Сразу скажу, все нижеизложенное было на самом деле. Можно сказать, что история эта – обыкновенное чудо, классический случай. Обыкновенное чудо заключалось вот в чем: священник своим присутствием остановил самоубийство.
Один из таких священников – отец Игорь. Я специально не называю фамилию этого русского священника, умолчу и о месте его служения. Он хороший батюшка, и таких добрых пастырей в Православной Церкви, слава Богу, много. Он такой не один. Замечу только, что поселился и служит отец Игорь на границе Европы и Азии, в самой глубине российских просторов. Поэтому общаемся мы с ним нечасто. 1500 километров отделяют наши города друг от друга. Последний раз виделись месяц назад.
Он очень приветливый. Из тех людей, с которыми поздороваешься, и на душе тепло становится. Встречи наши редки, и каждая из них становится маленьким праздником. Здесь ключевое слово – «праздник». Не подумайте, что эта праздничность – положительная реакция на встречу со мной лично.
Я наблюдал, как подходили к отцу Игорю прохожие, скромные, ничем не примечательные: «Батюшка, благословите!» Дальше начиналось некое последование радостного благословения. Священник всей своей крепкой фигурой разворачивался к прохожему человеку, совершал великое (по размеру) крестное знамение: «Бог благословит!»
Все это происходило чинно, с уважением к Богу и человеку. Без малейшей торопливости. Тут я вспоминал, что просьба благословить по сути – это просьба помолиться обо мне. А молитва для верующего человека является делом важным, на ней время не экономят, тут неуместна торопливость.
И еще. Благословлял отец Игорь без малейшего недовольства: «Вот, у меня важный разговор, а вы ко мне за благословением, будто подождать не могли... Бог вас благословит!.. Так о чем мы говорили, отец Павел?» Раз за разом прохожие подходили к батюшке, и каждый раз было заметно, что отец Игорь рад посреди разговора преподать благословение. Тут я вспоминал, что молитву не прерывают ради разговора, а вот разговор ради молитвы прерывают. Разговор с Богом важнее разговора с человеком, пусть даже «важным».
Отец Игорь по большому городу всегда ходит в рясе, благословение ему часто приходиться давать, однако по всему заметно – благословлять он считает за счастье. Смотреть приятно.
Батюшка рассказывает, что жил одно время в таком труднодоступном месте, что до дома сперва общественным транспортом добирался, а потом еще шел километра три пешком. Эти три километра пешком порой занимали у него по три часа, потому что люди, увидев священника, приближались к нему. Начиналось с традиционного: «Батюшка, благословите!» Потом уже задавался вопрос на церковную тему, или начинался разговор исповедального характера, да за всю длинную прожитую жизнь.
Однажды на этом трехкилометровом участке подошел к отцу Игорю незнакомый мужчина. «Я, – говорит, – давно вас жду. Вы мне жизнь спасли». Священник твердо объявил: «Я вас впервые вижу». И в ответ услышал печальную историю со счастливым концом.
Незнакомец рассказал о себе. Не так давно было ему очень тяжко, очень. Сначала с работы уволили. Устроиться на другую работу он никак не мог. Затем жена от него ушла. Затосковал человек. Настолько невмоготу ему жить стало, что решил он не дожидаться смерти. Сделал из прочной веревки петлю. Поставил табуретку под люстру, закрепил веревку на крюке, принялся продевать шею в петлю... А вешался он как раз напротив окна. Так получилось, конструктивная особенность комнаты, – крюк под люстру пришелся напротив окна. Выходило это окно на улицу, на ту самую дорогу, по которой в тот самый момент шел отец Игорь. Фигура в рясе и отвлекла внимание самоубийцы.
«Отвлекла» – не совсем подходящее слово. Увидел человек: священник идет... как жизнь идет увидел. Через священника он увидел, что жизнь продолжается, она не пресеклась, не закончена. Исчезло чувство безысходного тупика, стало ему значительно легче на душе. Он стащил петлю с шеи и передумал счеты с жизнью сводить. А через неделю уже с удивлением вспоминал про свои планы о самоубийстве: «Почему я так решил? Это ведь ужасно».
А отец Игорь шел в тот роковой день своей дорогой мимо темнеющих окон и ни о чем не знал. А в это время произошла его встреча с отчаявшимся человеком. Встреча вселила в самоубийцу надежду и силы продолжить свой жизненный путь, хотя это и тяжело.
Лицом к лицу человек встретился со священником уже какое-то время спустя. Нарочно дождался поблагодарить: «Вы мне жизнь спасли». Спасибо, что рассказал эту историю. Спасибо и отцу Игорю, что он ее пересказал. Не для саморекламы он ее пересказывал, я же вижу. Тут другое.
Непридуманная история. Обыкновенное чудо... Кто-то хмыкнет, что и чуда здесь никакого нет, просто внешний фактор (экзотический, неожиданный) переключил внимание самоубийцы, и попытка суицида не была доведена до конца. Я другого мнения: произошла встреча, и произошло чудо. Бывает же, что встреча есть, а чудо не происходит.
Сразу за рассказом о самоубийстве батюшка Игорь упомянул о другой встрече на дороге. Некий пожилой незнакомый мужчина, увидев священника, подождал, пока тот поравняется с ним и пристально глядя на него, отвесил свое поздравление: «Ну, поп, повезло тебе! Не встретился ты мне лет пятьдесят назад. Я бы тебя в живых не оставил!» В серьезности намерений незнакомца сомнений не было, не для красного словца говорилось. Просто ушло его время, не может он теперь попа убить. В тот раз чудо не произошло – оно не происходит, когда мы культивируем ненависть в своем сердце. И даже незнакомый священник на дороге кажется заклятым врагом, достойным смерти. То священники «мешают жить», то еще кто...
Две встречи, такие разные. Одна по дороге в жизнь, другая по дороге в смерть. И дорога-то одна, только мы на ней сами направление выбираем. Мне по душе – дорога жизни. Нам заповедано идти дорогой жизни.
В тот период любимый сильно огорчал, потом вовсе нашел другую. Причина была банальная-хотел сожительства, а я хотела замуж один раз и на всю жизнь. И настолько эти отношения извели, что не было ни утешения, ни сил жить дальше. Как же так, со своими высокими идеалами была выброшена вон.
В один из дней последние душевные силы вышли. Хотелось закончить своё бесполезное, как казалось, существование. Но мне стало вдруг стыдно, на шее крест, как это. Подумают, вот тебе и верующая, а с собой покончила. Думаю, надо снять. Сидела, смотрела на крестик, так и не смогла снять. Взяла телефон и написала смс батюшке с просьбой о молитве. Решила, станет легче-останусь жить. Он сразу написал ответ, предложил свою помощь в любое время суток. С души как груз свалился. Мне стало на удивление спокойно, потянуло в сон. Хотя до этого мучила бессонница.
До сих пор с теплом и благодарностью вспоминаю эту светлую, животворящую молитву. Которая спасла от отчаянного шага.
Большое спасибо за статью. Действительно, батюшки - на передовой, за нас, пасомых. Пусть Господь их укрепит, наших молитвенников.
Одна прихожанка еще в 80-е годы говорила: "Кто осуждает священников, собирает себе угли на голову".
Нет, это не модно, это - мнение народа и оно взято не из воздуха. Не имею ввиду, что все священники плохие, согласен, есть даже очень хорошие, и знаю таких лично. Если в былые времена священнослужителями становились за веру, свое отношение к Богу, к окружающим людям, по благословению таких же служителей Господних, то в наше время все решают бумаги, образование и т д. Есть священники от Бога, а есть от вуза, и здесь нету ничего сверхестественного.
Если мирянин видит батюшку, который выходит из своего мерседеса за три миллиона, и посылает свой смарчок на землю Божию, направляясь в храм, что этому мирянину думать, что модно сейчас священников хаять, дай ка я его обругаю, потому что это модно..
Времена настали трудные, люди меняются, совершенно все и отнюдь не в хорошую сторону.
Несколько причин, по которым я не умываюсь:
Потому, что меня не учили умываться в детстве Потому, что меня заставляли умываться в детстве. Те, кто умываются - лицемеры - думают, что они чище других. Не могу решить, какое мыло лучше. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело. Я умываюсь только по большим праздникам - на Рождество и Пасху. Никто из моих друзей не умывается. Начну умываться, когда стану старым и грязным. У меня нет времени на умывание. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла. Я моюсь в душе (игра слов, кто поймет) Все мыло одинаково моет. Разные сорта мыл придуманы жуликами в белых халатах. Все войны в мире из-за мыла. Все сорта мыл имеют свои недостатки. Я моюсь тремя мылами сразу. Ибо только такое соединение мыл правильное. Мыло – опиум для народа. Эти ваши учёные сказочники говорят, что мыло помогает быть чище. Старикам нечем заняться вот они и моются. Когда я моюсь мне становится плохо, поэтому лучше не мыться. Я пробовал мыться, но потом опять становишься грязным. Я не верю в силу мыла. Мыться мылом модно, а я не хочу мыться из-за моды. Я буду мыться, когда пойму как происходит всё с научной точки зрения. Я не пробовал мыться, и не собираюсь, вот если что-то в жизни произойдёт…
А ругать у нас почему-то стало очень модно (не только священослужителей)- наверное потому что раньше боялись. А теперь "ори" что хочешь!Кто громче поругает-тот и молодец! Так уже пора "мозги включать" и сердце тоже.
В этом поучительном рассказе хочется по подробнее раскрыть ещё один очень важный момент по отношению к батюшке.
Почему же произошла, наверно на первый взгляд, эта незначительная встреча? Почему батюшка оказался в нужный момент, в нужное мгновение в этом месте? Господь ему внушил идти, и он пошел, может быть даже сам ещё до конца не зная и отчетливо не осознавая для чего, почему, и куда он идёт, повинуясь только тихому гласу Божию. Сработал сердечный навык повиноваться и следовать ему. Сработал навык не исследовать пути Божии, а в простоте сердца охотно следовать тому к чему он побуждает. Этот навык сработал в сердце, возлюбившем Господа. Батюшка всего лишь навсего оказался напротив окна...
Это и нам урок, учиться слышать этот глас, повиноваться и следовать ему. Для чего нам нужно быть в том или ином месте мы не знаем, но следуя этому тихому гласу мы должны знать, что совершается что-то важное. А что важное? - это один Господь знает. Мы становимся орудиями в руках промысла Божия.