Белая вежа и Каменецкая икона Божией Матери

Святыни Белой Руси

Те, кто бывал в Белоруссии или просто интересовался ее историей, знают, что одним из символов белорусского государства является знаменитая Белая вежа – мощная крепостная башня, возвышающаяся посреди древнего Каменца неподалеку от Беловежской пущи – заповедных древних лесов, получивших свое название, по одной из версий, как раз от близкого соседства с башней-крепостью. «Вежа» по-белорусски башня, а белой ее называли потому, что некогда она была побелена известью (этот факт, правда, почему-то упорно отрицают отдельные исследователи). С Каменцом также связана и история Каменецкой иконы Божией Матери. И Белая вежа, и православная святыня связаны с именем известного Волынского князя Владимира Васильковича (1250–1288).

Древний Каменец. Реконстуркция
Древний Каменец. Реконстуркция
Князь Владимир Василькович был человеком образованным и набожным, любил чтение, часто предавался размышлениям о жизни и предназначении человека. Время то было сложное: Русь совсем недавно пережила опустошительное разорение от монголо-татар. Волынь только начала оживать после запустения. Владимир Василькович, ревностный православный христианин, в свободное от государственных дел время (что случалось не часто) предавался любимому увлечению: он был искусным иконописцем. Наверное, в наше время это могло бы показаться странным, но в княжестве к такому занятию князя относились с большим уважением – монголо-татарское разорение заставило людей повернуть свои души к Богу. Об этом «княжеском деле» упоминает известная Ипатьевская летопись, где говорится, что во Владимире-Волынском князь Владимир Василькович расписал храм святого Димитрия Солунского, а также начал роспись построенной им же каменной церкви святого Георгия и Богородицы в Любомле, но из-за болезни так и не завершил задуманного.

В 1268 году Владимир Василькович пишет образ Божией Матери, который именовался сначала Каменецко-Руськой, затем Каменецко-Литовской и наконец Каменецкой иконой Божией Матери – под этим именем она известна и нашим современникам.

Свято-Симеоновский храм. Вид из бойницы Белой Вежи
Свято-Симеоновский храм. Вид из бойницы Белой Вежи
Укрепив княжество, Владимир Василькович задумывается уже не только о восстановлении разрушенного монголо-татарами, но и о постройке новых городов и пограничных укреплений. В 1276 году он строит Каменец. Само название, как некоторые считают, связано с тем, что в том месте, где возводился новый город, была каменистая, твердая почва. Впрочем, большинство исследователей полагает, что дело не в почве, а в строительстве могучей крепостной башни.

На этом месте уже находилось небольшое поселение, основанное еще отцом князя Васильком Романовичем в 1250 году, была здесь и деревянная церковь. Именно в эту церковь Владимир Василькович передал в 1268 году написанную им икону, облаченную в богатую ризу. В том же 1268 году он унаследовал княжеский престол.

Белая вежа. Современный вид
Белая вежа. Современный вид
При строительстве Каменца Владимир Василькович возводит знаменитый Каменецкий столп – Белую вежу. Согласно Галицко-Волынской летописи, башню построили между 1276 и 1288 годами. Это было оборонительное сооружение, в котором могли поместиться несколько сот человек на каждом этаже, а всего этажей было три. Башню окружили деревянными стенами. Получался своего рода укрепленный замок. Князь любил бывать здесь, ведь Каменец находился недалеко от Беловежской пущи – заповедного места княжеской охоты.

Тогда же, в 1276 году, на небольшой горке с красивым старорусским названием Кладуча (кладуча – кладбище) князь строит в Каменце вместо деревянной каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этой церкви Каменецкая икона Божией Матери находилась некоторое время.

В 1285 году в Каменце был построен еще один храм – княжеская Рождественская церковь. Каменецкую икону Божией Матери перенесли туда, здесь она и пребывала долгих пять столетий.

С Каменцом, вероятнее всего, связаны и известные Четьи-Минеи 1489 года, списанные сыном священника Березкой из Новогрудка и затем попавшие в Киев, но эти факты еще требуют подтверждения исследователей. Впрочем, сам западнорусский характер Четьих-Миней не вызывает сомнений – весь вопрос в том, списаны ли они в Каменце или же в Бресте.

В 1797 году случился пожар, и Рождественская церковь полностью сгорела. Как это нередко бывает с православными святынями, икона чудесным образом избежала гибели в огне и осталась невредимой – лишь ее оборотная сторона обуглилась и закоптилась. При разборе пожарища образ обнаружил некий горожанин по фамилии Зерницкий.

Дальнейшие известия о месте пребывания иконы противоречивы и неточны. По одним данным, до 1835 года она находилась в Воскресенском храме Каменца. Эта церковь была построена в середине XVI века, со временем сильно обветшала, но после пожара, уничтожившего Рождественскую церковь, Воскресенский храм отреставрировали, службы в нем возобновили. В 1835 году Каменецкую икону перенесли в Симеоновскую церковь.

По другим сведениям, сразу после того, как икона была обретена на пожарище, ее перенесли в Белую вежу. В башне она и находилась до 1897 года, когда священник Лев Паевский передал ее посетившему Каменец Николаю, прося монаршего содействия как в восстановлении самой Белой вежи, так и в постройке новой каменной Симеоновской церкви на месте прежней деревянной. А в Симеоновской церкви, согласно этой версии, в тот момент хранился старинный список с Каменецкого образа.

В любом случае, если сейчас считают, что в Симеоновской церкви ныне хранится старинный список с иконы, то судьба подлинника остается неизвестной – или образ все же увез с собой последний российский император, или же место пребывания иконы уже в XIX было неизвестно, а Николаю II был преподнесен тоже список с нее.

Священник Лев Паевский, настоятель каменецкого Симеоновского собора в конце XIX – начале ХХ веков, был личностью незаурядной и разносторонне одаренной. Он занимался историческими изысканиями, был увлечен археологией. Особый его интерес вызывала Белая вежа – свидетель событий древнерусской истории, которая, ко всему прочему, считалась в буквальном смысле слова одним из сохранившихся столпов Православия в здешних краях. В самом образе одиноко стоящего в течение сотен лет Каменецкого столпа (как иначе называли Белую вежу) было нечто, сходное с подвигом Симеона Столпника, во имя которого был освящен Симеоновский храм, где настоятельствовал отец Лев.

Свято-Симеоновский храм. Современное состояние
Свято-Симеоновский храм. Современное состояние
47 лет простоял святой Симеон на столпе. Еще на заре Православия в Киевской Руси русские люди чествовали подвижника и как Летопроводца. Храм, посвященный Симеону Столпнику, построил в Москве Борис Годунов, вступая на царство. Симеонов день традиционно был днем разбирательства судебных и спорных дел. К тому же этот день – 1 сентября – был днем Новолетия по допетровскому календарю.

Деревянный Симеоновский храм обветшал к концу XIX века, и потому постройка нового, каменного Симеоновского храма, как и реставрация и сохранение Белой вежи, стали главной заботой отца Льва Паевского. Однако многочисленные обращения в местные учреждения не принесли никаких результатов – и реставрация башни, и возведение нового храма были непростыми и дорогостоящими проектами, потому никто и не хотел брать на себя ответственность за их одобрение и реализацию.

Визит в Каменец императора Николая в 1897 году мог помочь сдвинуть дело с мертвой точки. Отцу Льву удалось добиться встречи с императором. Во время аудиенции 5 сентября священник рассказал самодержцу об истории Белой вежи и Каменца. О том, что башня была центром и оплотом нескольких возведенных вокруг нее деревянных детинцев, которые не пощадило время и людские распри. О том, как, наряду с другими укреплениями, Каменецкий столп верой и правдой служил защите русских земель сначала от ятвягов, а затем от крестоносцев, выдержав три штурма тевтонцев – в 1375, 1378 и 1379 годах. О том, что Каменецкая башня-донжон – это уникальный памятник военного зодчества в восточно-славянских землях; возникнув в Нормандии, этот тип защитного сооружения в XI–XIII веках распространился по Европе, достигнув земель Западной Руси; высота Каменецкого столпа – 16 сажен, диаметр – более 6. О том, что теперь Белая вежа незаслуженно предана забвению, а неблагодарные потомки вместо того, чтобы восстановить символ Западной Руси, пытаются растащить башню на кирпичи, и давно бы это сделали, да древняя кладка оказалась слишком прочной. Заинтересованный рассказом Николай II стал расспрашивать отца Льва о его жизни, служении, Симеоновском храме. Сказав о ветхости храма Симеона Столпника, отец Лев встал перед императором на колени, поднял над головой икону Каменецкой Божией Матери и попросил помощи в восстановлении Белой вежи и постройке нового храма. Растроганный император тут же принял решение оказать содействие и приказал выделить на эти цели 50 тысяч рублей золотом, что по тем временам было очень крупной суммой. Поднесенную ему икону Николай II увез с собой.

Многие полагали, что Николай увез именно подлинную чудотворную икону, однако усомниться в этом заставляет обнаруженное письмо отца Льва Паевского, написанное им и направленное императору еще до аудиенции – на тот случай, если встреча все же не состоялась бы. Вот что пишет священник в этом письме: «Дерзаю преподнести Вашему Императорскому Величеству копию чудотворной иконы Божией Матери и 12 изданий моих кропотливых 25-летних трудов…» Сохранилось и письмо отца Льва в Канцелярию министра императорского двора (от 13 сентября 1897 года), где также речь идет именно о списке с иконы: «Дело было так: известный императорской фамилии живописец Панкрышев (слобода Мстера, Владимирской губ.) в конце августа прислал мне копию образа Божией Матери, помещающегося ныне в алтаре каменец-литовской св. Симеоновской церкви, прося поднести ее государю императору». Осип Панкрышев, к слову, был известным иконописцем, и как раз в 1897 году издал альбом работ к 25-летию своей творческой деятельности. Впрочем, есть вероятность, хоть и небольшая, что, так как аудиенция у императора все же состоялась, отец Лев мог преподнести российскому самодержцу и подлинную чудотворную Каменецкую икону Божией Матери.

Реставрация Белой вежи была проведена лишь в 1903–1905 годах, когда удалось изыскать средства, которые приказал выделить для этих работ Николай II. Строительство же каменного Симеоновского храма было осуществлено лишь в 1912–1914 годах – в ознаменование 300-летия династии Романовых. 14 сентября 1914 года состоялось освящение нового храма. Церковь была построена в ретроспективно-русском стиле, использующем формы московской архитектуры XVIII века: высокая башня с шатровым завершением, пятикупольный свод.

Варшавский собор Александра Невского, варварски взорванный поляками в 1926 году
Варшавский собор Александра Невского, варварски взорванный поляками в 1926 году
В 1920-х годах в храме был установлен трехъярусный иконостас, изготовленный в Варшаве в начале XIX века из резного темного мореного дуба для бокового придела варшавского собора Александра Невского. Собор этот был варварски взорван польским правительством в 1926 году, но его иконостас уцелел и был куплен жительницей деревни Пруска Феодосией Трайчук в память о сыне-летчике, погибшем в 1918 году во Франции; помог ей осуществить покупку регент хора храма Семен Корнелюк.

1930-е безбожные не пощадили каменецких святынь: был разрушен Благовещенский храм на горке Кладуче, где некогда пребывал Каменецкий образ Богоматери; уничтожили древнее кладбище и большой поклонный крест, а на их месте построили сараи, дома, разбили огороды.

Сама чудотворная Каменецкая икона была предана забвению.

Но…

Каменецкая икона Божией Матери
Каменецкая икона Божией Матери
В 1998 году во вторник Страстной недели в алтаре Симеоновской церкви Г. Матусевичу была явлена икона. Древняя, с потемневшей краской и потертыми краями. На иконе имелась надпись: «С копии чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в алтаре Каменец-Литовской соборной церкви» (так Каменец назывался до 1940 года, чтобы не путать его с Каменец-Подольском на Украине). Внизу иконы были изображены храмы Каменца и Белая вежа. Стало ясно, что это старинная копия-список (вероятно, второй половины XVI века). О ней, возможно, знал храмовый клир, но не прихожане. Настоятель храма отец Геннадий Сидорук благословил ее передачу на реставрацию каменецкому иконописцу М. Максимовичу. Отреставрированную икону поместили 3 декабря 2000 года на аналой в среднем нефе Симеоновского собора. М. Максимович сделал еще один, большего размера, список, который тогда же был водружен на колонне перед солеей.

Старинный список Каменецкой иконы Божией Матери с изображением храмов Каменца и Белой вежи внизу относится к благодатным месточтимым иконам. Место нахождения самой чудотворной святыни пока загадка. Нам остается надеяться и верить, что она когда-нибудь вновь явиться верующим и возвратиться на прежнее место.

В 2012 году в Симеоновском храме начаты наружные реставрационные работы. Стены будут окрашены в бело-зеленый цвет, а металл на куполах будет заменен на имитацию позолоты. Все работы, которые должны быть завершены в 2013 году, ведутся на пожертвования прихожан.

А Белая вежа (с 1950 года башня является филиалом Брестского областного краеведческого музея), которая видна за два десятка километров, как и много столетий назад, гордо возвышается почти на самой границе Русского мира, как бы оберегая и заповедную Беловежскую пущу, и нашу землю.

Иван Стрельцов

2 апреля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев Могилевский Никольский монастырь: память Царственных страстотерпцев
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
Возрожденный в 1990-е годы Никольский женский монастырь в Могилеве стал своеобразным мемориалом царственных страстотерпцев. Его собор хорошо помнит молитвы, возносимые российским самодержцем и его семьей в годину войны, когда в Могилеве располагалась Ставка Верховного главнокомандующего.
Крест преподобной Евфросинии Полоцкой Крест преподобной Евфросинии Полоцкой
Святыни Белой Руси
Иван Стрельцов
История креста, изготовленного по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой для ее обители, драматична. Крест долгое время хранился в Смоленске, потом в Москве, был возвращен Иваном Грозным в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны эта одна из самых известных святынь Белой Руси пропала.
Гродно: Восточное Христианство на западной границе Гродно: Восточное Христианство на западной границе
Валерия Посашко
Сюда стекаются жаждущие кипучей деятельности выпускники семинарий, здесь на улице звучит польская речь, напротив кафедрального собора стоит лютеранская кирха, настоятель которой — женщина-священнослужитель; православные ездят на экскурсии по дотам на велосипедах, епископ 10 лет живет в здании мединститута, экологический отдел — рядовое подразделение Церкви; семинарского бухгалтера поздравляют с днем Ангела в неделю мытаря и фарисея, епархиальную газету делает математик-программист, а молодоженов запрещено венчать без нескольких бесед со священником
Храм святителя Николая в Беловежье Храм святителя Николая в Беловежье
Владимир Мухин
Строительство православного храма в Беловежской пуще тесно связано с именами российских самодержцев. Активное участие в судьбе его строительства сыглал святой страстотерпец император Николай II.
Комментарии
тамара 2 ноября 2015, 00:18
Я сама белоруска.сподоби меня,Господи ,посетить эти благодатные места,поклониться этой иконе. сейчас я нахожусь в Москве, работаю,а потом уеду домой.
Валерий11 октября 2014, 20:02
Интересно, а почему увеличенная икона не сохраняется?
Так задумано?
Дмитрий Лавров 4 апреля 2013, 17:19
Храни Господи Братские Народы России, не как соседей, а как Помощников и Друзей.
Помни свою историю 2 апреля 2013, 12:54



Белая вежа – считалась в буквальном смысле

слова одним из сохранившихся

столпов Православия.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×