Евангелие поможет смоделировать будущее

Православные эксперты о будущем общества и Церкви

В минувшую пятницу, 27 октября 2012 года, в Институте философии РАН состоялся экспертный семинар «История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?». Организатором семинара выступил Аркадий Малер, глава Интеллектуального клуба «Катехон».

История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?
История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?
В аудитории, где обычно проходят занятия клуба «Катехон», собрались известные православные политологи, ученые и публицисты:

Аркадий Малер
Аркадий Малер
Участники дискуссии собрались, чтобы постараться ответить на четыре вопроса, поставленных ведущим семинара А. М. Малером:

1. Что значат для истории русского православия общественно-политические события 2012 года?

2. Кто виноват в том, что произошло в 2012 году?

3. Какие вызовы ждать от будущего?

4. Как противостоять угрозам?

«В этом году мы наблюдали беспрецедентную атаку многих либеральных и нелиберальных СМИ на Русскую Православную Церковь», – обозначил общее направление беседы глава «Катехона».

Атака, отметил Малер, сопровождалась многочисленными провокациями и была хорошо спланирована. Наиболее яркий пример – выступление Pussy Riot. В тоже время глава «Катехон» выказал уверенность, что «никакого существенного урона Русской Церкви вся эта кампания не нанесла. Русская Православная Церковь и русское православное общество реально никак не пострадало. Более того, многие православные люди, которые не смотрят ТВ и не пользуются интернетом, вообще не знают, что случилось нечто подобное».

Заканчивая вступительную речь, Малер призвал всех участников к сохранению связей в рамках Клуба или иной экспертной структуры.

Александр Щипков
Александр Щипков
– Русская нация не меняет идентичности только благодаря Русской Православной Церкви и русскому православию, – начал свою часть выступления Александр Владимирович Щипков. – И информационная атака была направлена именно на уничтожение этой идентичности.

Щипков особо выделил три темы проводившейся против Церкви информационной войны: борьба с клерикализацией власти, критика духовенства и реформация Церкви. Поэтапное проявление этих тем в информационном поле российских СМИ имело, по мысли Щипкова, две цели: чтобы Церковь перестала существовать и чтобы заставить Церковь работать на Себя. «Если бы Церковь вышла на Болотную, то она сразу бы перестала подвергаться критике со стороны либералов», – предположил Александр Владимирович. Тем не менее, он заверил присутствующих, что «из последней схватки мы вышли победителями, и чтобы побеждать в будущем, нам надо понять, какие тезисы будут раскручивать наши оппоненты. Возможно, следующий “наезд” на Церковь будет касаться взаимоотношений Патриарха и Путина. Тему клерикализации они тоже, скорее всего, продолжат использовать».

Перед тем как передать слово следующему оратору, Александр Владимирович перечислил основные и безусловные достижения Церкви, которые вызвали негативную реакцию оппонентов: отказ от выхода на Болотную, введение в школах ОПК, узаконение института капелланов, подписание программы строительства 200 храмов, принятие закона о возврате имущества религиозного назначения, процесс консолидации православных граждан СНГ…

Противостоять хаосу силой молитвы предложил А. Ю. Казаков:

– Я сам себе раз в три-четыре дня посылаю СМС, – молитву святого праведного Иоанна Кронштадтского – которая, как мне кажется, помогает задать верное направление любой деятельности, которой я хочу заниматься.

Казаков дал свое видение, какие темы будут затрагивать оппоненты в будущем:

– Во-первых, это тема, связанная с принятием закона о социальной опеке. Во-вторых, создание Союза добровольцев России: участие Церкви в благотворительности будет легализовано. Вот сюда-то и будет направлен удар! И последнее – это школа, которая уже стала полем борьбы, – заключил Казаков, вспоминая ставропольскую историю с хиджабами.

Далее слово перешло к доктору философских наук, декану РПУ им. Иоанна Богослова Вильяму Владимировичу Шмидту. Вильям Владимирович напомнил всем присутствующим, что «Церковь – не политический и не гражданский институт. Церковь имеет основание в этом мире, на Земле, но природа ее духовная. По этой причине Церковь не вмешивается, но назидает, призывает к миру, к единству во Христе. Именно отсюда начинает выстраиваться все: и духовное, и физическое».

Вильям Шмидт
Вильям Шмидт
– На уровне «Фейсбука» я поставил вопрос: почему были осуждены только девочки, которые совершили акт, проявили событие? Эти дамы есть только средство исполнения. Это была провокация, связанная с элементом тонким, направленным на подрыв государственной национальной безопасности. Это политический удар, экстремистская выходка. Это интегрированная акция, имевшая идеологическую подоплеку, – резюмировал Шмидт.

– То, что произошло, – это финал глобальной антирелигиозной кампании, которая, по сути, началась уже давно. Отдельные политические решения консерваторов в разных странах мира крайне разозлили «креативный класс», – начал свое изложение Александр Борисович Рудаков.

– Постепенно развиваясь еще с 1990-х, антирелигиозный кризис на Западе к 2011-2012 году докатился до нас. И совпал с особенностями нашей политической ситуации в России, с выборами и недовольством населения, с арабской весной. И надо сказать, что наше православное консервативное сообщество оказалось совершенно не готово к происшедшим событиям. Церковь могла проявить два варианта реакции на события: либо ничего не произошло, и тогда продолжилась бы и усилилась волна вандализма, вплоть до физического насилия; либо высказать свою позицию.

Сергей Худиев
Сергей Худиев
Заключительное слово на семинаре перешло к Сергею Львовичу Худиеву, известному православному публицисту.

– Существует субкультура с негативной идентичностью. Она определяет себя как группа людей, которые всегда против, всегда в противостоянии, всегда «не-быдло», это те, кто не принадлежит к группе (например, болельщиков «Спартака» хотя бы). В глазах этой субкультуры Русская Православная Церковь всегда будет повинна в трех преступлениях: во-первых, в том, что она – Русская, во-вторых, в том, что она – Православная, в-третьих, в том, что она – Церковь. Я не думаю, что произошел некий конфликт между Церковью и обществом. Это конфликт субкультуры с Церковью и с русской идентичностью. Сердцевина этого конфликта – негативная идентичность. Я не знаю, были ли эти события тщательно организованы. Но то, что произошло, должно было произойти по внутренней логике этой субкультуры, то есть по логике негативной идентичности. Диалог с этой субкультурой наладить невозможно: она запрограммирована на отторжение всего русского, всего традиционного. И Церковь будет нести свое служение на фоне этой субкультуры. Образ действий на будущее мог бы предложить некий экспертный совет. Наши силы и ресурсы должны быть направлены на формирование позитивного послания. Да, Евангелие остается неизменным на все века в изменяющихся условиях. Существует необходимость в провозглашении Евангелия как такового. Наша задача – выработать представление о том, чего мы хотим в положительном смысле. В определенном смысле – это моделирование будущего.

Иван Серов
Фото: Сергей Мшвилдадзе

29 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Интервью протоиерея Александра Шаргунова на радио «Радонеж» по поводу обращения «деятелей культуры» в защиту участниц «панк-молебна» Интервью протоиерея Александра Шаргунова на радио «Радонеж» по поводу обращения «деятелей культуры» в защиту участниц «панк-молебна»
Та мерзость, которая была показана нам недавно в храме Христа Спасителя, — далеко не случайное явление, как это пытаются представить «деятели культуры», подписавшие письмо в защиту кощунниц.
Публика и народ Божий Публика и народ Божий
Анастасия Рахлина
Ведь это правда, – впервые, может быть, за почти что сто лет, минувшие после революции, люди, годами если не дружившие, то державшие друг друга в добрых приятелях, больше не могут общаться, потому что для нас, православных, такое общение превращается в как минимум то самое праздное слово, за которое придется держать ответ на Страшном Суде. Ну а как максимум, – в предательство Того, Кого мы так любим. Рвутся многолетние связи.
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Прот. Андрей Ткачев
Армия мушиного короля Армия мушиного короля
Протоиерей Андрей Ткачев
Дьявол – король ничтожеств. Он – король мух, Вельзевул. Мухи – его рядовые. Не пчелы, собирающие в шестигранные соты сладкий плод, и не трудолюбивые муравьи, кропотливо несущие груз, превосходящий их собственный вес.
Комментарии
Александр 1 ноября 2012, 20:53
"Бесприцедентная атака" совершилась не на Святую Церковь, а на кумиров, которые своими деяниями тень на эту Церковь бросают!!!
Георгий31 октября 2012, 18:02
Денису:
Огромное спасибо.
владимир30 октября 2012, 22:37
Я сижу в келье на подворье Муромского Свято–Успенского мужского монастыря и беру в руки книгу "Пролог в поучениях". Пробежав оглавление, открываю главу "О различии между худым и добрым монахом": "Господь на скорби тебя позвал, а ты ищешь утехи; на наготу тебя позвал, а ты драгоценных одежд ищешь; на жажду тебя позвал, а ты роскошных яств желаешь… На любовь позван, а ты брата ненавидишь; на смирение позван, а ты всякому прекословишь…" Четвертое издание этой книги вышло в 1912 году. А будто бы про 2012–й.
Денис30 октября 2012, 22:03
Георгию:

Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить,
дай мне мужество изменить то, что я могу изменить.
И дай мне мудрость отличить одно от другого!
Георгий30 октября 2012, 18:07
Меня интересует, о какой именно молитве Иоанна Кронштадтского говорит А. Ю. Казаков? Скажите, кто знает.
Сергей29 октября 2012, 22:09
Изучайте так же и всю Библию.
В ней описано много реальных примеров устроения жизни в соответствии с волей Божией так и без оной, т.е. по своему хотению:
- в первом случае царь (князья) - народ - страна процветают;
- во втором испытывают беды и несчастия.
Зачем заново придумывать велосипед? Всё уже давно смоделировано и проверено самой жизнью 2000 лет назад.
Платалий Иконов29 октября 2012, 16:32
Пока наш народ соборно не признает,что в 20-м веке было совершено массовое предательство веры,Церкви и вообще исторической России - ничего не выйдет. Для этого необходимо ответственно и смело разобраться в причинах произошедшего. И только чудом Божиим нам удастся уцелеть пред лицом вызовов современности. Но чудо надо тщательно готовить и осмысленно вымаливать.
гость29 октября 2012, 15:05
....– То, что произошло, – это финал глобальной антирелигиозной кампании, которая, по сути, началась уже давно. ...
Скорее всего это не финал антирелигиозной кампании, а очередной пробный зондирующий шар, до конца её ещё далеко, а сам конец описан в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Вот и изучайте Апокалипсис, тем более время сейчас апостасийное.
Сам Бог в Откровении открыл то, чему надлежит быть вскоре. Да и события для наблюдательного человека о многом говорят.
Святитель Игнатий Брянчанинов, еще 150 лет назад, писал: "Отступление попущенно Богом, не пытайся остановить его своей немощной рукой, себя спасай". Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся...
А вам,известным православным политологам, ученым и публицистам - сочувствую.

Марина Удалова29 октября 2012, 12:56
- Когда вместо "социальная политика" наша Церковь начнет говорить "милосердное служение";
- когда Благовествование через православные печатные СМИ перестанет быть глянцевым бизнесом, а станет работой Христа ради;
- когда православная женщина сможет наравне с приходским священником участвовать в дискуссиях, не будучи унижаемой;
- когда мы, православные, наконец, будем способны открыто обсуждать свои проблемы внутри Церкви;
- когда Церковь начнет вписывать в мирской формат Любовь и Милосердие (единственное, что нас ВСЕХ объединяет!)примерами служения православных добровольцев, а не жалобами на противостояние,
нужды в подобных дискуссиях не возникнет!

С уважением, Марина Удалова,
православный писатель и журналист,
координатор православного пресс-клуба "Миссия" (программа "Армия Любви")

Николай29 октября 2012, 11:58
Нет в России общины,церковным людям часто друг на друга наплевать,многие нашли там работу,а не Бога. Ну а если православные возненавидели друг друга,то сильнее этой ненависти не бывает,как в гражданскую. Passy Riot,максималистки,по молодости лет. И ринулись это все обличать,параллельно делая себе имя. Не Церковь они ненавидели,а безобразное отношение людей друг к другу. Потребленческое,а не соработническое отношение к Богу. Они думали,что игриво обличат и выйдут героинями,а задели глубинную болезнь: пренебрежительное и предательское отношение одних к другим,за что и получили срок. Где,по мнению,судей должны понять,что все в одной обойме и нечего правдолюбками прикидываться...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×