Ровно
10 лет назад — 4 августа 2003 года —
отошел ко Господу замечательный проповедник и
миссионер митрополит
Сурожский Антоний.
Митрополит Сурожский Антоний
Представляем вашему вниманию одну из малоизвестных его бесед, состоявшуюся на английском радио в 1972 году. Оппонентом владыки стал британский журналист Анатолий Гольдберг (1910 –1982), агностик по вероисповеданию, родившийся в Риге и впоследствии эмигрировавший в Великобританию. Данная беседа вошла в новую книгу издательства «Никея» «Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующими» и была любезно предоставлена порталу Православие.Ru для публикации.
— Митрополит Антоний, я знал людей, которые становились религиозными, потому что их мучил вопрос о возникновении зла; я также знал людей, которые разочаровались в религии по этой причине. Первые чувствовали или приходили к убеждению, что понятия добра и зла не могли возникнуть сами по себе, что их должна была создать высшая сила; зачем существует добро, им было, конечно, ясно, а на вопрос о том, почему и для чего существует зло, они надеялись получить ответ от религии. Вторые, те, кто разочаровался в религии, приходили к убеждению, что она не дает ответа на вопрос: как сочетать существование всемогущего Бога, олицетворяющего добро, справедливость, с тем, что творится на земле; не только в области человеческих взаимоотношений, но и в природе, где царят хаос, борьба и жестокость. Какой ответ даете Вы на этот вопрос?
— Это очень трудный вопрос в том отношении, что, действительно, можно из одинаковых предпосылок прийти или к вере, или к сомнению. Мне кажется, что христианин даст приблизительно такой ответ: Да, Бог всемогущ; но Он создал человека свободным, и эта свобода, конечно, несет с собой возможность и добра, и зла; возможность отклонения от закона жизни или, наоборот, участия в этом законе жизни. И вот этот вопрос свободы является центральным, мне кажется, для проблемы добра и зла. Если бы Бог создал человека не способным на отклонения, человек был бы также неспособен ни на что положительное. Скажем, любовь немыслима иначе как в категориях свободы; нельзя себя отдать, когда нельзя отказать в самоотдаче; нельзя человека любить, если это чисто механическое соотношение; если бы не было свободы отказа, отречения, если не было бы, в конечном итоге, возможности зла, то любовь была бы просто силой притяжения, силой, связующей все единицы, но никак не создающей между ними нравственное соотношение.
— Почему? Означает ли это, что зло существует для того, чтобы выделить добро, в качестве контраста?
— Нет, я не думаю, что оно существует для этого; но где есть возможность одного, неминуемо встает возможность другого. Конечно, если бы мы были просто такие совершенные существа, которые не способны сделать ошибочный выбор, зло было бы исчерпано; но как возможность оно все равно бы существовало.
— А допускаете ли Вы, что Бог, всемогущий Бог заботится о людях, следит за судьбами человечества, помогает людям, следит за тем, чтобы на земле зло не восторжествовало?
— Да; в этом я глубоко убежден; и опять-таки, с моей христианской точки зрения мне Бог представляется именно не безответственным Богом, Который человека создал, одарил его этой ужасной свободой, которая может все разорить и все разрушить, а потом —употребляя образы Ивана Карамазова — «ждет» где-то в конце времен момента, когда Он его будет судить и засудит за то, что человек не так пользовался данной ему свободой. Таким Бог мне не представляется. Мне представляется Бог ответственный, Бог, Который создал человека и жизнь, но Который не только ждет в конце момента итогов. И самый предел этой ответственности, которую Бог берет за жизнь и за Свои поступки, за Свой творческий акт, это Воплощение, это то, что Бог делается Человеком, входит в историю и до конца погружается в ее трагизм, и где-то разрешает этот трагизм.
— Как, где Он разрешает этот трагизм?
— Он его не разрешает внешне, в том отношении, что на земле смерть, болезнь, страдание продолжают косить людей. Но отношение человека к человеку может стать глубоко иным; отношение к собственному страданию может быть совершенно иным; отношение к страданию другого опять-таки глубоко изменяется от этого.
— Значит, Вы определенно, как христианин, отрицаете тезис Вольтера, который примерно исходил из того, что Бог создал человека, снабдил его всем необходимым, в первую очередь разумом, и затем счел Свою задачу выполненной: если люди будут руководствоваться разумом, то все будет хорошо, если нет — то это их дело. Потому что это, по существу, довольно логичное объяснение; но Вы, судя по тому, что Вы только что сказали, это категорически отрицаете.
— Да, такого Бога я просто не могу себе представить, потому что это был бы до того нравственно безответственный поступок, просто безнравственный поступок, который был бы, в конечном итоге, основанием и причиной всего зла; и безответственный, злой поступок, потому что — по какому праву такой Бог нас создает, нам же на горе, когда Ему от этого ничего не будет, да еще вдобавок будет когда-то где-то нас судить? Какой же это Бог?
— Вольтер не говорил, что Бог будет судить; он просто говорил, что Бог наделил человека всем необходимым, что Бог создал изумительный механизм, структуру человека, а главное — разум; почему же это безответственно, почему это было бы преступно?
— Анатолий Максимович, если бы этот Бог создал такой замечательный механизм, то этот механизм не испортился бы так безнадежно; тогда, значит, Бог, Который строит этот механизм, просто ужасно плохой механик, никуда не годный. Если такой у нас Бог, Который даже механизм приличный создать не может, то, право, не о чем говорить.
—
Но как Вы объясняете себе тот факт, что Бог, с одной
стороны, заботится о людях, а с другой стороны, на
протяжении существования всего человечества
несправедливость в основном торжествовала над
справедливостью? Сперва это объясняли тем, что когда
человеку приходится плохо, он в этом виноват сам,
значит, это наказание за какие-то его грехи. Затем
это, по-видимому, людей больше не удовлетворяло, и
тогда начали говорить о том, что Бог
испытывает человека, что Он испытывает веру
человека — это, конечно, Иов; а когда уже это
больше не удовлетворяло, то пришло христианство,
которое стало убеждать людей, что страдание —
это нечто возвышенное. Вы согласны с такой несколько
упрощенной характеристикой развития человеческой
мысли в этом направлении?
Антоний Сурожский, митрополит. Бог: да или нет? М.: Никея, 2013.
— Я согласен; только те объяснения, которые Вы отодвигаете в прошлое как изжитые, я не до конца вижу изжитыми. Очень много зла, страдания, муки человеческой происходит от греха, просто от греха в том смысле, что если человек зол, он причиняет зло и страдание и, кроме того, он себя уродует, он сам делается жутким и перестает быть человеком.
— Но это совершенно ясно; речь идет о том, что несправедливость торжествует над справедливостью, другими словами, что плохо приходится тем, которые не являются уж такими страшными грешниками, а может быть, даже и праведны.
— Я думаю, что справедливость в этом смысле была бы очень непривлекательна; если бы счастье, благополучие было немедленной наградой за добро, то добро как нравственная категория было бы обесценено; это был бы чистый расчет. Я думаю, что добро именно тогда делается добром, когда человек может устоять против несправедливости, против неправды, против страдания и все равно не отречься от своего добра, от того, что кажется ему — или объективно является — добром. Если, скажем, человек щедр и бывает обманут, и, попробовав раз-другой быть щедрым, приходит к заключению, что этого не стоит делать, то щедрость его довольно бедная. Вопрос в том, какова его отзывчивость. И во всех отношениях мне кажется, что добро именно испытывается, поддается пробе тем, что оно сталкивается со злом. Я не говорю, что это хорошо по существу; но, несомненно, человек вырастает в совершенно новое измерение, совершенно новое величие, когда он способен встретиться лицом к лицу со страданием, с ненавистью, с горем, с ужасами войны и остаться до конца человечным, и еще вырасти в большую меру, скажем, сострадания, понимания, мужества, способности себя отдать и собой пожертвовать.
— Это все-таки несколько сложный процесс. Я совершенно согласен, что конечный результат является желательным, но процесс его достижения очень сложный, это очень трудный путь; и как-то трудно себе представить, что этого нельзя было бы достичь проще. Но скажите: заботится ли Бог о судьбах человечества? Если да, то как Вы объясняете себе такое чудовищное явление, как, например, Гитлер, которое я лично считаю совершенно исключительным явлением, потому что в этом случае даже не было сделано попытки оправдать злодеяния какими-то высшими, мнимыми этическими соображениями, а было сказано просто и ясно: мы хотим творить зло. Как Вы объясняете возникновение такого явления, если Вы исходите из того, что Бог заботится о судьбах человечества?
— Во-первых, да, я убежден, что Бог заботится о судьбах человечества. Во-вторых, я думаю, что если есть свобода в человеке, которая Богом ему дана, Бог уже не имеет права стать на пути и эту свободу изничтожить. В конечном итоге получилось бы так: Бог вас делает свободными; в тот момент, когда вы этой свободой пользуетесь не так, как Ему нравится, Он бы вас приплюснул — и вас бы не стало. И получилось бы, что, может быть, на земле было бы меньше зла, то есть злодеев меньше было бы, Гитлера бы не было, того не было, сего не было, — а в конечном итоге самый злодей из злодеев оказался бы этот Бог, Который дает мне свободу, а в тот момент, когда я ошибаюсь на своем пути или схожу с него по какому-то безумию, Он же меня убивает за нее, уничтожает. Нравственная проблема оказалась бы, я бы сказал, еще хуже первой... И представляете себе тогда жизнь человека? Он бы жил, зная, что если он поступит нехорошо, Бог его уничтожит. Следующая стадия: так как Бог знает и может предвидеть вещи, то как только у вас зародится злая мысль, Бог может вас уничтожить. Это же хуже концентрационного лагеря! Мы жили бы просто под дамокловым мечом все время: дескать, вот убьет — не убьет, убьет — не убьет... Спасибо за такого Бога!
— Повторите...
— Если Бог действительно сделал человека свободным, то есть способным ответственно принимать решения, которые отзываются в жизни поступками, то Бог уже не имеет права в эту свободу вторгаться насильно. Он может войти в жизнь, но — на равных правах; вот как Христос стал Человеком и от этого умер на кресте: да, это я понимаю. Если же Он вторгался бы в жизнь в качестве Бога, то есть со всем Своим всемогуществом, всеведением и т. д., получилось бы так, что земной злодей, который Богом же одарен свободой, в тот момент, когда он ошибочно, не так пользуется этой свободой, стал бы жертвой Божественного гнева, то есть он был бы просто изничтожен, убит. А еще хуже: человек только успел задумать какой-нибудь неправый поступок — Бог его тут же уничтожил бы, потому что Бог знает, что в будущем случится. И все человечество жило бы, одаренное этой проклятой свободой, под вечным страхом: ой, промелькнула злая мысль — сейчас кара придет на меня... Ой, мне захотелось чего-то не того – что сейчас будет?... Это был бы чудовище, а не Бог, Он был бы из злодеев злодей.
— К чему же тогда сводится Божественное вмешательство в судьбы людей?
— Во-первых, к тому, что Бог в человека заложил закон жизни, то есть устремленность ко всему тому, что есть полнота торжествующей жизни, полнота торжествующей любви. Во-вторых, к тому, что Он дал человеку сознание добра и зла, — мы его не выдумали, это не чисто социологическое явление, потому что социологические формы меняются без конца, а понятие добра и зла везде проходит красной нитью.
— С этим я совершенно согласен.
— Дальше: Бог через людей, Ему верных, которые Его знают опытно, молитвенно и жизненно, Свое слово говорил, указывал нравственные мерки, указывал нравственные пути. Потому что совесть человека — вещь относительная, более или менее ясная, колеблющаяся, Он дал человеку закон; Он дал человеку правила жизни. И главное, Сам Бог вошел в историю воплощением Иисуса Христа, стал Человеком и нам на деле показал, что можно пройти через весь ужас жизни, страдания и никогда не заколебаться ни в любви, ни в правде, ни в чистоте; и что такой человек — пусть он будет исторически уничтожен, разбит — не побежден. Он достиг полной меры своего человечества — а это, действительно, победа над злом гораздо большая, чем если бы просто зла не было.
— Это поднимает целый ряд вопросов, о которых я надеюсь поговорить в следующий раз.
Благодарим Тебя, Господи,что Даешь нам возможность читать, идеть,слушать и слышать Твоих служителей для научения нас и помощи нам в сложном темном жизненном пути к Свету Твоему и Истине!
он поддерживает тебя.И просто благодарил Бога , за жизнь и за своих близких и жил ,как тебе подобает ,так за что же судить человека,когда он жил и не доумевал,в чем же ему каяться , если жизнь его была такая ,какую создал ,для него Бог..
Сегодня умерла моя свекровь , всю жизнь ,она жила , для
детей , для внуков и любила всех правнуков . Пять лет ,она лежала прикованной к постели.Жила и была в здравом уме и памяти. Любила ,только своего мужа. Страдания которые выпали на её долю были бесчислены... Умерла ,она с крестиком на шее.
Значит доверяла Богу .. Но я ей предложила покатятся в своих согрешениях и позвать священника, то она категорически заявила мне не в чем каяться.. И у меня вопрос ,примет ли её Господь,
в царствие небесное и можно ли её отпевать...
Очень хочу ,чтобы мой Господь был милосердным! Прости её Господи !
Это неправда. Имеет право Бог всемогущий вмешаться куда угодно вплоть до адовых вечных мук.
Да, возможно то, что существовал Гитлер был "Божий эксперимент", но мы то теперь воспринимаем его очень плохим какой был этот человек с его замыслами. Плох то и не только Гитлер, но и еще миллионы людей разделявшие его взгляды. И многие совсем по другому смотрят на диктатуру и на войны. Здесь мы многого не знаем каковы были взаимоотношения человека и Бога, человека и дьявола, дьявола и Бога и полностью в этой жизни наверное не узнаем.
Господь на то и Господом нашим величается, что он наш начальник и руководитель. И имеет Он право и должен вмешиваться в жизнь человеческую, а то что были войны и большие войны вот они то закончились. И вся жизнь человеческая стремится к миру по воле Бога.
А если рассматривать, что мы свободны полностью тогда получается, что над нами и начальника то и нет. И не рабы мы Божьи раз исполняем свою волю, а не Его. Тогда и начальника, то и нет, бога тогда и нет получается. Тут противоречие Бог то существует и более того он познаваем!
Я вспоминаю себя первый раз открывшего эту священную книгу.
Первый мой вопрос: "А на каком основании они говорят, что книга сия от Бога есть". Этот вполне естественный вопрос возникает почти сразу у каждого современного и переначитанного человека.
Ответ идёт, естественно, из содержания. Даже просто ответы Христа иудеям приводят ум современного СамоЯкоющего человека в недоумение(это для тех кто отказывается верить в чудеса, сотворённые Христом. подчеркну что сотворенные, а не сделанные. Чудо можно только сотворить. Сделать Чудо нельзя).
А второй и не менее весомый фактор - это время. Прошло почти 2000 лет с написания Евангелия. Если бы Богу книга была бы не угодна - она бы исчезла бы за такое время.
Вот сейчас появляются всякие разные так называемые новые Христианские церкви. Посмотрим сколько они просуществуют. Время покажет. Православие уже 2000 лет существует. Истина вечна, а всё неистинное постепенно исчезает.
http://www.stihi.ru/2009/09/19/5176
Дискуссия у верующего с неверующим очень уж замысловатая. Как нравится мне Евангелие с дискуссиями Христа с неверующими,но Господу Иисусу Христу было проще, ведь он за Себя отвечал. Человеку же ответить за Бога, придумывая и что либо предполагая невозможно, поэтому эта беседа меня очень смутила.
Задумайтесь и ужаснитесь тому, ЧТО ГОСПОДЬ СДЕЛАЛ ДЛЯ НАС. И пуще того ужаснитесь тому, ЧТО МЫ НЕ ДЕЛАЕМ для Него!
Как мы грешим, как соблазняем других на грех, как уродуем образ Божий в себе и как уподабливаемся демонам тьмы адской..
Господи помилуй нас и дай нам ума не увлекаться ложным мудрствованием и не пытать пути Господни для мира, а искать прежде в себе Царства Божия и строить свое личное отношение с Богом.
Просто один в один пересказ притчи о Великом инквизиторе из "Братьев Карамазовых".
А вот и ответ оттуда, от современных иванов-инквизиторов-атеистов -
" Ты гордишься своими избранниками, но у Тебя лишь избранники, а мы успокоим всех. Да и так ли еще: сколь многие из этих избранников,из могучих, которые могли бы стать избранниками, устали наконец, ожидая Тебя, и понесли и еще понесут силы духа и жар сердца своего на иную ниву и кончат тем, что на Тебя же и воздвигнут СВОБОДНОЕ знамя свое. Но ты сам воздвиг это знамя. У нас же все будут счастливы и не будут более ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как в свободе Твоей, повсеместно. О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся."(с)
И "имя им легион", мы это наблюдаем своими глазами, в проповедях "толерантности и демократии".