От слов твоих…

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). Откуда такая строгость к словам? Точнее не к словам даже, а к нам – грешным и немощным людям? Неужели слово это так важно, так серьезно, так страшно, в конце концов? Что же это – и не говорить, может, лучше вообще ничего? Но это невозможно… Кто же тогда вообще спасется?

Такие вопросы рождаются чаще всего в сердце и поднимаются к устам человека, который, читая Евангелие, впервые всерьез задумывается об этом предостережении Спасителя. И, конечно, они требуют разрешения, потому что вопрос, оставшийся без ответа, сначала мучает, беспокоит, а потом… забывается.

Нет, наверное, ни у кого сомнения, что вообще грехи словом могут быть очень и очень тяжкими. Ложь, осуждение, клевета, речи недобрые, язвительные, ранящие сердце человека… Но ведь Господь говорит не об этом лишь, но и о праздных словах. Какой в них заключен грех, какое они в себе таят зло – для окружающих и для самого человека, их произносящего? И вообще – какое слово праздное?

Если посмотреть на контекст евангельской цитаты, то можно увидеть, что прежде речь идет о хуле на Святого Духа, об устах, которые говорят от избытка сердца, о «злом сокровище» – то есть о том недобром, которое может быть в человеке сокровенно, о его внутренней сущности. А о словах праздных и об оправдании или осуждении «от слов» – уже после всего.

Окружавшим Господа в этот момент книжникам и фарисеям, в присутствии которых Он исцелил одержимого бесом слепого и немого, было невыносимо видеть дивящийся этому чуду народ и слышать то и дело раздававшийся вопрос: «Не это ли Христос, сын Давидов?» (Мф. 12: 23). Они лихорадочно искали: что противопоставить тем делам, которые творил Спаситель, что возразить людям? Искали, но не находили, потому что в глубине души прекрасно понимали, что «таких чудес, какие» Он творил, «никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3: 2). И только одно «возражение» родилось у них, вопреки этому пониманию: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12: 24).

То есть вот в чем, видимо, дело: они думали одно, а говорили совершенно иное, словно раздваивались сами в себе. И слово, долженствующее служить для выражения истины, истины было лишено, а вместе с ней – и подлинного наполнения, и потому было праздным, пустым, как сосуд без содержимого. Значит, в первую очередь осуждается здесь устроение человека, по истине не живущего, знающего ее и вместе с тем сознательно игнорирующего ее и даже более – ей противящегося.

Однако грех все же не только хула на истину, но и вообще всякое слово, которое можно назвать праздным, то есть пустое, бесцельно, необдуманно и потому безответственно сказанное. Сказанное всуе. Может быть, и не такой уже страшный, но грех.

Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание
Человек, в отличие от всех живых существ, именуется у отцов «существом словесным». Словом Божиим сотворено все – видимое и незримое. И человек, созданный «по образу и подобию», имеет дар слова как некоей творческой, созидательной силы, опять же – единственный из всех обитателей земли, чем решительным образом и отличается от них, способный к тому, чтобы стать некогда «богом по благодати». А за всякий дар, тем более за столь великий, необходимо перед Богом отвечать, как за полученные таланты в знакомой всем притче. Господь ведь ничего не дает нам напрасно, и если мы пользуемся чем-либо не в соответствии с его назначением, то это и само по себе уже небезгрешно.

Слово не созидающее обязательно будет разрушать, причем прежде всего – того, от кого оно исходит, а вслед за тем и жизнь, его окружающую. Невнимание к слову, неосторожное употребление его развращает человека, опустошает, выхолащивает внутренне. Призванное служить выражением нашей мысли, тех серьезных, глубоких процессов, которые происходят внутри нас, оно, будучи «употребляемо» рассеянно и безответственно, помрачает наш ум, лишает нас последних остатков внутренней цельности. Разве не свидетельствует об этом наш повседневный практический опыт? Ведь стоит хотя бы немного поддаться страсти празднословия, как крайне трудно становится молиться, внимать себе, отсекать недолжные, греховные, осквернявшие нас помыслы; в душу проникает выстуживающий ее тепло холод. Наверное, поэтому и наставлял учеников своих преподобный Антоний Великий: «Бог дотоле хранит тебя, доколе ты хранишь свои уста». Такая вот связь… Потому и другой замечательный подвижник, преподобный Макарий Египетский, однажды, распуская в скиту собрание, сказал братии: «Бегите, братия!» И когда один из братии спросил: «Куда нам бежать из пустыни?», то он, положив перст на уста, ответил: «Сего бегите», а после вошел в келью свою и заключил за собою дверь…

Нет, конечно же, не говорить вовсе, всегда хранить молчание – подвиг, непосильный для нас, людей, обремененных многими обязанностями, связями и отношениями. Да и не требует от нас этого именно подвига Господь. Надо лишь… не говорить ничего просто так – не подумав: что, кому и зачем мы говорим. Не говорить, не вспомнив об ответе в день суда за каждое сказанное слово. Это-то воспоминание и подскажет нам, как избежать тех слов, которые могли бы нас погубить.

Игумен Нектарий (Морозов)

10 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил12 февраля 2014, 09:13
Современный человек, как и всё данное от Бога, дар Слово приспосабливает-переделывает под себя: нынешние разговоры - это "печки-лавочки" озвучивание увиденного, пережитого, свообразное освобождение души от грехов, оправдывание-успокоение-утверждение себя в хорошего. "Праздное", может быть, это слово за которое не надо отвечать, которое не помогает, но и не опечаливает, которое не хочет, не собирается помочь-спасти, которое не волнуется, не переживает.
храмко григорий20 декабря 2012, 11:11
Александру: поскажи или порассуждай как найти меру-Мера она у Бога . Наверно больше молчать и слушать, пока сердце не приисполнится, а сейчас думая о вчерашнем приисполнении-горячном(коментарии) сердца своего прошу прощения- Дурака.
григорий19 декабря 2012, 14:55
Александру: стихотворение хорошое в общем, ну а если начнут лжесвидетили обвинять Брата , Ты тоже свидетель и всё видел умалчиш ПРАВДУ уж больно грозны Лжессидетили как бы самому не пострадать, тем самым предовая Бога(3 заповеди первые) правду,истину,благость.
"Не суди и не судим будеш" коли не ведаеш многово и не свидетель не будь строг и чтоб гнев не победил-поМРАчил рассудок но и заповедь "не обмани" не отменена и Она будет чуть по выше. Бог осудит не за осуждение неправды, а за ярость и не виденье бревна в своём глазу, а за ярость с которой доставая соринку из глаза брата вырывают глаз фарисеи-книжники: -"Мы уверены Христос хулит "НАШЕГО БОГА", повинен к смерте"
Елена17 декабря 2012, 14:28
КРЕСТНАЯ СИЛА!
Елена17 декабря 2012, 14:23
Слова не имеют значения, когда они не наполнены мыслью.
Дыханием или созерцанием, возможно другими средствами, какими пользуется человек, при общении, или наедине с собой, дух святой или проведение господне управляют нами. Всё во имя господа и для блага. В силах человеческих сопротивляться или следовать за ними. Человек даже во сне способен разговаривать.
Но имеют смысл не слова, а действия связанные с ними. Мы говорим о том что происходит вокруг. Часто наши фразы становятся ключевой развязкой событий. И не всё нам обязательно знать, достаточно того, что жизненно необходимо, а всё остальное бог распорядит. На всё его воля.
Спаси и сохрани нас Господи!
григорий17 декабря 2012, 11:34
Марии: Убивайте мысли праздные, убивайте этих младенцев из-чад-адовых пока не Выросли, бросайте их на камни ВЕРЫ ,не жалейте Их. Легко не будет -Земля проклята за грех Адама, земля не искуплена но побеждён грех Новым Адамом-Христом к Ниму припадём и с Его силою и мы можем победить рабство греха.
храмко грогорий17 декабря 2012, 11:16
цитата; Если не по любви то по ненависти противников рода человеческого, за каждое празное слово дадим ответ на прохождении мытарств. Серафим Роуз "Душа после смерти" не сам из себя.
Легковесность и всёсоглашаемость с собеседниками-льстителями присоеденяет нас к "смыслолсловным помыслам к множиству путей к духовной талерантности-вседозволенности принятии греха в себе как должного, и пускай явно худого руки наши не делают, дух наш в болоте с гадами-кишащими, не-отпустить наш дух-вот Их цель, развеить и истереть все "наши благостные попытки, узаконить наш грех в нас и не отпустить из под своей власти-зависимости".
Из уст Библейских и Святоотеческих пробивается маленький ручеёк душеспасительного трезвящего нектара, а из наших ртов бьют фонтаны...
Александр11 декабря 2012, 09:18
Слово

Бойся слово камнем бросить!
Не суди. Не обличай.
А когда совет попросят,
Осторожно отвечай.

Не доказывай упрямым.
В спорах – лучше не кричи.
Не желай быть мудрым самым.
Коль не просят – не учи.

Слово может больно ранить.
Слово может обольстить.
Ну а может и наставить.
Может что-то запретить…

Но и в правых убежденьях
Ты не каждого лечи.
Вспомни о своих паденьях,
И, подумав, промолчи!

Будь со словом осторожен.
На вопрос же твой ответ
Станет пусть совсем не сложен.
Самый лучший – «да» иль «нет».

И вначале было Слово.
Это Слово было – Бог.
Всем основам Он – Основа.
Всем пророкам Он – Пророк.

2011-2012
Александр10 декабря 2012, 23:55
Извините, так и не понял в чем заключается праздное слово... !?
Леван10 декабря 2012, 22:06
Спаси Вас Господи, отец Нектарий, за душеполезные наставления!
Заставляют задуматься ...
Александр10 декабря 2012, 19:29
Слава Богу, потихоньку от некоторых словословий удалось избавится. Меня, как и Марию, интересует слова прокрученные внутри себя, без озвучки. Это большой грех? А то идешь, а выпившая компания ругается и некоторые слова прилипают к мыслям...
Счастливая10 декабря 2012, 19:29
Так и поступаю! стараюсь говорить и мыслить только серьезно и сокровенную суть не растрачивать... Жаль только, много укоров выслушала в течение жизни: "Чего молчишь, ты нас не уважаешь, ты от нас морозишься?"... Но статья показала, что я поступаю правильно, и мне нечего стесняться...Спасибо за статью!
р.б.Сергий10 декабря 2012, 18:14
Марии: "...а значит и Господь видит моё мысленное празднословие?"
ГОСПОДЬ ВИДИТ ВСЕ, в том числе и наше произволение в отношении наших помыслов - "оскорбляет человека не то, что входит в него, а что выходит из него". Если не уклоняемся, не избегаем праздных или неблагочестивых помыслов, то по наполнении ими сердца нашего начинают глаголить праздно уста наши...
Простите и Вы мне мое произволение.
Низкий поклон автору за наставление, приятного всем ПОСТА, МИРА и БАГОЧЕСТИЯ!
Роман10 декабря 2012, 16:51
Как это "Сказанное всуе. Может быть, и не такой уже страшный, но грех."???? Первое мытарство сразу не пройдешь ведь. Слово - Божий дар. Сам БОг -СЛОВО. И это не такой уж большой грех??????? Сам себе батюшка противоречит.
Мария10 декабря 2012, 15:33
Спаcибо, батюшка, за статью! Очень актуально для меня. Но возник вопрос: как быть, если одолевают праздные мысли? Пусть я не произношу их вслух, но в сердце-то они у меня есть, а значит и Господь видит моё мысленное празднословие?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×