Кроткие

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Смысл этой заповеди ускользнет от нас, если мы не дадим ясный и четкий ответ на три вопроса: кто такие кроткие? что значит «наследовать землю»? и почему первым удается второе? – какова здесь, так сказать, логика исторического процесса?

Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Фото: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Слово «кроткий» – особенно в сочетании со словами «нищий» и «плачущий» первых двух заповедей блаженств – может вызвать неверные ассоциации: «притесненный», «угнетенный», «жалкий». Им, действительно, можно назвать человека, который, как говорится, «мухи не обидит»: и покорного, и незлобивого, и мягкого. Между тем смысловой акцент этого понятия несколько иной: «кроткий» – значит «укрощенный» или «укротивший себя».

Нетрудно заметить, что язык легко позволяет говорить об укрощенном жеребце, льве или тигре, но едва ли, не нарушая грубо поэтики языка, можно сказать: «укрощенный хомячок». Вряд ли кому-нибудь придет в голову мысль укрощать кролика. Чем непредсказуемее зверь, тем большей решимости требует работа с ним; чем он сильнее, тем больше трудов и времени приходится на него положить. Чем яростнее был когда-то хищник, тем больше слава укротителя. Кротость – это управляемая энергия; стихия, поставленная под контроль; ядерная реакция, дающая тепло и свет.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу». И действительно, кротким способен стать лишь тот, кому есть что укрощать. Подставить ударяющему вторую щеку может лишь тот, кто имеет возможность выбора действия. И лишь тому, кто не отличает добродетели целомудрия от телесной немощи старика или евнуха, может показаться, будто кротость есть «возвышенное именование робости».

Умение владеть собой считалось «царской добродетелью» задолго до возникновения христианства. В Книге притч сказано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим».

Афинский философ Сократ выходил победителем из каждого спора. Это раздражало его собеседников. Они нередко колотили мудреца и таскали его за волосы, а еще того чаще осмеивали и поносили. Но он принимал все это, не противясь. «Что же ты не отвечаешь, Сократ? – спрашивали его друзья. – Мы думали, ты умеешь осадить обидчика». «Зачем? – отвечал тот. – Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд? Так и здесь: дурное воспитание входит в природу человека, с некоторых пор оно для него – то же, что для осла копыто».

Другой известный своей мудростью грек – Диоген Синопский – прямо высмеивал тех, кто, дожив до зрелости, так и не научился владеть своими страстями. Встретив олимпийского чемпиона, который волочился за гетерой, философ сказал: «Он победил многих сильных мужей. А его самого с легкостью победила обычная девка».

Кротость не имеет ничего общего с безволием и конформизмом. Скептик Пиррон славился своим умением владеть собой. Но однажды он услышал грубое слово о своей сестре и здорово поколотил обидчика. Кто-то насмешливо спросил философа: «Вот как, Пиррон? Где же твое хваленое безразличие?» «Не за счет женщины следует щеголять безразличием», – был ответ.

Пророк Исаия называет Христа образцом кротости: Он «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Но если измерять величие человека мерой обращенной против него злобы и количеством его врагов, приходится признать: конформиста не распяли бы под одобрение толпы.

Что значит «наследовать землю»? Наследство не есть что-то приобретенное трудами или захваченное как трофей. Наследник вступает в права владения тихо, в результате естественного хода событий. Землю наследует не наиболее яростный, а самый жизнеспособный – тот, кто лучше умеет держать удар; тот, кто последним остается стоять на ногах. Может быть, потому в Книге притч написано: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».

Икона "Заповеди блаженства". XVII в.
Икона "Заповеди блаженства". XVII в.
Спаситель в Нагорной проповеди говорит, что кроткие наследуют землю. Обычно исполнение этого обещания относят ко временам будущего Небесного Царствия. Однако историческая логика уже нашего, временного мира вполне соответствует третьей заповеди блаженств. Пожалуй, самой известной художественной иллюстрацией к ней можно считать исторический роман Генрика Сенкевича «Quo vadis?», который описывает жизнь первой христианской общины Рима и гонения императора Нерона.

В это время римский народ, ненасытный охотник до развлечений, узнал новую забаву: христиан тысячами распинали на крестах, целыми семьями отдавали на растерзание диким зверям; наиболее крепких из них пытались заставить сражаться друг с другом на арене Колизея, подобно гладиаторам. Единственное вызывало досаду зрителей – кротость осужденных: они шли на смерть, не сопротивляясь.

Все говорили о христианах. Старик Домиций Афр над ними насмехался: «Их так много, – говорил он, – что они могли бы разжечь гражданскую войну. Были опасения, как бы они не вздумали защищаться. А они погибают как овцы». В ответ на эти слова сенатор Петроний только скептически качал головой: «Ошибаетесь! Они защищаются новым способом – терпением. Можете ли вы утверждать, что они умирают как обычные преступники? О, нет, они умирают так, как если бы преступниками были те, кто их осуждает на смерть, – то есть мы и весь римский народ». Прошло совсем немного времени, и правота сенатора стала очевидной. Приближенные императора Нерона в смущении говорили между собой: «Петроний утверждал, что христиане защищаются. Нет – они побеждают! После каждого зрелища христиан только прибавляется! Чем больше мы их убиваем, тем больше их становится в Риме!»

Апостол Петр, ведомый на казнь, обращался к языческим храмам, мимо которых проходил, со словами: «Быть вам храмами Христовыми!» Глядя на движущиеся перед его глазами толпы, говорил им: «Быть детям вашим рабами Христовыми!» Прошли века, и сам император великого Рима признал: не только лично он, но и непобедимая прежде империя оказалась бессильной перед кротостью христиан. Говорят, умирая, Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!»

Сергей Мазаев

19 апреля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Плачущие Плачущие
Сергей Мазаев
Плачущие Плачущие
Сергей Мазаев
«Блаженны плачущие». Когда христианин повторяет эти слова, он, по сути, сознается в том, что завидует чужому горю. Как это возможно? Понятно и естественно завидовать чужому счастью. Но завидовать горю?
Последняя заповедь блаженства Последняя заповедь блаженства
Сергей Мазаев
В последнее время в общественных настроениях все чаще проявляется негативное отношение к Церкви. Все чаще в публичной дискуссии применяются цитаты из произведений немецкого философа Фридриха Ницше, одного из самых последовательных и бескомпромисных критиков христианства. Но не стоит сразу записывать наших оппонентов в богопротивники. Не всегда нас ненавидят за то, что мы христиане. Иногда это случается потому, что мы недостаточно христиане.
Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. О нагорной проповеди Спасителя Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. О нагорной проповеди Спасителя
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Спаситель, в нагорной проповеди в частности, говорит нам о тех духовных законах жизни, которые не просто помогают человеку жить в этом мире, но постепенно приводят человека к той цели, с которой Бог создал каждого из нас. А цель эта не больше – не меньше как такова: сделать из человека Бога. (MP3 файл. Продолжительность 34:06 мин. Размер 16.4 Mb)
О видах добродетелей. Часть 2 О видах добродетелей. Часть 2
Юрий Максимов
О видах добродетелей. Часть 2 О видах добродетелей. Часть 2
Юрий Максимов
Из-за грехопадения в человеке исказились многие естественные движения души. Таким извращением является ложный стыд – тот, который рождается из тщеславия: когда люди стыдятся, например, маленькой зарплаты. Иногда ложный стыд мешает приступить к таинству исповеди. Стоит помнить, что стыд, который мешает сказать о грехе на исповеди, дан нам не для того, чтобы мы убежали от нее, но чтобы усилить исцеляющую силу таинства. Те грехи, что мы называем со стыдом, как бы сжигаются им. Преодолев ложный стыд и назвав грех, мы получаем особенное облегчение и радость.
Толкование Евангелия на каждый день года.
15 января 2008 г.
Толкование Евангелия на каждый день года.
15 января 2008 г.

Протоиерей Александр Шаргунов
В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они – как неумолимое требование.
Комментарии
Татьяна 26 апреля 2013, 14:12
Я только не получила ответ - так почему же именно Землю? Почему не Царствие Небесное? Ведь ни одно слово не случайно. Я, прости Господи, думала, что Землю наследуют мусульмане, если верить данной статье:

"Об особой роли, уготованной для исмаилтян, говорится и самому Аврааму (Быт.17:20): "Что до Исмаила, Я услышал тебя: Я непременно благословлю его, Я сделаю его плодовитым и сильно размножу его. Он будет отцом двенадцати правителей, и Я произведу от него великий народ". Считается, что данное пророчество было исполнено в миссии Мухаммеда и в ниспослании Корана.

Бог обещает дать земли Ханаана Аврааму (17:8): "Всю землю Ханаана, где ты сейчас пришелец, Я отдам в вечное владение тебе и твоим потомкам; и они будут мне поклоняться". Когда произносились эти слова, у Авраама был пока только один сын - Исмаил. Он был первенцем и тем самым, согласно законам того времени, обладал определенными преимуществами как наследник."

... Я заблуждалась? Простите, в таких вопросах конечно нельзя судить поверхностно. Но все таки о наследстве и о земле - впервые говорится именно о потомках Исмаила. Почему? Так почему кроткие землю?
р.Б.22 апреля 2013, 15:41
Сергей Андреевич, простите, а Вы о "Кроткой" Ф.М. Достоевского не думали?
Раба божья Вера22 апреля 2013, 01:37
Господи, наставь нас на путь истенный! Это именно те слова, которые мои глаза, уши, сердце и вся моя душа искали последнее время. В этих поисках я сама себе уже напоминала белку в клетке зоопарка, которая хаотически бегает из стороны в сторону. А теперь нашлись силы остановиться, вздохнуть полной грудью. До этого получалось только истерически хватать воздух и всхлипывать. А после свежего глотка воздуха всегда наступает облегчение и желание сделать что-то хорошее. Хотя бы отреагировать ласково на чужое раздражение. .
Лариса22 апреля 2013, 00:28
Действительно статья интересный шаря для меня абсолютно новое толкование заповеди блаженства спасибо
р.Б.21 апреля 2013, 22:43
укрощает Господь: И изменил Бог дух царя на кротость (Есф. 5,1)
Александр199320 апреля 2013, 15:54
Так и Русские победят ещё! Не всё потеряно братия и сестры, и пусть нас ни так много, как в дореволюционной Руси, и пусть духом мы ни те уж православные, но будьте кротки, да прибудет с вами Благодать!
Антон20 апреля 2013, 03:34
Смирение, терпение, принятие воли Господа - нам этого так не хватает для победы и Спасения!
Спасибо и низкий поклон автору за вразумление!
Ольга19 апреля 2013, 16:55
Спасибо автору за прекрасную статью!Когда становится понятнее, голод по истине усиливается. Прочитала с удовольствием и другие статьи разных лет.Господи,спаси и вразуми всех нас!
Иван19 апреля 2013, 16:15
Очень полезная статья!
Сергей Ка.19 апреля 2013, 10:57
Cпаси Бог, статья очень полезная. Пытался всё это сформулировать, но плохо получалось, а тут - именно что нужно. Можно только добавить, что владеть собою мешает страсть тщеславия - вспомним дворянские дуэли ("он оскорбил мою честь!"), а сама по себе человеческая душа, скорее всего, по природе нейтральна к оскорблениям.
Елена М19 апреля 2013, 10:35
Спасибо. Очень понравилось. Прочитала с большим удовольствием.Многое из прочитанного осталось в сердце моем.
Наталия19 апреля 2013, 09:40
прекрасная статья. Большое спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×