В минувшую пятницу, 27 октября 2012 года, в Институте философии РАН состоялся экспертный семинар «История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше?». Организатором семинара выступил Аркадий Малер, глава Интеллектуального клуба «Катехон».
История православной России в 2012 году: что это было и что будет дальше? |
- главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Владимирович Щипков;
- политолог, историк русской философии Александр Юрьевич Казаков;
- доктор философских наук, профессор Вильям Владимирович Шмидт;
- соредактор сайта Всемерного Русского Народного Собора, публицист, историк цивилизации Александр Борисович Рудаков;
- публицист Сергей Львович Худиев.
Аркадий Малер |
1. Что значат для истории русского православия общественно-политические события 2012 года?
2. Кто виноват в том, что произошло в 2012 году?
3. Какие вызовы ждать от будущего?
4. Как противостоять угрозам?
«В этом году мы наблюдали беспрецедентную атаку многих либеральных и нелиберальных СМИ на Русскую Православную Церковь», – обозначил общее направление беседы глава «Катехона».
Атака, отметил Малер, сопровождалась многочисленными провокациями и была хорошо спланирована. Наиболее яркий пример – выступление Pussy Riot. В тоже время глава «Катехон» выказал уверенность, что «никакого существенного урона Русской Церкви вся эта кампания не нанесла. Русская Православная Церковь и русское православное общество реально никак не пострадало. Более того, многие православные люди, которые не смотрят ТВ и не пользуются интернетом, вообще не знают, что случилось нечто подобное».
Заканчивая вступительную речь, Малер призвал всех участников к сохранению связей в рамках Клуба или иной экспертной структуры.
Александр Щипков |
Щипков особо выделил три темы проводившейся против Церкви информационной войны: борьба с клерикализацией власти, критика духовенства и реформация Церкви. Поэтапное проявление этих тем в информационном поле российских СМИ имело, по мысли Щипкова, две цели: чтобы Церковь перестала существовать и чтобы заставить Церковь работать на Себя. «Если бы Церковь вышла на Болотную, то она сразу бы перестала подвергаться критике со стороны либералов», – предположил Александр Владимирович. Тем не менее, он заверил присутствующих, что «из последней схватки мы вышли победителями, и чтобы побеждать в будущем, нам надо понять, какие тезисы будут раскручивать наши оппоненты. Возможно, следующий “наезд” на Церковь будет касаться взаимоотношений Патриарха и Путина. Тему клерикализации они тоже, скорее всего, продолжат использовать».
Перед тем как передать слово следующему оратору, Александр Владимирович перечислил основные и безусловные достижения Церкви, которые вызвали негативную реакцию оппонентов: отказ от выхода на Болотную, введение в школах ОПК, узаконение института капелланов, подписание программы строительства 200 храмов, принятие закона о возврате имущества религиозного назначения, процесс консолидации православных граждан СНГ…
Противостоять хаосу силой молитвы предложил А. Ю. Казаков:
– Я сам себе раз в три-четыре дня посылаю СМС, – молитву святого праведного Иоанна Кронштадтского – которая, как мне кажется, помогает задать верное направление любой деятельности, которой я хочу заниматься.
Казаков дал свое видение, какие темы будут затрагивать оппоненты в будущем:
– Во-первых, это тема, связанная с принятием закона о социальной опеке. Во-вторых, создание Союза добровольцев России: участие Церкви в благотворительности будет легализовано. Вот сюда-то и будет направлен удар! И последнее – это школа, которая уже стала полем борьбы, – заключил Казаков, вспоминая ставропольскую историю с хиджабами.
Далее слово перешло к доктору философских наук, декану РПУ им. Иоанна Богослова Вильяму Владимировичу Шмидту. Вильям Владимирович напомнил всем присутствующим, что «Церковь – не политический и не гражданский институт. Церковь имеет основание в этом мире, на Земле, но природа ее духовная. По этой причине Церковь не вмешивается, но назидает, призывает к миру, к единству во Христе. Именно отсюда начинает выстраиваться все: и духовное, и физическое».
Вильям Шмидт |
– То, что произошло, – это финал глобальной антирелигиозной кампании, которая, по сути, началась уже давно. Отдельные политические решения консерваторов в разных странах мира крайне разозлили «креативный класс», – начал свое изложение Александр Борисович Рудаков.
– Постепенно развиваясь еще с 1990-х, антирелигиозный кризис на Западе к 2011-2012 году докатился до нас. И совпал с особенностями нашей политической ситуации в России, с выборами и недовольством населения, с арабской весной. И надо сказать, что наше православное консервативное сообщество оказалось совершенно не готово к происшедшим событиям. Церковь могла проявить два варианта реакции на события: либо ничего не произошло, и тогда продолжилась бы и усилилась волна вандализма, вплоть до физического насилия; либо высказать свою позицию.
Сергей Худиев |
– Существует субкультура с негативной идентичностью. Она определяет себя как группа людей, которые всегда против, всегда в противостоянии, всегда «не-быдло», это те, кто не принадлежит к группе (например, болельщиков «Спартака» хотя бы). В глазах этой субкультуры Русская Православная Церковь всегда будет повинна в трех преступлениях: во-первых, в том, что она – Русская, во-вторых, в том, что она – Православная, в-третьих, в том, что она – Церковь. Я не думаю, что произошел некий конфликт между Церковью и обществом. Это конфликт субкультуры с Церковью и с русской идентичностью. Сердцевина этого конфликта – негативная идентичность. Я не знаю, были ли эти события тщательно организованы. Но то, что произошло, должно было произойти по внутренней логике этой субкультуры, то есть по логике негативной идентичности. Диалог с этой субкультурой наладить невозможно: она запрограммирована на отторжение всего русского, всего традиционного. И Церковь будет нести свое служение на фоне этой субкультуры. Образ действий на будущее мог бы предложить некий экспертный совет. Наши силы и ресурсы должны быть направлены на формирование позитивного послания. Да, Евангелие остается неизменным на все века в изменяющихся условиях. Существует необходимость в провозглашении Евангелия как такового. Наша задача – выработать представление о том, чего мы хотим в положительном смысле. В определенном смысле – это моделирование будущего.
Огромное спасибо.
Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить,
дай мне мужество изменить то, что я могу изменить.
И дай мне мудрость отличить одно от другого!
В ней описано много реальных примеров устроения жизни в соответствии с волей Божией так и без оной, т.е. по своему хотению:
- в первом случае царь (князья) - народ - страна процветают;
- во втором испытывают беды и несчастия.
Зачем заново придумывать велосипед? Всё уже давно смоделировано и проверено самой жизнью 2000 лет назад.
Скорее всего это не финал антирелигиозной кампании, а очередной пробный зондирующий шар, до конца её ещё далеко, а сам конец описан в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Вот и изучайте Апокалипсис, тем более время сейчас апостасийное.
Сам Бог в Откровении открыл то, чему надлежит быть вскоре. Да и события для наблюдательного человека о многом говорят.
Святитель Игнатий Брянчанинов, еще 150 лет назад, писал: "Отступление попущенно Богом, не пытайся остановить его своей немощной рукой, себя спасай". Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся...
А вам,известным православным политологам, ученым и публицистам - сочувствую.
- когда Благовествование через православные печатные СМИ перестанет быть глянцевым бизнесом, а станет работой Христа ради;
- когда православная женщина сможет наравне с приходским священником участвовать в дискуссиях, не будучи унижаемой;
- когда мы, православные, наконец, будем способны открыто обсуждать свои проблемы внутри Церкви;
- когда Церковь начнет вписывать в мирской формат Любовь и Милосердие (единственное, что нас ВСЕХ объединяет!)примерами служения православных добровольцев, а не жалобами на противостояние,
нужды в подобных дискуссиях не возникнет!
С уважением, Марина Удалова,
православный писатель и журналист,
координатор православного пресс-клуба "Миссия" (программа "Армия Любви")