Проповедь и рок-культура: PRO ET CONTRA

Не смотря на свой экспериментальный характер, опубликованный на сайте «Православие.Ru» материал, посвященный вопросу проповеди в рок-среде, вызвал оживленную дискуссию, что лишний раз свидетельствует об актуальности поднятой темы. Редакция «Православия.Ru» предоставляет возможность читателям высказать свое мнение по данному вопросу. Свои отзывы Вы можете присылать по адресу: editor@pravoslavie.ru

 

Уважаемая редакция, хотел бы высказать некоторые мысли по поводу вопроса о рок-проповеди.

Оговорюсь, что увлечение рок-музыкой для меня ограничилось композициями Биттлз и Ролинг Стоунз. Это увлечение пришло уже в «солидном» возрасте (около двадцати лет), и некоторое время существовало параллельно с достаточно серьезными занятиями классической музыкой (когда я учился в школе, речь шла даже о поступлении в консерваторию, хотя в итоге я стал физиком). Классической музыкой я до сих пор увлекаюсь, а к рок-музыке возвращаюсь крайне редко.

Поэтому мое мнение, конечно, «нерепрезентативно» — как мнение человека, не принадлежавшего к кругам рок-фанатиков. И все-таки, рискну высказать некоторые мысли.

Когда читаешь статью «Возможна ли рок-проповедь Православия?», возникает ощущение несколько поверхностного обсуждения. Не видно серьезного (с музыковедческой и с православной точек зрения) анализа рок-музыки, как таковой. Что такое рок-музыка? Откуда она произошла? О каких чувствах она говорит с человеком и что она говорит человеку? Мне неизвестен такой анализ не только рок-музыки. Ведь не случайно Толстой еще в «Крейцеровой сонате» писал о том, что страшная сила музыки заключается в том, что эта музыка сильно волнует, пробуждает в человеке сильные переживания, и, одновременно, остается непонятным, что это за переживания, к чему они ведут. Я человек православный, и совершенно далек от Толстого, как философа, но как гениальный художник, он, возможно, правдиво изобразил действие музыки (в данном случае — классической) на человека.

Так вот, пока остается не осмысленной природа и качество воздействия музыки на человека (музыки вообще, и рок-музыки — в частности), пока эти вопросы будут «выноситься за скобки», вопрос о рок-проповеди останется нерешенным.

С уважением,
Иван Ковалец.
 
 

Спасибо за статью, хорошо написано. Но как ни пытались вы «не давать никаких оценок» — оценка видна, она словно прорывается отовсюду, и, конечно, она верная. Не имеют священнослужители право на эксперименты в «церковном дворике». Да вообще, уже то, что договорились до эдаких терминов — само по себе дико! Едва ли заигрывание с людьми нецерковными, а тем более, такое дешевое, имеет смысл — я убежден, оно приведет в духовный тупик. От нас ждут другого — духовного образца, духовного лидерства. Не смешения с миром, а «надмирности».

Недавно, записывая передачу на местном кабельном ТВ, слушал жалобы моей коллеги, выпускающей православную образовательную газету: «Народ спит, народ туп. Нам не пишут, никакой обратной связи! Ничего ему не надо...» Но это не так — народ совсем не спит! Этот «народ» молится у святынь, припадает к стопам старцев и старшей братии, ища совета и утешения. И тем самым без слов говорит, что именно ему надо. Духовных лидеров. Таких, для которых вопрос о совместимости углубленной духовной жизни и рока показался бы просто непонятным, нелепым. Таких, которые одни и могут теперь объединить снова наш народ. Однако, таких все меньше и меньше, а молодому духовенству, которое гоняют с лекциями по ДК и кинотеатрам, видно, не дадут духовно созреть...

А не лежит ли решение проблем, подобных этой, на поверхности? Ну, представим себе: вот сотня прогрессивных священников и диаконов, которые постоянно разъезжают повсюду с проповедями и лекциями, разъясняя и разбрасывая вовне то, что, на самом деле, еще не накопили в себе — и другие сто, которые положили намерение «просто» спастись, созидая внутреннего человека, причем по-настоящему, без подделок, как и положено было бы всем нам. Кто из них принесет больше пользы Церкви, стране и народу? Мне кажется, вторые. И если это действительно так, то, может быть, нам нужно стать чуточку больше максималистами, и не расшатывать и так размытые понятия молодого поколения проповедями в перерывах рок-концертов или, к примеру, «безобидными» театральными постановками в храме, когда глупенькая девочка с кульком в руках изображает Божию Матерь, а мальчишки с крыльями — Ангелов?..

Ведь нас за это... побьют. Как в семнадцатом!

С уважением — иером. Никон.
Храм Архангела Михаила,
Михайловское
Московская епархия.
 
 

Тема, поднятая вами, давно уже не оставляет в равнодушии. Мне сейчас сорок пять лет, и рок-культура оказала на мое формирование существенное значение, также была основной при воспитании моего сына. То есть, смею надеяться, что понимаю, о чем, собственно, речь.

Став, по милости Божией, воцерквленным человеком, могу сказать, что ни в коей мере не дело Церкви заниматься подобными «экспериментами». Не Церковь должна снизойти «во дворик», а к ней должно устремляться. Помилуйте, для каких целей нужна проповедь на рок-концертах? Обеспечить массовость, борьба за души? А как же Господь, он тогда где? Или дьякон Кураев себя уже за Господа почитает? «Без меня не делается ничего» — это Кем и зачем было сказано?

Наша православная Церковь тем и отличается от тоталитарной секты, что не навязывает себя, не завлекает, ее двери открыты для всех, там совершается МОЛИТВА ЗА ВСЕХ И ЗА ВСЯ, и каждый по МИЛОСТИ БОЖИЕЙ туда попадает. Молиться надо о спасении мира, беда нашего времени — это слабая молитва, как говорят батюшки, истинных молитвенников почти нет. А чем же мы, православные, от других отличаемся, как не молитвенным состоянием души? И если нужна проповедь, то как раз такая, которая открывает душу для молитвы. А эта проповедь в храме совершается на литургии. Однако создается впечатление, что уже сформировалось целое поколение «либеральных» батюшек, которые не верят в силу молитвы, да и много чего другого им не по нраву. Нельзя приспосабливать Слово Божие под толпу…

Хочу рассказать об одном эпизоде, произошедшем этим летом. По благословению Патриарха в 2005 году состоялся крестный ход Москва — Минск — Киев. Мы с духовными сестрами смогли присоединиться к нему на последнем этапе, в Киеве, и пройти восемь километров от Китаевой пустыни к Киево-Печерской Лавре. Поскольку тема другая, не буду отвлекаться на саму суть события, хотя оно дорогого стоит. На второй день после завершения крестного хода состоялся концерт для его участников. Было много разных исполнителей, звучали дорогие русской душе стихи и песни. Не скрою, появление батюшки Сергея Киселева с гитарой немного «напрягло», однако песни, исполненные с любовью и грустью за нас, грешных, легли на сердце. Это не были рок-песни, это было лирическое раздумье доброго батюшки. И так все было хорошо до того момента, который, очевидно, по замыслу должен был стать кульминацией, однако нас заставил подняться и уйти. Под самый конец была объявлена некая певица, зазвучали ритмы, на которые был наложен голос, судя по всему, дьякона, произносящего Гласы! Певица в конвульсиях запела о «вечном», под ритм читались тексты Святого Писания,  буквально «громыхали» песнопения Всенощной и Литургии. Большего сатанизма я не могла представить и не приведи Господи, еще раз это услышать. Страшно, когда душевное отвращение возникает при услышании (пусть даже таком) святых текстов!

Простите мне такое спонтанное изложение,но решила написать сразу, не откладывая, так как эта тема очень волнует. Спаси вас, Господи, что наконец это обсуждается. Храни вас Господь.

С низким поклоном раба Божия Татиана,
Донецк, Украина.

 

 

Моё мнение — «проповеди на рок-концерте» не должно быть. Всему своё время и место.

Действительно, на том или ином концерте «проповедник» — это певец и музыкант, и что он будет петь, тому и будут внимать в зале. Он может вести за собой, поднимать публику выше, может заставит её задуматься и... прийти в храм.

Но на концерте это должен делать певец-музыкант, никак не священник.

Проповедь, наверное, должна вестись вне этого мероприятия, ранее. Чтобы слово уже нёс в зал певец-музыкант.

(Очень важно, что это будет за человек, верующий какой конфессии, его отношение к заповедям Евангелия). Именно за ним на начальном этапе пойдут люди. Куда он их заведёт?

Посмотрите, каковы различия и сходства: просто проанализировать творчество, например, К. Кинчева, Б. Гребенщикова, «На-На», Ф. Киркорова, всяких Фабрик, атмосферу и смысл ночных клубов и т.д.

Ещё обращу внимание на название самой статьи — «Возможна ли рок-проповедь?».

Чтобы пробиться в сердца молодёжи, надо не разговаривать на их языке, а знать ту тему, о которой идёт разговор. В таком случае любая точка зрения будет воспринята, даже если она противоположна.

Сейчас рок-музыка не является тем, чем она была ещё двадцать лет назад. Существует много «продвинутых» направлений и стилей, и поверьте, там ещё та творится «история».

Выделение рок-музыки в какой-то отдельный ручей бессмысленно. Это ведь часть одного целого — молодёжной культуры.

Всего самого наилучшего вам.
Очень здорово, что вы обращаете внимание на молодёжь, её проблемы.
Александр Нивин.

 

 

Спаси Вас Господь за эту статью.

Как хорошо видна общая картина. Я на стороне д. Андрея.

Сам пришел к вере через «Нутилус-Помпилиус», «ДДТ», «Братьев Карамазовых», да и у «Машины времени» полно мудрых вещей.

Вот и последний концерт К. Кинчева — это ли не проповедь?

Или проповедь только когда запутанно говорят о бесах да грехах? Как заладит иной проповедник такую жвачку, так не только молодому, но и бабуле скучно и неинтересно, тем более брать что-либо из этой нудности, как руководство к действию…

Да, в храме рока не должно быть. Но он есть в миру и это нормально. Я имею в виду, именно тот русский, нормальный русский рок, без придурков, от которых действительно веет нечистью.

А нормальный рок с хорошими стихами способствует буквально взрыву, когда из болота тупой обмирщвленности молодой человек наконец встряхнется, задумается о Жизни, а не о существовании.

Это ж ведь какой катализатор! Не хочу идеализировать, но это действительно РАБОТАЕТ! Ведь в стихе и в такой вот форме можно очень многое вместить и сказать не для ума, а для сердца!

Другой вариант с таким человеком — пока он как-то по-другому зайдет храм или хотя бы купит полезную книгу. Это может быть что-то вроде тяжелой болезни или смерти родственников...

Или такой пример, человек впал в уныние, молитва не идёт, просто потому, что тяжесть в голове, нет той искры радости, чтобы душа взлетела... Но чтобы эта искра появилась, а уныние отвалило, прекрасное средство — врубить ту же «Алису», правда, опять же, будем разборчивы, только их последний концерт, среди более ранних буквально отдельные вещи есть и все. Ну что ж, рос человек, мудрел, оставил всё же дикость, не закоснел в бесновании.

C поклоном,
д. Георгий

 

 

Если позволите — несколько комментариев.

1. Противники рок-проповеди свои обличительные, часто не очень этически корректные выступления строят, исходя из предпосылки, что о. Андрей и иг. Сергий выдвинули и активно пропагандируют принцип: все — на рок концерты, долой традиционные формы проповеди, долой церковное пение и т. д. Что абсолютно не соответствует действительности.

Отсюда — «альтернативные» методы проповеди среди молодежи (о. Андрей Близнюк. Кстати, послушав его доклад и посмотрев видеоролик: пейзажи, глухие деревни, бабушки, говорящие о храме, снег, лошади, снегоходы..— я так и не понял, в чем же проповедь среди молодежи). Отсюда — противопоставление рока — и «классики».

А кто утверждает, что рок- и субкультура должна заменить в Церкви то, веками сложившееся, что мы имеем сейчас?

По-моему, ситуация в нашей Церкви такова, что требуется устраивать не бессмысленные баталии: что важнее — идти на рок-концерт или ехать в глухую деревню, и что из двух более «православно», а делать и то, и другое, мало того — искать новые формы и средства. Молодежь — будущее Церкви, и гнать ее под абсолютно надуманными предлогами, выдавая их за причины — непростительная и опасная ошибка. Стремление превратить Церковь в некое изолированное от общества гетто — не менее опасно, чем попытки растворить ее в этом агрессивном «мире». Следует следить за различиями — где идет проповедь Христа, а где заигрывание с молодежью.

Отслеживая деятельность и о. Андрея, и иг. Сергия, убеждаешься, что ни тот, ни другой в эту крайность не впали.

2. Монашеские рок-группы — это не просто не смешно — это противоестественно. Проповедь монаха на рок-концерте (благословленная священноначалием) — норма. Рок-группа — абсурд.

3. Рок-концерт, как ступенька к богопознанию. Слушая оппонентов,  невольно думаешь, что всем им — «повезло» — они или родились, или воспитывались в православной среде, следовательно, не понимают и не представляют (может быть, только умозрительно), что такое для человека неверующего — обрести веру. Какие внутренние барьеры и стены приходится ему ломать, каким тяжким трудом и кровью это дается. Поэтому, такая постановка вопроса: или ты принимаешь все и сразу безоговорочно — и тогда ты — «свой», или убирайся вон из «нашей Церкви» — не просто жестоко, но и неразумно, и, тем более, не имеет ничего общего с преданностью православию. Такая борьба за «чистоту православной веры» скорее свидетельствует о неразумном  неофитском экстремизме.

Не мешайте, а помогите человеку войти в Церковь, позвольте ему самому понять, а не навязывайте — что полезнее для души — рок-концерт, или богослужение, а если это в нем некоторое время будет парадоксально (парадоксально только для воцерковленного человека) уживаться некоторое время — не отвергайте его. Это — неизбежный этап роста:  у кого — рок-музыка; у кого — литература; у третьих— искусство или наука. А когда человек пройдет такой искус — будьте уверены, у него больше не будут возникать сомнения — верить или нет. Он свою веру нашел, он ее — выстрадал.

4. По поводу реплик — прекратить проповеди на рок-концертах. Создалось впечатление, что люди, отстаивающие такую точку зрения — не удосужились задуматься, что же такое послушание священноначалию. Активность о. Андрея и иг. Сергия приписывают чему угодно — рецидиву застарелых юношеских страстей и увлечений, желанию так оригинально выделиться и завоевать дешевую популярность и т.д. и т.п. Одного не хотят слышать, несмотря на неоднократные пояснения — это делается по личному и персональному благословению священноначалия.

(Мне, как священнику, например, непонятно, и странно слышать, как можно упрекать священнослужителя за исполнение поручения, данного ему законным начальством.)

Свящ. Александр (Мартыненко),
клирик храма Духа Святого Сошествия
на быв. Лазаревском кладбище г. Москвы.

 

 

Дорогие семинаристы!

По интонации вашего текста понятно, что сами вы не одобряете сие новшество на рок-концертах. Если же я ошибаюсь — простите меня, пожалуйста. Однако сказано: «Построю на «Камне» мою Церковь и врата ада не одолеют её»!

Что вы обеспокоились обмирщением Церкви в проповедях её клириков? Не был ли апостол Павел всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых? Если эти проповеди на рок-концертах угодны, в наше время, Господу, то вряд ли мы можем воспрепятствовать этому. Если же неугодны, то сами собой прекратятся, т.к. «без Меня не можете творити ничесоже». Оставьте суд Господу. Если такое явление стало иметь место в нашей жизни и в наше время, то ведь не спроста.

С уважением, Евгений.
Прихожанин Успенского кафедрального собора в г. Ташкенте.
(Бывший рок-музыкант).

 

 

К сожалению, авторы статьи по обсуждению темы «Проповедь на рок-концертах» слишком явно выражают свои собственные позиции (через разнообразные эпитеты, восклицательные знаки и проч.). Так что довольно натянуто в конце статьи выглядит фраза: «Не даем никаких оценок». Оценку студенты Сретенской семинарии уж точно поставили — и она очевидно отрицательная. Думаю, что отчет о встрече только выиграл бы, если бы в нем были только конспекты выступлений, изложенные совершенно объективно, как они прозвучали.

Что касается поставленного вопроса, то ведь не читатели же в самом деле будут судить,  «насколько может быть действенной или вообще приемлемой подобная форма проповеди Православия». Об этом как раз могут знать те, кто работает с молодежью в той или иной форме, включая проповеди на рок-концертах (а их мнение в статье уже изложено). Так что непонятно, что предлагается обсудить читателям: думаю, что большая их часть все же не имеет отношения к указанной деятельности (хотя бы потому, что реально в таком режиме проповедуют только два человека, как следует из статьи).

Но мне пришло в голову здесь некоторое сравнение. Ведь никто не выражает неудовольствия по поводу проповеди в тюрьме. А ведь там сидят преступники, нередко своими действиями сами себя отторгнувшие от Церкви. На концерте же, наверное, преступников все же меньше (говорю теоретически). То есть это люди все же более адекватные, вразумляемые, вменяемые, если так выразится, чем в тюрьме. Почему же их лишать возможности прозрения? Только потому, что они пока не научились иначе проводить время? Потому ли, что иначе как на рок-концерте их и застать нельзя (возможно, что лишь до поры до времени — кто знает)?

Нет однозначного ответа на поставленный в статье вопрос — он слишком сложен, поэтому не может быть и простого ответа, но и решать его могут только те, кто реально миссионерствует среди молодежи.

С уважением, Игнатьева И.А.

 

 

Дорогие мои братья во Христе! По моему скромному мнению, если бы не нужно было проповедовать для «неформалов», не было бы и Ваших обсуждений этой темы... Не нужно, да и не должно пытаться перекрашивать суть рока — там чаще нет Христа, а следовательно, нет выхода потребностям души, это знаю по собственному опыту «пиления» на гитаре в металлерской команде. И ни в коем случае не нужно Церкви проповедовать в стиле рок-джаз-фанк там рэп и прочий брейк-данс.

Но я полагаю, что любой стиль музыки — а это порой образ жизни, — ведет человека к Господу, и вот здесь нужно не спать ловцам человеков. Надо отделять каждого конкретного человека от плаката «Рок-угроза, агрессия, наркомания и т.д.» и определить, что есть благо в роке — например, протест серой усредненности и безразличия этих дней, поиск совести против лжи и лицемерия окружающих «правил игры».

В роке, да и в другой «субкультуре» больше душ, алчущих правды, которые своими чувствами чаще (не разумом) пытаются вылезти на свет Божий и наша задача им в этом честно помогать, не чураясь их, и не радуясь, что «я совсем уже, или вообще — не такой, как они», ведь они братья и сестры наши, такие же, но обманутые. Им мешают привычки и пристрастия к табаку, алкоголю, блуду, но это все мы такие. Надо отделить парня или девушку от поступков и вести откровенный диалог с обществом, дифференцированно поддерживая и наставляя разные поколения миря и сближая их, тем самым терпеливо выводя их на свет из темных углов, по которым все разбежались. Но для этого, извините, надо и Церкви изучать и вникать в «субкультуру», чтобы тот, кто является голосом церкви на радио или в печати, был компетентным в этой области. Ведь если задали вопрос: «Как относиться к татуировкам?», а он рявкнет: «Да дурь все это!», то другие вопросы ему задавать уже не станут — ясно, что это его не колышет, а кто-то напортачит себе на всю жизнь. На этом поле одни трудности. Это наши язвы, как вскрытые, так и внутренние, и о. Андрей Кураев, и о. Сергий Рыбко — мужественные люди, если берутся за это. Ведь в роке люди вырастают, но даже уходя «в другую», взрослую жизнь, они несут весь тот же груз душевных ран и болезней, и несчастны с ними порой становятся их близкие. Пастырская обязанность — знать причины и следствия духовных трудностей этих людей и помочь им преодолеть эти трудности, вылезти на тропинку и объяснить, что на пути к хорошей жизни без трудностей и Христова терпения ничего не поделаешь. На этом поле много венцов, но можно много натворить ошибок и принести вреда. Но от этого не укрыться одеялом — не исчезнет.

С наилучшими пожеланиями,
Константин.

 

 

Меня зовут Виталий, мне 28 лет. Работаю инженером в г. Омске. Очень понравилась статья. Полностью поддерживаю о.Андрея Кураева и о.Сергия Рыбко.

Я лет с одиннадцати увлекался русским роком, в качестве слушателя. Ранний «Наутилус», «Кино», «ДДТ», «Алиса». Рок это сильная энергетичная музыка без какой-либо духовной направленности, по крайней мере, в исполнении данных групп. Но энергия, как говорится, не исчезает бесследно и какое направление она приобретет в душе человека, зависит от самого человека. На этом фоне ваша работа, Андрей и Сергий, становится необходима. 

Приведу пример из своей жизни. Раннее творчество группы «Алиса» имеет ярко выраженную языческую направленность. В течении своей жизни я принял Христа, возлюбил  Бога всем сердцем, это, конечно, отдельная тема разговора. Но, возвращаясь к рок-музыке, очень приятно осознавать, что К. Кинчев, на данном этапе, пропагандирует православное христианство в своих песнях. Альбом «Теперь позднее, чем ты думаешь», и Кинчев сам говорит, что он принял Бога, может, он это говорит другими словами. И его песни подтверждают то, что сказал Истомин Игорь Александрович: «Церковные песнопения формируют в человеке тихое, молитвенное отношение к Богу, а через динамики и усилители такая молитва становится требованием!». А также и то, что и сам рок-музыкант может быть проповедником…

Виталий

 

 

Осмелюсь на правах инославного — для вас — христианина высказаться по поводу статьи.

Для начала я бы разделил понятие «рок-проповедь» на два. Первое — это проповедь с помощью рок-искусства. Здесь ключевым должно быть слово «искусство». Под оным я разумею все то, что направляет или может направить человека к Горнему. А раз так — то рок-искусство и христианство — в том числе и православное — автоматически совместимые вещи, ибо «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак 1:17). Например, в моей фонотеке есть несколько вариантов исполнения 22 Псалма (23-го в английском издании) и оттого, что его споют в БОГОВДОХНОВЕННОЙ рок-аранжировке — он не потеряет своей Богодуховности. Я сам не музыкант, но, думаю, было бы интересно переложить православные молитвы в рок-аранжировку — вполне возможно, что они бы получили более свежее звучание, не потеряв при этом своего Вышнего смысла — все будет зависеть, опять же, от Боговдохновенности композитора и исполнителя.

Наконец, такие знаменитые рок-композиции на религиозные темы, как агрессивная Jesus He Knows Me (Genesis) и ироничная Ticket To Heaven (Dire Straits) — разве они не являются своего рода проповедью против тех, кого Иисус назвал волками в овечьей шкуре? Итак, по-моему, ЛЮБОЕ искусство совместимо с христианством, в т.ч. и православным — в том случае, разумеется, если это истинное искусство, призванное вознести мысли человека к Сущему.

Вторая часть — это проповедь на рок-концертах и в рок-клубах. Здесь все зависит как от конкретной ситуации, так и от авторитета и такта проповедника. С одной стороны — на мероприятиях, которые иначе, как бесовским шабашом, не назовешь, проповеднику в частности и христианину вообще вроде бы делать нечего — «Блажен муж, кто не ходит на собрания нечестивых», а проповедовать там — это своего рода духовное насилие над теми, кто желает беснования, а не Богообщения. С другой стороны — «... не здоровый имеет нужду во враче, но больной», «... се, стою и стучусь» — т.е. если проповедник имеет достаточно мужества — ему следует хотя бы попытаться отвратить людей от такого времяпровождения. И с третьей стороны — если речь идет именно о рок-концерте, а не о сатанинском шабаше и если его программа вполне пристойна — то присутствие священника и/или проповедника там вполне уместно, равно как небольшая и ненавязчивая, но проникновенная и в тему мероприятия проповедь из его уст.

Благослови вас Господь!
Константин.

 

 

Прочел статью, и мое мнение таково, что действительно сближение церкви с рок-культурой никакой пользы Православию, кроме вреда, не принесет. И как правильно было отмечено, общение священников с рок-фанатами на сленге не даст ничего, кроме унижения Православия и в глазах тех же фанатов, и в очах Божиих. И уж тем более организация игуменами рок-клубов с продажей пива не принесет ничего хорошего. Да, о. Кураев написал сильную проповедь, но сколь ни сильна они была, человек, одурманенный децибелами и пивом, вряд ли ее услышит, вряд ли станет что-то менять в своем образе жизни. А что касается решимости одного человека стать изолятором и не допустить в церковный дворик наркотики, нецензурщину и прочий негатив, то это просто смешно. И я склонен думать, что, говоря такие слова, человек просто не отдает себе отчета, что он говорит и какую ответственность на себя берет…

С уважением,
Шибко Виктор.

 

 

Мне нередко говорили, что, слушая песни К. Кинчева и Ю. Шевчука, читая проповеди и книги А. Кураева и С. Рыбко, к Вере прийти нельзя. Однако, например, мне нужно было дать хорошего пинка, чтобы перестал блуждать в потемках (от славянского язычества до рерихов), и именно они своей деятельностью это сделали — поставили меня на начало тропинки, ведущей к Православной Вере, и показали, где искать Свет. Я им за это очень благодарен.

Творчество этих поэтов и миссионерская деятельность таких служителей очень нужны, жаль, что они очень часто не находят понимания среди своих же.

Кроме того, людям недалеким, к которым отношу себя, они дают аргументы — оружие в дискуссиях об отношении к Православию, Родине, Церкви.

С уважением,
Роман.

 

 

Для каждого возраста — своё. Просто, по моему мнению, рок-музыка — не хорошо и не плохо, это нормально. Также нормально, когда Церковь освящает все стороны жизни христианина, и почему, собственно, нужно строго отделять молодёжную музыку, признавая её худшей, чем музыка, которая ближе другим возрастным категориям. Мы все были молодыми, менялись наши вкусы и ещё будут меняться, но неужели изменения наших вкусов, с возрастом, нас сделали более святыми?

Мы вообще все очень разные, но если мы в Церкви — мы одно целое. А музыка, в любом ритме и с любой громкостью, если проповедует Христа, или хотя бы христианские ценности — это хорошо. Христианина в любом случае воспитают не музыка и поучения, а сам Бог, прикасаясь к душе человека в Таинствах Церкви.

С уважением, Ярослав Валерьевич Нагурный

 

 

С интересом почитал статью семинаристов: «Возможна ли рок-проповедь православия?». Скажу сразу: считаю, что такая проповедь невозможна.

Хотя я сам долгое время увлекался рок-музыкой, да, откровенно говоря, и сейчас не совсем к ней равнодушен, всё равно считаю, что проповедь такого рода малоэффективна.

Кроме того, считаю, что она может вызвать и обратный эффект.

Дело в том, что люди приходят на рок-концерт не за проповедью и не за Православием. Многие любители рок-музыки верующие, православные люди, но, по крайней мере, тем, которых я знаю (да и мне самому) было бы странно и как-то неловко увидеть православного священника на рок-сцене.

Начинается концерт (предположим, моей любимой рок группы); я весь в предвкушении, что наконец вживую услышу свои любимые композиции, может, что-то новое...

Я настроен на совсем на другую волну, совсем не ту, как если бы я был в храме...

И тут появляется о. Андрей Кураев в рясе и начинает проповедь с использованием молодёжного сленга («не фига» и т.п.) Ничего, кроме смущения, у меня такое явление не вызовет...

Вера в Бога, Церковь Христова — это ведь самое сокровенное, этого не может быть здесь, где меня переполняют запредельные эмоции — это же рок-концерт!

А тут о. Андрей с проповедью!

Тем более, что у большинства людей, которые «верят, но в храм не ходят», есть какая— то заноза в душе, которая отталкивает их от Православия... Но время ли и место вытаскивать и врачевать её на рок-концерте? По-моему, приход человека в Церковь — это что-то сокровенное и таинственное... И далеко не всегда душевная боль, которую иногда так усиливает рок музыка, ведёт именно в Православный храм...

Я уверен, что в каждом отдельном случае прихода человека в Церковь есть Промысел Божий. А Его действие реализуется в самой жизни — в событиях, встречах или как-то иначе, но всегда Он является в душе человека каким-то тихим, одному ему —  человеку, понятным чудом. Может ли быть иначе, спрошу я вас? По-моему, нет...

Происходит ли это чудо во время проповеди на рок-концерте — не знаю: я на такого рода «комбинированных мероприятиях» не бывал...  Что бы произошло в моей душе после слов отца Андрея? А если бы я был еще и нетрезв, как большинство ребят, которые ходят на такие события?..

P.S. Если кто-нибудь из вас бывал на таких концертах с проповедями — напишите, пожалуйста, о своих впечатлениях, если будет время...

С уважением,
студент 6 курса ММА
Андрей Лагутин

 

 

Хотелось бы воспользоваться предложением авторов статьи и высказать свое мнение относительно соотношения субкультуры и Православия, темы, которая, насколько мне известно, занимает православную молодежь. Как ни странно, даже среди тех, кто не отказывается в свободное время послушать новый альбом «Rammstein», «Короля и Шута», «Арии» и проч., непосредственное смешение рока и проповеди вызывает довольно-таки настороженное отношение. Почему так происходит и не стоит ли, отказавшись от «излишнего фарисейства», выписать индульгенции некоторым светским привычкам, тем более что последние даже находят определенную поддержку в миссионерских кругах как наводящие на размышления о вечном, прекрасном, высоком? Рискну предположить, что многие представители молодежи с трудом разграничивают миссионерскую и внутрицерковную проповедь и могут расценить «рок-проповедь» как своеобразное благословение старых привязанностей. Зато для другой категории молодежи подобное смешение чревато некоторыми соблазнами. Представьте себе человека, трагически и остро переживающего испорченность и извращенность своего образа жизни, чувствующего отвращение к прежнему, ветхому и ощущающего необходимость радикальной перемены,  приходящего в церковную ограду и встречающего здесь… те же «рок-тусовки», «православные дискотеки» и громкие увещания, что никакого жесткого противоречия нет, что везде — одно и то же,  что возможно «не терять своего лица» и своих привычек, что Православие отнюдь не входит в противоречие с тем, безжизненность чего уже ясно осознана; что не должно быть насилия над самим собой, то есть над «ветхим человеком», от которого так хочется избавиться... Уже  высказывались мнения о том, что сектанты имеют столь большой успех у молодежи именно за счет своего радикализма — человек жаждет измениться, и ему дают эту возможность — хотя бы видимо, а у нас зачастую получает ответ: да у тебя все хорошо, для твоего возраста это нормально, для молодежи у нас особые правила и послабления. Так же и здесь: человек, исковерканный субкультурой, натыкается на нее же, причем с пометкой «приемлемо». А если он уже знает, что для него лично — неприемлемо? Хорошо, если здравомыслие присутствует, а если его маловато? И миссионерский запал проецируется на все учение Православной Церкви, едва ли не на догматику, что весьма и весьма грустно. Ведь, повторю, различие проповеди миссионерской и внутрицерковной для многих просто непонятно.

Даже если человек вместо чтения, например, Иисусовой молитвы ставит диск «Арии», он все же осознает, что делает это по немощи, что это — поле для работы над собой, а не благословленный способ познавать «возвышенное и чистое». Поэтому я считаю, что, когда принадлежность человека к категории православной молодежи едва ли не обязывает разъезжать по рок-концертам и всевозможным тусовкам с играми-дискотеками — то это ситуация несколько нездоровая. Вообще, по-моему, излишнее заигрывание с молодежью в сфере развлекательного досуга больше потребно родителям, стремящимся удержать детей у церковной ограды любым способом, кроме личного примера. Человек, который действительно по своей воле пришел в Церковь, не топнет ногой и не уйдет, если ему не устроят летний лагерь с насыщенной программой и не отпустят на рок-концерт. Это что касается возможного неадекватного восприятия уже пришедшими в Церковь людьми рок-проповедей как некоей апологии субкультуры и  духовной расслабленности вообще.

Не мне судить, насколько действенна проповедь в столь далеких от традиции православной аскетики условиях, какими-либо данными относительно этого я не обладаю, но наверняка успехи имеются, иначе такие акции давно бы сошли на нет. Тем не менее, я отношусь к противникам декларации совместимости Православия с вещами, которые слишком многих людей отделяют от Христа, и даже в лучших и чистейших своих проявлениях не могут сравниться с миссионерским действием обычного солнечного света, победно золотящегося на крестах простого Православного храма.

С уважением, Орлова П.Е.,
студентка теологического отделения ЯГПУ

 

 

Мне кажется, слишком много шума из всего этого. О. Андрей очень точно заметил: «Никто не собирается привносить рок-музыку в храм», рок — это рок, а храм — это храм. Я люблю рок. Мне кажется, нельзя рассуждать о нем поверхностно и обобщать. Есть, я не спорю, сатанинские группы, но есть и совершенно другие, которые далеки от всего этого. Нельзя из-за нескольких групп весь рок клеймить сатанизмом. Если бы на форуме включили запись группы «Алиса» (из последних альбомов), я думаю, все бы аплодировали. Это же какая проповедь! Особенно песня «Всадники». Вряд ли у певцов, к примеру, популярной музыки есть в песнях такие слова: «Если свет, который во мне есть тьма, то какова тогда тьма...», или «Так мир рассечёт кормилец...» или «от смерти за жизнь принял бой — изгой». (Не про Христа ли?) У кого, у Моисеева или у Киркорова, такие песни есть? Если искать здравый смысл в музыке, то в какой? Что, в «попсе» или в «кислоте», которая ничуть не меньше пропагандирует «наркоту» на всяких там дискотеках? Молодежь ищет его в роке, кстати, многих он приводит к Церкви. Рок, конечно, нельзя равнять с церковными песнопениями, потому что они не одно и тоже. Церковное-ангельское должно быть в храме, на молитве. А рок, конечно, в Церкви не уместен, никто, собственно говоря, его туда и не тащит. Даже некоторые рок-музыканты — люди верующие, и далеко не все — сатанисты. Это ярлык, который чаще всего клеят те, кто о них даже ничего и не слышал. Кинчев, Кипелов, Беркут, Шевчук, Серышев и другие — верующие люди. И у них семьи, и отнюдь не состоят они не в каких сатанинских культах (это всё пиар, кому как выгодно, так в газетах и сплетнях и судит). Не рок-музыка ответственна, а тот, кто ее делает, и ответственность на нем, а не на рок-музыке. И, как процитировал как-то мною уважаемый миссионер наших дней о. Андрей Кураев, «пуля дырочку найдёт». Принцип сегодняшней демократии: не хочешь — не слушай, никто тебя не заставляет.

«Скользкая» тема, о ней много можно спорить, и всё же итог таков, что каждый останется при своем мнении…

Вячеслав С.
г. Нижневартовск

 

 

…Статья хорошая — Кураев перегибает палку, но, может, в этом работа миссионера и заключается? Мне кажется, главное не перейти черты, чтобы выступление священника даже на рок-концерте не превратилось в элемент шоу, а то люди просто станут воспринимать миссионера как шоумена и станут не то что прислушиваться к нему, а ждать, какое коленце он на этот раз выкинет.

Вообще, конечно, Церковь отдельно — субкультура отдельно, хотя можно иногда и напомнить о себе, как это Кураев делает — по-моему, очень грамотно, но пусть он делает это редко и избирательно. Точечно.

Экстримистскими высказываниями типа — рок от сатаны — можно только оттолкнуть от Церкви, к сожалению, такие оценки в большинстве своём я и слышу от воцерковлённых людей, которых хлебом не корми — дай камень в огород молодёжи кинуть. Кстати, в таком же тоне высказываются и мои родители — люди неверующие.

P.S. Был на концерте американской рок-группы Cannibal Corpse, потом неделю целую отходил от этого зверства. А после концерта вообще чувствовал себя, как будто из меня выпили всю энергию.

Алексей

 

 

Думаю, Церковь должна покровительствовать верующим рок-музыкантам, но мешаться со светской культурой Церковь не должна, она не должна навязываться… Церковь должна хранить тайну, вызывать благоговение. Церковь должна идти к страждущим, а рок-концерт — это все-таки место развлечений, увеселений, на рок-концерте есть какая-то доля игры, несерьезности, и духовному лицу там не место. Надо соблюдать четкую границу.

P.S. Проповедь — пафосно как-то, есть попытка участия, попытка стать своим... Мое мнение — это слова не человека в рясе... Их должен произносить верующий рок-музыкант.

Сметанин Алексей
православный верующий, 23 года

 

 

Меня зовут Дмитрий, мне 28 лет.

Я и моя жена … решили откликнуться на Вашу просьбу и отправить Вам наши соображения на тему рок-проповеди.

Я думаю, если такое явление будет происходить чрезвычайно редко (не более одного раза в год на всю страну) и этим будет заниматься один человек (лучше невысокого церковного чина), то большого вреда не будет. Польза от рок-проповеди, я думаю, минимальна (хотя, может, кого-то «заденет»), а вреда может быть от этого больше, люди приходят на рок-концерт совсем за другим и втолковывание им церковных истин может вызвать совершенно обратный эффект… Я так думаю, может, я ошибаюсь. Я думаю, что наилучший пример рок-проповеди — в журнале «Фома»: интервью с рок-музыкантом Кинчевым. Если сам легендарный рок-музыкант признаётся, что он православный и рассказывает, какие перемены произошли в нем — это, наверное, лучшая проповедь, на порядок более эффективная, чем если перед толпой молодежи на сцену выйдет священник и начнет что-то говорить людям, пришедшим на рок-концерт.

Наиболее эффективная проповедь, я думаю, может быть:

1) в армии, если священник действительно отдает себя служению солдатам

2) в общеобразовательной школе, ПТУ, техникумах, институтах — единственное, что посещение проповедей или соответствующих предметов должно быть только добровольным.

3) очень эффективны различные спортивные секции (в журнале «Фома» описан случай такого опыта одного священника-самбиста)

Дмитрий

 

 

Проповедь понравилась. Она не воспринимается как нудное нравоучение о догматах церкви, но как диалог церковного человека с людьми, которые, вполне возможно, еще не задумывались о вере.

Ведь  всем  известно,  что общество у нас сейчас нецерковное. При этом, очень  приятно,  что  русский рок (в лучших его проявлениях) и высокая духовность — понятия  одного уровня, ведь о нашей эстраде не всегда это можно сказать. Молодежь  всегда  себя  противопоставляет кому-то или чему-то, ищет именно свой, другой путь, не такой, как у всех до них бывших, так пусть она через отрицание идет к пониманию, в том числе и к  пониманию Бога. Сегодня идет массовая пропаганда образа жизни и ценностей, которые явно не совместимы с христианством (да и со многими другими религиями). Эта  пропаганда идет и с экранов телевизоров, и по радио, и через рекламные щиты на улицах… Так что же, давайте тогда не будем использовать телевидение для проповеди, потому что люди у экранов могут призывать сатану, танцевать «дьявольские танцы», прелюбодействовать? Давайте вообще будем общаться с людьми только в храмах, а вне храмов — молчок, ведь люди-то разные, не приведи Господи, мусульмане или сектанты! Так, что ли?

Проповедь должна быть и на рок-концерте и на работе, и дома, и на поле боя, тогда толк будет. Мы не должны прятаться за «штампы»: рок — сатанизм.

Хочу задать несколько вопросов. Вам хорошо, вы уже с Богом, а что делать тем, кто еще не с Ним? Что делать тем, кто не посещает пока храм Божий, но идет на рок-концерт? А чем отличается человек, посещающий рок-концерт от того, кто идет на концерт в консерватории? А можно ли проповедовать в консерватории?

И последний вопрос: а где можно проповедовать?

С уважением,
 Виталий

28 марта 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×