Как-то так сложилось, что я стала прихожанкой храма Святой Троицы на Грязех, где настоятелем является протоиерей Иоанн Каледа. Мне посчастливилось познакомиться со многими членами этой замечательной семьи – с матушкой Иулианией – настоятельницей Зачатьевского монастыря, с отцом Кириллом – настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, с Василием Глебовичем, врачом-психиатром и другими.
Отец Иоанн, продолжая дело отца, тоже несет бремя тюремного служения. А мы, его паства, помогаем ему в этом чем можем. Я много лет веду переписку с заключёнными. Жалею и молюсь о них. Среди узников особую «статью» составляют заключенные с пожизненным лишением свободы (ПЛС), бывшие смертники. Эти люди никогда больше не выйдут на свободу, не увидят своих близких, не похоронят родителей. Им суждено жить в суровейших условиях, в камерах с холодными голыми серыми стенами, где табуреты прибиты к полу, где еду подают в «кормушки» на специальной деревянной лопатке – таким терять нечего. Похоронят их здесь же, и на могиле не будет ни имени, ни фамилии, ни креста. Эти живые люди для мира уже мертвы. Но Господь по-иному судит, и дает им надежду на спасение, а нам через них – порой совершенно неожиданное утешение. Пример тому – письмо от пожизненно заключённого Вадима К., попавшее ко мне в день рождения отца Глеба Каледы.
***
Два года назад 2 декабря я ехала в Зачатьевский монастырь на панихиду и вечер памяти, посвящённый 90-летию со дня рождения отца Глеба. Какой-то голос настойчиво твердил мне, чтобы я заехала в свой храм проверить, есть ли письма от заключённых. Писем было несколько, одно из них – от Вадима. Я отрезала ножницами край конверта, и… в руку мне выпала фотография улыбающегося отца Глеба, а за ней – фото матушки Лидии, супруги отца Глеба, с дочерью – игуменией Иулианией – в её рабочем кабинете в монастыре. На душе стало радостно, и я подумала: «Ну вот, батюшка, я к тебе еду, а ты меня уже встречаешь! Спасибо за внимание».
В письме Вадим пояснял, что его нашла сама матушка Лидия после смерти отца Глеба. Она считала, что после смерти мужа не имеет права оставить заключённых, которых окормлял её супруг, она должна продолжать его дело. Эти фотографии высылала ему она, а Вадим посчитал, что мне они нужнее. Я повесила их на стену над моим столом в комнате тюремного служения при храме, как наглядное напоминание о послушании, которое я несу.
Пробежав глазами письмо, я убрала фотографии и письмо в конверт и отправилась в монастырь. В тот вечер на панихиду приехало много народа. Плечом к плечу стояли в белых одеяниях два брата-священника – отец Иоанн и отец Кирилл. Приехал отец Димитрий (Смирнов). Его появление вызвало лёгкое оживление и улыбки. Стоя за его спиной, я удивилась, как хорошо он поет всю панихиду по памяти. Незаметно вошёл владыка Пантелеймон (Шатов) в простом монашеском облачении, скромно прошел к окну и встал возле клироса, стараясь не привлекать к себе внимания. Мы молились, вспоминая отца Глеба, и на сердце было светлое, радостное чувство высокого торжества. Совсем не было печали.
Когда панихида закончилась, нас пригласили в трапезную. С правой стороны стоял портрет отца Глеба, с левой – его супруги. Незадолго до своей кончины, по благословению известного оптинского старца архимандрита Илия (Ноздрина), Лидия Владимировна, дочь священномученика Владимира Амбарцумова, приняла монашество. Её постригли с именем Георгия.
На стендах в трапезной были выложены личные вещи отца Глеба, его ордена и медали – ведь во время Великой Отечественной войны он был связистом, то есть всегда был на передовой.
Сколько было сказано теплых слов! Многие, очень многие, в том числе и дети, хотели поделиться своими воспоминаниями об этом необычайном человеке, который в безбожном советском обществе 18 лет был тайным служителем алтаря. Владыка Арсений, викарий Святейшего Патриарха Кирилла, сказал, что, конечно же, главное достояние ушедших родителей – это их дети.
Мне особенно запомнилось выступление бывшего начальника Бутырки Геннадия Николаевича Орешкина. К этому СИЗО у меня особое отношение. Мы ходим туда на православные праздники. Это и Покров, и Крещение, и Пасха. Посчастливилось мне попасть туда и на установку креста на куполе тюремного храма после 90-летнего перерыва. Но самым сильным впечатлением было посещение «шестого коридора» – коридора смертников, как его называли раньше. Теперь там содержатся заключенные, приговоренные к пожизненному лишению свободы.
Итак, Геннадий Николаевич Орешкин. Человек он сам по себе удивительный и достоин отдельного рассказа. В нём сочеталось, казалось бы, несовместимое – выпускник консерватории, он участвовал в мероприятиях по ликвидации национальных конфликтов. За его спиной Нагорный Карабах, Средняя Азия, Баку.
С чувством юмора он рассказывал о том, как однажды они с отцом Глебом решали, как на праздник Пасхи угостить заключенных. Отец Глеб попросил его покрасить яйца, но это было невозможно. В Бутырской тюрьме в то время содержалось 8 тысяч человек, спали в 3 смены. Как покрасишь такое количество яиц? Тогда отец Глеб предложил: «Ну, хорошо, не можешь яйца покрасить – давай пирожков напечём».
– Какие пирожки? Где я столько духовок возьму? У меня пищеблок – и тот не работает.
В ответ прозвучало:
– Я не знаю, что ты сделаешь, и как ты это сделаешь, но ты должен что-то придумать.
И Геннадий Николаевич придумал. Он обратился к одному знакомому бизнесмену из числа бывших «авторитетов», пригласив его к себе. Они, как полагается, выпили, обсудили это дело, а к празднику к СИЗО подъехала здоровая фура с «ножками Буша».
– Прекрасная пасха была, – вспоминал Геннадий Николаевич, – крестным ходом шли, а потом заключённым вместо яиц по окорочку выдали. Только меня чуть с работы не выгнали. Кто-то доложил «наверх», оттуда позвонили и влепили мне строгий выговор. Сказали, что в стране голод, детей в садиках нечем кормить, а ты, мол, бандитов курами кормишь.
Он ушёл из жизни ровно через полгода – этот светлый мужественный человек, музыкант, посвятивший свою жизнь и силы служению ближним.
В конце вечера мы посмотрели новый фильм – «Коридор номер шесть», посвященный отцу Глебу. Потом всем гостям преподнесли в подарок новую книгу о нем. Воспользовавшись моментом, я взяла автографы у членов семьи и Геннадия Орешкина. Возвращаясь домой, я думала о том великом утешении, которое дает нам Господь: через молитву почувствовать, что ушедшие от нас близкие и дорогие нам люди рядом, что они помнят и любят нас.
* * *
Вскоре я получила письмо из ИК-1 в Мордовии от незнакомого человека. Оно не требует особых комментариев. Знакомьтесь: Саша Сидей[1].
Здравствуйте, уважаемая Лариса Сергеевна!
Пишет Вам осужденный к пожизненному заключению Александр. Я близкий знакомый Вадима. Он много рассказывал о Вас, а также давал читать Ваши заметки о путешествии по Сербии, Германии, Франции. Попросив разрешения у Вадима и с его согласия, я решил написать Вам, тем более, что побудило меня написать Вам – Ваше знакомство с семьей Калед. Но начну по порядку.
С первых строк хочу попросить Вашего снисхождения к моей неграмотности и к плохому почерку, простите, пожалуйста. А также примите этот полевой цветочек в знак нашего знакомства, пусть он порадует Ваше доброе сердечко и чистую душу. Этот цветочек вырос на нашей лужайке возле корпуса. Пусть он будет приветом из Сосновки! Примите поздравление со святым праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Да поможет Она Вам на Вашем жизненном пути!
Знаком я с Вадимом с первых дней его пребывания здесь на
ПЛС. Прожили мы с ним самые тяжелые дни в этих условиях
около трех лет. Стал он для меня братом, родная душа. При
мне он преобразился, крестился, стал жить с Богом.
Удивительной и чистой он души человек. Он много мне дал в
познании себя. Хотя я вернулся к Богу после «страны
далеча» еще в 90-х гг., но видя его покаяние, видя
его стремление к Богу, о многом задумался, пробудился от
спячки. (…)
А я сюда в Сосновку приехал из Москвы, где шесть лет
провел в Бутырской тюрьме на «шестом» коридоре
в камере смертников. В 94-м году Господь свел меня с отцом
Глебом Каледой в последние его посещения нас,
«смертников».
Вы, дорогая Лариса Сергеевна, по своей духовности можете себе представить, чем для меня стал о. Глеб – именно образом Божьим, тем, пред которым я смог стать на колени и, как блудный сын, сказать: «Прости, Отец, Своего блудного сына». Хоть мы виделись с о. Глебом всего три раза, но он мой духовный отец, взявший на себя мое тяжкое бремя грехов.
Может, Вы читали его строки из беседы с м. Иулианией, или еще с кем-то, о том, что болезнь тяжелая, которой он болел, была следствием исповедей нас, «смертников». И это правда. Он многих из нас омыл, очистил и направил к Богу.
В каком смраде я жил, в каких клоаках вымазался, до какой степени опустился в бездну адову, только Богу известно, и отец Глеб не возгнушался, не отринул, хотя по-человечески такое вынести трудно.
О первой моей встрече с о. Глебом Вы можете прочитать в книге об о. Глебе, вышедшей к 85-летию под рубрикой «Письма к м. Лидии – воспоминание об о. Глебе». Последнее письмо – моё. В нем я пишу, как о. Глеб приходил к нам, не боясь нас, «матёрых преступников», которые попрали всё и вся – и Божеские, и человеческие законы, как он меня исповедал, а потом через пару дней причастил, как я видел его преображённым, когда сидел у ног его.
Помню, как он в последний раз приехал к нам на
«скорой помощи» из больницы, чтобы навестить
«своих смертников». Приехал просто навестить с
гостинцами: привез пару бананов, зеленый лучок, пару
яблок. Было это, кажется, в конце сентября. За месяц до
операции и ухода ко Господу. Тяжело больной телом, он
пришел к тяжело больным душой. Трудно описать те чувства,
которыми наполнилась душа при его посещении тогда. Может,
Вам покажутся дерзновенными мои строки, но было что-то
родное в этой последней встрече с о. Глебом, – как
отец он навестил в больнице своих детей. После ухода о.
Глеба (он спешил вроде встретиться с начальником тюрьмы) я
не выдержал, расцеловал продукты и расплакался.
Если я не ошибаюсь, то об уходе о. Глеба в мир иной нам
сообщил в конце ноября Сережа Хализев. Он посещал вместе с
о. Глебом Бутырку и рассказывал, как всё случилось, как
прошли похороны, отпевание. Двоякие чувства обуревали наши
души с этим печальным известием: горе, как естественное
восприятие печальной вести, но и какое-то неведомое
светлое чувство – надежда, вера. Что о. Глеб не
оставил нас, он предстоит перед Богом и молится за нас.
Наше неофитство базировалось тогда на основании,
положенном о. Глебом, и мы «пылали» Верой и
Надеждой на Бога, чувствовали присутствие Божие именно
там, где по человеческой мерке его не может быть, там, где
собраны воры, убийцы, насильники, приговоренные за свои
злодеяния к смерти.
Может Вам, дорогая Лариса Сергеевна, покажется невероятным, но если меня сейчас спросить о моем счастливом времени жизни, я скажу, что там, на коридоре смертников, всё было как-то светло – и в душе, и вокруг, хотя я даю себе отчет, что нас окружали мрачные стены, отделанные «шубой». Вы, наверное, помните старые «хрущевские» дома, наружная побелка которых была покрыта цементной шершавостью, а сверху – известью. Вот такой «шершавостью», только более крупной, были покрыты наши стены внутри камеры, и называли её мы, да и строители в своем лексиконе – «шубой», а еще бетонное ложе и столик у возглавия. Да и «аура зловещая», как сказал один офицер из охраны на прогулке, беседуя с нами с «мостика», характеризуя наш коридор… А все же для меня милее в жизни нет времени, чем время тех лет. (…)
К отцу Глебу применительны слова апостола Павла: «Я
насадил, Аполлос поливал, а возрастил Бог…»
Отец Глеб насадил в нас веру, направил наш путь к Богу.
После отца Глеба нас посещали и «поливали»
такие столпы духовности, как о. Николай Ведерников и о.
Николай Матвиенко, которые своей любовью, милосердием,
пониманием наших исстрадавшихся душ, как чуткие врачи,
«лечили» наши души. Я позволю такое сравнение:
о. Глеб, как реаниматор, сделал срочную операцию, вскрыв
гнойник в душах наших, и вычистил всю нечистоту
греховности, а батюшки провели «послеоперационный
период» – научили по-новому смотреть на мир,
ходить в этом мире, выбирая чистые места. Как сказал о.
Николай Матвиенко: «Вы здесь духовно, как монахи в
келье, учитесь помнить о Боге». Слава Богу за
все!
Я до сих пор чувствую присутствие и помощь о. Глеба, встаю
и ложусь с ним. Всегда рядом его фотография, его
обвораживающая, нежная, добрая и любящая улыбка. Своими
словами помолюсь Господу: «Упокой Господи усопшего
раба Твоего, протоиерея Глеба, и по его святым молитвам
помилуй и благослови». Потом прошу о. Глеба о
помощи, о прощении. Знаю, что недостоин называться сыном
духовным, но верю в его отцовскую любовь.
(…) Так что о. Глеб невидимо до сих пор с нами, помогает нам преодолевать невзгоды этой арестантской жизни, ведет по пути к Богу и поддерживает мир между нами.
Мы втроем и ещё один парень уехали из Бутырки вместе 22 апреля 1999 г. сюда, в Сосновку. Примечателен был отъезд тем, что с утра о. Николай Матвиенко отслужил Пасхальную Божественную Литургию, и только мы причастились, и закончилась служба, как нас заказали на этап. По приезде сюда меня и Андрея поместили в одну двухместную камеру. Потом через четыре месяца заехал к нам Вадим, и так мы втроем прожили чуть больше трех лет. А Игорь жил с Лешей. Потом арестантские перипетии разводили нас и сводили. И вот в прошлом году, в августе, мы вчетвером соединились и живем вместе в четырехместной камере.
(…) Мне 44 года, Игорю – 52, Андрею – 47, Леше – 40. Живем, слава Богу, дружно. Все православные, по возможности исповедуемся и причащаемся у нашего батюшки Евгения. Он, кстати, знаком с о. Иоанном Каледой и, когда бывает в Москве, то посещает Ваш храм и о. Иоанна.
На территории нашей зоны в 2007 г. построили небольшой деревянный храм о пяти куполах. Освящен он был в январе 2008 г. в честь Святителя Николая Чудотворца. Финансировал строительство храма один бывший «авторитет» в уголовном мире, но пришедший к Богу, и теперь, как бизнесмен, строит храмы по зонам. Звать его Олег Калашников. Он снял несколько документальных фильмов о строительстве и освящении храмов в колониях, и о нашем храме. В этом фильме сняты Андрей и я. Дело в том, что мы вчетвером по возможности и силам немного участвовали в строительстве храма: шлифовали деревянные изделия перед их грунтовкой и покраской. И нас двоих «по выборному совету» пустили принять участие в освящении храма. Чувств души не опишешь, когда мы были там. И лучше не напишешь, как только словами послов святого Владимира: «не знаем, где мы были: на Небе или на земле…»
Отец Евгений, местный священник, перед тем, как посетить
нас со Святыми Дарами, служит в этом храме. Примерно
полтора года, как он нас посещает. Он живет здесь же, в
Сосновке, и окормляет пару близлежащих зон. Слава Богу,
раз в два месяца мы имеем возможность исповедоваться и
причащаться. Просим Ваших святых молитв о нас, рабах
Божьих, Андрее, Игоре, Алексее и Александре.
(…)
Дай Бог Вам всего самого хорошего, чистого и прекрасного.
С искренним уважением – Саша непутевый.
Да хранит Вас Бог!
Уже 2 года я переписываюсь с Сашей, и полюбила его за нежную, чуткую, открытую душу. Читая эти письма, постоянно примеряю всё к себе, к своей жизни. Благодарю Бога за знакомство с ним. И каждый раз, беря в руки такое письмо, вспоминаю отца Глеба и его удивительный, бесценный дар любви к этим людям. Вечная ему память!
О маньяках нераскаянных говорить не приходится - мы понимаем, о ком идет речь. Батюшка Глеб Каледа был настолько духовно богат, что его тюремное начальство без сопровождения допускало в камеры смертников. Его биография известна всем - и то, как он еще подростком рисковал жизнью, нося передачи семьям арестованных священников, как прошел Великую Отечественную, и время хрущевских гонений.
Да, кто-то идет в онкоцентры, детские дома и хосписы, больницы. Батюшка Глеб Каледа занимался и другим служением, но к тюремному служению его призвал Бог.
И он сумел увидеть образ Божий в каждом человеке, даже в этих заключенных, многие из которых совершили тяжкие преступления.
Можно в чем-то не соглашаться с личным отношением к заключенным автора статьи, но не с Евангелием.
А кто-то из православных идет просвещать иноверцев, сектантов, и если у него получается, если Бог призвал его к такому служению, тоже найдутся люди, которые не поймут такого человека, а кто-то осудит.
Тюремное служение - это не для новичков в этой теме, тем более такой, что здесь приведена.
Народ за колючей проволокой психологически очень хорошо "подкован", они привыкли к "вынужденному общению", и, конечно, "помощь" подобному контингенту очень хорошо подходит для скорейшего "сооружения" ореола праведности над своей головой. Благодарные слушатели найдены.
Поясню, для тех кто говорит "не осуждай" - я не об осуждении.
И еще хочется акцентировать классический нюанс - этакое показательное покаяние.
А легко ли реально каяться?! А говорить об этом?!
Есть такой Александр Гезалов, сам вырос в дет.доме, честно пишет о проблемах дет.домов, сирот (с кем рос), и кто сгинул в тюрьмах, алкоголе и пр.
Можно для начала прочитать его мысли, без розовых очков.
Ну, и лекции Валентины Новиковой о зависимых (алкоголизм, наркомания) и созависимых послушать, там тоже мысли есть, что иногда куда-то не туда дорога добрыми намерениями устлана.
-Дорогая Лариса Сергеевна, примите этот полевой цветочек в знак нашего знакомства, пусть он порадует Ваше доброе сердечко и чистую душу.
-Я переписываюсь с Сашей, и полюбила его за нежную, чуткую, открытую душу.
Не только вы заботитесь о заключенных. Я общаюсь с верующими ,радеющими о тюремном служении, никто из них не насмелится писать: «У меня хватает сердца и любви на всех», они не любят так расхваливать себя, чего и вам желаю.
Любит ли их Господь? Безусловно, любит. Любит не за поступки, а за их внутреннюю человеческую сущность.
Должны ли мы любить этих извергов и убийц во исполнение заповеди Христа? Конечно должны. Можем ли мы выбирать, кого из них любить, а кого нет? Нет, Не можем, ибо это уже не будет любовью. "Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого,- хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками."
Наверное полюбить больного или брошенного ребенка легче, чем убийцу и насильника. И наверное Господь дает каждому такое служение, которое ему по силам, и где он может наиболее полноценно реализоваться.
И вот у нас служение именно такое - помогать преступникам. И оно не лучше и не хуже любого другого служения, кто бы что по этому поводу не говорил.
Дорогая сестра Лариса, еще раз спасибо тебе за статью.
Когда несколько лет тому назад передо мной встал вопрос о служении, выбора у меня не было. Я узнала о тюремном служении и поняла, что хочу заниматься только этим, хотя никто из моих родственников и знакомых никогда не был в местах заключения, и о тюрьме я ничего не знала. Господь привел в группу тюремного служения при ПСТГУ.
Понимаю, что для многих такое служение кажется мягко говоря странным. Но также понимаю, что тюрьмой заниматься хотят людей меньше, чем любым другим служением. Понятно, что если Господь дает возможность помочь ребенку, больному или бездомному, то никто из нас не откажется и от другого служения, но тюремное - всегда на первом месте. Потому что есть внутренняя потребность заниматься именно им. И еще потому, что благодаря Богу есть результаты. Не всегда, не часто, но есть.
Лариса Хрусталева
И всех приглашаю в свой храм - Покрова, 13. Отдел тюремного служения. На сайте храма есть все мои данные. В храме также есть стенд ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ и выставка "Творчество заключенных".
Андрей, каждый мерит по себе. И судит обо всем, как ОН понимает. Я много лет переписываюсь с заключенными. Поверьте, они мне все так пишут. У меня хватает сердца и любви на всех.
У меня есть благословение настоятеля отвечать на все письма, приходящие из колоний, даже на его имя. Я читаю все письма, которые приходят на имя прихожан и отвергаю любые попытки установить легкомысленные отношения.
Саша годится мне в сыновья, моя дочь чуть моложе его.
Приходите к нам в храм Святой Троицы - Покровка, 13. Я покажу вам множество писем, в которых они называют меня мама, крестная, сестра, мама-сестра. В будущем я планирую издать книгу "Я и ДЕТИ МОИ". Они мне все как дети.
Каждый человек для меня - это образ Божий. Я их тяну изо всех сил. Примером для меня всегда будут доктор Гааз, который говорил: "Спешите делать добро" и Елизавета Федоровна, которая ходила в район Хитрова рынка.
Пока нормальные люди гуляют и смотрят телевизор - я пишу им письма, распечатываю интересные статьи, объясняю церковные праздники. Поддерживаю и пытаюсь открыть как прекрасен Божий мир. Они освобождаются - и приезжают, благодарят за поддержку.
Если Бог даст - то мы продолжим публиковать письма заключенных.
А вы придите и попробуйте переписываться. Адресок дам.
Прочитать письма и узнать побольше о тюремном служении нашего храма можно на нашем сайте - triradosti.ru в разделе "От тюрьмы и сумы".
Очень хорошо, что Лариса написала такую статью, реакция на которую, говорит о том, что отец Глеб - ученик Христов.
Очень хорошо, что Эвели дала свои комментарии. Через них мы можем осознать истинный масштаб подвига отца Глеба. Нелегко пастырское служение в больнице, онкоцентре, хосписе, интернате для инвалидов. Но в таких случаях священник неизбежно встретит понимание и поддержку всех даже нецерковных людей, даже иноверцев, даже стопроцентных атеистов. Ненавистники и хулители Церкви не в счет, их, к счастью, мало. Родственникам умершего человека радостно знать, что перед смертью их близкий, возможно ранее в церковь не ходивший, исповедался и причастился. Думаю, все безоговорочно одобрят батюшку, приходящего к «обычным» заключенным. Те же атеисты признают, раскаяние и вера приводят человека к исправлению. Но отец Глеб шел к тем, кого общество считает нелюдями. Справедливо, надо признать, считает. Отец Глеб показал, что Христова Вера выше человеческого суда, выше наших человеческих представлений о справедливости. Склоняю голову перед памятью пастыря.
P.S. Эвели! Спасибо! Присоединяюсь к Вашей трезвости!
К Эвели:
И не дано нам знать, что пережил человек попавший в тюрьму и что он переживает в настоящий момент. И страшно представить себе ситуацию когда любой может оказаться в заключении по вине или без вины. И когда весь мир от тебя отвернется и скажет "ты - преступник! Не хотим знать тебя!". И никто не посетит тебя и не утешит и не даст надежды на спасение (спасение души). Никто не навестит из логики рассуждений, которые Вы привели... И останется у человека только скорбь, боль и отчаяние, а затем и уныние... и не дай Бог человек лишит себя жизни от безысходности... И лишит себя не только временной, но и вечной жизни, и не будет спасен (через покаяние и раскаяние) для вечности как того хочет Господь.
Всем нам грешным надо быть осторожными в словах и суждениях. Храни нас всех Господь!
Просто хотелось Вам привести три цитаты:
“Не судите, да не судимы будете” (Матф. 7:1)
"Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне." (Матф. 25:34-36)
"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь." (к Рим. 11:33-36)
Кто мы такие чтобы брать на себя суд: над заключенными и рассуждать кто достоин из них внимания, а кто нет? над людьми, которые ступают заповедями Его и посещают находящихся в темницах? Господь нигде не указывает что к таким-то заключенным ходите а к таким-то нет, или не ходите в тюрьмы, а ходите в онкоцентры. Каждому Бог дал его поприще и кто-то смог помочь больным детям в онкоцентре, а кто-то узнику в тюрьме и тот и и другой в очах Господа станут по правую сторону, ибо каждого из нас Он желает спасти! ...
- Дорогая Лариса Сергеевна, примите этот полевой цветочек в знак нашего знакомства, пусть он порадует Ваше доброе сердечко и чистую душу.
- Я переписываюсь с Сашей, и полюбила его за нежную, чуткую, открытую душу и т. д.
Я не ханжа, понимаю, что женщина переписывается с мужчинами, которые живут без семьи, отсюда почти неизбежные романтические нотки и прочее. Посему батюшки тюремные не благословляют женщинам переписываться с мужской колонией
А о.Глеб просто делал. Люди к которым он приходил чувствительны как звери дикие их не обмануть!И уж если такие прониклись и поверили,то очень стоило этим заниматься!
Здесь высказавалтсь разные суждения и сравнивалтсь категории оступившихся нарушителей более достойные помощи...
Вперёд-прямо завтра соорудите посылочку с теплыми носками бельем продуктами и в кутузку к более достойным. Рядом бедные семьи-инкогнито оправте посылочку с детскими вещами, коныетами игрушками. Старушка одинокая-придарите( под подходяшим предлогом не оскорбляя как подачкой)тёплый халатик, спросите когда и как она добирается в церковь,захватите с собой в храм и привезите обратно.
Своим служением о.Гдеб всем нам показывал как губительно равнодушие и пустая болтовня. Делай малые дела прямо сегодня и может спасешь или спасешься...
Через что спасаться собираемся? Через бла-бла? Журналист..
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
пойдите, научитесь, чту значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."
Мф. 9:9-13
Знаете - умом понимаю, что дети в онкологии достойнее спасительного внимания священника... И понимаю, что тяжким грешникам оно - нужнее.
Но ни за какие коврижки не полезу в тюрьму "спасать": во-первых, я не священник. А во-вторых - к этому надо особый талант от Бога иметь и дар распознавания искренности и лукавства. Ато взяв по гордыне непосильную ношу - и надорваться можно.
Что касается, что женщины абортницы такие же изверги, ну зачем вы передергиваете и такую откровенную ложь пишете? Да, аборт это убийство, это грех, но это совсем не то, что изнасиловать, изрезать и задушить ребенка. Аборт происходит от непонимания матерью, что вот этот кусочек мелкий плоти - уже человек. А преступление - при полном понимании что к чему. При удовольствии от содеянного.
Не лицемерьте. Нехорощо это. Неприятно мне разъяснять вам разницу между женщиной, совершившей аборт, и маньяком.
Говорите, не судите и не судимы будете. А не Господь ли осудил их на вечное одиночество и сидение с такими же зверями? Ну так почему я не могу поддержать Его решение?
Какой-то батюшка тут написал, что священники ходят в онкоцентры. Правильно, и спасибо им огромное за это. Я очень уважаю нашу Церковь и люблю ее и во всех спорах заступаюсь, вот только что отзаступалась на одноклассниках. Просто онкоцентров много. Так когда выбор стоит в онкоцентр идти или к извергам, шли бы в онкоцентр... Есть еще дети аутисты и их родители, им помогайте. Да много кому есть помочь. Нет, надо к душегубам таскаться... Знаете, есть какое-то извращение вот к этим людям тянуться. Даже и с пирожком. Что-то нездоровое в этом есть... Чего не в детдом-то ходим с помощью,а? Дети детдомовские лежат совсем одни в больницах, я видела, малыши совсем, целыми днями в кроватках, их некому на руках поносить. Я носила, так девочка меня аж целовала. А вы, автор статьи, почему-то к кучке садистов мужчин бегаете со своими подарками. Стыдно
А насчет обывательской умильности - все таки да, в статье есть явные женские эмоции. Думаю покойный батюшка Глеб лучше понимал с кем говорил, а по вразумлению Божию нашел к ним подход.
Согласна, есть и такие, для которых переписка с кем-то вне зоны - просто развлечение, циничная игра, возможность получить посылку с вкусняшками.
А если человек осознал свою вину? До какого-то момента считал, что виновата жена, муж, брат, сват, обстоятельства, и вдруг понял - ВЕДЬ ЭТО Я, МРАЗЬ, ВИНОВАТ!.. А помочь разбудить совесть могло все что угодно - служба в тюремном храме, доброе слово священника, да тот же пирожок к Пасхе.
И еще. Вы пишете, что эти нелюди душили и расчленяли детей, а ведь я-то сама не лучше их. Я 14 лет назад сделала аборт, убила собственного 7-недельного беззащитного ребеночка, и еще скольким не дала появиться на свет, установив внутриматочную спираль. И никто после этого меня к пожизненному не приговорил, жила, веселилась...
В церковь же приползла через пять лет от растущей ужасной пустоты внутри. Здесь и обрела смысл и цель жизни.
Думаю, с Александром и его товарищами тоже произошло нечто подобное.
Прости, Господи, тяжкие наши прегрешения!
И не все священники способны на это. И многие из них трудятся вовсе не в поте лица,в отличие от многих мирян,жертвующих на их содержание. А бывает,что жертвуют из награбленного,возможно так делал покаявшийся на кресте разбойник. Мало священников спасается. Особенно сейчас.
А маньяки - это к психическим болезням,скорее. Здесь общество должно их контролировать и по-мере необходимости изолировать в лечебные учреждения. Ибо, сами контролировать себя, они не способны.
Какая редкая тема! Какая любовь и неподдельное умиление пред раскаявшимся разбойником! Невозможно читать это без боли. Но все это воспринимают по-разному, по своему душевному расположению. Не хочется касаться вопроса о справедливости меры общественного возмездия в виде судебных пригоров, или о трагических судебных ошибках, и не только ошибках. Некоторым трудно представить, как это "отъявленный говорез" может уверовать Богу, искренне раскаяться, и продолжать отбывать свой земной приговор в каземате не только без озлобления на весь мир, но начиная ЛЮБИТЬ. Отказывая "матерому преступнику" не только в его духовном возрождении, но даже в нашем сострадании к некогда падшему человеку, мы сами становимся преступниками перед Создателем, возможно еще большими, чем презираемый нами грешник. Вопрос "прощать или не прощать?" для православного человека невозможен. Ответ в первой же выученной нами молитве "Отче наш". Да будет нам по вере нашей!
Спасибо, сестра Лариса, за Вашу замечательную статью и низкий поклон за Ваше служение. Передавайте поклон всем честным отцам, окормляющим заключенных. Ангела Хранителя Свята!
"Елки-палки! Перевоспитались!" А вот что говорит апостол Павел:
"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его" (Рим.14:4). Или не верите, что Господь силен?
И разбойник в рай первый вошел по обетаванию Божию, хотя распяли его не просто так, тоже таких дел наворотил.
А кто первым в РАЙ вошел? Разбойник, распятый справа от Христа, у которого, наверное, руки по локоть были в крови. Он покаялся от чистого сердца и Господь принял это покаяние. А кто мы такие, чтобы судить чужих рабов? Нет в нас любви. А Господь любит всех и прощает всех, кто с молитвой и покаянием к нему обращается.
"Господи! Дай мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата моего."
Помогай нам всем Господь!
А наши прямо все укаялись маньяки! Оттого что их пирожками кормят и тетеньки им жилетку подставляют. Знаете почему они вам пишут и верующих изображают? Скучно им. Вы единственные, кто им писать согласен, вот они и поддерживают правила игры. А доведись им выйти, да пригласи вы их к себе переночевать... Знаете, читала я вашу статью, и вспомнилось: "Нет предела человеческому уму, глупость человеческая беспредельна". Уж извините.