К процессу воссоединения РПЦ и РПЦЗ
| ||
«Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского |
Впервые из рук РПЦЗ мы получили материалы и о новомучениках Российских, я имею в виду двухтомник протопресвитера Михаила Польского.
Прославление РПЦЗ в 1981 году царской семьи и сонма новомучеников Российских, так же как позднее прославление Оптинских старцев стало для нас великой радостью. Дома, келейно мы могли уже молиться перед иконами почитаемых нами святых, ожидая их прославления на Родине. Тоже нужно сказать и о более раннем прославлении РПЦЗ праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербургской.
Правдивый, патриотический взгляд на русскую историю мы тоже получили от авторов-зарубежников – Н. Д. Тальберга и архимандрита Константина (Зайцева).
Религиозный взгляд на творчество наших русских писателей, прежде всего А. С. Пушкина, мы тоже восприняли от иерархов РПЦЗ, я имею в виду, прежде всего, труды митрополита Антония (Храповицкого) и митрополита Анатастасия (Грибановского).
Настольными книгами, учебниками для студентов наших духовных школ задолго до того, как вопрос об объединении стал подниматься «на верхах», стали экзегетические труды архиепископа Аверкия (Таушева).
С жизнеописаниями православных подвижников, лишенных Родины после 1917 года, мы знакомились по джорданвильской периодике «Православный путь» и «Православная жизнь» они же переиздавали и труды наших святителей – Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника.
Настало время оценить труды самоотверженных издателей, которые в 1980–1990-е годы через свои книги воспитывали простых верующих людей в братолюбии по отношению к Русской Православной Церкви за рубежом.
| ||
Альбом, посвященный 75-летию Свято-Троицкого монастыря |
Издательство возникло как реализация замысла о «Русской православной академии богословских наук и научно-богословских исследований». В уставе академии, утвержденном в 1995 году, первым пунктом было обозначено «Содействие обретению церковного единства со Старообрядческой и Зарубежной Церквами». Книгой, которая наиболее послужила этой миссии, является «История Русской Православной Церкви: От восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1-й: 1917–1970 годы» (СПб.: «Воскресенiе», 1996). В ней дан анализ предыстории революционной трагедии. Ее авторы – руководитель академии М. Б. Данилушкин, священник Владимир Дмитриев, доктор исторических наук М. В. Шкаровский, историки Т. К. Никольская, Б. П. Кутузов. Книга написана живым языком на основе огромного архивного материала. Многие документы введены в научный оборот впервые. В ней освещаются малоизвестные страницы истории Русской Православной Церкви ХХ столетия.
Глава о Русской Православной Церкви за рубежом в этой книге дала повод сеятелям слухов обвинить издателей «в переходе в юрисдикцию РПЦЗ и обслуживанию ее интересов за денежное вознаграждение» (в этой статье я не касаюсь темы перехода наших клириков и мирян в РПЦЗ в 1990-е годы, вопрос этот очень болезненный и требует специального рассмотрения). Между тем, могу свидетельствовать, как человек хорошо и давно знающих издателей «Истории», что они были и остаются верными чадами нашей Церкви, а книги свои издавали и издают не на какие-либо щедрые пожертвования – деньги на каждое издание с большим трудом зарабатывают сами.
Этот 1-й том «Истории Русской Православной Церкви» в настоящее время из-за малотиражности стал уже почти раритетом (кому-то даже неизвестным, а кем-то забытым), потому я хочу особо остановиться на главе «Русская Православная Церковь за рубежом» и процитировать отрывки из нее, которые доказывают справедливость заголовка моей статьи. Важна редкостная для тех времен тональность повествования
«Началу возрождения нашей Церкви, нашего национальнаго самосознания мы во многом обязаны именно Русской Православной Церкви за границей. Именно в ней, как на островке, сохранилась и русская дореволюционная культура, и уставность богослужения, и чистый русский язык, в значительной степени искаженный средствами “культуры” в подсоветской России. Именно Зарубежная Церковь вела миссионерскую деятельность вне нашей Родины и помогала нам, своим соотечественникам, в годы советской власти, услышать слово Божие, ведя радиопередачи и с каждой возможностью переправляя церковную литературу тогда, когда у нас были запрещены даже проповеди в храмах».
К этому благодарственному вступлению к главе «Русская Православная Церковь за границей» присоединятся теперь тысячи верующих, начавших свое воцерковление на рубеже 1980–1990-х годов.
Далее выделим идейное убеждение авторов, которое получило ныне сторонников и «на верхах»: Случалось, что между Русской Церковью, находящейся на территории нашей страны, в лице Московского Патриархата и различными его зарубежными частями нарушалась не только физическая, но и каноническая связь. Но и в этом случае православные русiяне независимо от своей юрисдикционной принадлежности в осознании общих духовных и исторических корней почитают себя чадами одной матери – Русской Церкви, радуясь ея радостями и скорбя ея скорбями. Поэтому история Русской Церкви новейшего периода должна рассматривать и те русские церковные образования, которые сложились за рубежом в последние десятилетия».
Далее в книге следует обзор церковной жизни в ее историческом развитии в бывших национальных окраинах Российской империи – в Прибалтике, Польше, Румынии и в различных западных странах – Сербии, Франции, Германии, Болгарии, Китае, Америке. Подробно описывается история формирования структуры управления РПЦЗ, приводятся архивные документы по этой теме. Не обходят стороной авторы «Истории» драматические моменты в жизни РПЦЗ: разделение с митрополитом Евлогием (Георгиевским), обусловленные политической несвободой, отношения иерархов РПЦЗ и патриарха Сергия (Страгородского), поведение некоторых мирян и клириков во время Второй мировой войны. Авторы «Истории», нелицеприятно описывая все сложности истории РПЦЗ в то же время, однако констатируют: «Зарубежная Церковь продолжала считать себя частью единой Русской Православной Церкви. Ежедневно в православных храмах тех стран, где были колонии русских эмигрантов, возносились молитвы за Россию, за страдающих от гонений братьев. В 1940-е годы тысячи советских граждан, волей судьбы оказавшихся на чужбине, нашли приют и утешение в лоне Зарубежной Церкви».
Далее отмечается, что после окончания войны «увеличилось число сторонников установления канонических отношений с Московской Патриархией».
В числе сторонников был канонизированный РПЦЗ и почитаемый в России святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, ему в «Истории» посвящена особая главка.
И далее во всем тексте «Истории» отмечаются все моменты наметившего потепления в отношениях между Церквями. И приводится еще одно важное идейное утверждение: «Единство веры, любви и молитвы возможно и без административных связей. Это очевидно из того, как это единство осуществляется Вселенской Православной Церковью, в которой отдельные Поместные Церкви, равно как и входящие в них епархии, не соподчинены некоему административному центру».
| ||
Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. |
Вскоре после выхода «Истории» руководство РПЦЗ в лице ректора джорданвильской семинарии (РПЦЗ) архиепископа Лавра (ныне митрополит, глава РПЦЗ) запросило отзыв на книгу, который и был сделан преподавателем курса истории Русской Церкви при этой семинарии А. В. Псарёвым (этот отзыв хранится в архиве издательства «Воскресенiе»). В заключении этого отзыва говорится: ценность книги в том, что она «являет собой честную попытку (в отличии от некоторых официозных работ), дать обзор новейшего периода истории Русской Церкви. Сложность этой задачи состоит в том, что этот период еще не закончен». «Надеюсь, – пишет далее А. В. Псарёв, – что таковые работы приблизят время Собора Русской Церкви, который оценит пути Русской Церкви со времени отречения царя-мученика, как на Родине, так и в рассеянии».
Прошло 10 лет со дня выхода «Истории» и написания вышепроцитированного отзыва. Теперь чаемое стало осуществляться.