«Не мы храним образ Божией Матери, это Она Сама бережет его и нас»

Интервью с протоиереем Александром Пархоменко

Подмосковная земля богата святыми местами. История многих из них уходит в глубину веков, и порой лишь из старинных летописей или из «говорящих» топографических названий можно узнать о том, что некогда здесь находился храм или монашеская обитель. В большинстве случаев от былого церковного благолепия не осталось и следа, однако есть уголки Подмосковья, где помнят и хранят духовные традиции предков. Одним из них является село Стромынь, расположенное в 65 километрах к северо-востоку от Москвы, почти на границе с Владимирской областью. В прежние века оно было столь крупным и значимым, что дало название столичной улице Стромынке, представлявшей собой начальный участок дороги, которая соединяла первопрестольную с древним Суздалем.

Это место освящено именем игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Как повествует Никоновская летопись, «лета 6887 (1378) повелением князя Дмитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы». Предание гласит, что великий князь желал собрать в эту обитель братию со всей русской земли с тем, чтобы она молилась о спасении Отечества от иноземного ига в преддверии решающего сражения с монгольскими захватчиками, которое и произошло на поле Куликовом.

О прошлом и настоящем Успенского прихода села Стромынь рассказывает его настоятель протоиерей Александр Пархоменко.

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, об истории храма.

– Сразу хочу отметить, что сведений о нашем храме имеется немного. В связи со скорбными обстоятельствами гонений на Церковь в XX веке своих архивов лишились многие храмы, и наш в том числе. В годы богоборчества были сожжены и утрачены не только многие иконы, но также и документы.

Наш храм примечателен тем, что он возведен на месте более древнего монастырского храма. Более 400 лет здесь, на речке Дубенке, существовала обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Сергием Радонежским. Мы долго искали сведения, которые могли бы пролить свет на историю бывшего Успенского монастыря, искали информацию о Кипрской иконе Божией Матери и о нашем храме. Почти три года вели поиски в разных архивах. Наши прихожанки ездили в московские библиотеки, я работал в архивах духовной академии. То немногое, что удалось собрать, объединили с воспоминаниями верующих сельчан, помнивших о закрытии храма в 1960-е годы, и издали небольшой буклетик.

После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда в стране началось возрождение церковной жизни, был открыт и Успенский храм – одним из первых в Московской области. Конечно, это событие принесло великую радость людям. Испокон веков сюда приезжали и приходили на богослужения жители близлежащих деревень, предки которых возводили эту церковь общими усилиями. По некоторым сведениям, храм закрывали дважды: сначала в 1930-е годы, затем при Хрущеве. Все это время народ испытывал большую духовную нужду, не имея возможности прийти помолиться, обвенчаться, окрестить детишек. Наши сельчане очень сильно переживали. В течение почти 30 лет, пока церковное здание стояло под замком, бывшие прихожане приходили к нему, старались храм сберечь, чтобы никто в него не влез, не осквернял это святое место. Люди хранили лампадки и иконы, которые смогли вынести и спрятать во время разорения. К сожалению, отсюда два автобуса икон и утвари все-таки вывезли комсомольцы-добровольцы. Часть была увезена неизвестно куда – может быть, уничтожена. Часть сохранилась в краеведческом музее Ногинска, и, слава Богу, их потом нам вернули.

К сожалению, я располагаю только теми сведениями, которые мне были рассказаны, так как сам еще молод и служу здесь лишь чуть более десяти лет. До меня здесь служил другой батюшка – отец Андрей; ему уже 80 лет было, когда меня сюда определили. Он, конечно, мог бы что-нибудь рассказать, потому что застал село и приход еще в 40-е годы XX века, но ныне уже преставился.

– Главной святыней Успенского храма села Стромынь является Кипрская икона Божией Матери. Как она попала сюда?

Кипрская икона Божией Матери в с. Стромынь (Московская обл.)
Кипрская икона Божией Матери в с. Стромынь (Московская обл.)
– По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас пребывают в нашем храме. Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской. Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.

По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.

Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами. Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра – кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой. Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног. Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни.

Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников – не только из нашего Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья. Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас. Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

Примерно в километре от нашего храма находится святой источник – чуть в стороне от того места, где раньше располагался монастырь. По преданию, там бывал преподобный Сергий Радонежский, и источник называется в его честь, хотя есть и второе название – во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Может быть, появление источника было связано с каким-то чудом – к сожалению, точно об этом не знаю и нигде это не описывается.

На праздник Крещения по традиции туда ездят наши прихожане и обливаются водой. В день памяти преподобного Сергия тоже служим там молебен, поем величание, умываемся, обливаемся и пьем целебную воду источника все – взрослые и дети, даже младенцы. Источник небольшой: если набрать подряд десять ведер воды, то колодец опустеет, и надо ждать, пока заново наполнится, но просто попить или набрать с собой в бутылочку можно – очень вкусная и полезная водичка.

Теперь рядом со святым источником построили дачи. Очень печалит, что когда мы туда приезжаем, то порой находим и на берегу, и в воде бутылки, окурки, грязь. Мы с прихожанами приезжаем и чистим источник несколько раз в году, но он все-таки далеко от храма, за всем не уследишь.

Однажды, когда я совершал там молебен на Крещение, у источника собралась кучка светских людей. Печально было наблюдать, как в праздник, в присутствии священника, во время молитвы кто-то из них бранится нецензурными словами, кто-то курит, в машине музыка играет, кто-то спиртные напитки употребляет. То есть люди просто посмотреть пришли, без благоговения к святыне.

– Духовное одичание наших современников – наследие богоборческого времени. Как, несмотря на эти трагические времена, сохранилась святыня стромынского храма?

– Кипрскую икону Божией Матери наши прихожанки спасли дивным образом. Когда храм разоряли, вокруг стояло оцепление; приехала милиция, комсомольские активисты, которые принялись все церковное имущество собирать и вывозить. Местные жительницы слезно стали упрашивать, чтобы им хоть что-то оставили. Поскольку комсомольцы не разбирались в иконах, то они сказали: возьмите одну – какую хотите. Наши матушки и взяли Кипрскую икону. Одна из них – раба Божия Дария – понесла ее к себе домой. Чудо было уже в том, что, хотя икона достаточно тяжелая – на крестные ходы ее обычно носят двое мужчин, эта женщина одна смогла унести ее. Наверное, Божия Матерь помогла ей. Дария жила на другой улице и, боясь, что ее остановят, понесла святыню не на глазах у всех, а прямиком через огороды. Это все было как раз в канун праздника в честь Кипрской иконы. Мало того, потом Дария пришла и вторую икону забрала. Она обратилась к одной комсомолке в оцеплении с уговорами: мол, «икон-то и так много вывезете; одну – Кипрскую – вы нам дали, ее праздник завтра, а можно еще одну икону взять? (И показала на Казанскую.) Этой иконе праздник сегодня». Комсомолка говорит: «Бери и отстань от нас!»

Она и Казанскую икону взяла, так что две святыни спасла.

Чудотворную Кипрскую икону Божией Матери в течение почти 30 лет хранила дома местная жительница Анна Юткина. Когда храм заново открыли, Кипрская икона вновь вернулась на свое законное место. Небольшие иконочки, которые сейчас висят в трапезной части, пожертвовали местные жители. Большие храмовые иконы вернули из музея. А некоторые образа нам позже в лавре написали.

– Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы. Какова их история?

Преподобный Савва Стромынский
Преподобный Савва Стромынский
– Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня. По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм. Сначала поместили святыню в простой деревянной раке, со временем удалось воздвигнуть над ней золоченую сень. Мы давно об этом мечтали, но не было возможности, и, конечно, хотелось создать ее такой, чтобы гармонировала с архитектурой и интерьером храма, а также с иконостасом. Господь нам послал, по молитвам преподобного Саввы, и средства, и мастеров. В Ярославле нашли резчиков, и они создали очень красивую сень. Она единственная в мире, потому что изготовлена по проекту, разработанному нами самими, и теперь является настоящим украшением храма. Это – одно из свидетельств почитания и любви к преподобному Савве, который является небесным покровителем наших мест.

Мы его сугубо прославляем тоже дважды в году. Совершается празднество в день преставления преподобного и – после того как мощи перенесли в храм в 1996 году – владыка Ювеналий благословил совершать празднование в честь обретения мощей святого 4 сентября.

По традиции в эти дни после праздничного молебна и литургии, если нет никаких неблагоприятных условий – дождя, например, – мы совершаем крестный ход. Обносим вокруг храма икону преподобного с частичкой его святых мощей, кропим народ святой водой на все четыре стороны и поем величание.

На праздники в честь Кипрской иконы и в дни памяти преподобного Саввы в Стромынь всегда приезжает большое количество паломников. После крестного хода, возвращаясь в храм, ставим Кипрскую икону на подставочку – мы ее специально сделали, – поем величание Божией Матери, тропарь, а затем духовенство и миряне проходят под иконой. Это старинная традиция, она всем очень нравится.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Роман18 марта 2013, 15:25
День добрый! Иконописная мастерская Коновалова предлагает свои услуги по стенной росписи за 1н квадратный метр 4.500 т.р, золочению, написанию икон.При сотрудничестве с нами мы напишем в подарок храму икону на Ваше усмотрение. Адрес сайта: http://icona-palech.ucoz.ru Icona-Palech@yandex.ru С уважением Коновалов Роман.
lyudmila toll 6 марта 2013, 01:35
Царица Небесная !Пречистая Дево Богородице! Стромынская Кипрская Матерь Божия ,молю Тебя ! подаждь р Божию Аркадию воcстановиться после инсульта.Не кому за ним ухаживать , и вразуми его читать Святое Писание . Дивен Бог во святых своих . Слава Тебе Господи ! Пресвятая Богородице защити нас от бед болезней и всякаго зла Твоим Матерним ходатайством перед Сыном Твоим и Богом нашим. и мы рабы Божии Сергий Вячеслав Кийс Людмила мл Даниил припадаем к Тебе с молитвой и просим помоги ,заступи нас, родная !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×