное исправление постоянно возникающих в стареющем организме «поломок».

***

Из книги "Станет ли зло бессмертным?", вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря в 2012 г.

[1]Гаврилов Л.А., Гаврилова Н.С.Биология продолжительности жизни. — URL: http://imquest.alfaspace.net/BOOK/BDL/index.htm.
[2]Сайт «Российская газета» — URL: http://www.rg.ru/teoria/articles/henet/28.htm.
[3]Лопухин А.П. Толковая Библия. В 4-х т. — СПб., 1907. Стокгольм, 1987Р. Т. 1. С. 48.
[4]Правила Карфагенского собора. — URL: http://www.krotov.info/acts/canons/0419karf.html.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий29 июня 2015, 19:05
Открылся персональный сайт иеромонаха Георгия (Соколова): georgiysokolov.ru. Там выложены все его труды. Очень интересно и оригинально пишет.
медик Ксения30 ноября 2013, 14:27
Не волнуйтесь, механизм старения давно открыт. У человека количество делений клеток строго ограничено, расходуется этот лимит на ремонт органов и тканей, которые повреждаются при оксидативном стрессе.

"Отсчёт" количества делений ведут специальные структуры на концах хромосом - теломеры, с каждым делением они укорачиваются, а клетка от этого чаще ломается и портится. Если эту программу заблокировать, клетка начнет неконтролируемо делиться и будет рак. Так что вряд ли человечество когда-либо станет бессмертным при всем старании ученых.

Единственное, как можно немного продлить жизнь - принимать антиоксиданты, чтобы медленнее окислялись клетки и не так расходовалось отмеренное человеку количество клеточных делений. Но дольше 120 лет не прожить, я думаю, при всем желании.

Кстати, эффективно снижает метаболизм и замедляет старение... пост! Особенно в том виде, как предписано в Типиконе :)

Всем здоровья и долголетия.
Люба Зорина 15 декабря 2012, 11:10
Спасибо почерпнула много интересного.Жаль одому ума полата а другому ноль Как хочется прожить жизнь с у мом и без греха пусть маленькую.Стыдно быть глупой,грешной. 60лет а ума-нет
Александр10 декабря 2012, 20:33
После Потопа, климат на земле изменился.
Людмила 6 октября 2012, 15:09
Согласна с Лидией.Идти против воли Божьей грех.Лучше каждому смотреть внутрь себя и с Божьей помощью очищаться от грехов.Тогда каждому для этого хватит ровно всей своей жизни.Бог дает каждому то,что является самым удобным для его спасения,включая и продолжительность жизни
Nostral 4 октября 2012, 01:37
Проблема в количестве людей. А "программа старения" - это лишь способ регуляции численности. Чем больше особей - тем быстрее они стареют.
Сейчас общество "старое" и продолжает стареть.
Представляете если бы до сих пор люди жили по 900 лет...сейчас было бы не 7 млрд. А в разы больше. Но тогда бы вступил в силу другие способы регуляции- болезни, катаклизмы, голод, войны и пр...
В результате мало кто доживёт до 900, даже если его организм теоретически способен бы был до этого возраста дожить...

А вообще времени не существует в принципе. Человек живёт до той поры пока ему эта жизнь интересна, у него если цели и определённая миссия. если человек в жизни разочаровывается - он очень быстро старее и погибает. Старость - это изношенность организма , а не временной промежуток.
Quirit 5 сентября 2012, 15:53
Если бы Господу была угодна смерть, то святыми у Него были бы убийцы и палачи. И не стал бы Он приходить к грешникам, чтобы спасать их. И не стал бы попирать смерть.И обещание жизни и жизни с избытком было бы не обетованием, а угрозой.А то, что Он есть Бог живых, а не Бог мертвых - вообще лишилось бы смысла. Он освободил людей от той самой главной причины смерти, от которой покатилась лавина погибели.Но люди отказались от Его милости и Его жертвы, предпочтя им своё предание и свою привычку умирать.Дурную привычку и дурной выбор. Потому что умирающий не только сам умирает, но и подаёт окружающим мысль, что это процесс естественный, природный и чуть ли не богоугодный.И что выбирающий жизнь поступает плохо.
Александра21 августа 2012, 18:40
Наконец-то дождалась от православной церкви профессиональное объяснение на вопрос,который с давнего времени меня интересовал.Еще волнует вопрос,-если почаще каяться,исповедаться,причащаться(очищаться от греха),тогда чем чище душа станет,тем больше возможностей выглядеть моложе?Интересно понаблюдать за монашками,у них нет визуально старящей бороды.
В приципе,Бог дал старость,значит,Он естественным путем и сможет от нее избавить.Значит,надо Его хорошо об этом попросить и простить Адама с Евой.
Максим14 августа 2012, 01:26
Борьба со старением - это правильный способ профилактики и лечения возраст-зависимых заболеваний. Когда в природе столько нестареющих животных (см. пренебрежимое старение) и жизнь животным в лаборатории продлили в 10 раз человеку уже просто стыдно и преступно умирать из-за старения и старческих болезней и терять близких. Исцеление от болезней дело в любой религии положительное. Раньше люди в 40 лет умирали, теперь есть антибиотики, вакцины, гигиена - никто против них не выступает, все пользуются, таки этими методами тоже пользоваться будут. Я лично очень рад, что человечество переходит на следующую стадию развития - к жизни без старения, как мы уже переходили - к жизни без оспы, тифа и т.д. А захочет Господь призвать к себе поранее, он способ найдет, живите и добро творите.
Игорь11 августа 2012, 16:49
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12). Мы спорим о сроке жизни на земле, а про заповедь забыли. Теперь подумайте почему на кавказе живут дольше православных христиан, а мы ищем способы прожить дольше. Нужно не о долголетии жизни думать, а ждать каждый день пришествия Иисуса Христа и соблюдать душу в чистоте. И тогда не будет важно сколько ты лет прожил на этой грешной земле. Спаси Господи!
Комментатор20 июля 2012, 20:06
Браво, Павел ("Могу привести вариант эволюционной гипотезы старения..")! - Сразу видно думающего человека! Не то что остальные, не способные и шагу сделать дальше чем "Все в руках Божьих"...
Татьяна17 июля 2012, 14:55
К комментарию Максима. Возможно Бог отпускает более продолжительную жизнь некоторым безбожникам. чтобы они хотя бы за эти года смогли уверовать и исправиться.
Василий Правдолюбов16 июля 2012, 23:51
Дорогой отец Георгий, что за еретическое мнение Вы высказываете, что возможно блокирование генетической программы заложенной Богом. Вы ее заблокируете, а Господь снова установит, так как Он всемогущий, да еще и умертвит, тех, кто покушается блокировать Божественное ограничение возраста человека. Вы как священнослужитель, да еще монашествующий должны призывать к покаянию и исправлению жизни людей, а не к чисто механическому продлению жизни, чтобы люди могли еще дольше грешить.
Приведу Вам простой пример: один бывший чекист, жил очень долго, а искренне покаяться не мог, но считал, что он был справедливым, когда отправлял людей по клеветническим обвинением в лагеря смерти. Последние годы перед смертью, он умер в 98 лет, он выжил из ума и превратился в "овощь", а по ночам кричал: "Пустите меня к маме и папе", но его так и не пустили, а наверное опустили в ад.
Покайтесь отец Георгий, в еретических и соблазнительных измышлениях, чтобы и Вам в ад не попасть.
прот.Александр15 июля 2012, 22:55
Странно слышать от православного священника, что безбожная атеистическая доктрина названа научной теорией господствующей в биологической науке. Бог создал мир и человека без помощи эволюции. Из за грехопадения человек стал смертным, и Господь ограничил возраст людей до 70-80 лет.Кто видел больных старичков и старушек в 80 лет, поймет, что смерть для них благо, если конечно они верующие и подготовились к Вечной Жизни. А смерть грешников - люта.
Алекандр.13 июля 2012, 16:08
Автор просто рассуждал.Конечно изменение кардинальные приходят от промысла Божьего и Его вмешательство и водительства.Ведь ясно в статье указано о причине сокращения возраста после Ноя.Господь об этом сказал.И естественно последствие первородного греха,то есть смерть будет изменена Вторым Пришествием и последующими действиями описанными в Писании.
Ольга11 июля 2012, 20:24
К комментарию Максима.Безбожные японцы и норвежцы строят рай на Земле,они привязаны к материальному миру,поэтому жизнь свою стремятся продлить здесь и создать все условия для этого.Мы же,православные христиане,своей жизнью здесь стремимся попасть в Царствие Божие.Или как писал апостол Павел"О горнем помышляйте,а не о земном"(Кол.3,2).
Евгений11 июля 2012, 20:07
Согласен с Валерием. Господь отпускает нам время на покаяние, но по нашей греховности разве его хватит на осознание наших грехов и тем более на покаяние. Нам десять и более жизней не хватит для того чтобы достойно умереть. Поэтому нам надо очень хорошо молить Бога о продлении дней наших.
Иулия11 июля 2012, 14:36
Очень интересно!
В нас существует неистребимое желание не стареть и не умирать. Это естественно - ведь мы изначально именно такими и были созданы.
Но блокируем мы эту программу или нет - мы все равно ничего не изменим в Божием промысле о нас. Каждый уйдет с земли в свой час. Я так думаю.
Осначёва Екатерина11 июля 2012, 14:07
Долгий срок жизни (по преданию около 250лет) был отпущен старцу Симеону, сретившему сорокадневного Младенца Христа на ступенях Иерусалимского храма. Но то был случай особого обетования. После посещения архангела Симеон как бы утратил связь с земным и весь обратился в одно упование, оставив наблюдение за временем своей жизни, он чаял узреть Спасителя.
Осначёва Екатерина11 июля 2012, 13:57
"не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками..." может означать определение срока жизни менее века - "не вечно...", т.е. менее 100 лет. И еще, в Псалтири читаем:
человеку отпущено 70 лет, если имеет силы, то 80 лет, но и те состоят из скорбей и болезней. Возможно ли видеть здесь еще одну поправку, внесенную в программу жизни человека? И не всёли равно, когда умереть, а главное - как. Не случайно же едиными устами просим: христианской кончины непостыднои и мирной.
Артемий11 июля 2012, 13:45
А надо ли вообще решать проблему старения? Например, у Ника Горькавого в 3-ей части трилогии "Астровитянка" обсуждаются возможные последствия этого. Кроме того, так как смерть тела есть следствие греха -- то разве подобает нам, христианам, бороться со следствием -- а не (только) искоренять причину? Да и вообще: 120 лет кажутся большим, вполне достаточным, сроком. Многие старые люди "устают" жить, и, ещё того важнее: когда они чувствуют, что скоро окончится их земной срок ("Бог призывает"), наступление физической смерти ощущается ими как благо (хотя это и вызвано, наверное, немощами и одиночеством в отсутствие ранее уже ушедших близких -- и не очень -- людей); хотя, конечно, человек для этого должен быть, как минимум, силён в вере, а по-хорошему -- благочестив и добродетелен.
А как быть с массой людей на Земле? Когда мне было лет 10, населения было 5 млрд. Сегодня -- уже 7. А сколько людей голодают, умирают от болезней! С одной стороны, при мудром руководстве и доброй воле можно прокормить и надлежаще позаботиться обо всех -- но в нашем реальном мире это утопия. Да и планета как живой и ранимый организм плачет и стонет он засилья "антропоса"...

P.S. Есть по меньшей мере ещё один способ сохранения и наследственной передачи биологических свойств: эпигенетический (эпигенетика).
Михаил11 июля 2012, 11:16
Тоже не понимаю о чем автор говорит, но возможно имелось ввиду что блокирование старения ликвидирует необходимость лечения, а не смерти.
Петр11 июля 2012, 08:22
Ну, нашел ты эту программу, ну заблокировал, теперь ты вечен!!! Вот оно ЩАСТЕ!!!! Ликуй душа моя!!! Веселись!!! ………
Вышел на улицу и попал под трамвай, как тот Берлиоз. Изучай матчасть Автар!!!!
Юля11 июля 2012, 02:20
Ломоносов как-то посчитал, что мы можем жить нормально до 150 лет, принимая какие-то определенные препараты( в рекламе слышала). По-моему,он был верующий.
Владимир10 июля 2012, 17:02
Говоря фразу, программа старения с точки зрения науки, автор подразумевал блокирование с точки зрения Духа, в комментариях эту точку пропустили. В таком случае блокирование программы подразумевает и имеет обратный смысл, дабы дети детей наших не становились рабами детей врагов наших, говоря о врагах, говорим и о плоти человеческой, ибо плоть Духа имеет «кровь» Святого Духа – Плоть Жизни, но это надо видеть, чтобы понять, как и апостол Фома увидел. Потому видевший смерть плоти, видел и видит жизнь – «жизнь» плоти через кровь плоти (предоставим это науке), но прежде в одно мгновение Жизнь Плоти через Святого Духа (предоставим это Богу). Потому и говорит Слово Божие: « предоставь мертвецам хоронить своих мертвецов, а ты следуй за Мной, т.е. будь подобен Богу и будешь иметь жизнь», хотя отец юноши по плоти был еще жив, с точки зрения плоти. От Его дуновения наша юность, зрелость, и, возраст старца. Блокирование программы – жить посреди пламени, и держать огонь в руках - без урона, и кто имеет, тому прибавится, и принимающий Сына от Отца принимает и Отца.

Valery10 июля 2012, 16:57
Вначале, я думаю, нужно разобраться что такое время? Имеет ли оно линейную зависимость (однородность) или переменную.
Одинаково ли оно протекает в каждом индивидуме, государстве, континенте? В каких биологических единицах его можно выразить: плотностью событй, плотностью информации и т.д. Ученые до сих пор непонимают, как Уильям Шекпир мог за свою короткую жизнь, написать такое громадное количество произведений?!, т.к. фитзически это невозможно! - не спать и не есть он не мог! Вспомните свое детство: как долго проходил один день!.., как сейчас неделя, месяц - как год!...
Я думаю, главное, Господь нам отводит столько земного времени, чтобы хватило на осознание своих грехов и на покояние.
Юрий10 июля 2012, 16:05
После статьи возникает впечатление,рай-это хорошо,но лучше попасть в него попозже ,лет через миллион,а то и в этом мире остаться навсегда. Мiр торжествует. Юрий

Ирина10 июля 2012, 16:00
Пока вмешательство в природу,в творение, в то, что создано не человеком, ничего хорошего не принесло самому человеку.
Павел10 июля 2012, 15:14
Могу привести вариант эволюционной гипотезы старения. В теории эволюции важно не столько выживание одного экземпляра организма, сколько его размножение - это основа теории эволюции. Этому есть примеры, в частности, экземпляры некоторых видов после кастрации ведут более продолжительную жизнь, нежели некастрированные. То есть, для конкретного экземпляра важнее любой ценой выиграть гонку размножения, нежели прожить более долгую жизнь. Что делает спортсмен, желающий любой ценой выиграть забег? Он принимает допинг. Причем регулярно. Это разрушает организм спортсмена, но позволяет ему выходить победителем. В случае же гонки за размножение эволюционно оправдана выработка организмом такого допинга - пусть даже носитель генов умрет раньше, но он оставит больше потомства, чем те, кто озабочен личной выживаемостью. В итоге более эффективно размножающиеся организмы, находящиеся в общей "нише" вытесняют те, которые размножаются менее эффективно. Стареющие быстро и имеющие больше потомства в единицу времени вытесняют тех, кто стареет медленно и имеет меньше потомства в единицу времени. Я на всякий случай уточню - в единицу времени. То есть не за время всей долгой жизни, а, грубо говоря, "детей в год". С точки зрения эволюционной теории ранняя смерть - небольшая цена за это.
Сергий10 июля 2012, 10:53
Согласен с Лидия:"А зачем блокировать программу, если такова воля Божия? Опять самочиние?"
И глупо, да и вряд ли получится. И даже если бы продлить земную жизнь, то для чего? Чтобы побольше грехов наделать?
Кто ищет Бога, сам бежит от этой жизни.
Александр10 июля 2012, 10:34
Не понял позицию автора статьи!
Неужели последствия греха можно ликвидировать посредством блокирования генетических механизмов в организме человека?
"Ибо возмездие за грех — смерть" - говорит апостол Павел.(Рим.6.23)
Геннадий10 июля 2012, 08:12
Идею вечного организма вообще не мысленно рассматривать вне помощи Бога. Так как даже если физиологическая система и способна регенерировать свои элементы, то в любом случае это процесс паразитический, т.е. энергетика и строй-материал берутся из внешних источников. Далее, предположим организм самовосстанавливается в оптимальном состоянии, но опять-таки фактор внешних угроз не гарантирует потерю жизненно важных частей системы, к примеры головы, ног, рук, глаза наконец. Дальнейшее существование вечного урода или регенерация оторванной головы не может признаваться естественно правильным и вообще возможным.
Если же остановиться на состоянии вечно пребывающей души в нестареющем теле, то и здесь много противоречий: чем взрослее человек, тем он мудрее, даже в силу созерцательного опыта, поэтому в бессмертном состоянии он будет нуждаться в стимуляции осмысления и оправдания своего бесконечного существования.
Таким образом концепция бессмертия для человека оправдана только при условии синергии с Богом.
Анна10 июля 2012, 07:42
животные тоже стареют
Михаил10 июля 2012, 02:12
Да уже расшифрована. найдите книгу прот. Георгия Нейфаха "гармония божественного творения" и прочтите в ней о так называемом "пределе Хайфлика".
ОльгаУ.10 июля 2012, 00:54
Очень понравилась статья! Огромное спасибо!

Лидия, нельзя подходить к миру так узколобо. Если было бы по-вашему, то ни медицина не существовала бы, ни других благих плодов человеческого интеллекта мы с вами не имели бы. Во всем должна быть золотая середина. Всем людям даны различные дары от Бога. Кто-то может за нас молиться, кто-то нас лечить, а кто-то и жизнь нашу может продлить на утешение нашим близким. Что же в этом уж такого ужасного?
Сергий 9 июля 2012, 22:43
Цитата:
Если удастся найти и расшифровать гипотетическую программу старения, то блокирование этой программы будет гораздо более удобным и легким способом победы над старением, чем бесконечное исправление постоянно возникающих в стареющем организме «поломок».
Браво! "Наградой" за такой "подвиг" будет коечто похуже чем старение!
Богоборцы в своём репертуаре: ещё пожить бы, побродить бы да по своей волюшке. А что, воля у нас свободна... да душа безплодна.
И вообще, эту тему уже обсуждали. Зачем опять из пустого в порожнее?
Елена М 9 июля 2012, 22:37
"1) последствия прародительского греха, по учению Церкви, передаются по наследству из поколения в поколение; " А вот у меня постоянно возникает вопрос на этот счет: если Матерь Божия Пресвятая Богородица сняла с человечества первородный грех, как написано в Акафесте:"Радуйся, Еюже радость возсияет, радуйся, Еюже клятва исчезнет.Радуйся, падшего Адама воззвание, радуйся слез Евинных избавление.", то почему на нас остается этот прародительский грех, который, вроде бы был снят с нас Богородицей и сыном ее Иисусом Христом?
А наука сейчас говорит о том, что продолжительность жизни человека изменилась после потопа потому, что после потопа очень сильно изменились климатические условия, если раньше условия были благоприятны настолько, что можно было жить 1000 лет, то после потопа для нашего тела условия стали менее благоприятны, что и вызвало резкое уменьшение продолжительности жизни и старение от воздействия на наш организм этих изменившихся природных условий.Пожалуй, логично.
Алексей 9 июля 2012, 22:29
после "Проблема продления жизни в разные периоды человеческой истории" и этой статьи ждем продолжения о ботоксе
Сергей 9 июля 2012, 22:22
Лидия права! Бог ничего не делает во вред человеку. Если мы сами хотим навредить себе, давайте найдём и заблокируем программу.
Натали 9 июля 2012, 22:04
А я бы хотела подольше пожить.Столько можно всего сделать!!! 120 лет это уже много по нынешним меркам, сейчас люди умирают и в 40 лет. 120 лет это здорово!!! Но в силе, это очень важно. Поэтому призываю всех вести здоровый образ жизни и положиться на волю Божью.
Иеромонах Поликарп 9 июля 2012, 21:22
об этом уже прекрасно написано в книге ученого-биолога, протоиерея Георгия Нейфаха "Гармония божественного творения" в приложении к этой книге имеется статья о. Георгия "Старение и смерть с точки зрения богословия и науки". имеется так называемый "предел Хайфлика". Кому интересно-советую прочесть эту замечательную статью здесь:http://vk.com/topic-15317703_22447859.
Илья 9 июля 2012, 21:06
Георгий, а зачем вообще отменять старение? Если будет решен вопрос со старением, то человечество захочет быть бессмертным. То есть в таком случае Царство Небесное для человечества уже будет не нужно. Зачем тогда человеку Господь, зачем ему просит его о помощи на пути в НЕБЕСНОЕ Царство раз он теперь бессмертен. Вопрос спорный не столько с медицинской точки зрения, сколько с христианской. Прошу дайте комментарии к моим комментариям. С удовольствием при случае куплю вашу книгу и поделюсь с вами впечатлением. Спасибо.
Владислав 9 июля 2012, 20:41
Есть такое понятие - предел (или лимит) Хейфлика. По имени ученого, обнаружившего в 1961 году, что клетки человека могут делиться ограниченное число раз - 50 ( -10). В среднем, 52 раза. После этого клетки умирают. Это касается всех клеток, во всех органах. За исключением стволовых и раковых. Раковые не рассматриваем, а вот стволовые находятся не во всех органах взрослого организма. Вот они-то и обладают неограниченной способностью к самоподдержанию и превращению в любые типы клеток. С возрастом, однако, их количество неуклонно уменьшается.
Т.ч. возможности самовосстановления, на сегодняшний день, именно что теоретические. И, да - мы запрограммированно стареем и умираем. И слава Богу.
German 9 июля 2012, 20:01
...A затем что бы пришёл конец времён,и вся эта "распрекрасная" тленная жизнь закончилась бы...да и какая разница,верующим например,когда их жизнь закончится,главное что с нами Бог и мы ,переставaя жить в теле,продолжим(я так надеюсь) жизнь в Том,Кто есть настоящая Жизнь...да, чуть не забыл,тела нам вернут потом u в гораздо более крутом апгрейде чем додумаются генетики за всю историю,так что всё будет хорошо товарищи братия и сестры:)
Павел 9 июля 2012, 19:48
Могу привести вариант эволюционной гипотезы старения. В теории эволюции важно не столько выживание одного экземпляра организма, сколько его размножение - это основа теории эволюции. Этому есть примеры, в частности, экземпляры некоторых видов после кастрации ведут более продолжительную жизнь, нежели некастрированные. То есть, для конкретного экземпляра важнее любой ценой выиграть гонку размножения, нежели прожить более долгую жизнь. Что делает спортсмен, желающий любой ценой выиграть забег? Он принимает допинг. Причем регулярно. Это разрушает организм спортсмена, но позволяет ему выходить победителем. В случае же гонки за размножение эволюционно оправдана выработка организмом такого допинга - пусть даже носитель генов умрет раньше, но он оставит больше потомства, чем те, кто озабочен личной выживаемостью. В итоге более эффективно размножающиеся организмы, находящиеся в общей "нише" вытесняют те, которые размножаются менее эффективно. Стареющие быстро и имеющие больше потомства в единицу времени вытесняют тех, кто стареет медленно и имеет меньше потомства в единицу времени. Я на всякий случай уточню - в единицу времени. То есть не за время всей долгой жизни, а, грубо говоря, "детей в год". С точки зрения эволюционной теории ранняя смерть - небольшая цена за это.
Максим 9 июля 2012, 18:32
Интересно, а г-н Соколов не думал почему в безбожных Японии и Норвегии продолжительность жизни гораздо дольше, чем в православной России?
виктор 9 июля 2012, 17:40
спаси и сохрани нас ГОСПОДИ от таких само чинцев ТЫ явил СВОЮ милость к нам грешным дал нам старость на осмысление прожитой жизни на покаяние а мы опять всё хотим сделать по своему прости и помилуй нас ГОСПОДИ
Мак сим 9 июля 2012, 16:44
Дух даёт жизнь телу, а не наоборот. Взять жития святых: плоть держали в ежовых рукавицах, питались чем и как попало, и жили за сотню лет. А нынче над тушками люди трясутся, а о душе не думают.
Ничего не выйдет из генома. Не с того конца опять начали. Бог же русским по белому сказал:"Без меня ничего не можете делать". Наковыряют проблем ещё хлеще. Болезни безсмертных - это ж жуть наверное будет. Где-то в том районе и начнётся: "В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них"...
Кирилл 9 июля 2012, 16:39
Сейчас обилие получаемой информации человеком таково, что уже, кажется, в 40 лет чувствуешь себя стариком. Что будет в 60? Усталость и скука?
лариса 9 июля 2012, 16:25
Как позновательно.А в школе мы это не проходили...
Мнение 9 июля 2012, 16:17
Все и вся в руках Божиих, осмелюсь высказать смущение осмысления моего, возможно оно неверно, но когда на Литургии верных читается: прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим, а что просим, то Бог дает. Хотя желать и просить смерти можно приравнять к самоубийству,т.к. странно возвах ребенок, не осознавший своих не развившихся грехов и не освободившийся от них, по написанному должен взывать к смерти, в т.ч. и взрослые.
Лидия 9 июля 2012, 14:45
А зачем блокировать программу, если такова воля Божия? Опять самочиние?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×