О пользе частой исповеди

Митрополит Вениамин (Федченков) Митрополит Вениамин (Федченков)
Сегодня, 4 октября, исполняется 52 года со дня блаженной кончины митрополита Вениамина (Федченкова), последовавшей 4 октября 1961 года в Псково-Печерском монастыре.

В развернувшейся ныне дискуссии об исповеди и причастии следует, вероятно, выслушивать мнения не только ныне здравствующих, но и принимать во внимание духовный опыт усопших подвижников благочестия – этот кладезь церковной мудрости. Предлагаем читателям отрывок из книги владыки «Божии люди», где говорится о пользе частой исповеди.

Вспоминаю другого игумена, по имени Исаакий. Он перед служением литургии в праздники всегда исповедался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его: зачем он это делает и в чем ему каяться? какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением:

«Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и запертой дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но они накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью».

По поводу этих «малых» грехов припоминается здесь широко известный случай с двумя женщинами, имевший место в Оптиной пустыни. К старцу отцу Амвросию пришли две женщины. Одна из них имела на своей душе великий грех и потому была крайне подавлена. Другая была весела, потому что за ней никаких «больших» грехов не значилось. Отец Амвросий, выслушав их откровения, послал обеих к речке Жиздре. Первой он велел найти и принести огромный камень, какой только она была в силах поднять; а другая должна была набрать в подол своего платья маленьких камней. Те исполнили повеленное. Тогда старец велел обеим отнести камни на старые места. Первая легко нашла место большого камня, а вторая не могла вспомнить всех мест своих небольших камней и воротилась со всеми ими к старцу. Он и объяснил им, что первая всегда помнила о великом грехе и каялась и теперь могла снять с души своей его; вторая же не обращала внимания на мелкие грехи, а таких оказалось много, и она, не помня их, не могла очиститься от них покаянием.

P.S. Игумен Исаакий, имевший обыкновение часто исповедоваться, – не кто иной, как преподобный Исаакий Оптинский, священномученик. В 1938 году он кровью своею засвидетельствовал верность Господу. Имени ученого митрополита история для нас не сохранила.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.
Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом
Игум. Нектарий (Морозов)
Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом Убивает не частая исповедь, убивает примирение с грехом
Игумен Нектарий (Морозов)
Ответ игумена Нектария (Морозова) на «Пластмассовые глаза конформизма, или о вреде частой исповеди».
Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии Архиеп. Максимилиан об исповеди и Причастии «Нужно всеми силами избегать “механического участия” в таинствах»
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан
Душа, замедляющая с исповедью, перестает чувствовать боль от греха. Не чувствуя боли от греха, такая душа и дальше не спешит с исповедью, болезнь усугубляется, и человек все более приближается к аду.
Об исповеди и частоте Причащения Об исповеди и частоте Причащения
Архим. Клеопа (Илие)
Об исповеди и частоте Причащения Об исповеди и частоте Причащения
Архимандрит Клеопа (Илие)
Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью».
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архим. Иустин (Пырву)
Без исповеди нет спасения Без исповеди нет спасения
Архимандрит Иустин (Пырву)
Ключом к нашему спасению является таинство святой исповеди. Это одно из семи святых таинств нашей Православной христианской Церкви. Без этого таинства нет спасения. Мы можем совершать всевозможные подвиги, пост, молитву, бдения, милостыню, пожертвования, но без исповеди никак нельзя.
Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
Прот. Вадим Леонов
Исповедь и Причастие — вместе или врозь? Исповедь и Причастие — вместе или врозь?
Беседа со священником Вадимом Леоновым

Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.
Комментарии
Елена18 ноября 2014, 13:11
Спасибо, батюшка!
Н.Н.24 октября 2013, 23:43
Николай Владимирович:
А если Господь пошлет врага,для исцеления какой-нибудь страсти или стяжания добродетели терпения или молитвы,скажем? Или вы уже безстрастны и все добродетели собраны? Боюсь,что ваш духовный отец хочет решить важнейшие вопросы вместо Господа,от "ветра головы своея"... И кстати,вы кого больше слушаетесь; его или мужа?

Добродетели не собраны, увы... Первый опыт превращения врага во НЕврага длился почти 2 года, с физической болезнью, (очень хотелось оправдаться и обличить своих обидчиков в клевете и подлоге (так оно и было); честно скажу - очень нелегко далось, и морально, и физически. Главное - простить... и врага нет.Духовный отец всегда сдерживал мои метания и говорил: дай место Господу. Мой муж - человек не воцерковлённый, моя духовная жизнь его не очень интересует (хотя когда я болела и не могла читать Правило - он мне читал вслух), а во всех остальных делах непременно слушаюсь (во всяком случае, стараюсь!) мужа (даже если, на мой взгляд, он не совсем прав) - это ВЫУЧКА духовного отца. Я стараюсь ему не докучать, своему духовному отцу, обращаюсь в крайних случаях... И что интересно - он берёт трубку сразу. А если попытаюсь "схитрить" - не дозвонюсь. Всё чистая правда. Просто мне очень повезло... Благодарю Господа. А Вы меня простите, если чем-то обидела (иногда, каюсь, специально шла на обострение - дискуссию оживить... женская вредность и несовершенство).
Николай Владимирович24 октября 2013, 10:15
А если Господь пошлет врага,для исцеления какой-нибудь страсти или стяжания добродетели терпения или молитвы,скажем? Или вы уже безстрастны и все добродетели собраны? Боюсь,что ваш духовный отец хочет решить важнейшие вопросы вместо Господа,от "ветра головы своея"... И кстати,вы кого больше слушаетесь; его или мужа?
Н.Н.18 октября 2013, 16:06
Николай Владимирович:
Н.Н. Было бы забавно,если бы не было так грустно... Вы себе опять врагов нашли и сплачиваете вокруг себя патриотов на беспощадную борьбу с "крамолой"...

Спасибо Вам, и не грустите. Нет у меня врагов, уже давно - НЕ БЫВАЕТ. Так отец мой духовный меня научил. Стараюсь изо всех малых сил ...С трудом и Божией помощью - получается... пока.

..." Они и ревнуют по-евангельской чистоте жизни. Пусть со временем они "все поймут",но евангельский эталон неизменен и обязателен для всех. Не гасите этот огонь веры,а лучше погрейтесь у него,возможно и ваша свеча засияет ярче."

Если людям СВЫШЕ ДАНО (огонь веры) - разве можно его загасить со стороны... Как бы им самим ДО ТЛА не сгореть... "от ветра головы своея", и куда их ревность их заведёт - БОЛЬШОЙ ВОПРОС... Страшно за них, и это правда. По поводу своей свечи сказать ничего не могу - со стороны виднее... Но вот погреться предпочту у огня, который не гаснет более 2000лет; и привёл меня (и не только меня!) к нему духовный отец, которому я доверяю и вижу плоды его трудов. Простите.
Николай Владимирович17 октября 2013, 04:10
Елена. Но те-же Отцы говорили,что христиане последних времен будут спасаться терпением душевных скорбей и претерпевшие получат место даже высшее их. Наверное не обо всех говорили,но речь сейчас идет именно о тех,которые,вероятно,уже терпят... Не смотря на это они соблюдают внешнюю дисциплину,включая обязательную исповедь. Очевидно,что-бы не выделяться и не вносить соблазн и раскол. Однако,общее понимание христианской свободы и милосердия Божия диктуют необходимость признания ипостасного подхода в духовной жизни,когда человек уже соединился с Господом в смирении; и возрастает от меры в меру. С Божией помощью,самостоятельно определяя ритм своей духовной жизни. Возможность свободного Приобщения(без обязательной исповеди,только с благословением) - должна существовать и должна быть прописана в соответствующих документах. Пусть она не будет реализована в современной практике,время все расставит по своим местам. Как известно,гонения последних христиан превосходят многие предыдущие,уподобляясь гонениям начала нашей веры. В связи с чем опыт древней Церкви становится особенно актуальным. Его и стоит изучить всем интересующимся этими вопросами.
Николай Владимирович17 октября 2013, 03:42
Светлана. В Таинстве Соборования подается не только исцеление,но и ПРОЩЕНИЕ забытых грехов. Иначе его не совершали бы над умирающими - это милосердие и Православие. Почитайте из последования Таинства: послание Апостола Иакова,5:14-15. Другое дело,что священники постоянно напоминают,для неразумных или несведущих,что до или после должна быть и исповедь. И после этого напоминания ответственность за возможное лукавство ляжет на предупрежденного. А воцерковленные и так это знают. То-же можно сказать и о Причастии: все последования,включая обязательную исповедь необходимы для неразумных или несведущих,как напоминание им о святыне к которой приступают и определения нравственной меры допуска к нему. Но когда речь идет о воцерковленных,знающих все это по-опыту и ведущих осознанную духовную жизнь - должен присутствовать ипостасный подход,они сами способны определить свое нравственное состояние с помощью Господа. По-большому счету,такие люди соблюдают внешнюю дисциплину,что-бы не соблазнять тех самых неразумных,оказываясь выше даже священников,которых не видно за иконостасом. Они понимают,что могут приступить к Чаше,подобно им,а исповедаться после,когда будет меньше народа,скажем. Об этой проблеме и речь.
Николай Владимирович17 октября 2013, 02:27
Н.Н. Было бы забавно,если бы не было так грустно... Вы себе опять врагов нашли и сплачиваете вокруг себя патриотов на беспощадную борьбу с "крамолой"... Успокойтесь,сударыня,это не фашисты и не бело-красно-гвардейцы. Это ваши братья и сестры во Христе. Как писал свт. Николай Сербский,со слов одной монахини,ее наблюдение за современной Церковью: есть в ней традиционники,православные,преимущественно в силу традиции,а есть люди евангельские,пришедшие к вере самостоятельно,как в древности. Ведь,как говорят,переживаем второе Крещение Руси. Они и ревнуют по-евангельской чистоте жизни. Пусть со временем они "все поймут",но евангельский эталон неизменен и обязателен для всех. Не гасите этот огонь веры,а лучше погрейтесь у него,возможно и ваша свеча засияет ярче.
Вячеслав10 октября 2013, 05:51
Чтобы идти на исповедь нужно, во-первых, видеть свои конкретные грехи, а во-вторых, иметь чувство раскаяния. Я думаю, что цель христианской жизни, в том, чтобы стремиться к этим двум действиям. Находиться в духовном бдении. Если этого стремления нет, то нужно обратиться к священнику, чтобы он помог. Конечно же, речь идет не о количестве исповедей в единицу времени, а о призыве почаще заглядывать нам себе в душу.
Н.Н.10 октября 2013, 01:02
2013-10-09
18:46Слава:

Слава,Слава, ничего-то Вы не поняли...
Слава 9 октября 2013, 23:22
Когда вполне уважаемые священники говорят такое к такому мнению прислушаешся. Но еще раз повтрою это для случаев когда чаще одного раза в неделю, что крайне редко. Исповедуюсья не волнуйтесь за меня. тут примерно озвученна позиция когда некоторые духовники своих прихожан благословляют подходить к чаше не исповедуясь, в случае если они постоянные прихожане, известны настоятелю. Регулярно исповедются и участвуют в богослужении и жизни общины. То есть неправильно думать, что в принципе я против исповеди, я против формализма в которую ее превратили. Об этом говорят некторые священники настоятели храмов. Фамилии здесь певодить не считаю уместным.
Никита 9 октября 2013, 22:05
Славе: Позвольте несколько вопросов. Есть ли у вас духовник? Является ли ход ваших мыслей плодом его руководства или вашей, так сказать, самостоятельной работой? И последнее - благословляет ли он вас причащаться без исповеди?
Слава 9 октября 2013, 18:46
как хорошо сказано Н.Н. "В данной ситуации КАЧЕСТВО важнее, чем КОЛИЧЕСТВО. Ведь это истинная правда: ЕСЛИ ВЫ ПОЗВОЛИТЕ НАМ СЕСТЬ - МЫ ЛЯЖЕМ. И ВАС с собой потянем... ПРОСТИТЕ Христа ради.
Колличество исповедей не влияет на качество, а скорее наоборот. Обращетесь вы как то панибратски, где этому научились?
Образы у вас какие то гулаговские позволите нам сесть? у вас образ пастыря карабса барабаса, а у нас по другому "аз есмъ пастырь добрый", говорит Господь.
Димон 9 октября 2013, 10:38
Елена права.
Перед причастием исповедь обязательна.
Лариса 8 октября 2013, 16:39
По поводу некоторых комментаторов - слов нет. Надо же такое вранье писать: пару раз видели по телевизору запись литургии и хватает храбрости давать советы. Даже нет желания подробно разбирать их глупости.

P.S.: А исповедников и причастников сразу видно. Поклон вам.


Н.Н. 8 октября 2013, 14:59
Никита :
"А ведь похоже права НН - действительно "атаки": очень не свойственные для этого сайта комментарии".

Никита, я уже в этом не сомневаюсь... Не хочется перечислять имена (в другом комменте я уже это сделала), но повторюсь: задача этих ребят - как можно больше вбросить на сайт комментариев, весьма сомнительных с православной точки зрения (кочетковцы здесь точно есть!)и попытаться перетянуть (массовостью) сомневающихся на свою сторону, тем самым перевесив чашу весов на "облегченный вариант". Сектантская методика. Они очень активны...
Опасность в том, что ооочень многие, для кого и вопроса-то нет - перед причастием исповедоваться всегда, а просто исповедоваться - по мере необходимости - в этой дискуссии и участвовать-то не будут... Священники, которые хорошо знают своих прихожан и подходят к каждому индивидуально -
как поступали - так и будут поступать... А вот НЕОБНОВЛЕНЦАМ и ОБЩЕХРИСТИАНАМ НЕОБХОДИМО УЗАКОНИТЬ НУЖНЫЙ ИМ ПОРЯДОК - ПРИЧАЩАТЬСЯ БЕЗ ИСПОВЕДИ. Вот и весь фокус.
Дорогие пастыри! Вы ответственны перед Богом за вверенных ВАМ чад! Не надо потакать нашим слабостям. В данной ситуации КАЧЕСТВО важнее, чем КОЛИЧЕСТВО. Ведь это истинная правда: ЕСЛИ ВЫ ПОЗВОЛИТЕ НАМ СЕСТЬ - МЫ ЛЯЖЕМ. И ВАС с собой потянем... ПРОСТИТЕ Христа ради.
Елена 8 октября 2013, 13:05
Мои оппоненты сильно занервничали, стоило мне только что-то сказать о послушании. Мне неизвестно какие обычаи существуют в тридевятом царстве, и что было до всемирного потопа, но я знаю, что здесь и сейчас то есть в 2013 году на канонической территории РПЦ существует традиция предварять причастие исповедью, что вполне логично - так или иначе мы согрешаем каждый день, пусть в малом, но грех есть грех, и странно было бы ожидать сочетания со Христом, предварительно с Ним не примирившись, так же странно, как сознавать свою вину перед тем, кого мы обидели, хотеть просить прощения, иметь такую возможность и сознательно ею не пользоваться. Что касается правил, то даже в юриспруденции норма права не предшествует возникновению правоотношения, и необходимость регламентации обсуждаемых правил о подготовке к причастию возникла именно как реакция на весьма разные мнения и существенные различия в практике подготовки к причастию. Индивидуальный подход возможен, но если человек, не причащающийся за каждой Литургией хотя бы ради Евхаристии не видит необходимости в исповеди, вряд ли он увидит ее вообще, поэтому всеобщая необязательность исповеди перед причастием может нанести ему непоправимый вред.
Владимир 8 октября 2013, 11:17
Предлагаю поразмыслить над словами известного уже у нас в России настоятеля Ватопедского Афонского монастыря о.Ефрема: «Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».
Владимир 8 октября 2013, 11:15
Елена, если Вы прочитаете более внимательно и постараетесь УСЛЫШАТЬ, что пишут Ваши братья и сестры, а не слышать, что Вам хочется услышать, то основной лейб-мотив за всеми этими рассуждениями такой: не нужно как-то законодательно вводить кондовые правила подготовки, но все должно быть подобрано индивидуально, священник сам должен на приходе решать и регулировать процессы подготовки, поскольку только он знает все ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ особенности своих прихожан.
И, когда Вы говорите, что Церковь что-то предлагает, то подкрепляйте свои слова соответствующими правилами Церкви. Нет такого Церковного правила обязывающего каждого христианина исповедоваться перед Причастием. Если бы оно было, оно было бы общеобязательным для всех Поместных Церквей. Не нужен спор ради спора.
Слава 8 октября 2013, 00:53
Алексею: нет Богу и человеку нужна гениальная картина т.е. искреннее покаяние в грехах. Владимир здесь правильно писал что надо разделять формальную исповедь и покаяние как таинство. В принципе вы правы надо работать постоянно, но результат может быть не сразу. Это как в любом деле так же и о покаянии.
Кстати исповедь может быть и такой: я тут каялся на этой неделе, не нагрешил особо, ничего за собой не заметил.
И это будет правдивее чем на себя наговаривать и выдумывать какие то грехи в которых в в душе то и не каетесь, на словах разве что.
Слава 8 октября 2013, 00:40
Елене: Мы не хордим с отягченной совестью к причастию. Кто так поступает? Можно покаятся и без священника, священник лишь заверяет, что оно истинно. И может посоветовать или как поступить в данной ситуации.
В противники кого записали? Много уважемых батюшек вполне заслуженных, учат, что если исповедался и знают вас то второй раз можно не делать. Тут приводили А.Ткачева в пример. Что он враг церкви или обновленец? Не только, он есть еще настоятели храмов.
Вопрос касается если причащаться чаще чем раз в неделю или раз внеделю. например исповдеовался в четрвег и по правилу должен в субботу перед воскресной.
Я не считаю себя противником, не обновленцем, опираюсь на мнение Даниила Сысоева в его книге о Причастии. Что он обновленец?
Так вот он вполне автритетно доказывает, что много правил придумано исходя из того периода: синодального когда причащались одни раз в год или в посты и до этого в церковь ни ногой. Таким да. А если человек бывает в храме каждый день, молиться. Вы его правилами всякими опытвать будете?



Елена 7 октября 2013, 17:08
Хорошо, что противники исповеди перед причастием пока не отрицают необходимости исповеди в принципе, хотя прослеживается четкая тенденция или уклониться от необходимости исповедоваться перед причастием, или заменить исповедь чем-то иным: раскаянием в грехах без священника, милостыней, добрыми делами и т.д. Причем доводы оппонентов сознательно игнорируются, как это сделал Владимир, который так и не заметил, что я не спорю со святыми отцами древности,а констатирую, что мы, к сожалению, мало на них походим, в частности, нам мало понятен прицип послушания, частным проявлением которого является исповедь перед причастием.Покаяние действительно более широкое понятие, чем исповедь, но без исповеди оно не будет полным и завершенным. Церковь призывает исповедаться перед причастием для нашего же блага, ведь до чего неуместно будет подойти к Чаше, имея отягощенную грехами совесть и не имея удостоверения достаточно ли мы совешили добрых дел для прощения этих грехов, и что может быть критерием превосходства добрых дел над грехами. Мы же сопротивляемся так, будто в таинстве исповеди нас уже осуждают на вечные муки, придумываем массу доводов, только бы не оказать послушания Церкви, а внедрить что-то свое. Если мы не готовы по зову Церкви исповедаться перед причастием, стоит задуматься, готовы ли мы к самому причастию, если не способны оказать столь малого послушания.
Светлана 7 октября 2013, 11:25
Светлана: К сожалению, мало кто знает, что елеосвящение забытых грехов не прощает, а способствует исцелению последствий греха!Прочитайте все молитвы этого таинства и убедитесь! Об этом писал еще отец Даниил Сысоев в своей книге "Инструкция для бессмертных...", что специально уделил этому вопросу много времени,перерыл все архивы и требники и нигде не упоминается связь между соборование и прощением забытых грехов,а таинство для исцеления причиненных грехом болезней и немощей!! А кто использует эту формулировку:"Прощаются забытые грехи!"- тот мало просвещен и невнимателен к смыслу таинства и его молитв, даже какой-то сомнительный призыв: "Снимает", "прощает" забытые грехи.Здорово...давайте, грехи забывать, а затем прибегать к елеосвящению, чтобы они простились-какая удобная метода! И это в православии! К чему призывают отцы церкви? Но святые отцы писали, что после соборования больного человека вспоминаются "старые и забытые грехи", и их НУЖНО исповедовать!Все говорит и напоминает о внимательной жизни, но это зависит от желания человека соединиться с Богом!Внимание к себе!Ваша цель?!
Никита 6 октября 2013, 22:34
А ведь похоже права НН - действительно "атаки": очень не свойственные для этого сайта комментарии.
Отвечу на один. Ольга пишет: "Вот я бываю на литургии больше одного раза в неделю....И что мне отстаивать очереди с ребенком на руках,чтобы выдавить из себя таинство исповеди???" Ольга, выдавливать из себя ничего не надо, тем более - Таинство. Это раз.
Два - если вы бываете в храме столь часто, как утверждаете, то наверно могли обратить внимание, что женщины с маленькими детьми всегда проходят на исповедь без очереди, их с радостью пропускают. Это два. Три. Если больше двух раз в неделю бываете, то значит и на буднях, а в будни дни очень мало где бывает очередь.
Отцы учат другому отношению к Церкви, к ее Святым Таинствам. Я вам могу подсказать - простите, очень возмутил ваш пост - в чем вы могли бы исповедоваться: в отсутствии благоговения и страха Божия, без которых, как учит нас святой апостол Павел, если к Чаше подходить, можно заболеть смертельно.
Максим 6 октября 2013, 21:50
А мне как-то всё равно часто не часто толк то какой? Жизнь что ли лучше станет? Формальности это всё и ничего более. Наисповедовался я уже. Результата не заметил.
Ольга 6 октября 2013, 21:37
А можно спросить?Вот я бываю на литургии больше одного раза в неделю.Я понимаю что такое литургия и для чего она совершается,а совершается она для того,чтоб мы вкушали Жизнь,без которой мы просто умираем...И что мне отстаивать очереди с ребенком на руках,чтобы выдавить из себя таинство исповеди???2-3 раза в неделю,или хотя бы каждое воскресенье?И еще вопрос-а с Господом я не могу решить никакие проблемы один на один,без священника?Вот встать и слушая молитвы литургии,твердить и о своих грехах и о промохах и о недостоинстве,благодарности,всё-всё сказать Господу,а не замученному священнику?Попросту говоря раскаяться в грехах я без священника могу?А вот слова,которые священник произносит во время Причастия-"Во оставление грехов..."Они к кому относятся?Не ко мне ли?
Кафолик 6 октября 2013, 10:14
Проблема не в частой исповеди,а в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ! Не может форма Таинства быть обязательной,иначе мы окажемся в церковном ГУЛАГЕ. Или в исламе,который хотя и говорит,что нет принуждения в религии,однако способ "обращения" Магомеда,свидетельствует об обратном. Она может быть "инструктивной",до времени духовной зрелости наследников благодати Божией(определяется в общении с духовником). Ибо иначе это будет противоречить и словам апостола Павла о том,что Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными,когда мы и сами не знаем о чем просить. Исповедь в таком случае является Его опечаливанием - один из жутчайших грехов,которого боялись отцы. Ибо убивается живое,ради механичности,инструкции,часто "конвейерным" образом. Косвенно свидетельствует об этом и Таинство Елеосвящения,где прощаются забытые грехи. Не была исповедь обязательной и в древней Церкви,и сейчас,когда она отделена от государства; пора преодолевать свое положение министерства исповедания имперского периода в свободу чад Божиих.
Есть приятель у меня,крещеный,но не церковный; захожу,говорит,как-то с утра в храм свечку поставить,а там очередь к Чаше какой-то... Ну все стоят и я встал; подхожу и мне с ложечки "компотик с хлебушком" дают... Приятно! И потом так хорошо стало,что аж жуть... Это,говорю,Серега,тебя Господь сподобил причаститься Своих Тела и Крови - благодари. Таинство - оно и есть Таинство.
Алексей 5 октября 2013, 22:44
Какое счастье на самом деле, что Господь даёт нам так просто подойти к аналою и покаяться в самых даже и страшных злодеяниях и получить прощение во всём! Какое счастье, что по милости Божией мы можем жить с чистой душой, и что почти ничего и не нужно, чтобы получить от Бога прощение — только всем прости, да сам раскайся! На Исповеди снимается с нас мрак греха и мы снова начинаем всё с чистого листа. Начинаем жить заново, без тени греха на душе, с чистой совестью! И молитва снова дышит, и страсти теряют свою силу и хватку... И перед Богом уже стоишь весь чистый, омытый, радуясь, что и Господу приятно тебя таким видеть и слышать! Это счастье, что можно часто исповедоваться!

«Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся».
Н.Н. 5 октября 2013, 22:14
Слава:
Для Н.Н. вам бы только обличать и ярлыки вешать.

Слава, если я не права - покажите, в чём неправа. А так голословно... Если Вы не из них - то хотя бы задумайтесь, почему похожи на них. Поверьте, обличать и ярлыки вешать, во-первых, не одно и то же, а во-вторых - не так уж и приятно, а совсем даже наоборот. Обидно, что далеко в сторону забрести можете, особенно если без духовника.
Не понимаете, как опасно ходите. Уберечь хочется...
Алексей Зюков 5 октября 2013, 22:13
Славе:
Вы пишите "Покаяние дело добровольное не регламентируется правилами". - Покаяние не просто дело добровольное, оно должно быть живой потребностью, крайней необходимостью очиститься от греха. Покаяние - это ежеминутное наблюдение за собой и ненависть ко греху, рождающее жизненную потребность очиститься. Поэтому совершается постоянно, при внимательном наблюдении за собой.
Вы пишите: "Как гениальную картину нельзя писать каждый день. Но по вдохновению, временами. Так и каятся по распорядку нельзя, будет формальность. Я за то чтобы каждая исповедь была как гениальная картина художника, написанная с помощью Бога человеком." - Не нужна Богу гениальная картина, написанная не умелой рукой. Не получиться! Для того, чтобы написать гениальную картину, необходимо много и упорно трудиться каждый день! Только тогда, можно написать гениальную картину, иначе - получиться мазня. Которую, конечно, можно назвать НОВЫМ направлением в искусстве, что часто и делают. А тех, кто не понимает, называют глупцами ;-) Для того, чтобы покаяться, как Вы пишете, вдохновенно, необходимо уметь видеть свой грех и стремиться от него избавиться. А это достигается упорным трудом. От греха очень трудно избавиться.
Никита 5 октября 2013, 15:19
Добрый день всем! Я вообще не понимаю этой проблемы. Почему вдруг стала проблемой частая исповедь? В чем затруднение? Что в ней плохого? И трудного?
Или у нас все стали святые, и если и согрешают, то только помыслами? Что тут вообще обсуждать?
Перечитайте "Письма" отца Иоанна (Крестьянкина ) - везде он благословляет причащаться раз в две недели, и нигде даже близко речи не идет, чтобы без исповеди.
Чепуха какая-то сегодня началась - это враг наущает, чтобы люди шли к Чаше без исповеди, и сами себе были вместо духовника.
Помоги нам Господи. Революции наверно мало было
Слава 5 октября 2013, 14:29
Батюшка этот преде каждым праздником исповедовался духовнику. Многие священники того не делают и его окружение удивлялось тому так как это было не нормой.
Т.е он исповедовался перед праздниками. А мирян перед каждым причастием, т.е. даже чаще чем у святого. Выходит даже большие требования к ним чем самый "продвинутый" батюшка накладывал на себя.
Еще одна мысль посетила почему так не делают.
Православные верят в такой постулат: Благодать действует не смотря на греховность священника.
Вывод зачем исповедоваться если благодать все равно действует непреодлолимо. Есть такая вера?
Что то мне это напоминает догмат о непогрешимости понтифика в римской церкви.
Слава 5 октября 2013, 14:17
Для Н.Н. вам бы только обличать и ярлыки вешать.
Анастасии: в принципе разговор не о чем. Святой говорил я за частую исповедь и сам делал. И вы если у вас получается делайте. Но у страца и младенца получается по разному. Стремиться надо, но один подход к взрослому другой к отроку третий к ребенку. Нельзя всех мерить под одну гребенку. и одни и теже првила для всех глупо устанавливать.
Я себя не считаю продвинутым наврено младенцем в вере. Так что извиняйте.
Владимир 5 октября 2013, 14:13
И ещё немного. Нужно разводить понятия "Покаяния" и "исповеди". Первое - Таинство, второе - чин. Покаяние это то, что совершается в глубинах человеческой души, то, что приводит и соединяет с Богом, а исповедь это чин нашего видимого примирения с Церковью и Богом. Если Вы в грехе не раскаялись, а только исповедались потому, что "так нужно", не думайте, что он Вам простился. Если Вы сохраняете злобу в сердце на ближнего и, не примирившись пытаетесь через исповедь снять с себя вину и ответственность, не думайте, что Таинство над Вами совершилось. Таинство совершается незримо даже для священника:"точию свидетель есмь...". Любой семинарист Вам скажет, что подлинная разрешительная молитва из чина Исповеди начинается словами: "Господи Боже, спасения рабов Твоих, многомилостиве и щедре и долготерпеливе...", а не та в которой звучат лова: "и аз, недостойный иерей..." и т.д. Эта молитва - католическое "упрощение", влияние, т.к. нигде больше ни в каком Таинстве священник не говорит: Я крещаю, Я венчаю и т.д. Поскольку это прерогатива только Бога. Священник лишь исполнитель, а совершитель Бог. Не нужно из священника делать некоего сектантского гуру: если он сказал, то это истина в последней инстанции. Мы, к счастью, не в католичестве, а в Православии.
Владимир 5 октября 2013, 13:56
Уважаемая Елена! Я специально оставил ссылку на творения святых отцов в надежде, что человек, прежде, чем вступать в спор, прочитает то малое, что предлагается к чтению. Вы не со мной спорите. Я лишь пересказываю Вам то, что написано у преп.Иоанна Кассиана Римлянина, поучения отцов древности. Чтобы не быть голословным приведу хотя бы цитату святителя Иоанна Златоуста: "Нет греха, которого бы не могла очистить, не могла истребить МИЛОСТЫНЯ". "Милостыня же совершается не только деньгами, но и делами. Так, например, можно ходатайствовать, можно подать руку помощи" - он же. В житии преп.Нифонта Кипрского есть описание как женщина получила прощение за неисповеданный грех делами милосердия. Вот Вам толкование блаженного Феофилакта на Евангелие Мф.18, 18 :Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. "Если, говорит, ты, обиженный, будешь иметь как мытаря и язычника того, кто поступил с тобой несправедливо, то таковым он будет и на небе. Если же ты разрешишь его, то есть простишь, то он будет прощен и на небе. Ибо не только то, что разрешают священники, бывает разрешаемо, но и то, что мы, когда с нами поступают несправедливо, связываем или разрешаем, бывает связываемо или разрешаемо и на небе".
Н.Н. 5 октября 2013, 00:04
Анастасия :
"Славе: Удивительно, что у нас всегда находятся люди, готовые поучить и прославленных святых"...

У меня такое чуство, что в последнее время на сайт началась массированная атака общехристиан, кочетковцев и др. неообновленцев... Такое пишут - диву даёшься.
И что удивительно - даже не смущаясь. Подумаешь, священники по многу лет служат, исповедуют, причщают - всё равно они не указ, Я в храм пришел, посмотрел, - и МЕНЯ здесь что-то не устраивает... Нееет, приспосабливаться к приходу Я не буду, пусть будет по-моему(Если Я тебя придумала - будь таким, как Я хочу)... А не будет церковь под меня подлаживаться - так она сама и виновата...
Елена 4 октября 2013, 22:45
А что подсказывает душа человеческая? Когда она чувствует, что с ней хорошее происходит? Когда готовишься, переосмысливаешь свои мысли и дела, вчитываешься в строки покаянных молитв, находишь то, что подлежит исправлению, каешься и потом получаешь причастие? Или когда просто выстоял службу и получил то, что считаешь тебе полагается по праву? Что личный опыт подсказывает?
Анастасия 4 октября 2013, 22:17
Славе: Удивительно, что у нас всегда находятся люди, готовые поучить и прославленных святых. Вы наверно не до конца прочли: этот игумен пострадал за Христа, стал исповедником Христовым. А помогло ему в этом устроение его святой души, благодаря которому он и исповедовался часто, и тем самым это устроение сохранял.
А беда наша в том, что у нас всякий считает свое мнение самых главным, не слушая мнения людей, чья святая жизнь давно засвидетельствована. Простите
Слава 4 октября 2013, 17:14
Я не против исповеди. Но как вы бы отнеслись к человеку который сказалы бы вам: протирай стол каждый час?
Наверно надо осознать сначала грехи и пользу разглядеть их и тогда Бог пошлет покаяние. А иначе бремя неудобоносимое.
Есть разница между монахом в монастыре и мирянином. Покаяние дело добровольное не регламентируется правилами. Как гениальную картину нельзя писать каждый день. Но по вдохновению, временами. Так и каятся по распорядку нельзя, будет формальность. Я за то чтобы каждая исповедь была как гениальная картина художника, написанная с помощью Бога человеком.
Елена 4 октября 2013, 14:28
Владимиру. Исповедь - это таинство, и ее ничто не заменит. Что касается наших добродетелей и дел веры, их цена крайне невелика, поскольку почти нет добрых дел, не имеющих отношения к грехам гордыни и тщеславия, а все наши добродетели и добрые качества - милость Божия, а никак не заслуга наша, человеческая. Притом, если человек имеет сильно укоренившиеся страсти, проявляющиеся в виде конкретных грехов, представьте себе какими подвигами мы их должны загладить. Наш уровень, увы - не уровень святых отцов древности, мы в сравнении с ними - трава рядом с могучими деревьями, потому нуждаемся в частой исповеди. Вспомнила, кстати, в книге Н. Павловой "Пасха красная" приводятся воспоминания одного из очевидцев подвига убиенных монахов о том, что инок Ферапонт исповедовался каждый день. Весьма достойный пример для подражания.
Дионисий 4 октября 2013, 13:22
"Нужно стараться людям открывать горизонты подлинной духовной жизни" - подлинная духовная Жизнь не может быть без Покаяния.
Владимир 4 октября 2013, 11:51
Самое горестное, что нынче всё формально. Особо тщательно муссируется тема обязательной исповеди перед Причастием. Мы забываем, что в Евангелии Господь указывает на прощение грехов не только через исповедание (что по практике Древней Церкви совершалось только перед Крещением, а впоследствии только в случаях тяжелого греховного падения: отречения или приобщения смертному греху), но и через добродетели, о чем очень много писали святые отцы древности (для образца предлагаю ознакомиться со следующей беседой: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kassian_rimlianin/kassian_rimlianin1/716.html ). Люди кроме исповеди должны совершать ещё и дела веры: являть любовь и добродетели христианские. В нашей Церкви достаточно правил, регулирующих нашу внешнюю и внутреннюю жизнь. Я не против исповеди, я против такого акцентирования ТОЛЬКО на исповедь. Нужно стараться людям открывать горизонты подлинной духовной жизни, используя тот огромный духовный опыт отцов, изложенный в их трудах. Мы кричим о таком огромном богатстве, но при этом выбираем из него только то, что гладит наши души. Удивительно, что при таком богатстве мы живем как нищие.
Почему вот, например, никто не беспокоится совершением заупокойных служб (панихид и литии) в воскресные и праздничные дни? А ведь есть конкретные правила, запрещающие такое смешение. Ещё раз повторюсь: давайте брать из духовного богатства Церкви все сокровища, а не только какую-то удобную для нас часть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×