Полуеретик или святой?

Преподобный Иоанн Кассиан
Преподобный Иоанн Кассиан
Судьба этого подвижника необычна. Мы привыкли, что его творения изучаются среди прочих творений латинских отцов Церкви. Мы называем его «Римлянин», хотя в древности его именовали и «Скифом». Он много потрудился на христианском Западе, однако решающее значение для него имел христианский Восток, монастыри Египта и Святой Земли. Так что его можно бы назвать восточным отцом, который писал на Западе и по-латыни.

На христианском Востоке он – признанный святой, на Западе его числят полупелагианином. Была такая ересь, пелагианство, с ней боролся знаменитейший богослов – Августин, епископ Гиппонский. Спор шел о спасении.

Тема пелагианских споров сложнейшая, и я вынужден изложить ее в сильно упрощенной форме. Какой силой спасается человек? Пелагий выдвигал на первый план человеческую силу, и участие Божией силы принижал. Пелагий считал, что Божии деяния дают человеку вдохновительный пример для исправления жизни, а больше нам ничего и не надо. Августину была чужда такая недооценка греха, он понимал, что греховность ограничивает наши возможности, колеблет нашу волю. Августин выдвигал на первый план спасительную силу Божию и недооценивал значение человеческих усилий в деле спасения.

Таким образом, позиции Пелагия и Августина противоположны. Они оказываются двумя крайностями. Помимо крайних позиций во время пелагианских споров была обозначена умеренная позиция. Выразил ее тот самый Римлянин-Скиф, преподобный Иоанн Кассиан. Умеренная позиция не принижала значения Божией силы и человеческих усилий, дело спасения совершает Бог и человек – вместе.

Чем кончились споры? Пелагианство было справедливо осуждено. На Западе возобладала позиция Августина. Если встать на позицию Августина, то мнение Кассиана представляется не вполне приемлемым, оно тяготеет к позиции Пелагия, хотя и не совпадает с пелагианством. Вот западные исследователи и называют до сих пор преподобного Кассиана полупелагианином. То есть полуеретиком. С чем никак нельзя согласиться.    

Преподобный Кассиан высказывал не просто свое богословское мнение, он выражал опыт монахов-исихастов – аскетический опыт синергии. Стараясь о своем спасении, исихасты видели и сознавали, что подвиг спасителен тогда и только тогда, когда в нем заодно действуют две силы – Божия и человеческая. Бог и человек в деле спасения являются соработниками, их содействие (греч. синергиа) и приводит грешника в Царство небесное.

Так что преподобный Кассиан просто изложил учение о синергии. Родилось это учение не в досужих умствованиях, а в пустыннических подвигах. Приведу небольшую цитату из преподобного Кассиана, чтобы мы почувствовали всю духовную красоту и правоту его рассуждений о спасении: «В деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше... человек, хотя может иногда сам собою желать добродетели, но чтобы исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, нужно, чтобы податель жизни – Бог дал силы для здоровья» (Собеседование 13, гл. 9).

Грех нельзя недооценивать. Грех подобен серьезной болезни, с которой сам человек справиться не может. Если он поймет, что он болен грехом, он будет деятельно искать помощи Божией, чтобы выздороветь и жить в Боге вечно. На такое произволение грешного человека Господь отвечает благодатной помощью, врачует греховную страсть, подкрепляет человека в добродетельных трудах, дает ему новую жизнь.

Кассианово свидетельство о содействии Бога и человека – это слова святого, а не полуеретика.

Диакон Павел Сержантов

13 марта 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О благодати Божией О благодати Божией
Митр. Лимассольский Афанасий
О благодати Божией О благодати Божией
Митрополит Лимассольский Афанасий
Все мы можем получить благодать Божию, если смиримся и покаемся. Это ключ к тайне благодати Божией. Бог посещает смиренного человека, который кается, пусть он пока еще борется с грехами. Однако Бог гнушается гордым человеком, пусть он даже и будет безупречен во всем остальном.
Церковь в эпоху святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина Церковь в эпоху святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Святитель Иоанн воспринимал слово Божие как живое и действенное во все времена человеческой истории. С удивительной естественностью он актуализировал священные книги; отталкиваясь от их сюжетов или содержащихся в них идей и наставлений, он высказывался на злобу дня, по острым проблемам современности, нередко иллюстрируя мысли священных писателей примерами, почерпнутыми из повседневной жизни своего века.
Что есть моя воля и воля Божия? Что есть моя воля и воля Божия?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Пожалуйста, объясните, что есть моя воля и воля Божия?
Что такое Святой Дух и Божественная благодать? Что такое Святой Дух и Божественная благодать?
священник Афанасий Гумеров
Что такое Святой Дух и Божественная благодать? Чем они отличаются, или это одно и то же? Спасибо.
Комментарии
13 марта 2019, 08:10
Святой Кассиан.моли Бога о мне ,рабе Божьем Григории ,о сыне р.б.Илье и дочери.р.б.Анастасии. Во имя произволения Божьего!
Вадим13 марта 2018, 15:13
Святой Преподобный Кассиан моли Бога о нас грешных,чтобы и мы боролись за спасение души своей, и чтобы Бог помогал нам в этом.
Наташа12 марта 2017, 18:38
Спасибо Каспиан. Я поняла смысл спасения. Благодарственное и молюсь! Аминь.
римма12 марта 2015, 15:21
Преподобный Кассиан, спасибо за помощь. НЕ остави и в дальнейшем меня грешную своим предстательством. Помолись Господу Богу о здравии моей внучки, даруй девочке здоровье и счастье.
римма12 марта 2014, 11:45
Преподобный Кассиан, помолись Господу Богу о даровании мира, счастья и понимания между детьми и нами (родителями), помолись, чтобы мои дети вели праведную жизнь. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Елена М14 марта 2013, 06:51
Псалом 49, 23 "кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто НАБЛЮДАЕТ ЗА ПУТЕМ СВОИМ, ТОМУ явлю Я спасение Божие"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×