«Он рассказывал мне, как убивал их»

Письмо матушки N

Это – реальная история, произошедшая в наши дни: в одной из российских зон несет служение простая инокиня N., встретившая в окормляемой ею исправительной колонии человека, зверски убившего ее дедушку и бабушку. Инокиня N. рассказала об этом в письме к своему другу, которое мы с ее разрешения и публикуем.

Добрый вечер, дорогой N.N.! Как-то нелегко об этом говорить, но с Вами я поделюсь.

С чего начать? Это было в 2007 году, я как раз начала учиться на первом курсе. В ночь с 1 на 2 октября у нас произошло горе. Убили бабушку с дедушкой. Вернее сказать, зарезали. Это мамины родители были. Зарезали их зверски, очень страшно. Истыкали ножом, ни одного органа не было целого. Со спины у обоих удар глубоко в сердце, и горла перерезаны. Жили они в деревне. Когда мы приехали, дедушка, раскинув руки, лежал посреди деревни, а бабушка – возле колодца, во дворе. От такой картины был, мало сказать, шок.

Бабушка всю жизнь проработала на фабрике, дедушка – на железной дороге. Им было по 79 лет, дедушка готовился к юбилею. Всю жизнь в трудах. Держали корову, молоко в основном раздавали, – или продавали за копейки, на хлеб. После выхода на пенсию бабушка стала в храм ходить, пела на клиросе, была казначеем, а дедушка – старостой. Храм не близко, за 5 километров, – пешком ходили, – старинный, не закрывался даже в советское время. Освящен в честь Казанской Иконы Божией Матери. Бабушка с дедушкой перекрыли все купола, – тогда материалы еще дешевые были, – и остальное, что могли, делали с Божией помощью. Может быть, у кого-то и возникали мысли, что у них деньги есть, но откуда им взяться, если из деревни и поселка в храм больше никто не ходил? Несколько бабушек с Родников приезжало, и все. Поэтому из дома ничего не украли, кроме небольшого кошелечка, где у бабушки хранилась мелочь на хлеб.

Отпели их как раз на Престольный праздник Казанской, после Литургии, 4 ноября. Где трудились, там и упокоились. Раны не могли зашить, поэтому все кровоточило. Священник три раза отпевание прерывал, садился, чтобы сознание не потерять. Похоронили их перед Алтарем. Вечная им память!

Но на этом мытарства не закончились. Стали к нам приходить следователи, найти никого не могли, под подозрение попали мы, родственники. У мамы еще брат есть, военным был. Три года нас мурыжили, сменилось несколько следователей, и каждый раз все заново надо было рассказывать. И чего только они не говорили, – что и кто-то из нас это сделал, и что, может, они сами себя убили, ахинею несли всякую, и каждый раз опять эти фотографии показывали. После этого опять мы все из строя выходили. В конце концов, даже к священнику пришли и ему угрожали. Он на них, по благословению владыки, в прокуратуру написал.

В общем, чтобы положить этому конец, мамин брат взял ссуду в банке и нанял частного сыщика. И нашли того парня, кто убил, – он уже сидел, за мобильники. За убийство ему дали всего 13 лет строгого режима, – и 1,5 года оставалось с прежнего срока. Хоть он и признался на суде в преступлении, никакого чувства вины у него не было. Еще и очернил бабушку с дедушкой, сказал, что они вино гнали и что якобы он за вином к ним пришел, а они не дали, сказали: «Уходи!», вот он их и убил. А они старые, церковные люди, какое им вино?! Может и дали бы, если б было, ведь они его хорошо знали, дверь открыли ему, он в поселке жил, а его бабушка через два дома в этой же деревне живет.

Очень нагло держался он на суде, молодой – всего 25 лет. Но и это не было концом. Привезли его после этого в колонию, которую я окормляю.

Задача передо мной стояла не из легких. Еще и раньше, когда только начала работать в колонии, мысли всякие были. Думала: вот я им помогаю, а они моих родственников и других людей убивают. Но взяла себя в руки и больше никогда не переставала ездить в колонию. И вот теперь этот парень, убийца бабушки и дедушки в колонии у нас. Что делать? Из-за него же всех остальных ребят не бросишь. А как ехать, если он там? И я опять его увижу?

Но переборола себя и поехала, думала: зона большая, может быть, и не встретимся никогда. И настроила себя так, что если он в храм придет, сама его к священнику подведу, – или если в зоне увижу, то подойду и поговорю. И конечно, я увидела его в первый же свой приезд. Он, как говорят в колонии, «загасился» в первом бараке, чтобы в жилую зону[1] не выходить: там ведь таких, как он, кто за детей или стариков сидит, не жалуют, просидел бы весь срок на подоконнике.

Устроился он полотером на кухню, а она как раз напротив храма. Я только тень его в окне увидела, меня сразу прострелило, что это он. И когда он меня первый раз увидел, то забегал в испуге, то из двери, то в дверь. Только запертые ворота нас разделяли. Он, конечно, боялся, что я о нем зекам расскажу, ребята его обязательно бы убили. Конечно, я этого не сделала, и он это скоро понял.

В общем, потом, когда я приезжала, он демонстративно выходил, разваливался как боров на лавке и вел себя очень вызывающе, нагло. Ко мне цеплялся, рассказывал, как убивал дедушку и бабушку. Я видела, что даже с добрыми намерениями к нему подходить бесполезно, а издевательства его вынести уже не могла. Ребята увидели, что он меня мучит, и хотя не знали, почему он мне неприятен, сказали ему, чтобы он не выходил при мне из кухни. А через год его вывезли в другую колонию. Только тем летом все, слава Богу, и закончилось.

Вот такая история. Если можно, то хоть когда-нибудь помяните моих бабушку Нину и дедушку Георгия. Наша игуменья сказала, что они мученики, и они у Бога на Небе. А еще интересно, что они никогда не расставались и очень боялись остаться друг без друга. Оба переживали: если кто вперед умрет, то как они будут друг без друга? Вот Господь их вместе и забрал. И они, как два голубочка, взявшись за руки, полетели на небо.

С духовной стороны рассуждать, то конечно, для спасения души такой смерти еще сподобиться надо. Но как это все пережить и как простить этого человека, – это надо через жернова себя пропустить. Хотя многие за убийство сидят, но у всех убийства в основном бытовые, по пьянке, и между мужиками. А когда вот так стариков беззащитных, это совсем другое и в голове не укладывается. И сроки дают, – за одного по 14, а тут за двоих 13. Честно сказать, так и не рады были, что его нашли, Господь бы Сам его управил, – единственное, конечно, таких изолировать надо, чтобы еще кого не убили.

Ребят в колонии, конечно, я не брошу, они же не виноваты, что у меня такое произошло. Вот и все. А мне до сих пор дедушки с бабушкой не хватает. Так бы и съездила в гости иной раз, а не к кому. И за родителей бояться стала. Отгоняю эти мысли.

Поэтому и нашими отношениями я очень дорожу. Молюсь за Вас и Вашу семью, как за своих родных. Храни Вас Господь! Берегите себя. С любовью к Вам и Вашей семье и низким поклоном!

Недостойная инокиня N.

6 ноября 2012 г.

[1] Загаситься – спрятаться, затаиться, избежать работы (жарг.). Зона делится на две основные части: жилая и промышленная зона, где расположены всевозможные нежилые объекты. – Прим. ред.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
По ту сторону свободы. Ч. 1 По ту сторону свободы. Ч. 1
Алексей Величко
По ту сторону свободы. Ч. 1 По ту сторону свободы. Часть 1
Беседа с заместителем директора Федеральной службы исполнения наказаний России Алексеем Величко
«В русском народе запас святости сохраняется на генетическом уровне», – убежден государственный советник юстиции Алексей Величко, по долгу службы знающий как о проблемах духовного окормления заключенных, так и о том, насколько востребовано и необходимо сегодня это служение.
Торжество Православия: взгляд из тюрьмы Торжество Православия: взгляд из тюрьмы
Писатель Николай Блохин
Торжество Православия: взгляд из тюрьмы Торжество Православия: взгляд из тюрьмы
Беседа с писателем Николаем Блохиным
В нас же всегда просыпается самое лучшее, когда Господь рядом. А Он с нами рядом всегда – мы от него все время далеко. И чтобы мы что-то стали понимать, нам нужны узы. Я молиться начал по-настоящему только в тюрьме. Сколько раз на воле читал Евангелие – а здесь оказалось, что помню его наизусть. И молитва моя в тюрьме была самая горячая.
Воскресение в Бутырке Воскресение в Бутырке
Михаил Дмитрук
Воскресение в Бутырке Воскресение в Бутырке
Михаил Дмитрук
«Смысл тюремного служения не только в изменении заключенных, но и в изменении людей с воли, – считает старший священник храма Бутырской тюрьмы Константин Кобелев. – И очень важно, что священник служит не только в тюремных камерах, но и в приходском храме, к которому он приписан. Там он настраивает мирян на тюремное служение и тем самым готовит общество принять вышедших из тюрьмы на свободу».
Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах? Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему нужно посещать заключенных в тюрьмах?
Комментарии
Севастиан30 августа 2015, 09:20
читал и плакал, хотя я мужчина взрослый.
Александр 3 декабря 2013, 22:08
Православные! Вспомните св. первомученника Стефана!!!
И наше всех, предназначение, в этой короткой жизни, здесь на земле.Бог, всем и всему судья!!!
Юрий18 ноября 2012, 06:34
Храни её Господь.
Юлия12 ноября 2012, 23:02
Упокой Господи души убиенных Георгия и Нины.Пошли нам Господи сил прощать и молится за своих врагов.
илья 8 ноября 2012, 19:57
Очень трогательно. А инокиня N в этой жизни видать что-то правильно поняла.
Алексей 8 ноября 2012, 09:09
Александр, а откуда у Вас тиакие познания о строгом режиме? Я сам являюсь работником пенитенциарной системы и смею Вас уверить, что строгий режим и камерное содержание - суть разные вещи. И строгий режим, как и общий, содержится в отрядах. А камеры предназначены для тюремного заключения для лиц, активно нарушающих режим и лидеров преступного мира. И отправляют туда по особому судебному решению. И проход лсужденных по колонии с сопровождающим сотрудником - это Ваша выдумка. Фильмов насмотрелись? А матушка - умница! Знаю не по фильмам, сколько многих людей такие как она из ада зоны вытаскивают на себе, как на фронте медсестра раненых бойцов. Сколько душ она спасла! Храни ее Господь!
Михаил 8 ноября 2012, 09:00
Решил продолжить свой комментарий. Елена, Вас смущает, что инокиня служит в колонии? Ну, так идите и сами поработайте там! Как легко у Вас получается говорить, что, дескать, Господь Сам найдет строителя храма, а инокиня пусть занимается рукоделием. Вот потому наша страна и находится там, где находится, что внешнего благочестия много, а дел – нет. И к чему этот менторский тон, поучения? Засучите рукава, помойте пол, уберите мусор - не все же Вам дворника звать и попутно обсуждать, что он одет в фартук не сверкающей белизны. Глядишь, многое Вами поймется. А то все взгляды со стороны, ничего на себя принять не хотят. Ведь рассуждать о том, кто должен работать в тюрьме гораздо легче, чем самому хоть где-то работать. Полагаю, если матушка читает наши комментарии, она смущена сверх меры, поскольку, как представляется, писала письмо другу не с тщеславной целью, а делясь болью. И наверняка не полагала, что ее письмо может быть когда-нибудь опубликовано. А мы, вот, по этой боли, искренности, любви и доверию своими заумными рассуждениями, как ножом, да еще добавим игры в шерлок холмсов, чтобы уж совсем за интеллигентов прослыть... Стыдно должно быть, я так думаю. А матушке - поклон до земли. Храни Вас Господь, дорогая Вы наша! Правильно или нет, что Ваше письмо опубликовали - Бог весть. Зато наверняка теперь тысячи христиан помянут Ваших дедушку и бабушку в своих молитвах. Простите, матушка, если невольно и заочно затронул что-то личное для Вас. Искренне Ваш р.Б. Михаил
Михаил 8 ноября 2012, 08:57
Совершенно не собирался писать - мне кажется, рассказа, изложенного инокиней N в письме и разрешенного ею к опубликованию, вполне достаточно для нормального христианского сознания. Увы, ошибался, как видно. Комментарии Максима, Елены и Геннадия-либерала мне напоминают историю, когда кто-то останавливает, рискуя жизнью, пьяного хулигана с ножом, угрожающего прохожим, а потом этот же прохожий "благочестиво" укоряет героя, что, дескать, надо было милицию вызвать, или что тот был жесток к нападающему. Послушайте, о чем вы? Мы что, пытаемся выяснить, был ли тот урод убийцей или нет? Попал он обосновано за решетку или взял чужую вину на себя? Разве это главное? Важно то, что человек, который убежден в виновности этого молодого выродка (а только выродок, вне зависимости от того, убийца он на самом деле или нет, мог так вести себя по отношению к внучке убитых стариков), проявил к нему христианскую любовь и смирение показал перед Богом. Правильно кто-то написал в комментарии, что сейчас за косой взгляд один другого убить готов, а здесь такая духовная глубина раскрывается!
Монахиня Иоанна (Смирнова) 7 ноября 2012, 18:50
Елена, инокине сорок с небольшим, в монастыре она много лет; об учебе - это ее второе образование, как раз юридическое, что было необходимо по послушанию. Что касается участия сестер в тюремном служении, скажу: у нас сестры многие годы занимаются тюремным служением - это одно из направлений социальной деятельности монастыря. Лично мне пришлось 20 лет быть заместителем начальника Епархиальной Тюремной миссии - заниматься всеми колониями области - их 15 (на всякий случай. чтобы вы не смущались, мне 57 лет). И участие монахинь - не просто подарки и концерты, у нас около 30 направлений деятельности http://missiya.diakonissa.ru/
Д. 7 ноября 2012, 16:14
Я немощный грешный человек. Убил бы эту гниду однозначно.
александр 7 ноября 2012, 11:52
Согласен с Максимом, по моему история надуманная много нестыковок, в зоне все о всех знают все не только кто за что сидит, но и все о человеке чуть ли не с пеленок. И уж тем более никто не позволит свободно расхаживать по зоне посторонним без сопровождения сотрудников колонии, тем более что за такие преступления он должен был отбывать наказание в колонии строгого режима, то есть в камере. А то, что за такие преступления прессингуют, то этого уже давно нет, так как там таких половина сидит, если не больше.
Ольга 7 ноября 2012, 08:04
Как больно читать было это письмо! Укрепи Господи монахиню N и дай ей силы пережить такую трагедию! А то, что не ответила злом на зло-так ей и награда будет. Только Бог имеет право судить, а не человек. Убийца ответит за все на Страшном суде, а может и раскается.
Елена 7 ноября 2012, 01:16
Мать Иоанна, присутствие этой юной инокини в мужской колонии совсем нелогично! И Господь силен найти строителей храма без такой жертвы.
К тому же она сама пишет: "Ребят в колонии я не брошу". Видимо, это подразумевает, что она считает себя их окормительницей? Часто игуменьи в женских монастырях предупреждают монахинь и инконинь о недопустимости общения даже с рабочими монастыря, во избежание искушений. Попав на зону в случае крайней необходимости, инокиня могла бы молча заниматься своим делом. Тут же она свободно общается с заключёнными... Если "боров разваливается на лавке", то подходить к нему и слушать его истории - крайне душевредно.
Елена 7 ноября 2012, 00:53
Михаил, матушкой называют жену священника или настоятельницу монастыря. К инокиням и монахиням обращаются: мать N.
Возможно, пожилая монахиня, умудрённая духовным и жизненным опытом, в мужской зоне и может принести какую-то пользу: к ней будут относиться как к матери.
Героиня же данной статьи в 2007 году училась на первом курсе. Чаще всего на первом курсе учатся после окончания школы, получается, что данной инокине чуть больше двадцати. Это же просто ребёнок.
Инокиня - это ещё не монахиня, человек, не прошедший монашеский искус. О каком-то духовном опыте или житейской мудрости, возможно, говорить рановато, как Вы полагаете?
Поэтому, думаю, комментарий Максима о недопустимости привлечения к такому послушанию столь юной инокини вполне уместен.
К тому же священник на зоне окормляет заключённых, священник защищён пастырской благодатью, дарованной ему Самим Господом. Что может делать на зоне столь юная инокиня? Приносить духовные книги? Этим можно заниматься (как и организацией посылок, перепиской, что и делают иногда монахини за послушание), не входя в зону, тем более мужскую. Сомнительная польза, скорее вред, обоюдный, причём.

Анастасия 6 ноября 2012, 22:31
Помоги Господи инокине N! Говорят, монахов нельзя хвалить - но, честно говоря, вот истинно христианский подвиг, спаси ее Христос!
Инна 6 ноября 2012, 21:27
В исправительных учедениях, в т.ч. и мужских служат женщины соцработники, психологи, медицинские работники и т.д. Неважно какого пола сотрудник, главное честно выполнять свой долг. Разумеется священики, окормляющие колонии как мужские, так и женские - мужчины. Но в дни милосердия приглашаем миряни женского пола. Они приходят с подарками и словами утешения к тем, кто грабил, убивал, насиловал... Зло можно победить только добром!
Нужно помнить о том, что в изоляции находятся люди с разными судьбами, им (хоть какой-то малой части)можно и нужно помочь придти к осознанию греха, к раскаянию.
Почтайте книгу Наталии Сухининой "Какого цвета боль?". Все рассказы основаны на невымыщленных жизненных историях. Когда общаешься с этими женщинами-престуницами, приходит понимание, что очнь легко можно оказаться по "ту сорону" - от тюрмы и от сумы не зарекайся! Спаси, Гсподи!
Молитесь за врагов Ваших, благословляйте их.
Геннадий - либерал 6 ноября 2012, 21:06
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих - Георгия и Нину.
Вызывает определенное сомнение в обоснованности и справедливости осуждения "героя" рассказа. Достаточно широко известна циничная практика некоторых (хочется верит, что это не системный принцип) специалистов правоохранительных органов: ловят какого-нибудь бедолагу, за которым куча-мала преступлений и рецидив, и на "взаимовыгодных условиях" убеждают того взять на себя громкие "висяки", которые не дают спокойно спать. Бедолага, как правило, после предъявления соответствующих аргументов, от которых невозможно отказаться, берет "висяки" на себя и отправляется в места не столь отдаленные, но более перспективные для здоровья, чем остаться на свободе под патронажем контрагентов.
В данном случае на эту нехорошую мысль наталкивают следующие обстоятельства:
- убийца был обнаружен усилиями частного сыска, т.е. за деньги; вопрос - в каком учебном заведении в РФ готовят частных сыщиков, чем лучше эти любители профессионалов?;
- убийца признался, но "чувства вины у него не было"; вопрос - молодой парень, ворует мобильники, тут зверское убийство и не капли раскаяния, он больной или невиновный?;
- убийца мотивирует свое деяние: обиделся, что не продали вино; вопрос - всем известных Богобоязненных людей оклеветать "самогонщиками", зачем, проще и логичнее сказать: "воровал, заметили, испугался, в панике совершил убийство".
Думаю, что кем бы не был и этот бедолага, но прости ему Господи грехи его по воле Твоей.
Александр 6 ноября 2012, 19:35
Да тяжело читать такие истории,но это жизнь,наша настоящая а не иллюзорная как показывают в кино.знаю не одну историю когда людей за копейки убивали.В Кировской области в 90е семью священника 3х человек зарубили,ночью залезли думали поживиться,да разве у Священника в деревне много добра?Просто кто то слух пустил что на новую Церковь он деньги собирает.Тех подонков поймали(не всех)дали ничтожный срок(за 3х человек)Но есть Суд Высший и он куда более справедливый!Сам я служил в конвое,возил народ преступный(не одну тысячу отконвоировал)Конечно поначалу неприязненно к зекам относился,по молодости своей,там ведь публика сплошь убийцы и воры в основном,но по мере срока службы стал по другому относиться к ним(не ко всем конечно) ведь были и те которые на самом деле попали за решётку далеко не за самые страшные проступки,а сидели вместе с закоренелыми уголовниками,которых только могила и исправит(простите но это так).Вообщем от тюрьмы и от суммы не зарекайся.А невинно убиенных раба Божия Георгия и рабу Божию Нину очень жаль.Будем молиться за них.Такие Души Господь к Себе забирает.Там их не коснётся рука убийцы. Храни Нас Господь!
Монахиня Иоанна 6 ноября 2012, 18:38
Максим, присутствие инокини в мужской колонии, к сожалению, логично - она строит в колониях храмы. Почему " к сожалению"? Потому что никто из мужчин за это дело не брался. Пришлось...
Михаил Гончаренко 6 ноября 2012, 14:06
На комментарий Максима. На самом деле, множество монахинь и инокинь окормляют пенитенциарные заведения по благословению правящих архиереев, и в этом ничего плохого нет. Дело не в том, какого пола твой сосед, как пел Высоцкий, а с чем он приходит к другому человеку. Если с любовью, то и слава Богу! Я видел эту матушку лично и знаю, с каким уважением к ней относятся осужденные. Наверное, можно было бы женщин не отправлять на фронт, но как быть, когда наше священноначалие не находит мужчин-священников для этих целей? У нас вообще много спонтанного, даже в такой важной сфере, как духовное окормление. Как недавно проситал в одном интервью: слов много, а дел - никаких, одно пустозвонство. Так давайте радоваться, что еще сохранились в России такие чудные, христианские души, способные на духовный подвиг! И лишний раз поддержим таких людей своей любовью, вместо того, чтобы рассуждать, насколько рассказанный в письме подвиг уместен со стороны женщины. Мне кажется, это не лучшая форма выразить свое уважение к матушке и свою любовь.
Максим 6 ноября 2012, 13:23
Упокой Господи души усопших раб твоих.
Но не понятно. Инокиня N служила на территории мужской колонии? Как это возможно? Зачем это нужно? В колонии могут служить священники-мужчины, а женщинам, какими бы добрыми не были их намерения - там не место. Вреда от присутствия женщины в мужских колониях много, польза - мнимая. Причем священноначалие это знает и следит. Странная история.

Спаси Бог.
Василий 6 ноября 2012, 12:56
Помоги Господь инокине N.
Анемподист 6 ноября 2012, 12:54
Думаю этот человек за молитвы своих жертв покается. Инокиня совершила насточщий христианский подвиг достойный подражания. Нам иногда тяжело простить даже косой взгляд. Помоги нам Господи.
Ольга 6 ноября 2012, 12:46
Господи, упокой души невинно убиенных р.б. Георгия и р.б. Нины.
Евгения 6 ноября 2012, 11:54
Я бы не смогла его простить и удержаться от мести. Далеко мне до инокини N.
Николай 6 ноября 2012, 11:23
Упокой Господи, души убиенных Георгия и Нины, прости все согрешения, и молитвами их помилуй и укрепи нас.
Нина 6 ноября 2012, 11:10
Светлая память убиенным Георгию и Нине и помоги Господи их молитвами не испытать нам их страданий, низкий поклон их внучке и дай Бог ей сил и любвиН
Станислав 6 ноября 2012, 11:04
Вот по этому я за смертную казнь. Убийцам маньякам дают смехотворные сроки потом отпускают.
С другой стороны надо молиться за таких чтобы как за врага, простить его, чего вы не сделали.
Это уже с вас Господь спросит.
Елена 6 ноября 2012, 09:59
Господи, упокой души убиенных Георгия и Нины. Вечная Память.
Юрий 6 ноября 2012, 09:01
СПАСИБО.
инна 6 ноября 2012, 08:23
Во время чтения глаза от слез не просыхали,страшно даже представить...
krasotagore 6 ноября 2012, 03:12
Упокой Господи, души убиенных Георгия и Нины, прости все согрешения, и молитвами их помилуй и укрепи нас.
Очень тяжело бывать на строгом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×