«Выстояли во имя победной весны сорок пятого»

Интервью епископа Ржевского и Торопецкого Адриана

Среди городов и весей нашего Отечества, опаленных войной, особое место занимает Ржев. Более года он был центром ожесточенного противостояния нашей и гитлеровской армий. Память об этом трагическом времени хранят и чтут нынешние ржевитяне, а в их числе, разумеется, и православная паства Ржевской епархии, образованной решением Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2011 года. На территории этой новой епархии, охватывающей весь юго-запад Тверской области, проживает 200 тысяч человек, большая часть — именно в городе Ржеве. О военной истории и современной церковной жизни города рассказывает епископ Ржевский и Торопецкий Адриан.

Еископ Ржевский и Торопецкий Адриан
Еископ Ржевский и Торопецкий Адриан
— Владыка, нынешней весной исполнилось 70-лет освобождения Ржева от немецко-фашистских захватчиков. В военно-исторической науке давно идут споры о значении и итогах Ржевской битвы. Как вы, живущие в этом городе, оцениваете происшедшее семь десятилетий назад?

— Трагедия Ржева в том, что он, будучи длительное время оккупирован немцами и являясь их важным опорным пунктом, был разрушен родной армией. Ржевская битва — это не сражение за город, а операция по уничтожению основных сил мощной армейской фашистской группировки на ржевско-вяземском плацдарме. Битва разворачивалась не только в районе города Ржева, но и на территории Московской, Тульской, Калининской, Смоленской, Калужской и других областей. Город Ржев, так же как Москва, Сталинград, Курск, дал название битве, хотя бои за город были лишь ее частью.

Тверские историки и ржевские краеведы, занимаясь давно и профессионально историей Ржевской битвы, считают, что в истории Великой Отечественной войны не было более масштабного по количеству задействованных войск, по охватываемой территории, по изощренности маневров, да и по длительности сражений, чем битва в 1942–1943 годах за Ржев. Город по картам военного времени был центром огромной территории, именуемой «Ржевским выступом». Он угрожающе нависал над нашими северо-западными позициями, будучи отделен от Москвы всего 150-ти километровым отрезком. Бои здесь шли практически непрерывно 14 месяцев. К сожалению, битву на Ржевском плацдарме можно считать самой трагической, самой кровопролитной и самой неудачной из всех проведенных операций нашей армии: из пяти стратегических операций четыре не увенчались успехом. Неуспех породил замалчивание и искажение трагедии, унесшей жизни многих наших воинов, сражавшихся на Ржевском плацдарме. На проведение операций было задействовано 5 фронтов, 17 армий. Во всех операциях участвовало более трех миллионов солдат и офицеров, входивших в соединения и постоянно пополнявшихся. Некоторые соединения, окруженные в «безымянных болотах», погибли полностью, в других же частях живыми и невредимыми оставался только каждый десятый, не более, а каждый третий погибал. Потери убитыми и ранеными, по официальным данным, с января 1942 года по март 1943 года составили более одного миллиона трехсот тысяч человек. По мнению же некоторых исследователей, оспаривающих официальную точку зрения, число общих потерь в тех же операциях — более полутора миллионов человек. И все-таки они выстояли — солдаты сорок первого — сорок третьего. Выстояли во имя победной весны сорок пятого

— Из рассказов очевидцев и фотохроники известно, что после освобождения этот старинный русский город лежал в руинах. Сохранился ли тогда хоть один православный храм, или же их все пришлось отстраивать заново?

— В Ржеве до войны было около 22 храмов. Частично сохранился Вознесенский собор, а также ныне являющий кафедральным собор в честь иконы Божией Матери «Оковецкая». Конечно, оба храма очень сильно пострадали, их удалось восстановить только в 90-х годах XX века. Сейчас они являются действующими. Одним из свидетелей тех трагичных дней является старообрядческий Покровский храм. При отступлении немцы заминировали в нем 248 ржевитян — остаток от 56-тысячного довоенного населения города, намереваясь взорвать церковь вместе с заложниками. Обреченных людей спасло чудо — одна из наших частей сумела войти в город до момента взрыва и освободила пленников. Об этих событиях теперь напоминает мемориальная памятная доска на стене Покровского храма.

Ржев, центр города. Март 1943 года
Ржев, центр города. Март 1943 года
— Затронула ли непосредственно вашу семью Великая Отечественная война?

— Разумеется. Нет такой семьи в России, которой не коснулось бы это огромное горе. Отца сразу призвали в действующую армию, он прошел всю войну. Мама ждала его с тремя маленькими детьми. Половина родственников, как с маминой стороны, так и отцовской, погибли, защищая Родину.

— Ваши родители были верующими или, как многие в то время, пришли к вере через испытания военного времени?

— Видите ли, мой отец — 1903 года рождения, мама родилась в 1908 году. Они оказались достаточно сформировавшимися личностями, чтобы менять свои убеждения при новой власти, и сохранили те духовные и моральные устои, в которых утвердились с детства. Люди глубоко верующие, они и меня воспитали в вере. Вообще говоря, поразителен сам по себе феномен тех, кто в юности застал революцию и не был сломлен, сумев сохранить себя. Наверное, это похоже на то, что пережили мы после 1990-го года. Сегодня современное общество в большинстве своем невероятно далеко от своих корней, от тех нравственных традиций, которыми мы жили даже двадцать лет назад. Так, уверен, было и после 1917 года, когда вчерашние добропорядочные граждане, любившие Россию и служившие ей, вдруг услышали, что они жили не так, и что их за это нужно уничтожить. Революционная ситуация — всегда трагедия для общества. Но раз революция удалась, значит, было достаточное количество людей, ее поддержавших или молчаливым попустительством не препятствовавших этому. Сейчас, к сожалению, зачастую огульно критикуют все, что было при советском строе, в том числе и все, связанное с патриотическим воспитанием.

— Насколько Церковь должна содействовать укреплению патриотического чувства, ведь христианин, по определению, гражданин небесного Отечества?

— Приведу маленький пример — 23 февраля, в день защитника Отечества, после литургии вышел священник на проповедь и, обращаясь к людям, спросил: «Как вы относитесь к этому празднику? Отмечаете ли вы его у себя в семьях? Рассказываете ли о нем вашим детям?» Батюшка говорил о необходимости и важности празднования дня защитника Отечества, о том, что сильная армия — основа независимости государства, и если мы не будем учить своих детей любви к Родине, готовности защищать ее, то все потеряем. Я подумал: «Какой молодец! Как правильно он говорит!». А главное — люди слушали со вниманием, может быть, даже впервые задумавшись над тем, что, собственно, они ежегодно празднуют.

Убежден, что патриотическое воспитание должно присутствовать везде, потому что забвение истории лишает нас будущего. Иногда говорят, что это — дело государства, а Церковь не должна этим заниматься. Но я не представляю, как можно разделять государство и Церковь, ведь у нас один народ. Тем более, что в России исторически сложилась собственная норма церковно-государственных отношений. В восточном христианстве царство и священство рассматривались как два равноценных Божиих дара. На православном Востоке была сформулирована идея баланса между двумя институтами. Можно вспомнить шестую новеллу императора Юстиниана, появившуюся в результате кодификации римского права, проведенной этим императором в середине VI века, согласно которой задача государства состоит в реализации закона Божьего в общественной жизни и защите веры. Церковь же отвечает за духовные вопросы и поддерживает государство в исполнении его функций. Таким образом, предполагалась некая степень автономности как Церкви, так и государства, но одновременно и их взаимная поддержка. И с принятием христианства Россия ориентировались на подобную византийскую модель церковно-государственных отношений. Так что воспитывать любовь к Родине — это наше общее дело, наш общий долг.

— Ржевскую епархию затронули и события Отечественной войны 1812 года, 200-летие которой отмечалось в минувшем году…

— Как правящий архиерей, я участвовал в большинстве юбилейных мероприятий. В Ржеве был открыт памятник нашему земляку, герою 1812 года, генерал-майору Александру Сеславину. Его могила находится в Ржевском районе на реке Сижкa. В Ржевском филиале областного краеведческого музея прошли региональные краеведческие чтения: «Тверитяне в Отечественной войне 1812 года». Кстати, там была представлена любопытная историческая реликвия — Казанская икона Божией Матери, принадлежавшая Сеславину. Надпись, сделанная ее владельцем, гласит: «Благословила меня матушка, этот образ был на мне в кампаниях в 1805, 1807 и 1812 годах».

Хотелось бы надеяться, что сегодня мы окажемся способны правильно воспринять те уроки, которыми отмечена история нашей страны, и сделать верные выводы. Именно в этом — залог сохранения нравственного здоровья России, ее будущего.

— Наверное, самая известная ржевская святыня — это чудотворная икона Божией Матери, именуемая Ржевская-Оковецкая, которая прославилась еще в XV веке. День празднования этой иконы — особое торжество для Ржева. Пожалуйста, расскажите, как оно проходит?

— Да, 24 июля — день памяти Ржевской, или Оковецкой (1539) иконы Божией Матери — торжественный день для нас, наполненный светом и радостью. Сложилась традиция многодневного крестного хода из Ржева в село Оковцы Селижаровского района, к месту явления иконы, куда прибывают десятки автобусов с паломниками не только из Твери и близлежащих райцентров, но и из Москвы и Санкт-Петербурга. Ржевская икона окружена общероссийским почитанием со времен Ивана Грозного, который, пожелав поклониться этой святыне, повелел на время принести ее в Москву.

Отрадно, что сейчас наши современники осознают важность посещения святых мест русской «глубинки». Народ наш очень самобытен, у нас богатая история и духовные традиции. К сожалению, в Ржеве церковной старины сохранилось немного, но, например, приехав в Торопец, будто окунаешься в атмосферу XIX столетия. Тверская митрополия вообще славится своими святынями — здесь и Нилова пустынь, и Старицкий монастырь, и Оковецкий источник. У нас есть где помолиться и на что посмотреть.

Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан с паствой. Благовещение
Епископ Ржевский и Торопецкий Адриан с паствой. Благовещение
— В Ржеве долгие годы служил и был погребен известный пастырь, проповедник, миссионер и духовный наставник Н.В. Гоголя протоиерей Матфей Константиновский. Можно ли ожидать в будущем прославления о. Матфея в лике местночтимых святых Ржевской епархии?

— Мы собираем документы для канонизации протоиерея Матфея Константиновского и надеемся вскоре передать их в комиссию по канонизации. Имя отца Матфея ржевитяне помнят и по сей день. На месте, где он похоронен, в самом центре Ржева, на высоком берегу Волги, установлен поклонный крест.

— В XIX веке в Ржеве и его окрестностях очень многочисленными и влиятельными были сторонники старообрядчества. Именно с ними вел большую миссионерскую работу о. Матфей Константиновский. Как сегодня складываются ваши отношения со старообрядческой общиной?

— Церковному расколу в России уже три с половиной столетия, 70 лет в нашей стране происходили гонения на Православие, что тоже нанесло существенный вред. Но если постараться, можно понять и принять друг друга. Пока контакты со старообрядческой общиной существуют преимущественно на уровне отдельных прихожан. Но, убежден, между нами возможен диалог относительно социальных проблем, не затрагивающий канонических и богословских вопросов.

Наша особенность в том, что долгие послевоенные годы в Ржеве был открыт только один храм — тот самый старообрядческий, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, о котором я уже упоминал. В 2010 году старообрядцы отметили его 100-летие. Православные храмы в Ржеве начали открываться лишь с 1988 года, к настоящему времени их четыре. Всего в епархии около 40 храмов, примерно 30 — приходских. Есть один женский монастырь — в городе Торопец.

Сейчас мы готовимся к 800-летнему юбилею Ржева. И, надеюсь, епархия в сотрудничестве с властями города сможет решить многие важные вопросы, связанные с развитием и благоустройством православных храмов, которые вновь становятся украшением древнего волжского города и средоточием духовных чаяний его жителей.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Год сталинградского единоборства Год сталинградского единоборства
Диак. Владимир Василик
Год сталинградского единоборства Год сталинградского единоборства
Диакон Владимир Василик
Второго февраля 2013 года исполнилось 70 лет со дня окончания Сталинградской битвы. В этот день капитулировала 6 армия под предводительством Паулюса. Всего за Сталинградскую битву немцы потеряли 840000 убитыми и 240000 пленными. Сталинград явился началом коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Победа между строк Победа между строк
В честь дня памяти святых Петра и Февронии
Даниил Ильченко
Настоящая и крепкая любовь и верность к своей семье, а значит и Родине, позволяет пережить смуты любого масштаба. Потому что любовь и верность придают силы никогда не сдаваться. В истории нашей страны примеров предостаточно. Так и теперь, читая эти короткие весточки из-под содрогающейся от бомбежек Москвы 41-го, залитого кровью Орла, прифронтового Тамбова, убеждаешься, что наши деды и прадеды не могли не победить.
Против кого воевала Европа Против кого воевала Европа
Валерий Панов
Против кого воевала Европа Против кого воевала Европа
Валерий Панов
Третий рейх являл собой не только Германию. В его состав официально входили Австрия, Судеты, захваченные у Польши «балтийский коридор», Познань и Верхняя Силезия, а также – Люксембург, Лотарингия и Эльзас, отрезанная у Югославии Верхняя Коринтия. К союзникам Германии относили себя Норвегия, Финляндия, Чехословакия, Италия, Венгрия, Румыния, Болгария и Испания, что позволило Гитлеру за годы войны сформировать дополнительно 59 дивизий, в том числе 20 эсэсовских, 23 отдельные бригады, несколько отдельных полков, легионов и батальонов.
Комментарии
Анастасия 16 мая 2013, 20:59
Хорошее интервью, спасибо вам большое. И фото с Благовещения такое светлое.
natalja12 мая 2013, 12:49
Pronzinteljnuju pesnju o pogibshih za Rzev voinah slozil nash poet-pesennik Mihail Nozkin.Eta pesnja rasskazivaet o visokoj tragedii nashej pobedi pod Rzevom,o nevospolnimih zertvah,o massovom geroizme voinov-krasnoarmejcev. Zal plakal,slushaja ee,plakal i sam ispolnitelj.eta pesnja ravnocenna voennim pesnjam takim kak "Eh ,dorogi-pilj da tuman","Solovji",Vragi sozgli rodnuju hatu","Zuravli",Pesnjam V. Visockogo,posvjashennim vojne.Slava pogibshim ,vecnaja pamjatj im. Nashim veteranam nizkij nizkij poklon i nasha vecnaja blagodarnostj za geroizm,za prolituju za vseh nas zivushih na zemle. Slava gerojam!!1
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×