Будь непорочен

Старообрядчество, как законченное и руководящее народной жизнью религиозное явление, давно не существует. Между прочим, слава Богу! Но целый ряд психологических установок старообрядчества в сознании живут, и степень их живучести не обещает близких перемен. Так, например, в спорах об истине старообрядцы, лишенные всякой школы и всякого мысленного искуса, всюду выдвигали аргумент «старины». Чем двоеперстие принципиально отличается от троеперстия? Да ничем. Просто «так было». Сугубое Аллилуйя или трегубое? Никто не выяснял смысл, но все искали повода обвинить противника в ереси и тем снять проблему. Почему нужно писать, как Рублев, никто объяснить не мог. Не было для этого ни богословских знаний, ни ясных понятий, ни соответствующего языка. Было просто ощущение, что «вот так надо», а «так не надо». Вывод: «пишите так». Как неизбежный итог, без четких критериев, без осмысления явлений все эти «так»-«не так» не способны удержать волну изменений. И эти изменения, часто резко противоречащие церковной норме, принимались спокойно, поскольку формально все было «как у Рублева», а более ясные критерии отсутствовали. Потом необходимость в переменах достигла критической массы, и все рассыпалось. Утопавшие, как за обломок корабельной доски, хватались за «старину». Точно так же мыслим и мы ныне. Протопоп Аввакум бы рукоплескал тем из нас, кто мыслит якоже он: «Не нами положено – пусть во веки лежит».

Вопросы проповеди, оглашения, частоты причащения, серьезного богословского отношения к Таинствам, превращения приходов в общины у нас ставятся в атмосфере напряженной недоверчивости. То, что летом зимнее не носят, всякой хозяйке понятно, и то, что растущему организму нужно качественно питаться, а смертельно больному довольно капельницы, тоже не встречает сомнений. Сомнения возникают тогда, когда речь идет о живых нуждах Церкви, вошедшей в новый этап странствования. Церковь должна быть открыта к вопросам сегодняшнего дня, но корнями Она должна пить воду с апостольской глубины. Без такой глубины корней мир просто сметет или поглотит Церковь. В самом худшем случае мир просто проигнорирует Ее, как компанию людей, зачем-то одетых в старые одежды. И вот люди, боящиеся апостольской глубины, решаются огородиться от всех, от сегодняшней жизни со всей ее конкретикой, решаются даже проклясть ее – сегодняшнюю жизнь, только оттого, что в них самих нет глубины и свободы. При таких псевдо-благочестивых потугах Православие рискует стать тем, чем никогда не было – сектой.

Без сомнения, в Египте были чеснок, дыни и репчатый лук, да и само пребывание в Египте не сулило особых опасностей. Одни только унизительные тяжести, – плюс кров и пайку. А странствие в Землю обетования – это уже опасное приключение, и каждый день – новые вводные. Странствие требует героизма и быстрой реакции. То, что вчера было хорошо, сегодня уже может не оправдать себя. В атмосфере чудес, войны и скудного странствия нужно получить Закон и приучиться к Закону, с тем, чтобы заселил Землю новый народ. Все это так противоположно однажды и навсегда освященному быту! И «бытовик» будет обязательно бунтовать. Что вы! Как так можно! Ведь раньше так не было!

А надо спросить себя, почему раньше многого не было? Почему те же молитвы об оглашенных бережно читаются, а самого оглашения столетиями не было? Почему часы читаются, чтобы «вычитать», без всякого соотношения к времени суток, для которого они составлены? Почему мы вечером говорим «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а утром: «исполним вечернюю молитву?». Это что, ерунда, по-вашему? Или наоборот, это – апостольское предание такое, ночь с днем перепутать, и теперь нужно глотки грызть за сохранение этой странности? Кто и где, за редчайшими исключениями готовит людей к Крещению, через серьезное оглашение? Кто вообще на труд учения и благовествования смотрит с должной серьезностью, поставляя их в главную обязанность пастыря, а не в побочную нагрузку, которая без труда и страха игнорируется? Стоит разобраться, какая из черт нашей церковности родом от апостолов Петра и Павла, а какая от «тети Дуси» или от «брата нашего Синода» или от Кремлевских уполномоченных недавнего периода. Не стоит защищать в церковной действительности весь наличный фактаж, потому в этом фактаже находятся явления вовсе защиты не достойные. Мы, конечно, «жаворонков» на 40 мучеников спечем и в Благовещенье на волю птичку выпустим, но ведь мы не этим спастись надеемся.

Евреи слушали Иеремию в сладость, пока он им всю правду не открыл. После этого ждал его уже вонючий тинный ров с угрозой смерти. Ирод слушал Иоанна в сладость, пока Иоанн не трогал его личную жизнь. Чем все закончилось, помнит всякий, знакомый с темой Усекновения. Исайя входил во дворцы с мудрым словом, наставлял молодежь и возвещал удивительные вещи, но был перепилен пилой в конце концов. Двигали пилу руки возмущенных евреев. Тот же внутренний механизм проявляет свою работу и в отношении Иезекииля. Господь говорит ему: «А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: "пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа". И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их. Но когда сбудется, – вот, уже и сбывается, – тогда узнают, что среди них был пророк» (Иез. 33:30-33)

Очень понятный и простой подход. Говори, чтоб нам было приятно, но обличать, учить, указывать, будить совесть не смей. Будь любезен – ругай всех чужих, не наших. Не жалей их, басурманов. Нам это приятно. Мы словно возвеличиваемся, когда иные унижаются. Нас и все наше непременно хвали, даже – взахлеб. Без этого никак. Ошибки наши, и падения, и поражения объясняй происками коварных врагов. Бог да воздаст им, Бог да сокрушит им зубы, Бог да свернет им шею. А мы, мы что? Мы жертвы заговоров и обманов. Но у нас великое будущее. Вот это нам говори, а другого не говори. Иначе случится с тобой то, что уже случалось с некоторыми. Не доводи до беды.

Таков негласный коллективный заказ, формирующий повестку дня проповедника «с приятным голосом». Отсюда и те крики, когда слово чешет не по шерсти: «я не ожидал от вас!», «и вы туда же!», «и ты, Брут; и ты, Кассий!»

Наше время – не время реставрации, поскольку многое исчезнувшее не имеет права возникнуть вновь. Наше время – время творчества. Это время собирания помыслов и всенародного (под народом разумею церковный народ, а не этносы) обучения. Учиться нужно молитве, истории, богословию. Учиться также нужно трудолюбию и ответственности, умению общаться и элементарной вежливости. Всему нужно учиться, потому мы почти ничего не умеем. Я действительно верю в наше великое будущее, и даже временами чувствую его, но путь к нему лежит не через хвастливое самолюбие и привычный церковный быт. Путь к нему лежит через исполнение самой простой по звучанию и самой тяжелой по исполнению заповеди: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей10 января 2014, 18:04
Здравия Вам,
прочитал Ваше поучение и ничего не понял. Возможно я плохой знаток истории православия и вообще Святого писания, сквозит некое противоречие, вроде как мы за чистоту и духовность, с другой стороны за прогресс, и именно это привело к расколу, мы упростили ритуалы чтобы о Боге и душе, а нас не поняли.
На мой взгляд, раскол произошел как конфликт интересов хояйствующих сторон, проще корысти Никона, завернутую в красивую обертку под названием церковная реформа.
Если же рассматривать с Вашей точки зрения, что церковь это не только канон и молитва, и можно канон подгонять к реалем происходящего, быть толерантным и терпимым ко всему, то почему же тогда не поддержать открыто церковное голубое лобби, о котором только ленивый не говорит.
Вы в своих коментариях намеренно не упомянули о фарисеях, ведь они исходя из духа Вашего послания, являются образцом доброчестия и прогресса.
Признаюсь, я по крещению старообрядец, но не считаю себя воцерковленным человеком, иду в харм когда на душе тяжело или радостно. Но имено из-за подобных, мягко говоря слабых посланий, никогда не приду в никонианских храм. И понимаю почему уходят люди из единоверческих храмов в старообрядчески, а из никонианских в единоверческие.
С уважением, хоть и с непониманием,
Алексей Комогоров
Ирина 1 июня 2013, 11:14
Ирина - Елене М.: Уважаемая Елена! Благодарю Вас, что откликнулись. Но я именно о своем опыте и говорю. На личном опыте убедилась, что , прежде чем достичь хоть чего-нибудь, надо набить много шишек. Посчастливилось нести послушание в одном женском монастыре в качестве трудницы. Начитавшись духовной литературы о монашеском житии, решила для себя, что попытаюсь жить без падений, то есть все буду делать правильно, следить за каждым своим шагом, чуть ли не как Святые подвижники. Господь очень быстро посрамил и меня, и мои горделивые чаяния: пошли такие искушения, что мне стало уже не до святости - хоть бы веру сохранить. Говорю лишь о себе и о собственном опыте. Может быть, у кого-то по-другому. Но лично для себя уяснила: не мечтать более ни о какой святости, принимать по возможности без ропота, что Господь посылает и стараться никого не осуждать - на сегодняшний день для меня это сверхзадача. Главное, что поняла на данный момент путем личного опыта: смирение - это такая высота (именно само смирение, а не имитация и не видимость его), что мечтаю хотя бы азы этой добродетели приобрести к концу свой жизни. О большем и не помышляю. Простите, если что не так сказала. С огромным уважением.
Елена М24 мая 2013, 11:39
Ирине. Уважаемая Ирина, я на Вас абсолютно не обижаюсь и Вас прошу о том же. Безусловно, каждый из нас может понимать и представлять одни и те же вещи по-разному. Просто мне не понятно как Вы можете говорить о том, что происходит с человеком, как Вы пишите :"Желание обойтись без падений, чаще всего, приводит к сильному самовозвышению", если Вы сами не имели подобного опыта? Или он у Вас был и Вы делитесь собственным опытом?С уважением, Елена М
Ирина18 мая 2013, 02:09
Ирина - Елене М.: Уважаемая Елена! Благодарю Вас, что Вы ответили мне. Прошу Вас не обижаться на меня, если в чем-то мое мнение не совпадает с Вашим. Возможно, мы говорим с Вами об одних и тех же вещах, но по-разному, поэтому не можем понять друг друга. Я не могу согласиться с Вами, при всем уважении к Вашему мнению, что желание быть непорочным не может быть горделивым. Смотря что понимать под непорочностью. Абсолютно согласна с тем, что нам необходимо стремиться к тому, чтобы соблюдать заповеди и не грешить. Но путь христианина невозможен без падений, в принципе невозможен. Желание обойтись без падений, чаще всего, приводит к сильному самовозвышению. Человеку начинает казаться, что он непорочен, праведен и во всем почти совершенен, но при этом он может быть очень далек от Бога. Собственно, именно об этом говорится в притче о мытаре и фарисее. Святые отцы считали непадательным только один путь - когда человек ползет, не поднимая глаз: падать просто некуда. Но это путь совершенных, как ни парадоксально это звучит. Нехристианину этот путь покажется абсурдным, унизительным. но он - единственно правильный, чтобы приобрести смирение. Но добиться этого можно только в результате многочисленных падений. Другого просто не дано.
Елена М12 мая 2013, 15:50
И еще. Сегодня я была на службе в нашей церкви Николая Чудотворца. Знаете, что сказал наш батюшка Константин? А он сказал, что главные молитвы - это не покояные, а благодарственные. Он сказал, что задал вопрос 108 прихожанам: что они сказали бы Христу, если бы его вдруг увидели воочию? И он с сокрушением констатировал, что только 4 человека сказали: Слава, Тебе, Господи! А все остальные говорили: Грешна, Господи! Он сказал, что Господь не нуждается в нашем признании грехов, он их про каждого из нас лучше нас самих их знает! А вот то, чего он от нас ждет, так это благодарности нашей за всё то, что он нам ниспосылает!И я с ним в этом абсолютно согласна.
Елена М12 мая 2013, 15:42
Ирине: желание быть непорочным не может быть горделивым, уважаемая Ирина.Вы сначала попробуйте быть непорочной, а потом попробуйте назвать вашу непорочность горделивой.Думаю, вряд ли получится.Я не говорю об исканиях совершенства, я просто призываю также как и автор, соблюдать заповеди, т.е. стараться быть непорочным в своих действиях, в своем выборе между соблюдением и несоблюдением заповедей. Никто не забывает о покоянии да я и никого к этому не призываю.Одно другому не мешает, напротив дополняет.Вот и жизнь св.Петра была не только полна покояния за то, что он отрекся от Христа, но и в дальнейшем была непорочна, а если бы он только притворился смиренным, а не подтвердил всею своею последующей жизнью, что искренне раскаялся и в дальнейшем даже заплатил за это своею жизнью, то он бы и не был святым. Более того, я думаю, что, если бы Иуда, вместо того, чтобы повеситься на дереве, покаявшись, пошел дальше распространять Христианство, то и он бы сегодня был в числе святых в Царствии Божием. Главное то, не притворяться смиренным, а а жить жизнью, достойной Царствия Небесного, доказывая это изо дня в день делами своими.А Вы попробуйте на себе испытать эту "горделивую" непорочность...
Ирина12 мая 2013, 13:55
Христос пришел в этот мир не для праведников, а для грешников. А за горделивым желанием быть во всем непорочным часто следует падение. Недаром ведь преподобный Амвросий Оптинский писал своей духовной дочери:"Ты попала в сеть искания совершенства, забыв про совершенство покаяния".
Елена М 7 мая 2013, 09:08
Н.Н.:"Кто же спорит, что призыв-то хорош? Только вот выполним ли он для большинства из нас? Человек существо слабое, без Бог ничего делать не может... " - Безусловно выполним!Главное поставить перед собой такую цель и твердо ей следовать,с Божией помощью всё возможно.А если постоянно давать себе послабления и искать оправдания, что, мол, слаб человек и т.д.,то и расчитывать на победу и изменения не стоит.Постоянно давая себе послабления,оправдывая себя тем, что,мол,не один я такой вот слабый и грешный -стоит ли надеется на то, что другие, окружающие тебя люди начнут изменяться к лучшему?Будь непорочен и разумен в требованиях своих к другим людям. Не проповедуй им то, чему сам следовать не в состоянии, т.е. считать себя хуже всех (тот, кто действительно считает себя хуже всех, тот никогда не напишит своего комментария под статьей и, тем более, не подвергнет критике чужой комментарий)и чтобы не говорили святые старцы, я абсолютно уверена в том, что менее всего они призывали к тому,чтобы человек создавал видимость смирения. А писать о том, что уничижение себя - это способ проскочить в Царствие Божие (при этом не стремясь к непорочности, оправдываясь слабостью человеческой) мне просто неприятен.
р.б. Сергий 6 мая 2013, 16:30
Соглашусь с о. Андреем. Хотелось бы дать свою оценку существующей политике Русской Православной Церкви. Идут нарастающие закоснение, застой и попытки закрыться от окружающего мира и его изменений. Другая сторона этой монеты - это приспособлечество к миру и замороженность в болезненном симбиозе, а точнее взаимном паразитировании мира и Церкви - складывается ощущение, что мир просто поделили на священство плюс немногочисленную избранную паству, тех, кто "тратится" в этой жизни своими молитвами, и мирских, тех, кто спонсирует церковь материально за успехи и удачу в этой жизни, но за души которых, по мнению многих, радеть бессмысленно. До общества, до каждого конкретного члена этого общества - человека, сегодняшней Церкви, т.е. большинству ее членов, дела нет. Все это уже было перед 1917. Идет торговля благословениями и молитвами. Но от изменений этого мира и расставляющих все на свои места событий закрыться невозможно, ибо и их посылает Господь. Да, понятно, что у Церкви есть защитные механизмы от негативных изменений, но включать их надо обдуманно и рассудительно, сейчас же это просто уход от проблем, причем проблем людей - тех, кто стремится к Богообщению, но получает общение с механизмом Церкви.
Н.Н. 6 мая 2013, 13:45
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Елена М
..."А мне кажется, что самое правильное - не считать себя последним и хуже всех, тем более, что для основной массы людей это будет всего лишь лицемерной маской благочестия и смирения".

Кто же спорит, что призыв-то хорош? Только вот выполним ли он для большинства из нас? Человек существо слабое, без Бог ничего делать не может... А то вот в какой-то момент Господь отвернётся от человека - и что тогда? Вот и выходит, что считать себя хуже всех (а этому учат Святые отцы) - надёжнее; а рузультат - тот же. Наша внутренняя работа прежде всего на наше спасение нацелена, а не на то, что думает подавляющее большинство; а для подавляющего большинства должен быть виден только результат этой работы: чтобы верующий православный человек выгодно и только в лучшую сторону отличался от неверующих (это моё мнение).
Статья замечательная, глубокая и выстраданная.
Спаси Вас Господи, о.Андрей. Христос Воскресе.
о. Андрей 3 мая 2013, 19:32
Спасибо за искренность. Чувствуется пастырская выстраданность темы и боль. Без этого пастырь становится требоисправителем.
Христос Воскресе!
Наталья Д. 3 мая 2013, 15:11
Храни Вас Господь, о.Андрей, за Ваше горячее слово Веры, за широту и глубину Ваших проповедей, а, главное, - неуспокоенность за спасение нас, грешных. "Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит". Читаю Ваши новые книги "Пыль на соломенных погонах" и "Миссионерские записки" - блеск! очень сильно! Здоровья Вам и Божьего благословения! Берегите себя.
Василий 3 мая 2013, 14:19
Все верно сказано. Спасибо, отец Андрей!
Елена М 3 мая 2013, 12:18
Ирина:
"Он может и за один вздох помиловать, а может и отвернуться от человека, который все делает правильно, но при этом считает себя праведником, а всех остальных - грешниками, не соблюдающими правил. Самое правильное- считать себя последним и хуже всех. Тогда точно не ошибемся." Ирина! Об этом Вам, никак, сам Господь Бог поведал? А мне кажется, что самое правильное - не считать себя последним и хуже всех, тем более, что для основной массы людей это будет всего лишь лицемерной маской благочестия и смирения. А я больше всего не люблю в людях когда они не искренни, а лицемерны.Поэтому, лично я, призываю всех к тому же, к чему нас призывает автор, батюшка Андрей: Будь непорочен!
Георгий 3 мая 2013, 09:43
Реки памяти вновь обезвожены.
Через выступы острых камней
Мы взираем на мир обезбоженно
Из под наших засохших корней,

Голосами кругом опоясаны:
Голоса, голоса, голоса,
До истошности, до исступления!
Но не слушают нас небеса...

Спать ложимся во всем виноватые,
Под вчерашние гимны встаем;
Не дожди, а вожди бесноватые
Барабанят и ночью и днем.

Перечеркнута лихо с небрежностью
Вся страница случайного дня,
И родня беззаботная, с нежностью
Греет ноги, к огню подогня.

Не насмотришься и не надышишься,
А наслушаться – сколько доколь?
Но молчанию молча научимся,
И снесем до спасения боль...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
У деревьев во всем многогласии
В тесном царстве ветвей и теней
Притаилась готовность к прозрению
От росточков до конченных пней.
Гвоздь последний неровно заточится
И пропорет древесную брань
День грядущий вовек не закончится
Переломится тайная грань
И раскроется - до основания
Самой прочной основы основ,
Мы отыщем дорогу спасения
В непорочности Божиих слов.
Людмила 3 мая 2013, 08:11
"Церковь должна быть открыта к вопросам сегодняшнего дня, но корнями Она должна пить воду с апостольской глубины."
Как сильно сказано! Вопросов возникает очень много на сегодняшний день и человек должен найти на них ответ. И если он найдет этот ответ в Церкви, значит корабль плывет в нужном направлении.
Из своего личного опыта могу сказать, что я нахожу ответы на все вопросы только благодаря православной вере и Церкви. Какие бы ученные люди не пытались объяснить что либо - это ничто по сравнению, как толкует Еванглие и Святые Отцы Там есть ответы на все жизненные вопросы! Читайте и учитесь.
Многое зависит и от священника. Если священник борется за истину, будит вашу совесть - значит вы на пути ко спасению.Только не отступайте, хотя прижигания и болезненны иногда. Спаси Господи таких священников-трудяг. Мне очень повезло с батюшкой. По настоящему - духовный наставник -отец.
В вам отец Андрей - многая и благая лета!
Лариса 3 мая 2013, 07:10
Полностью поддерживаю. Мы такие "толстокожие", а грань такая тонкая. Помоги нам, Господи!
millie toll 3 мая 2013, 05:36
Spasibo !
SLAVA BOGU za vse!
Дарья 3 мая 2013, 01:09
Спасибо большое за очень актуальную статью, о. Андрей! Ведь живем мы во время, когда любой заинтересованный человек имеет доступ к Библии (в отличие от времен наших прадедов, когда церковь была основным и порой единственным источником духовной информации). И для тех, кто истинно желает исполнить волю Божью и ходить во Христе, закон, положенный в Библии, есть самый главный закон. И когда церковные обряды --или так называемое "обязательство" некоторых церковных обрядов -- очевидно противоречат или не упоминаются в Слове Божьем, то возникает много вопросов, некоторые из которых четко озвучены в Вашей статье. Спасибо.
Лука 3 мая 2013, 00:44
На слици: Патријарх српски Иринеј причешћује народ у Саборној цркви у Београду.
СЕРГЕЙ 3 мая 2013, 00:17
вот вам ответ на ваше сомнение-куда будем развиваться-будем осовремениваться, а с помощью своих же архиереев!
http://www.pravoslavie.ru/news/61276.htm
Москва, 2 мая 2013 г. В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста с параллельным переводом на русский язык» под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона.
Константин 3 мая 2013, 00:02
Серею:Это наши братья и сестры во Христе-греки.А насчет акцентов,Вы абсолютно правы!Свщ.Андрей Ткачев еще так же хорошо расставляет эти акценты например в политике,в экономике и.т.д.Вообщем разносторонний батюшка!
Светлана Константиновна 2 мая 2013, 23:13
С удовольствием всегда читаю о.Андрея, никогда не пропускаю
его публикации. Это новатор, но новатор тактичный и мудрый.
Дай Бог ему здоровья, и очень хочется, чтобы к нему
прислушались те люди, от которых зависят решения о церковных
преобразованиях.
Василий Украинец 2 мая 2013, 22:47
Что имеем в результате? КЦ уверенно превращается обрядово, догматически и пасторально в полупротестантсткую ..катастрофа не только в количественных показателях но и в качественных...наивысшие иерархи КЦ от Вальтера Каспера и до Любомира Гузаря публично устным и печатным словом отрицают и осмеивают догматы не только характерные для исключительно КЦ (Примат Папы, Непорочное Зачатие СвСв Девы Марии) но и общие с Православием (Искупление, Реальное Присутствие, ПрисноДевство Богородицы, Боговоплощение и пр.) .... на родине нынешнего Папы в Аргентине фасады храмы даже разряжали гирлядами из надутых презервативов в честь послабления половой дисциплины и т.д.
Василий Украинец 2 мая 2013, 22:47
Да , при всем моем огромном уважении к о.Андрею фото к статье подобрано странное ....На Западе сейчас пруд пруди разного рода бородатых седовласых "батюшек" из, скажем, лютеран или подгрупп общины Тезе...они и из чаши "причащаются" и на голове стоят...вариантов тысячи...
Верно подмечено: нет икон - нет правоверия.
Ирине: Ваше мнение :"потому что Церковь - это не нормы и правила, а живой организм, сообщество людей, проникнутых Духом Святым." как раз и пахнет альфа-курсом.
Дух Святой - Бог порядка, а не хаоса, а порядок это всегда нормы и правила.
Касаться традиций и Традиции (Предания) нужно максимально бережно и осторожно, ведь, повторюсь, имеем горький опыт Католической Церкви начавшей в средине 1960-х годов свою "перестройку", "открытость миру" "литургическую реформу", "неэвклидово" богословие, "путешествующую Церковь" и пр. штучки из модернистского жаргона.
Сергей 2 мая 2013, 20:32
Умеет о.Андрей тактично поставить вопросы о главном и второстепенном, обязательно ли соблюдение традиций разных, в разных церквях. Показательна фотография, вроде бы православный храм, но ни одной женщины в платке не видно. Священник с чашей, но клобук отсутствует. Что за возвышение перед алтарём, где храмовая икона, и почему в кадре нет икон? Братья ли это наши во Христе стоят в ожидании причастия? Поставь стасидии в наших храмах, думаю, долго не простоят. В греческой традиции это нормально и правильно. И в Русском-на Афоне-свято Пантелимоновом монастыре стоят стасидии, и никто не требует их убрать. Я воспитан в традициях РПЦ, и мне давно не требуется приземлять 5-ю точку, пока здоровье позволяет. Для меня диковато сидеть во время литургии, и даже ходить. Надо ли бояться, что порушим канон, порушив традиции? Трудный вопрос. Через церковь мы связаны во Христе со старшими поколениями, у каждого свой земной опыт бытия. Традиции могут влиять на канон, но они второстепенны. Не будем забывать об их второстепенности, но отнесёмся с уважением, т.к. привнесены старшим поколением и сформированы ментальностью народа.
Meow 2 мая 2013, 19:54
О чём эта статья? о том как правильно славить Бога?
Или о том как многие неправильно славят Бога?
Ирина 2 мая 2013, 19:22
Православие никогда не превратится в секту, потому что Церковь - это не нормы и правила, а живой организм, сообщество людей, проникнутых Духом Святым. Всякий, лишающийся такого Духа, автоматически отпадает сам собой (никто его специально не изгоняет) от живого Тела Христова, но само Тело (Церковь) со Главой ее - Христом - будет живо всегда. Земная часть Церкви (сообщество верующих людей) невидимо и таинственно сочетается с Небесной частью (весь сонм Святых угодников и бестелесных Служителей Божиих), что наиболее ясно проявляется через наши молитвы к последним. И в этих молитвах зачастую не так важна форма, как живое искреннее чувство. Короткая молитва, обращенная к Святым от чистого сердца, может быть услышана гораздо быстрее, чем множество длинных и правильно составленных молитв, но прочитанных сухо и формально. Вообще-то Господь смотрит на наше сердце. Он может и за один вздох помиловать, а может и отвернуться от человека, который все делает правильно, но при этом считает себя праведником, а всех остальных - грешниками, не соблюдающими правил. Самое правильное- считать себя последним и хуже всех. Тогда точно не ошибемся.
Тавифа 2 мая 2013, 19:21
Цитата: говорим «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а утром: «исполним вечернюю молитву?», о.Андрей, как Вы всегда не в бровь, а в глаз! И спасибо большое за статью, такое ведь наболевшее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×