История одного героя

Рассказ

При входе в библиотеку было темно: снова перегорела лампочка, а запасные кончились еще на прошлой неделе.

Сашка, открыв дверь, в нерешительности остановился.

    

– Кто там? Проходите, пожалуйста, библиотека открыта, – послышалось из глубины комнаты.

– Это я… – пробубнил Сашка и перешагнул через порог.

Пройдя темный коридор, он оказался в достаточно просторном помещении со стеллажами и полками. Справа стоял обычный деревянный стол, чем-то похожий на обеденный. За столом, склонившись над книгой, сидел седовласый старичок в очках со смешной квадратной оправой.

– Чем могу быть полезен, молодой человек? – оторвавшись от чтения, любезно спросил он.

– Я… ну, как вам сказать… я, это… – Сашка замешкался и, не найдя нужных слов, замолчал.

– Смелей, мой друг! Вы, верно, хотите взять какую-то книгу? – сняв очки, всё с той же любезностью продолжил библиотекарь.

– Я… понимаете, у меня компьютера нет, то есть он есть, но там, дома, а здесь, в деревне, нет, а у меня там всё, ну, игры всякие, «стрелялки», Интернет, а здесь вообще ничего нет. У меня каникулы, меня привезли, а мне делать нечего. Папа сказал, чтобы я в библиотеку пошел, а я не хотел, а он сказал, что, если я за неделю хотя бы одну книгу прочитаю, он мне планшетник купит… Понимаете? – выпалил Сашка. – Только мне книжки не интересны, я их и в школе не читаю, скучно мне от них. А вот сейчас получается, надо что-то читать, а я не знаю что…

– Ага, понято, – кивнул старичок. – А сколько же тебе лет, мой юный друг?

– В феврале исполнилось девять, – с гордостью заявил мальчик.

– Ну что ж, прекрасный возраст, – выйдя из-за стола, сказал старый библиотекарь. – Значит, говорите, что вас ничего не интересует, но читать надо? Хорошо… А может, вам что-то в школе задали прочитать?

– Ну да, только я не помню что… Нам говорили, только я даже и не знаю, куда записал, – лениво промямлил Сашка. – А может, у вас что-нибудь есть… ну, там… какая-нибудь то-о-оненькая книжечка, чтобы раз – и прочитал?

– Тоненькая, чтобы раз – и прочитал? – задумался старичок. – На счет книжечки не знаю, но вот на днях мне из районного города книг новых привезли, так там среди них инструкция по пользованию пылесосом в стопочке лежала. Очень такая тоненькая, надо заметить. Не подойдет?

– Нет, инструкция не подойдет, – покачав головой, серьезно ответил Сашка. – Мне надо, чтобы там про что-то рассказывалось, ну, там, история какая-нибудь…

– Вот история – это уже хорошо, – довольно заметил старый библиотекарь. – Значит, вы, молодой человек, говорите, что стрелять любите? А как вас, кстати, зовут?

– Саша.

– Прекрасно! Александр, у меня для вас есть изумительная книга про вашего тезку. Тоже, знаете ли, очень воинственный был человек. Постойте здесь минуточку, я ее сейчас принесу.

Старичок неторопливо зашаркал к расположенным слева полкам.

– Ага, нашел, несу… – послышался приглушенный голос библиотекаря.

Сашка, заметно нервничая от желания поскорее отсюда сбежать, переминался с ноги на ногу.

– Вот, держите, мой друг, вам это понравится, – довольно произнес старичок.

– Это что? – равнодушно спросил Сашка.

– Это жизнь выдающегося человека – благоверного князя Александра Невского. Слышали о таком?

– Не помню. Может, и слышал… А почему книга такая толстая?

– Так ведь человек-то выдающийся, – с легкой усмешкой ответил старичок.

– А у вас нет о менее выдающемся, чтоб чуть потоньше?

– Берите, не пожалеете. У меня все мальчишки в деревне эту книгу перечитали. Она у нас, как говорится, бестселлер.

– А чем он, этот князь Александр, такой выдающийся, что о нем столько страниц написано? – Сашка лениво просматривал книгу.

– Вот возьмите ее, прочитайте и сами всё узнаете, – с улыбкой проговорил старый библиотекарь. – Я работаю здесь уже 40 лет и еще ни разу мой внутренний голос меня не подводил. Эта книга ваша.

Сашка неохотно поблагодарил старичка и вышел на улицу.

Подойдя к дому бабушки, он присел на стоящую под окном скамейку и вытянул ноги. Весна уверенно вступала в свои права. Кое-где на деревьях уже распускались почки, в поле пробивалась молоденькая, нежно-зеленого цвета травка, а проснувшаяся от долгого зимнего сна река набирала силу, выплескиваясь на треснувший лед.

Сашка открыл книгу и снова захлопнул.

– Столько читать… – покачав книгу на ладони, вздохнул мальчик. – А папа обещал планшетник… какие жертвы… хотя… – хитрая мысль зародилась в его голове. – Я ведь могу делать вид, что читаю. Никто меня проверять не будет. А если даже и спросят, всегда можно соврать. Сколько на планете Александров? Миллионы! Я вот, например; дядька мой двоюродный, а в школе нас вообще не пересчитать, про любого рассказывай.

Вдруг в калитку вошел отец. Сашка, недолго думая, открыл книгу и стал пристально в нее смотреть.

– Какой молодец! Читаешь? В библиотеку ходил? – заметив сына, радостно проговорил отец.

– Да, вот дали, теперь читаю, – не отрываясь, ответил Сашка.

– А что за книга, кто дал? Никифор Петрович? – полюбопытствовал отец.

– Там какой-то старенький дяденька был, я его имени не спросил. «Жизнь благоверного князя Александра Невского» называется.

– Скорее всего Никифор Петрович, бывший учитель литературы, превосходный специалист. Сколько его в город ни приглашали, нет, говорит, и всё, из родной деревни не уеду, я здесь нужен. Раньше тут школа работала, был он всегда при деле, а в последние годы закрыли ее за неимением учеников. Все, кто был, повзрослели да в город уехали доучиваться. Осталась одна школьная библиотека, так до сих пор он там и сидит. Славный старичок. А что он за книгу тебе дал? «Александр Невский», говоришь? – взяв книгу из рук Сашки, спросил отец. – Отличный выбор! Такие высокие ориентиры для тебя сейчас будут весьма и весьма полезны.

– А ты про него знаешь? – с отчаянием в голосе выдохнул Сашка.

– Конечно! Кто же его не знает? Это ведь выдающийся человек, личность широкого масштаба. Читай, сынок, потом обсудим.

Отец отдал мальчику книгу, потрепал его по голове и пошел в дом.

Сашка швырнул ее на скамейку и скривил недовольную гримасу.

– А ведь мог дать любую другую!.. И за что мне такое наказание?

С обиженным видом он вышел со двора. Улица была пуста. Деревенские работали в поле или на огородах, кто-то уехал в районный город на заработки.

Пройдя почти до конца деревни, Сашка остановился, развернулся и пошел обратно в сторону дома. Делать было нечего. Да и, честно сказать, поскорее хотелось вернуться, так как он очень боялся встретить местных мальчишек. Постоять за себя ему не хватало мужества, а дать сдачу не хватало сил. Это в компьютерных играх он был героем, одним из лучших стрелков, а здесь, в реальности, он совершенно иной – слабый, нерешительный и даже трусливый.

В дверях дома он столкнулся с отцом.

– О, Сашка! Ты вовремя. Всё, сынок, уезжаю, остаешься с бабушкой. Слушайся ее, далеко не ходи. Если что, я всегда на связи. Кстати, о связи, – отец многозначительно протянул руку.

– Ну папа… – капризно произнес мальчик.

– Александр, мы с тобой обо всём уже договорились. Все приборы, мешающие полноценному отдыху, должны быть оставлены. К тому же, так тебя точно ничто не будет отвлекать от чтения. Разоружайся.

Сашка с неохотой достал из кармана мобильный телефон и отдал отцу.

– Вот и складно. Итак, мой дорогой, я уезжаю в город, приедем с мамой на следующей неделе… Не скучай.

***

Когда отец уехал, Сашка совсем поник. Но не потому, что его отъезд оказался таким скорым, а потому, что вместе с ним умчалось и то, что связывало с миром мобильных технологий и Интернета.

Вечером после ужина, когда бабушка убирала со стола, Сашка неожиданно вспомнил про книгу, которую с таким негодованием бросил на скамейке. Он хотел было пойти ее забрать: вдруг ночью пойдет дождь, и она намокнет? – но ему стало так лениво, а читать так не хотелось, что он решил пока оставить ее там.

– Бабушка, а бабушка, ты знаешь, кто такой Александр Невский?

– Кто-кто, Сашенька? – переспросила бабушка.

– Князь Алек-сандр Нев-ский, – громко, почти по слогам повторил Сашка.

– Александр Невский? – как будто вспоминая, повторила бабушка. – Да, слышала о таком. Кажись, правитель был такой, в школе о нем еще изучали, помню. Только не помню, в каком классе. Хороший, по-моему, был правитель, любили его все очень. Ах да, он еще всех немцев, кажись, подо льдом утопил.

– Как утопил? – Сашка от удивления даже приподнялся.

– Да вот так и утопил. Они пришли к нему, а он им: мол, чего пришли? А они говорят: хотим вас всех завоевать. Ну, он их всех и утопил, – простодушно ответила бабушка.

– А как? Руками? – голос Сашки прозвучал несколько приглушенно.

– Да я не помню, милый, давно это было. Может, руками, а может, не руками… Помню, что потопил, а как – не помню, – пожав плечами, ответила старушка. – Ты иди лучше, Сашенька, ложись, я уже постель постелила. Утро вечера мудренее. Может, с утра что и припомнится.

Сашка был озадачен. Что же это за человек такой, о котором даже бабушка знает?

Он выскочил за порог, нащупал в потемках книгу, оставленную на скамейке, быстро схватил ее и вернулся в дом.

***

Проснувшись, Сашка, не вставая с кровати, взял с тумбочки книгу и открыл ее на первой странице.

    

«Александр Ярославович Невский, князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский…»

– Сашенька, Сашенька! Ну что ж ты меня не слышишь, внучок? – почти над самым ухом неожиданно прозвучал взволнованный голос бабушки.

– А? Что? – будто очнувшись, пробубнил мальчик, и, увидев рядом бабушку, отмахнулся:

– Бабуль, подожди, сейчас… немного еще… Князь со шведами на Неве борется. Кажется, наши побеждают.

– Ну, если побеждают, тогда ладно, – успокоенно сказала бабушка. – Только ты завтракать-то иди, а то каша стынет.

– Иду, бабуль, иду…

Так прошел день, закончился второй. Бабушка, завидев внука с книгой, даже замедляла шаг и старалась двигаться как можно тише, чтобы не отвлекать его от чтения.

Сашку словно подменили. Нет, он не читал – он будто проживал жизнь князя. Вот он собирает свое небольшое войско и, не дожидаясь подмоги от отца, скрытно приближается к устью Ижоры, где остановились на отдых враги. Выступает против шведов на невском берегу и, разгромив их, получает прозвище «Невский». Вот он уже едет к царю азиатскому – хану Батыю – и договаривается о том, что не будут грабить татары земли Суздальские, где правят его отец, братья и он сам. И снова новгородцы с поклоном едут в Переславль-Залесский к Александру Невскому, слезно умоляя освободить их от захвативших город шведов. И везде он выходит победителем, и на всей земле не находится ни одного врага, который заставил бы подчиниться этого бесстрашного и мудрого полководца и правителя.

Через три дня Сашка захлопнул книгу и закрыл глаза. Его переполняли чувства. Нужно было срочно с кем-то ими поделиться. Но с кем? Через секунду ответ пришел сам.

Когда Сашка влетел в библиотеку, Никифор Петрович по-прежнему сидел за столиком над книгой, будто никуда и не уходил. Мальчик присел на рядом стоявший стул и перевел дыхание.

–А, мой юный друг… – оторвавшись от чтения, с улыбкой взглянул на него старичок. – Я смотрю, ты очень торопился. Что-то случилось?

– Я всё-всё прочитал и хочу знать больше. Расскажите мне еще, – выпалил Сашка.

– Рад, искренне рад, что смог тебе угодить. А что именно ты хочешь знать?

– Может, есть какое-то продолжение? – немного подумав, сказал Сашка.

– Продолжение славной истории Александра Невского только в потомках и в нашей памяти, мой друг. А его чудотворные мощи покоятся в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

– А я там никогда не был, – растерянно произнес мальчик. – В прошлом году с классом ездили на поезде в Питер, на экскурсию. Видели огромный корабль – «Аврору» с настоящими пушками, Петра I на коне, в Эрмитаж водили, а в Лавру – нет.

– Ничего, у тебя еще всё впереди, – ободрил его библиотекарь. – А доводилось ли тебе когда-нибудь участвовать в маскараде?

– Да, пару раз наша классная проводила с нами елку и еще несколько праздников, где мы одевались в разные костюмы. Было забавно, – улыбнувшись, вспомнил Сашка.

– Значит, опыт есть. Это хорошо. Дело в том, что через два дня ко мне в гости приедут мои дорогие доченьки со своими сорванцами. Мальчишки и девчонки у них активные, любознательные и, как и все в моей большой семье, очень творческие. Занимаются в кружках, любят петь, рисовать, кто-то сочиняет стихи, а кто-то уже пробовал писать небольшие пьесы. Каждый год примерно в это же время они приезжают ко мне погостить и по традиции проводят концерт для всей деревни, поют песни, танцуют, устраивают разные конкурсы. Все наши бабушки от этого в полном восторге и всегда с нетерпением ждут их приезда. Так вот, есть у них такая игра, где каждый из ребят изображает известную историческую фигуру, а зрители должны угадать ее. Если хочешь поучаствовать, приходи, я тебя приглашаю.

– Но у меня нет никакого костюма, – озадаченно произнес Сашка.

– А вот это, мой друг, самое интересное. Каждый готовит свой образ сам.

– Но как?

– Да из любого подручного материала. Не бойся, одна из моих дочерей профессиональная художница, она всегда всем помогает.

– Здорово! Тогда я обязательно приду к вам, обязательно! – радостно воскликнул мальчик и побежал домой.

Два дня тянулись для него невыносимо долго, ничего не хотелось делать, но от этого время шло еще медленнее, и, чтобы хоть как-то его ускорить, он стал помогать бабушке по хозяйству, чему старушка, конечно же, была очень рада.

Наконец родственники Никифора Петровича шумно заселились в его небольшом деревянном домике неподалеку от библиотеки.

***

Подойдя к дому библиотекаря, Сашка через полуоткрытые окна услышал детский визг и смех. Дверь была не заперта. Он прошел через сени – и растерянно остановился. Дом казался буквально набитым детьми. Они были повсюду, бегали, прыгали, беспрестанно что-то кричали, падали, вставали, смеялись, плакали и вновь смеялись.

– А, Сашенька пришел, – обрадовался старичок. – Проходи скорее, я тебя со всеми познакомлю.

Дедушка хлопнул три раза в ладоши и громко произнес: «Стоп!» Тотчас вся эта детская карусель мигом остановилась.

– Дети, это наш новый хороший знакомый. Его зовут Саша. Ему 9 лет. Он будет с нами играть в «Угадай моего героя», – торжественно произнес старичок.

Ребятишки дружно обступили Сашу.

– Меня зовут Тиша, – первым произнес мальчик лет семи.

– А я Коля, – вставил за ним его десятилетний брат.

– Маргарита, – улыбнулась восьмилетняя девочка.

– Павел, – важно сказал самый старший – одиннадцатилетний – мальчик.

– А меня зовут Лиза, – последней проговорила пятилетняя девочка с большими синими глазами.

– А я – Ольга Никифоровна, – подошла к нему одна из дочерей библиотекаря.

Сашка улыбнулся и застенчиво опустил голову.

– Ну что ж, раз все познакомились, не будем терять времени и приступим к подготовке нашего вечера, – задорно подбодрила всех она.

Ребятня дружно уселась за стол и в предвкушении интересных заданий взволнованно притихла.

Ольга Никифоровна принесла коробки с разноцветной бумагой, красками, тканями, карандашами, пуговицами и множеством других полезных предметов.

– Теперь каждый из вас будет мастерить костюм своего исторического персонажа. Здесь всё необходимое. И не забывайте, пожалуйста, класть то, что уже вам не нужно, на место.

Дети, вскочив, с азартом принялись извлекать из коробок разные принадлежности.

Сашка робко сидел на своем стуле и, не двигаясь, смотрел на происходящее.

– Сашенька, а почему ты ничего не берешь? – подойдя к нему, спросила Ольга Никифоровна.

– Я не знаю, с чего начать.

– Давай я тебе помогу. Кем ты хочешь быть?

– Александром Невским, – прошептал Сашка.

– Прекрасный выбор, – она одобрительно кивнула. – Чтобы тебе никто не мешал, садись около этого широкого подоконника: он будет твоим рабочим столом.

Взяв несколько листов бумаги и карандаш, Ольга Никифоровна подвела Сашку к окну и присела рядом.

– Сначала определим основные элементы твоего костюма. Очень важно, чтобы он был узнаваем. Как ты считаешь, что в твоем образе самое отличительное?

– На картинке в книге, которую давал мне Никифор Петрович, Александр Невский был в большом шлеме. Наверное, самое главное – это шлем, – предположил Сашка.

– Да, правильно, великий князь был воином. Но, помимо шлема, на нем еще была кольчуга, а в руках он держал меч. Кстати, меч в твоем образе будет играть очень важную роль. Именно он станет для всех подсказкой. Помнишь, что Александр Невский, выступив на защиту Новгорода, велел передать своим врагам?

– «Кто к нам с мечом придет, от него и погибнет!» – воскликнул Сашка.

– Молодец! Эту фразу ты произнесешь, когда будешь рассказывать о своем герое. А теперь начнем.

Показав и подробно объяснив, как сделать из бумаги шлем и другие части костюма, Ольга Никифоровна пошла проверять работу других ребят, а Сашка погрузился в кропотливое создание своего образа.

Часы за работой бежали так быстро, что никто не заметил, как наступил вечер. Попрощавшись со своими новыми знакомыми, Сашка побежал домой, чтобы утром, вернувшись, снова продолжить свое увлекательное занятие.

Укладываясь спать, мальчик впопыхах рассказал бабушке о том, что он готовится к важному событию, где будет изображать одного выдающегося человека. Правда, имя произносить отказался, чтобы бабушка случайно не проболталась раньше времени и не выдала его другим.

– А когда приедут папа с мамой? – лежа в кровати, вдруг взволнованно спросил у бабушки Сашка.

– Сказали: скоро, – зевнув, ответила она.

– Надо их обязательно пригласить в субботу на наш концерт, – уже засыпая, проговорил мальчик.

На следующий день приехала и вторая дочь библиотекаря, Ксения.

Ксения Никифоровна когда-то закончила Гнесинское училище и была превосходным музыкантом. С ее приездом в доме зазвучала музыка, и дети принялись разучивать песни.

Еще никогда Сашке не было так весело. У себя дома, в городе, он в основном сидел перед компьютером, играл в «стрелялки», на улицу к соседским мальчишкам выходил редко, а родных братьев и сестер у него и вовсе не было. С дочерьми и внуками старенького библиотекаря было настолько интересно, что на какое-то время Сашка даже забыл про существование Интернета и с головой погрузился в эту удивительную, доселе незнакомую ему атмосферу творчества, литературы и искусства.

***

Наступил день концерта.

Около дома Никифора Петровича устроили импровизированную сцену, а напротив расчистили места для зрителей.

Соседи собрались к назначенному времени, прихватив с собой из дома стулья. Здороваясь друг с другом, они рассаживались в полукруг.

Родители Сашки приехали еще утром и с большим удовольствием вместе с бабушкой присоединились к остальным зрителям.

Пока все усаживались, дети в волнении торопливо повторяли свои роли и слова песен.

Но вот прозвучал колокольчик, и концерт начался.

В первой его части исполнялись песни и стихи, вторая часть была посвящена загадкам, шарадам и главной игре вечера – «Угадай моего героя».

Дети по очереди выходили на сцену и двумя-тремя фразами представляли своего персонажа. Зрители должны были, задав несколько вопросов, угадать, кто перед ними.

Сашка никогда прежде не выступал перед публикой и потому очень волновался. А еще он боялся, что не сможет продемонстрировать твердость и мужество своего героя. Его выход был предпоследним, и это немного успокаивало. Впрочем, дрожь во всем теле так и не проходила, и он всё больше и больше злился на себя.

– Я вижу, ты очень волнуешься, дружочек, – неожиданно рядом с ним оказался старый библиотекарь. – Боишься выходить на сцену? Понятное дело. Я знаю верное средство от страха. Вот, держи, – и он протянул Сашке небольшую иконку. – Это икона благоверного князя Александра Невского, а на обратной стороне тропарь. Прочитай его: он придаст тебе сил в этом нелегком бою с самим собой.

Сашка взял иконку.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос яко некое Божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей богоугодней быти, и сыновом Российским спастися».

Только что он кончил читать, как подбежала Маргарита и торопливо позвала его на сцену. Сашка закрыл глаза и мысленно произнес: «Дорогой Александр Невский, помоги мне выступить достойно. На меня будут смотреть мои родители и бабушка, и я очень хочу, чтобы они гордились мной. Помоги мне быть таким же храбрым и сильным, как ты. Выполни, пожалуйста, мою просьбу, а я обещаю, что обязательно приеду в лавру и подарю тебе свой меч, хотя он самому мне очень нравится».

Сашка вышел к зрителям. В искусно украшенном шлеме, в кольчуге, с мечом. Мама и папа не сразу узнали в этом воине своего робкого сына. На все вопросы он отвечал твердо и решительно. А когда его спросили, каков девиз его жизни, он громко и отчетливо произнес:

– Не в силе Бог, а в правде!

– Ну конечно же, это Александр Невский! – крикнул с места отец Сашки и добавил: – Саша, неужели это ты?

Мальчик скинул шлем, его лицо сияло.

Когда возвращались домой, родители наперебой хвалили сына, удивляясь тому, как здорово он сумел перевоплотиться в образ.

– Я хотел только, чтобы ты прочел какую-нибудь книжку, а о таком успехе даже и не помышлял. Считай, что планшетный компьютер тебе мы уже купили, – восторженно проговорил отец.

Сашка шел молча. Наконец, оторвавшись от своих раздумий, он тихо произнес:

– Папа, а ты можешь отвезти меня в Александро-Невскую лавру?

– В лавру? Зачем? Ты ведь уже был в Петербурге? – отец с недоумением смотрел на него.

– Я обещал, – еще тише сказал Сашка. – Пожалуйста.

– Ну-у-у… не знаю… Каникулы заканчиваются. Если только через неделю, на выходные.

– Спасибо, – Сашка счастливо улыбался.

На следующий день в воскресенье мальчик с родителями возвращался в Москву. Перед отъездом он побежал попрощаться с Никифором Петровичем, его дочерьми и внуками и поблагодарить за чудесно проведенное время. Но их не было дома, и он очень расстроился. Опечаленно повернул назад и вдруг вспомнил, как старый библиотекарь рассказывал ему, что каждое воскресенье он ездит в ближайшее село в храм на Божественную Литургию. Вернувшись к родителям, мальчик попросил отца заехать в это село.

***

Сашка вошел в храм. Свет был такой яркий, а людей было так много, что он не сразу и понял, куда попал. Наконец, немного освоившись, он около самой большой иконы увидел Никифора Петровича.

– Никифор Петрович, Никифор Петрович, – пробираясь сквозь толпу, вполголоса звал Сашка.

– Тише, мальчик, тише, ты ведь в храме, нельзя так громко разговаривать, – послышалось со всех сторон.

Старый библиотекарь, услышав знакомый голос, повернулся и увидел счастливого Сашку.

– Рад видеть тебя здесь, мой милый друг, – удивившись, произнес старичок. – Отойдем в сторонку, чтобы никому не мешать.

– Я должен вас поблагодарить за всё, за всё! – выпалил Сашка, когда они отошли в дальний угол храма. – Спасибо за книгу, за концерт! Я стал другим!

Старичок ласково посмотрел на мальчика, взял его руку и тихо произнес:

– Во славу Божию, мой дружок. Неси образ благоверного князя в себе через всю жизнь и будь достойным его. Молись ему, ведь он твой небесный защитник и покровитель. Я рад был познакомиться с тобой и быть тебе полезен.

Сашка тепло обнял старичка и пошел к выходу. Здесь он увидел ребят, Ольга и Ксения стояли неподалеку.

Простившись со всеми и закрыв за собой дверь храма, Сашка грустно вздохнул.

Уже сидя в машине, он еще раз мысленно поблагодарил всех тех, кто подарил ему эти чудесные дни в деревне, но с особым чувством – своего главного героя, Александра Невского, явившего ему пример мужества, силы и твердости характера. Этот образ он навсегда поселил в своем сердце.

Ираида Сычева

12 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
О житии и о храбрости блгв. кн. Александра О житии и о храбрости блгв. кн. Александра О житии и о храбрости блгв. кн. Александра Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра
Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Подросток и компьютер Подросток и компьютер
Свящ. Павел Гумеров
Подросток и компьютер Подросток и компьютер
Священник Павел Гумеров
Существует совершенно ложное мнение, что чем скорее мы приобщим ребенка к компьютеру, тем лучше. Прочел как-то в газете, как одна мама спрашивает психолога, можно ли играть в компьютер ребенку трех лет. Психолог отвечает, что можно, но не более 15 минут. Это ребенку-трехлетке! В школах информатика обычно начинается в девятом-десятом классе. До этого нет никакого смысла приобщать подростка к компьютеру.
Новый вид наркомании Новый вид наркомании
Беседа с детскими психиатрами
Новый вид наркомании Новый вид наркомании
Беседа с детскими психиатрами Ю.С. Шевченко, А.Г. Мазуром и Р.М. Гусмановым
Татьяна Шишова
Можно констатировать, что большая часть детей, поступающих к нам, в основе своих поведенческих отклонений имеет чрезмерное увлечение компьютерными играми. Наше отделение рассчитано на шестьдесят коек. Из них более трети пациентов – жертвы компьютерных игр. Они играют дни и ночи напролет, пропадают в клубах сутками, тратят на это все деньги.
Книжная страда. Семейное чтение как совместная душевная работа Книжная страда. Семейное чтение как совместная душевная работа
Артемий Ермаков
На дворе июль. Ваш ребенок, с грехом пополам закончивший очередной учебный год и твердо обещавший вам взяться за книги, чтобы исправиться, опять целыми днями пропадает во дворе или на речке. Когда погода портится, его можно найти на чердаке, в спортзале, в гараже, в компьютерном клубе, одним словом, он занят чем угодно, кроме чтения.
Комментарии
Галина 6 декабря 2015, 07:53
святый благоверный княже АЛЕКСАНДРЕ, моли Бога о нас, о всех Сашах и просто российских людях
Сергий 5 октября 2013, 00:35
СпасиБог очень интересно!!!
Кирилл21 сентября 2013, 00:10
Спасибо большое, очень классный рассказ
Даниил16 сентября 2013, 08:19
Спасибо! Интересно.
Любовь14 сентября 2013, 21:46
Светлый и добрый рассказ. Спаси Вас Господи!
Владимир12 сентября 2013, 20:41
Очень трогательный рассказ. Спаси Вас Господи!
Иулия12 сентября 2013, 11:51
Чудесный и трогательный рассказ. Спаси Вас, Господи, Ираида.
Руслан12 сентября 2013, 11:03
Спасибо,очень тёплый расказ
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×