Вторая книга Моисея начинается с того, что семья Иакова разрослась в народ, и этот народ стал подвергаться притеснениям. Скажем прямо, попал в рабское положение. Власти Египта повели особую демографическую политику, что-то среднее между геноцидом и ассимиляцией. Новорожденных еврейских мальчиков убивали, а девочкам позволяли вырастать. Куда они денутся? Замуж за египтян пойдут. Что будет дальше, нетрудно предсказать. Через несколько поколений новый народ растворится в коренном египетском населении. Был народ, и нет народа.
Чудом избежал смерти младенец Моисей. Воспитывался в чужом доме. Правда, при дворе, в почете и достатке. Его жизнь складывалась, в общем, успешно. Но Моисея жгла решимость помочь народу. Однажды он с риском для жизни заступился за притесняемых. Но не нашел поддержки у соплеменников, у тех самых людей, за кого заступился. Попытка помочь закончилась для Моисея бегством из Египта, потому что над ним еще раз нависла угроза смерти. Путь назад был закрыт надолго. На этом все могло бы и закончиться.
Жизнь Моисея на чужбине шла своим чередом. Он женился, родились дети. И вдруг происходит чудо. Ему явился Бог в неопалимой купине. Божественная сила властно охватила куст языками пламени, но оставила его неповрежденным. Куст горел-горел и не сгорал. Такое сверхъестественное явление неприступной мощи... И одновременно – явление небесной любви, которая не желает испепелять все на своем пути. Из неопалимой купины голос Божий велел Моисею вывести народ в землю обетованную. Как, опять? – Моисей уже силился помочь людям, ничего хорошего из этого не вышло. Да и теперь его не будут слушать. Они спросят: «Кто ты такой? Кто тебя прислал?» В ответ на эти опасения Творец вселенной открывает пророку Свое имя – Яхве. Людям надо сказать, что Моисей пришел от имени Бога Яхве, Которому поклонялись отцы. Это имя означает «Сущий, Существующий». Имя Яхве в греческом переводе («о Он») пишется на нимбе у Христа, поскольку Он – Богочеловек. В греческом тексте Ветхого Завета имя Яхве традиционно передавалось как «Господь» («Кириос»).
Именем Господа пророк и будет действовать. Успех стараний Моисея – не в его удачно спланированных действиях, а в том, что теперь Бог сражается за людей Своих явно. Именем Господним Моисей идет к соплеменникам на трудный разговор о том, что пора уходить из Египта. Встретили его не с распростертыми объятиями, не с полным пониманием. Именем Господним Моисей идет дальше и приступает к еще более трудным переговорам. С фараоном, который вовсе не намерен терять бесплатную рабочую силу. Моисей просит фараона отпустить народ для праздника Господу. Фараон заносится до небес: «Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» (Исх. 5:1-2) Напоследок фараон советует этим рабам не отлынивать от повинности, хуже будет.
И становится хуже. Власти прибавляют еще работ. Тут Моисей опять выслушивает от соплеменников незаслуженные упреки. Каково было ему творить волю Божию? Каково чувствовать себя между молотом и наковальней? Хуже становится не только израильтянам. Египтянам тоже. В ответ на упорное нежелание фараона слушать повеления Господни на землю приходят казни египетские. Вода делается кровью, люди и скот страдают от нашествия полчищ насекомых и разной живности, от разбушевавшейся стихии, не видят света солнечного.
Эти казни мы находим не только в книге Исход. Апокалипсис, последняя книга Библии, говорит об антихристовых временах образами из Ветхого Завета, – на языке казней египетских (см. Апок. 16). В последние времена народ Божий тоже будет жестоко притесняем, но Бог не оставит Своих людей, гонители испытают на себе что-то подобное казням египетским. Пусть никому не покажется странным, что автор Апокалипсиса изъясняется языком книги Исхода. Мы тоже называем Богородицу Неопалимой Купиной, а ведь этот образ взят именно из Исхода. На глазах Моисея нетварный огонь Божества сошел на купину, но не спалил ее. Подобно тому и Бог Сын вселился в чрево Девы, но не опалил Ее. Неприступный всемогущий Господь обитал в человеческом теле. И оно не растаяло, не исчезло, только несказанно освятилось от Его присутствия. Великие тайны открыты в книге Исход. До сих пор мы пользуемся ей как духовным сокровищем.
Казни египетские... Последняя казнь была самой ужасной. Она имела решающее значение. Все первенцы страны в одночасье умерли, от человека до скота. Что это значит? Первенец – наследник своих родителей, главная надежда их. Гибель его, такого желанного, повергает всю семью в горе. Великое горе прошло по всей стране. Помимо самой картины массовой гибели людей обрисовалась еще катастрофическая перспектива. Само будущее египетского народа поставлено под сомнение. Демографическую политику в Египте скорректировал Господь. Сначала египтяне предопределили будущее израильтян, а теперь дальнейшая судьба Египта оказалась вопросом открытым.
Последняя казнь убедила фараона, что отпустить народ все-таки придется. Но смириться под сильную руку Господню фараон не пожелал. Он все еще надеялся выиграть это противоборство, полагался на государственную силу, на помощь богов. Не чувствовал он, что против Господа никто не устоит. Как только Моисей получил от фараона разрешение на праздник Господень, народ ушел. Так спешно, что тесто не успело бы подняться. С собой в дорогу взяли бесквасный хлеб, практически сухой паек. Как выяснилось, ушли вовремя, потому что войско фараона уже наладилось в погоню. Оба стана, беглецы и гонители, приблизились вплотную к Красному морю. Бежать дальше некуда. Вот беглые рабы – хватай их!
Однако Господь показал путь из этой безысходной ситуации. Под напором ветра морские волны отступили, народ пересек акваторию по обнажившемуся дну. Так благословил Господь. Тем же путем устремились египтяне, и волны сомкнулись у них над головами. Кто благословил египтян идти опасным путем? Воли Божией на это не было. Поэтому один и тот же путь привел одних к жизни, а других – к смерти. Противление Богу всегда гибельно.
* * *
Вот естественная граница Египта осталась позади. Красное море по книге Исход – как линия отрыва. Одна судьба у народа была до этой линии, другая – начинается после. Усилиями Моисея и Аарона, благословением Божиим произошел долгожданный разрыв с египетским прошлым. Теперь израильтяне освобождены от внешнего рабства. Надо понемногу избавляться от внутреннего рабства, от рабской психологии. По капле выдавливать раба, возвращать сердце к Богу отцов. Это большой труд над собой. Не всем удалось его совершить.
Много раз Моисей слышал в пустыне от соплеменников злое слово: «В Египте у нас была пища и вода. Ты привел нас в пустыню умирать». И пророк все время напоминал окружающим, какие великие знамения Господь сотворил при исходе, помог так, что даже фараон помешать исходу не сумел. Эти напоминания почти дословно повторялись раз, другой, третий, пятый. Кто-то жалуется, что утомительно читать в Библии повторы, и зачем они? Как зачем? Обычному человеку многократно надо одно и то же объяснять, чтобы он крепко усвоил. Это и преподаватели, и родители знают прекрасно. Повторенье – мать ученья. Но в этих повтореньях пасхальной истории слышится еще и другой, не педагогический отзвук.
Ветхозаветное сказание о пасхе – это еще и литургические строки. Повторы здесь, такие же, как в нашем богослужении, не столько информативные, сколько молитвенные. Повторяемые строки книги Исхода, судя по всему, и составляли часть богослужения во времена Ветхого Завета. Вспомним, Моисей вывел народ из Египта – совершить богослужение, праздник Господу, поставить людей перед Богом живым, вложить в их уста благодарственную молитву за избавление (см. Исх. 15:1-19). Какую молитву? В церквах и сейчас воспеваются на утрене слова песни, которая прозвучала, когда яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема…
Господь избавил людей от погони и еще спасет, укрепит и утешит. Люди, бежавшие из Египта, связали свою дальнейшую судьбу с Господом. Духовная связь Бога и народа Божия носит именование, взятое из обыденной жизни, – завет. Что такое завет? Две стороны договариваются между собой. Господь будет помогать народу, а народ будет жить по воле Божией, по заповедям, которые через пророка открыты. Стремясь каждый день хранить заповеди, люди творят волю Божию, и Вседержитель благословляет их. Основных заповедей десять, их можно найти во второй книге Моисеевой. Кроме десяти заповедей в Исходе есть еще много законоположений. По книге этой можно составить даже судебный сборник. Естественно, что к пророку приходили за судом, по спорным вопросам. Пророк вникал в суть дела, вопрошал Господа, выносил решение. Вот и открывается перед нами во второй книге Моисеевой не только освобождение из египетского рабства, но, говоря современным языком, – начатки правосознания. Люди учатся жить в свободе, быть самостоятельными, полностью отвечать за свои поступки по закону перед Богом и людьми.
Помимо заповедей, помимо молитвы на избавление и пасхального празднества в пустыне, пророк дает народу регулярное богослужение. Как это важно! И еще, это связано с хранением заповедей. Одна из заповедей: «Помни день субботний» (Исх. 20:8). Исполнение заповеди о субботе предполагает, что один день в неделю обязательно посвящается духовным делам. Бытовые хлопоты в этот день под запретом. Нарушение запрета влечет за собой тяжкие последствия. У людей появляется свободный день недели, не для повседневной суеты, а для самого главного, для спасения души. Забота о самом главном становится регулярным занятием.
Господь дает повеление Моисею и о священстве. Учреждается иерархия. Первосвященник, священники и левиты будут служить Богу. Как Ему служить? Господь открывает и это. Книга Исход перечисляет виды жертвоприношений и различные обряды, порядок ежегодных праздников. Где служить Богу? В походном храме. Господь определяет, каким ему быть. После окончания всех работ в храме его освящают. И Господь видимым образом являет Свое присутствие в храме.
По сути, освящением храма и завершается книга Исхода. Было это на второй год после освобождения народа из египетского рабства. Прочные основы дальнейшей духовной жизни народа заложены. Исход завершен. От Египта в этот момент их слишком многое отделяет.
Да, признаю, что таких слов в Исх. 7: 1-4 нет.
Я хотел только сказать, что слово "бог", относимое к Моисею, в оригинале "Элогим", а не тетраграммон.
PS.
"я думаю, дальнейшая полемика не имеет смысла."
Вероятно, Вы правы. Извините за резкость выражений.
Вы оставили комментарий: ""Бог Моисей"; если посмотреть на иврите, там значится "Элохим Моисей"".
На иврите нет имени "Моисей", данное имя - это эллинизированная форма имени "Моше". Вопреки Вашему утверждению в тексте на языке оригинала не значится "элогим Моше", прочитайте по-русски Исх. 7: 1-4, и поверьте мне на слово, что русский текст соответствует тексту оригинала.
...я думаю, дальнейшая полемика не имеет смысла.
Всего Вам доброго!
Так если последовательно отвергнуть ВСЁ хорошее, что базируется на появлении зла в мире, то из оставшегося хорошего ничего, кроме бессмысленных развлечений не останется.
Таким образом, бессмысленность развлечений - и позволяет им самим быть смыслом.
Причём смыслом независимым от зла, то есть добром.
Либо, что гораздо больше соответствует жизни в реальном мире, перестать обращать внимание на субъекта теодицеи - Бога.
Найти основы добра не в Абсолюте Добра, а в самом себе.
А у Бога, вообще, есть какие-то дела?
У Него не может быть дел, требующих времени или человеческого соучастия: Он подумал - и сразу сделал. Всемогущ всё-таки.
-------------------------------
Так нужно было говорить сначала с фараоном, потом с другим правителем, с третьим, кто скажет я НЕ ВЕРЮ. А далее со всеми. Короче говоря, проще вернуть людей в рай или дать абсолютное знание (всем, чтобы не могли забыть или утратить его).
До грехопадения Адам и Ева не послушали Господа и после этого люди продолжают не верить. А как Богу с такими можно иметь дела? Или вы думаете Он сам себе враг, чтобы проблемы создавать? Поэтому то даже у Адама с Евой не было "опции" абсолютного знания. И не получили они ничего из-за неверия.
Тут, на земле, и выковываются ВЕРУЮЩИЕ, надежные люди. Для того и условия существуют таковые.
З.Ы: Вы всерьёз полагаете, что Богу нужно было создавать человека, чтобы тот всего-навсего развлекался?
1. Все написанное истина. Но не факт, что ваше понимание написанного абсолютная истина. А именно об этом и речь, о понимании.
2.Касаемо вот этого:"И утверждение того, что , якобы, Бог всё это устроил специально ради утверждения собственного могущества как-то не сочетается с тем, что Бог - есть Абсолютная Любовь".
а)Бог есть в данном случае Судья, который терпел выходки фараона и египтян долгое время. Заметьте, Он уже сразу наказывает фараона, тем что хочет забрать у фараона его рабов. Если к фараону с требованиями обратился Судья, то, надо думать, повод был? Перечитайте книгу Исход и увидите, что Господь после беспредела (может быть по человеческим законам того времени это не был беспредел, но Бог судит по своему - справедливому - суду) в отношении евреев начал общаться с Моисеем.Напр. Исх. 3.7-9. Фараону же изначально был поставлен ультиматум: «отпусти евреев».
б)Не только ради могущества (Исх. 11-9; 10-1,2; 7-5; 9-16). В том и есть любовь. Чего ж вы думаете родители наказывают детей со зла, а не на пользу им? Никакого противоречия тут нет. Более того, тут есть и урок всем (не только египтянам и евреям) на будущее. Кстати, Господь мог бы с первой попытки вразумить или уничтожить всех египтян (заметьте ВСЕ египтяне были наказываемы, что говорит в пользу моего понимания).
3. Именно сам и сделал, так не я говорю, а в кн. Исход сказано и Римлянам. Вы считает, что Господь не смог бы вразумить фараона, не нашел бы способа?
Юнна Мориц
Способ
http://www.morits.owl.ru/stih/off-records021.htm
Именно что, Абсолютное могущество и Абсолютная Любовь не устроили бы такой жуткий реальный мир, который есть в наличии.
Значит, либо могущество ограничено, либо любви не хватает.
Есть, вроде бы, положение, что Бог ограничил своё могущество добровольно, подарив свободную волю человеку.
Только вот можно предположить, что бог в своём всемогуществе может такие кошмарные и ужасные преступления представить, которых в нашем мире и быть не может, и представить их умом человеческим нельзя. Раз Бог Всемогущий, то воображение у него тоже должно быть идеальное.
Можно, разумеется, благодарить Бога, что не пустил такие кошмары в мир.
А можно спросить - разве нельзя было уменьшить кошмарность преступлений в этом мире.
Часто можно слышать, что эти ужасы для вразумления - школа для душ человеческих.
Но ведь в школьные учебники попадают только задачи, для которых есть ответ.
Почему же надо было пускать в мир НЕОБРАТИМЫЕ преступления. Если украдёшь, то увидев как плохо обкраденному, можно, теоретически, устыдиться - и вернуть утащенное.
А если убил, и видишь горе близких убитого, то им горе не снимешь, убитого не вернёшь.
Необратимость вносит в мир серьёзность - и это плохо. Абсолютная любовь создала бы мир, состоящий исключительно из развлечений. Такого мира нет.
"Бог Моисей"; если посмотреть на иврите, там значится "Элохим Моисей".
А ожесточающий сердце Бог обозначался тетраграмматоном - гораздо более тайное и, вероятно, более личностное имя Бога.
"Бог видит сердце фараона, вступает с ним в противоборство"
А зачем Богу противоборство? Ласково поговорить с фараоном, вечную жизнь подарить ему и детям его (не за заслуги; просто так подарить). Вежливо и долго - лет так 200 объяснять, что евреи такие же люди, как египтяне, и порабощать их нехорошо; а от Иосифа вообще много пользы было Египту. Пока не дойдёт до фараона. А чтобы евреи от рабства не страдали - заступиться за избранный народ: Самому Всевластному выполнить трудовую норму порабощённого народа, а им дать возможность свои дела делать, Его хвалить...
Про биоробота вы уж явно погорячились, это крайность.
Вот что пишет например Лопухин, по поводу ожесточения.
..."Ожесточает, т. е. делает человека неспособным воспринимать впечатления, какие могли бы послужить к его исправлению (ср. Деян 19:9; Евр 3:8, 13-15; 4:7) [Апостол не разъясняет, в чем собственно состояло ожесточение Богом фараона, и толкователи понимают это ожесточение в различных смыслах. Большинство древних христианских толкователей объясняли его не как производимое Самим Богом, а как попускаемое Богом (propter permissionem). «Ожесточил Бог фараона - говорит Василий Вел. - долготерпением и отменением казней усиливая его злонравие». Феофилакт прибавляет: «чем человеколюбивее обращается господин с дурным слугою, тем худшим делает его, - не потому, что сам научает его пороку, а потому, что слуга пользуется долготерпением его к увеличению своей порочности»"...(Толкования на Рим. 9:17)
И это никак не противоречит сказанному мной вначале.
Сам же Господь сделал так, чтобы он (фараон) не слушал.
3. Осуществление наказания таким образом связано с решением других задач: Исх. 11-9; 10-1,2; 7-5; 9-16; и др.
Короче говоря, основной мой тезис таков: свобода воли сохраняется, но не у осужденного, которого наказывают (в данном случае фараона).
2. Господь сохранял фараона на "своем посту" дабы посредством его показать свою силу во время НАКАЗАНИЙ (т.е. уже вынесено было решение до того, как все казни начались).
Исход 9-16
"14 ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;
17 ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, -
18 вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне";
Почему надо отменять свободу воли?
1. Господь осуществлял суд (над всем Египтом), если я правильно понимаю. Исх. 6-6; 7-4.
" Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими"
"фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской - судами великими"
О чем здесь речь? Власть фараона обожествляют в Египте, сам фараон поклоняется богам и не хочет поклониться Единому истинному Богу. Но Бог видит сердце фараона, вступает с ним в противоборство, фараон ожесточается в ходе противоборства и, тем не менее, проигрывает. Бог святого Моисея сильнее фараона, и человек Моисей сильнее фараона. Несмотря на все могущество, фараон выполнит требование Моисея, как он выполняет требования своих богов. А после этого, опять передумает подчиняться, погонится за Моисеем и погибнет в ожесточении сердца. Свобода воли - дар Божий, этот дар неотъемлем. Бог не превращает непокорного фараона в биоробота, который механически выполняет команды.
"Господь ожесточил сердце фараона" (Исх. 11: 10)
"...Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей.
Но Я ожесточу сердце фараоново..." (Исх. 7:2-3)
А без этого Ветхий Завет будет нам в лучшем случае непонятен, а то и соблазнителен, особенно те места. где сам Моисей приказывает изрубить часть народа мечами, а другие народы уничтожить полностью.
Без осознание того, что Ветхий Завет есть подготовка к пришествию в мир Господа нашего Иисуса Христа и спасения человечества от вечной погибели, он (Ветхий Завет) превращается в историю маленького народа, который боролся за свою независимость, но был порабощаем другими народами, наконец рассеян по лицу всей земли.
-----------------------------------------------
Что значит нежелание слушать повеления? Сам же Господь сделал так, чтобы он (фараон) не слушал.
«И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа». (Исх. 4. 21)
"И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его, чтобы явить между ними сии знамения Мои. И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали о том, что Я Господь ”. (Исх. 10. 1— 2)
О том же: Исх. 7.2-4; 9.12; 10.20-21; 11.9; 14.4
"Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле". (Римлянам 9.17)