Преподобный Симеон Новый Богослов |
Редко встречаются в нашей духовной традиции описания мистического опыта. Подвижники писали в основном к людям малоопытным, для которых нужно было объяснить основополагающие истины о покаянии и борьбе со страстями. О высоком опыте рассуждать в таком случае было неуместно. Да и редко кто из Божиих избранников открывал свой мистический опыт. Причина была особая: подвижники опасались незаметного приражения тщеславного помысла.
И все-таки наша традиция свидетельствует о подлинном мистическом опыте – в том числе устами преподобного Симеона. Не зря мы величаем его Богословом. Это указание не на полученное образование и «профессиональную принадлежность», а на опыт высокой жизни в Боге, знание таинственных истин о духовной жизни, о богопознании. И о мистике он писал. Почему? Может, потому что он был поэтом. Ведь поэты пишут о своих переживаниях откровеннее, чем непоэты.
По милости Божией эта откровенность не принесла духовного ущерба преподобному поэту. Видимо, он превосходно знал свои немощи и силу Христову. Видимо, смиренномудрие защищало его от тщеславных помыслов. Как это хорошо – не «витать в облаках», найти свое место в жизни, ежедневно трудиться над собой и не мечтать о будущем величии.
У преподобного Симеона в гимнах есть рассуждения о высоком, есть и о вещах обыденных. Эти рассуждения ставят обыденное в духовную перспективу, побуждают задуматься о том, кто я есть, нашел ли я свое место.
Позволю себе привести пространную цитату из святого Симеона: «Нельзя жать нивы лопатою, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилою... но каждым [орудием] приспособительно нужно пользоваться для каждого [дела]... и Бог сотворил нас, [чтобы] каждый верный совершал в жизни свои дела: одних он поставил учить, других учиться... иным [дал] пророчествовать... других показал предстоятелями, – [все] это духовные дарования. Но назовем и иные дарования Творца... одного Он сотворил крепким по телу... иного с лучшим голосом, чем другие. И вообще каждому из людей Он даровал по достоинству [свой] дар и преимущество... Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан»[1].
Слова подвижника о трудах человеческих читаются как толкование евангельской притчи о талантах. Господь каждому из нас дает талант, дарование. Непросто бывает понять, к чему у меня талант. Как часто родители направляют детей по своим стопам без учета, что у ребенка способности к другой области. Как часто мы выбираем себе профессию, исходя из ее престижности. И вот в тридцать лет на работу идти не хочется, начинаются мучительные поиски себя, своей дороги. Слава Богу, если человек поймет, в чем же его талант, займется своим делом, которое у него получается на славу. Увидит, что от его трудов ощутима реальная польза, возблагодарит Создателя.
Приведенную цитату из святого Симеона надо бы продолжить, но теперь слова преподобного я перескажу близко к тексту. «Как можно помыслить что-либо, или действовать без Божественной силы?» – спрашивает он.
Бог дал мне ум, какой счел нужным, дает и мыслить о полезном, дает силу действовать по Его воле. Если я сотворю Его волю, то Он даст больше дарований, больше талантов. Если я пренебрегу тем немногим, что имею, то лишусь и того, что вверено мне от Бога.
Это позволяет нам говорить о человеческом труде в свете Промысла Божия.
Как замечательно преподобный Симеон разъясняет нам Священное Писание, волю Творца. И слово Христа, в мудрой простоте истолкованное Новым Богословом, преображает скучную прозу нашей жизни, одухотворяет наши повседневные труды.
Творения святых читая, Под впечатленьем слезы лью
И думаю, что я Люблю,
Но не Люблю, а лишь мечтаю.
О, дерзость! Со святыми наравне
Хочу узреть нечистыми очами,
Все То, что зрят ведущие к Тебе,
Хоть не омыл я жизнь свою слезами.
Делами мира снова увлекаясь,
Вокруг не вижу нищих и больных,
Стоит и Ангел тихий мой средь них...
Но вдруг уйдет. Замечу ли? Раскаюсь?
Что Сам Господь власы мои считает,
И всякий раз - Он, несомненно, знает,
Что - думаю и что - хочу сказать.
---------
Друг друга за руку возьмем,
С имением земным простившись
И нищетой обогатившись, -
Вослед за Господом пойдем.
-------
Ты Ангел мой, Хранитель светокрылый!
Тебе известны к Господу пути,
Веди меня, влеки своею силой,
Мне одному путь трудный не пройти.
-------
Какие грустные глаза глядят с икон...
Конечно, жаль нас. Глупые, слепые,
И души, и тела у нас больные,
И все мы в суете -
и жизнь, как серый сон.
-------
Огонь в моем светильнике неяркий И масла нет поправить. Подожди!
Повремени еще, чтоб слезные дожди
Омыли душу для молитвы жаркой.
-------
С иконы Мать печальная глядит,
К груди Благого Сына прижимая,
Глядит с упреком на меня, Святая,
Печалится, что раб Твой нерадит.
А я стою без чувства, и без слез,
Стою без мысли, жалкий, безответный…
Царица, опусти покров Свой светлый,
Покрой меня. Я без Любви замерз.
Это случилось три недели назад. Поехали с воскресной школой в паломническую поездку, причастились. И...полились стихи. Мне 37. Я профессиональный журналист. Но своё творчество даже не знаю, кому нести. (боюсь статью 282 припишут, хотя в некоторых стихах - просто боль за свою страну, и никакого разжигания розни)Отец Тихон, услышьте меня! Мы с Вами встречались на презентации Вашей книги. Но о том вечере осталась только наша с Вами фотография. Выхода на Вас нет. Времени у Вас - тоже. А нужен хотя бы совет. Может, это вовсе не дар, а моя фантазия?
Ты - мой Создатель
Ты - мой Спаситель
И - Избавитель
От всяких бед
Твоя энергия -
Ангел Хранитель
Ведёт по жизни
Меня много лет
Я без Тебя
Ничего не значу
Твой проводник я
На грешной Земле
Святая Премудрость
Ты - ставишь задачу
Я - воплощаю
Внимая Тебе
Просто ли, сложно ли
Кто же оценит
Творчества муки
Раба твоего?
И льются строки
Жемчуг бесценный
ПрОсты - как Ты
Но - прекрасней всего...
(Одно стихотворение мало, о чём говорит. Если откликнитесь, обещаю Вас обессмертить в каком-либо будущем своём стихотворении)Знаю, что юмор понимаете.
С искренним уважением, Наталья