На дворе август 2009. «Газель» скорой помощи резво скачет по дорожным выбоинам. За окном мелькают невысокие окраины уездного городка Кирова, что в Калужской области.
– Мужик какой-то. Помирает, говорят, – комментирует вызов невозмутимая девушка-фельдшер Людмила. И продолжает разговор с водителем, парнем лет 25-и, перманентно болтливым и веселым.
Фото: Геннадий Михеев |
По ухабистой щебенке углубляемся в частный сектор. Адрес в фельдшерском журнале приводит нас к почернелому деревянному бараку: облезлая крыша из кусков рубероида, словно выложенные из железнодорожных шпал стены. За покосившимся забором огорода – дебри сорной травы. Где-то рядом надрывается на цепи собака.
Водитель сигналит. Из тьмы дверного проема на крыльце с выломанными поручнями появляется худенькая старушка. Шерстяной платок, кофта и, стоптанные башмаки; она щурится в солнечных лучах. Придерживаясь одной рукой за косяк, второй манит вовнутрь.
Заходим с Людмилой.
– Ой, здравствуйте, ой, проходите!.. Дочески, сыночески, сюды, сюды!.. – причитает бабушка.
Затхлый воздух сумрачного коридора. Из глубины его освящает лампочка, свисающая с потолка на проводе. Под лампочкой на узкой газовой плитке скворчащая сковородка. Над сковородкой ссутулилась женщина. Всклоченные гидроперитные волосы скрывающие лицо, мешковидный засаленный халат, рваные шлепанцы. И совершенное равнодушие к появлению людей в белых халатах.
Поворачиваем в дверь направо. Попадаем в сумрачную комнатенку, не более шести квадратных метров. Стены вместо обоев обклеены пожелтевшими газетами. Тускло-узорчатый ковер повис над кроватью с высокими чугунными ножками. Противоположная стенка занята печкой, заставленной грудой закоптелой посуды. Грязные половицы под ногами. И крепкий запах запревшей ткани.
Не останавливаясь, бабушка проводит нас в следующую комнату. Эта на несколько квадратов больше; посветлее, посвежее – имеется небольшое окно с открытой форточкой; все те же выцветшие ковры на стенах, та же старинная кровать на чугунных ножках. На ней мужчина. Завидев нас, силится встать.
– Лежи! Тебе плохо?! – командует с порога Людмила. – Что случилось? Рассказывайте.
Мужчина откидывается на подушку. Широко раскрытые глаза упираются в потолок, дрожь жестоко колотит тело; лицо, как мел; загорелые пальцы с грязными ногтями комкают в кулак простыню.
– Я расскажу все, я. Сейчас-сейчас, тока костыли найду, – суетится бабушка, – ноги не держуть.
– Да вы садитесь.
Находим бабушке табуретку.
– Как говорится, пил много, а потом не пил год. А потом жена ушла, и он с горя… Теперь вот умирает, кончается.
– Сам ушел – психанул!– дернул подбородком мужчина.
– Год говорите? – Людмила записывает в фельдшерский блокнот.
– Одиннадцать месяцев, – продолжает бабушка. – А теперь усе… караул! Детки мои молодые, помогите, а?..
Выясняется – она мать мужчины.
В комнату тихо заходит женщина. Длинное закрытое платье, темный платок, кроткий взгляд. «Подруга моя, во всем помогает», – знакомит нас бабушка.
– Что у вас болит?
– Все болит, все! – через силу хрипит мужчина.
– Что все: голова, сердце? – продолжает настойчивый расспрос Людмила.
– Да все! Просто не могу терпеть – кипит!..
– Ох… – не выдерживает женщина в платке, – Может, отвезти его в больницу, капельницу поставить? Вы не волнуйтесь, мы все уплотим…
Людмила не обращает внимания, продолжает задавать вопросы:
– Лет сколько?
– 40.
– Давно в запое?
– Две недели…
Тем временем бабушка суетливо передает женщине зажатые в кулачок комки десяток и полтинников. Шушукаются. Женщина: «Я поеду, нечего вам в больнице делать. А у меня там знакомая работает. Она поможет». Замечают мой взгляд.
– Вон, какие книги читать стал, как пить бросил, – бабуля указывает мне на уголок комнаты: несколько икон, лампадка, под ними стол; аккуратно разложены: Евангелие, Молитвослов и Псалтырь, Житие святых отцов…
– Собирайтесь, – заканчивает опрос Людмила.
– Слава Богу, слава Богу, – вздыхает бабушка.
Все это время она сидела, положив одну руку на костыль, а другую на стоящий рядом комод. На комоде она сперва разглаживала, а потом часто поправляла листок бумаги. В верхнем левом углу листка извилась вокруг красной звездочки георгиевская лента, под ней дата: «1941-1945». И текст:
«Уважаемая Анастасия Ивановна!
Примите мои наилучшие пожелания и сердечные поздравления с годовщиной Великой Победы.
9 Мая – это священная дата в истории страны… Победа в мае 45-го принесла мир, свободу и независимость... Она дала возможность жить, спокойно трудиться и растить детей...
Тем, что день 9 Мая навсегда вписан в славную летопись Отечества, мы обязаны Вам… великому мужеству и огромной нравственной силе всего поколения Победителей.
Подвиг и жизненный путь ветеранов, их великая любовь к России… примером для нашей молодежи…
Желаю вам доброго здоровья и благополучия.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (подпись) Д. Медведев»
…Мужчина «уложен» в салон «Газели». Из медоборудования здесь лишь валяющаяся в углу резиновая подушка, т.н. «дыхательный аппарат», да свисающие над узкой откидной койкой ремни. Их пускают в ход в особых случаях – прикручивают к узкой откидной койке обессиленных больных, предварительно вкалывая обезболивающее. Иначе везти «тяжелых» пациентов по вдрызг разбитым дорогам невозможно.
Водитель минут десять не может закрыть отдвижную дверь – механизм щеколды давным-давно пора менять. Наблюдаем за этим процессом с Людмилой, стоя в сторонке. Собака на цепи не унимается.
– Тут все просто – «отходняк». Вряд ли его возьмут, – говорит Людмила. – Если только знакомые в больнице работают. Таких вот, желающих три дня под капельницей отлежаться полным-полно. Но не положить его сегодня – завтра он опять сорвется.
***
Три года спустя, проездом я вновь оказался в городке Кирове. И без особенных надежд, по наитию, отправился проведать Анастасию Ивановну и ее сына.
Черный барак обветшал сильнее прежнего. Кажется, он вот-вот завалится на правый бок. Вступать на полусгнившее крыльцо показалось мне травмоопасным.
– Ау, дома есть кто?! – в ответ зияющая тишина дверного проема. Сама дверь вместе с петлями исчезли в неизвестном направлении.
– Жильцов расселили, а дом под снос, – объяснил живущий неподалеку гражданин, высунувшись из-под капота ЗИЛа.
Расспрашиваю: да, он знаком с Анастасией Ивановной и ее сыном – Николаем. Да, он знает их новый адрес. Узнав причину моего любопытства, он делится координатами.
Вскоре я уже стою напротив небольшого аккуратного кирпичного домика. Свежевыкрашенные ставни окошек и штакетник забора. Под окнами ухоженная клумба. Проверяю адрес: ничего не напутал? Все верно, он самый.
Стучусь в дверь. Неспешные шаги, глуховатое постукивания деревяшек об доски пола и мне открывает Анастасия Ивановна. Узнаю ее по двум костыликами, да по доброму выражению лица. В остальном она больше походит на клумбу возле дома: на ней новенькие цветастые платок и домашний халат.
– А ты заходи, сынок, чаво на крыльце стоять-то.
Бабушка садится напротив меня у выбеленной начисто печки. Оглядываюсь: скромная ухоженная комнатка. Проход в следующую загораживает белая тюлевая занавеска. На стене с голубоватыми обоями тикают круглые часы. На столике у окна поперек страниц развернутой книги лежат очки – «Наставления Святых Отцов…» – не успеваю дочитать заглавие.
– Так ты доктором будешь?
– Нет, бабуль, я журналист, – и еще раз рассказываю причину визита. Потом еще раз – бабушка старенькая, «со слухом бяда».
Фото: Геннадий Михеев |
Как и большинство современных пожилых людей, Анастасия Ивановна испытывает дефицит общения. К тому же тема приятная. Через пять минут я уже знаю, что и Николаю скучать не приходится: «Он работает, а как же! На стройке у Тимофеевых». И с личной жизнью все наладилось: «Вернулась она (т.е. – жена). А куды ей деваться? Поди таких не пьющих и работящих не много нынче сыщешь».
– Как бы мне увидеться с Николаем?
– А приходи в воскресенье в наш храм и увидитесь. Только об этом, – бабулякрасноречиво щелкает пальцем под подбородком, – он говорить не будет. И не спрашивай. И слушать не станет. Бесполезно. Если о чем о духовном, о Божеском, он и поговорит с удовольствием.
Встаю, благодарю, раскланиваюсь. Когда в окне замечаю подъезжающего к дом на велосипеде мужчину.
– Гляди ка, он сам пожаловал, – приподнимается Анастасия Ивановна. – Сейчас и познакомитесь.
Крепкое, сухое рукопожатие. Рукава клетчатой рубашки закатаны по локоть жилистых рук. Спокойный взгляд и гладко выбритый подбородок. На велосипедном руле Николая висит сумка с продуктами. Он заносит ее в дом и приглашает присесть на скамейку у клумбы.
Николай внимательно меня слушает, переспрашивает название издания. Потом несколько секунд размышляет и говорит:
– Какой же я герой, чтоб о себе да всему свету… – он отказывается от интервью и фото. – Вы поймите, я не хочу вас обидеть. Сейчас моя жизнь с Божьей помощью наладилась, все хорошо. А прошлое ворошить… Вспоминать… – Николай морщиться. – Не стоит. Правда, не стоит. За все слава Богу. Ничего больше не добавишь.
На этом наш короткий разговор закончился. Мы еще раз жмем друг другу руку. Николай желает напоследок: «Ангела в дорогу».
Фото: Геннадий Михеев |
«Как-то не принято у протрезвевшего русского человека трубить о своем благополучии, – думается мне о Николае. – Если он чувствует, что на правильно пути, то спокойно и без лишних слов продолжает трудиться…».
Автобус начинает дико трясти и подбрасывать. Отремонтированной участок дороги резко кончается и начинается то, о чем местные водители говорят: «С тех пор как немцы здесь отступали, ничего не изменилось».
«Нда, и потрудиться предстоит изрядно», – пытаюсь удержаться в автобусном кресле.
"Интересно, а что больше помогло людям бросить пить: наркодиспансер или церковь? Есть статистика? Думается мне, что наркологи больше алкоголиков излечили."
У меня личная статистика: три знакомых алкоголика бросили пить и курить по приходу в Церковь. И лишь один мой дядя избавился от алкоголизма благодаря жене, а к Богу начал приходить только много лет спустя.
Зависимость от плохого образа жизни, ведущего к погибели сменилась на зависимость от хорошего образа жизни, ведущего в жизнь.
Что же в этом плохого?
Любая зависимость -- это одержимость бесом.
Пьяницы не наследуют Царствия Божия, но Бог может избавить человека от погибели.
Необходимо намерение самого алкоголика навсегда прекратить пьянство с Божией помощью и начать ЦЕРКОВНУЮ жизнь.
Нужно молиться, участвовать нелицемерно в церковных таинствах покаяния и причастия. Нужно начать свой путь к Богу.
Думается мне, что наркологи больше алкоголиков излечили. Поэтому, не надо преувеличивать роль церкви. Одна зависимость сменилась другой: молитвенные правила, службы, исповеди и пр. вместо пьянства.
Спаси нас Господи и подай нам по вере нашей.
А сейчас бизнесмены гонят много дешевого спиртного, а предприниматели продают его на каждом углу в своих грязных ларёчках, в том числе детям.
Капитализм - это когда самое главное в общественной жизни это прибыль дельцов.
только с божией помощью возможно излечение! Спаси Господи!!!
Почему некоторые исправляются. Трезвееют, а многие сгорают в пьяном угаре? Ведь Бог любит всех одинаково? Скажете: свободная воля. Тогда почему одни являют эту волю, другие нет? Нет простого ответа. Что то мы не допонимаем."
ответ: Воля сободная. Человек сам выбирает к Богу идти прямо и тогда Бог еще быстрее идет навстречу или по неровной дорожке, но все равно к Богу, только тут Бог навстречу не пойдет, потому что зло - это отсутствие Бога.
Как идти по прямой дорожке в Православии описано до мелочей, поэтому нужно читать и выполнять Евангелие и всю Библию с толкованием Святых Отцов, только не своими силами, а у Бога просить, а то опять отсутствие Бога получится.
"Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих" (Лук.17:1,2);